Двадцать
девятого марта 2021 года торжественно отмечали 115-летие Тамары Артёмовны
Петросян (1906-1991) - в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои,
мемориальном доме-музее Тамары Ханум и Ташкентской и Узбекистанской епархии
РПЦ. Юбилей легендарной артистки - «первой ласточки Востока» (А.В.
Луначарский), известной в народе под именем Тамара Ханум, собрал на
международной конференции в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои
творческую общественность узбекской столицы и разных городов ближнего и
дальнего зарубежья. Вела программу автор проекта журналист Ильмира
Зайнутдинова. Вечер памяти Тамары Ханум
в библиотеке им. А. Навои проходил в режиме on- и of-line. Так, в нём приняли
участие Ян Хладик, глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, ныне
находящийся во Франции; Лорел Грей из США, получавшая уроки танца у Тамары
Ханум и ныне возглавляющая в своей стране танцевальные ансамбли “Ракс Шарки”
(«Танцы Востока») и “Тановар”. Современные цифровые технологии позволили им,
находясь далеко от узбекской столицы, лично отправить свои видеопослания (zoom)
собравшимся в честь дня рождения Тамары Ханум участникам конференции. "Семена
узбекского танца прижились в Америке и крепнут!" - этими словами завершила
своё выступление Лорел Грей в режиме on-lineи вызвала в конференц-зале аплодисменты.
Выступавший ректор Государственной
академии хореографии Узбекистана Шухрат Тохтасимов назвал Тамару Ханум, армянку
по происхождению, феноменальной интернациональной женщиной, стоявшей у истоков
узбекского национального искусства песни и танца, обошедшего полпланеты: «Ей
покорялись сцены мира». Он подчеркнул, что Тамара Ханум является одним из
инициаторов создания профессиональной балетной школы, которая открылась в 1933
году. В творческой биографии Тамары Ханум – множество ролей в спектаклях
музыкально-драматических театров Самарканда, Коканда, Андижана, участие в
организации и работа в качестве балетмейстера, танцовщицы и педагога-репетитора
Хорезмского областного музыкально-драматического театра ныне - имени Агахи в
Ургенче. Тамара Ханум принимала непосредственное участие в постановке первых
балетных спектаклей. Она являлась участницей строительства Большого Ферганского
канала – пела и танцевала, поддерживая своим искусством строителей.
«Мы сейчас в новом здании академии воспитываем молодое
поколение танцоров и всегда призываем их помнить, кто стоял у истоков
отечественного хореографического искусства. Тамара Ханум заложила основы
сценического танца, в котором раскрывается вся красота и богатство узбекской
танцевальной культуры. Наша цель помнить историю танца и приумножать достижения
первооткрывателей-хореографов и новаторов ХХ века - во имя прошлого, настоящего
и нашего будущего искусства», - завершил свою речь ректор Государственной
академии хореографии Узбекистана.
Народный хофиз Узбекистана Хасан
Раджаби поделился рукописными воспоминаниями Тамары Ханум о его отце –
академике, создателе Шошмакома, учёном-фольклористе, организаторе и
руководителе музыкальных коллективов, педагоге, общественном деятеле Юнусе Раджаби
и выразил бесконечную благодарность автору мемуаров, полных живых подробностей
многолетней творческой дружбы двух выдающихся служителей фольклорного
этнографического искусства. «Тамара — редкое явление в нашем искусстве, и в
искусстве вообще», - утверждал Юнус Раджаби. Хранитель наследия традиционной
музыки Хасан Раджаби исполнил на дутаре для гостей народную песню из альбома
макомов, записанного с ансамблем «Маком» имени Юнуса Раджаби.
Народная артистка Узбекистана Вилоят
Акилова подробно рассказала о своей дружбе с легендарной артисткой с раннего
детства, когда она часто вместе с родителями бывала в доме Тамары Ханум.
«Впоследствии я многому научилась у неё не только в ювелирной технике народного
танца, но и в домашнем хозяйстве, так как Тамара Ханум была ещё и радушной
гостеприимной хозяйкой, и прекрасной портнихой, и конструктором-дизайнером
собственных неповторимых костюмов», - заверила Вилоят Акилова.
Судьба приглашённой на юбилейный
праздник народной артистки Узбекистана, заслуженной артистки Украины Зинаиды
Соловей в чём-то схожа с Тамарой Ханум. Зинаида Соловей с родословными
украинскими корнями многие годы украшает своей яркой игрой спектакли
Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. За годы
своей творческой деятельности в театре оперетты актриса сыграла более чем в 80
спектаклях. Она и сегодня продолжает создавать на сцене театра галерею ярких
женских образов. Её образы всегда отличались собственным сценическим и
вокальным решением, всегда были и есть оригинальны, продуманы и за каждым стоит
огромная творческая работа. Для творческих вечеров актриса всегда выбирает всё
самое лучшее. Её бенефисы – это истинные праздники искусства, на одном из
которых присутствовали и рукоплескали артистке Тамара Ханум вместе с выдающейся
танцовщицей Мукаррам Тургунбаевой и народным поэтом Узбекистана Зульфиёй.
Зинаида Соловей продолжает лучшие традиции старейших мастеров прошлого века–
это творческий бренд, сложившийся из креативной работы, многоплановой
деятельности по-настоящему творческой личности, направленной на развитие
культуры и искусства Узбекистана.
Не
так давно Зинаида Соловей перенесла в тяжёлой форме «ковид» и сейчас проходит
долгосрочную реабилитацию. На юбилейном вечере памяти Тамары Ханум всеобщая
любимица выглядела прекрасно - в национальном костюме с собственноручной
традиционной украинской вышивкой и венком словно из свежих ярких алых роз на
голове и, конечно, непременно «на шпильках». Зинаида Соловей исполнила
популярную песню из репертуара Тамары Ханум «Украина и Узбекистан» и поделилась
своими воспоминаниями об этой гениальной певице, сумевшей до конца дней держать
прямую осанку, элегантно одеваться и ходить в туфельках на высоких 13-и
сантиметровых каблуках.
Однажды
Зинаида Соловей попросила Тамару Ханум поделиться с ней секретом своей
молодости. Старшая коллега посоветовала тогда молодой певице каждую весну во
время цветения фруктовых деревьев съедать три цветка урюка. В этом году весна
наступила рано в нашем крае, и к Наврузу все деревья были в цвету. Зинаида Соловей,
отметившая в 2019 году своё 80-летие, не удержалась от соблазна и съела три
цветка урюка – «эликсир» вечной молодости от Тамары Ханум.
Чадр
Шекхар, профессор, директор Индийского культурного центра имени Лал Бахадур
Шастри в краткой речи выразил признательность своего народа Тамаре Ханум за её восхитительное
исполнение индийских танцев и её
многолетнюю дружбу с Раджем Капуром. Он
привёл слова признания любви Раджа Капура Тамаре Ханум: «Мы очень любим Вас. И
наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и
исполнены Вами. С тех пор Вы — наша».
Чадра
Шехкара особенно тронул показанный на вечере видеоролик об истории одной
фотографии из музея Тамары Ханум. На экране Тамара Ханум в 70-е годы прошлого
века встречает в аэропорту Раджа Капура и его команду из Индии. Все они были
приглашены в её дом, где состоялся домашний концерт, в котором Тамара Ханум
продемонстрировала гостям индийский танец, зафиксированный на видеоплёнке.
В
этот вечер было много выступавших поклонников искусства Тамары Ханум: среди них
представители украинского посольства в Узбекистане; народная артистка
Узбекистана Гули Хамраева; экс-директор музея Тамары Ханум, искусствовед Гульсум Хамраева (on-line, США); кореевед, доктор
исторических наук Татьяна Симбирцева из России (on-line); публицист Брутт Ким; известный тележурналист Борис
Бабаев, главный редактор журнала армянской диаспоры «Деп Апага» («В будущее»)
Георгий Сааков; родные Тамары Ханум – Темур
Салахов, Анна Насимова, Рахимахон Кунгирова.
Общественный
деятель Ирина Кепанова рассказала эксклюзивно автору статьи о том, как прошёл
вечер памяти в Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной
церкви:
-
В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии 29 03 21 состоялось празднование
115-й годовщины со дня рождения Тамары Ханум.
Большая часть
времени была предоставлена Розе Эдуардовне Мухтаровой, вдове поэта Амана
Мухтарова (Оман Мухтар) - интереснейшей
личности, которая работала в самых разных учреждениях культуры. Роза Эдуардовна
с упоением рассказывала о встречах с выдающейся танцовщицей и общественным
деятелем, неоднократно иллюстрируя примерами свою мысль о том, что Тамара
Артёмовна была уникальной личностью, излучала ум и доброжелательность, а в
сфере танца была новатором, гармонично сочетая пластическое искусство с
песенным. Кроме того, Тамара Ханум оттачивала свое мастерство всю жизнь,
передавая нюансы, отличающие не только танцы одного народа от других, но также
одной области от другой.
Принесённые
Розой Эдуардовной фотографии иллюстрировали её яркий и эмоциональный рассказ,
который сам по себе был невероятно зрелищным. Думаю, очень многие
присутствовавшие искренне пожалели, что сутки не растяжимы, и встреча должна
когда-то заканчиваться...
Сквозь
призму воспоминаний и признаний в любви поклонников творчества «дочери двух
народов» вырисовывалось далёкое и близкое от нас ХХ столетие, породившее целую
плеяду талантливых людей, которые и сейчас являются культурным достоянием
республики и вызывают в нас чувство гордости за нашу страну и людей, которые
были «первыми», как танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР
Тамара Ханум, ставшая «Путеводной звездой Востока» (Майя Плисецкая).
Тамару
Ханум называли также "восточной Айседорой Дункан". Задолго до эры
телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии она уже была «своя» этническая
мега-звезда. Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про
Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, прежде чем прославиться на весь
мир. Её имя гремело не только на бескрайних просторах бывшего Союза, но и
далеко за его пределами. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского
посёлка была обязана своей баснословной популярностью целеустремлённому
характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару.
Тамара
Ханум родилась 29 марта 1906 года в скромной семье Анны и Артёма Петросовых
(Петросян), сосланных в Туркестанский край, в небольшой посёлок на станции
Горчаково (ныне город Маргилан). Выросшая в узбекской махалле, девочка мало чем
отличалась от поселковых ребятишек – босоногих, черноглазых, резвых. Когда в
посёлке появлялась труппа бродячих артистов, все они сбегались на
представление. Тамару завораживали выступления фокусников, канатоходцев,
танцоров. Дома она невольно повторяла движения артистов. С каждым разом
неловкие «па» становились всё увереннее, и уже в шесть лет девочка заслужила
первые аплодисменты, танцуя перед роднёй.
"Вот
увидите, она еще станцует в Париже!" - как-то горделиво заметила мать,
рассмешив присутствующих. Но прошло время, и триумфальное выступление в Париже
положило начало блистательной карьере молодой танцовщицы. В те далёкие времена
на мусульманском Востоке «женщина на сцене» - такое было немыслимо. По обычаям
Туркестана, после раннего замужества жизнь женщины ограничивалась «ичкари» -
женской половиной дома, а лицо и тело были надёжно спрятаны под паранджой и
закрытыми платьями. Тамара подрастала, и окружающие люди всё чаще говорили
Петросянам, что их дочь ведёт себя неподобающим образом - ведь та и не думала
бросать своё увлечение танцами. Отцу даже угрожали расправой, если он не
приструнит своё дерзкое чадо.
Однако
вмешался счастливый случай: на станцию Горчаково прибыл агитпоезд
"Восток" с коллективом артистов под руководством Хамзы Хаким-заде
Ниязи, будущего классика узбекской литературы. Такие миссии искусства "для
просвещения народа" были очень распространены в первые годы советской
власти. Кто-то рассказал Хамзе о талантливой девочке, и это решило её судьбу: в
конце 1918 года Тамара впервые вышла на настоящую сцену. Впоследствии она
рассказывала: «Первая любовь – это сцена. Первые волнения – это тоже сцена».
Ей
было только 12 лет, но она уже выступала перед зрителями наравне с остальными.
Танец жил в ней органично, заряжал страстью, требовал воплощения. Выступления
на самодеятельных концертах резко выделяли юную танцовщицу, она по-прежнему
была единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся танцевать
публично, да ещё с открытым лицом. Угрозы в адрес Тамары продолжались, и
родители, от греха подальше, отправили дочь в Ташкент.
В
1922 году девушка поступила ученицей в Ташкентскую балетную труппу и стала
танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые
узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Етым Бабаджанов, Али Ародобус Ибрагимов. Увы,
слухи о «непристойном» поведении Тамары дошли до её родного посёлка, и местные
фанатики зверски расправились с её отцом в 1921 году. Мать осталась одна с
детьми, и те крохи, которые Тамара получала за выступления, шли на кусок хлеба
для родных.
Балетная
труппа гастролировала по Средней Азии, давая концерты народных танцев. В
маленьких городках и кишлаках в адрес девушки-танцовщицы нередко летели угрозы
и камни. Одно выступление чуть не стоило Тамаре жизни: разбушевавшиеся зрители
готовы были разорвать её в клочья. Спас один из артистов, известный музыкант и
острослов Юсуфджан-кызык. В суматохе он накинул на неё паранджу и помог
незаметно выбраться из толпы. “В те годы мало было быть артисткой, —
вспоминала Тамара Артёмовна. — Жизнь требовала стойкости, мужества”. Её
боевые подруги по ансамблю Тупахон и
Нурхон расплатились жизнью за своё призвание, но историю нельзя повернуть
вспять. Её творчество вдохновляло и привлекало девушек на сцену. Так, в студии
в 1929 году при труппе, выросшей в «Узбекский государственный музыкальный
театр», появились Мукаррам Тургунбаева, Розия Каримова, Халима Рахимова, Гавхар
Петросова, Лиза-ханум Петросова и другие. Агитпоезд побывал во многих городах и
сёлах Узбекистана, агитируя за выборы в Советы, за новую жизнь, за раскрепощение
женщины. И на каждой встрече звенел голос “первой восточной ласточки”. Она
облетела полмира, неся на крыльях прообраз весны человечества, залог мира и
всеобщей любви.
Требовалась
немалая сила духа и убеждённость в своей правоте, чтобы не сдаться. В 1923 году
она отправилась в Москву для продолжения образования в Театральном техникуме
им. А.В. Луначарского. Московские зрители компенсировали все неприятные моменты
первых выступлений, встречая искусство молодого дарования ажиотажем. Именно в
Москве она получила своё второе метафорическое имя - "Первая ласточка
Востока" от
А.В. Луначарского
после памятного выступления в 1924 году в Университете народов Востока.
Бывало,
что особенно настойчивые поклонники пробирались после концерта за кулисы, чтобы
лично выразить артистке свой восторг. Так что, когда один такой молодец
очутился в гримёрной и осыпал её комплиментами, Тамара не удивилась. Им
оказался известный певец Мухитдин
Кари-Якубов. Представив его, руководитель сказал ей: "Теперь вы будете
выступать вместе". Тогда она не предполагала, что Мухитдин станет её
первым мужем, отцом дочери Ванцетты. Молодые супруги отправились в первую
заграничную поездку, во Францию. В 1925 году в Париже проходила Всемирная
выставка декоративного искусства. Мухитдину Кари-Якубову и Тамаре выпала честь
представлять на ней свой край. Их выступление имело ошеломляющий успех: об
узбекских артистах парижане ещё долго потом вспоминали.
Возвращаясь домой, супруги проехали
через Германию, где с Тамарой захотела познакомиться прославленная танцовщица
Айседора Дункан. Она попросила Тамару позволить ей потрогать и пересчитать её
позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на
такие невероятно сложные и прекрасные движения. Широкое признание и славу
Тамара вкусила в 19 лет. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Она
объездила половину земного шара, и не счесть стран, где отплясывали её
маленькие ножки. После одной забавной истории за ней прочно закрепился
псевдоним Ханум. Случилось так, что перед крупным концертом в Москве один из
его организаторов услышал, как земляки называют Тамару "ханум"
(женщина). Назавтра афиши с именем "Тамара Ханум" висели по всему
городу.
Иностранцы
никак не могли понять, какой же национальности эта поразительная танцовщица.
Армянка по крови, выросшая в узбекской махалле, Ханум из каждой поездки
привозила домой новый танец, перевоплощаясь в него с огромной силой. В её
творческой копилке собрались танцы 86 народов мира. Тамара запоминала не только
танцевальные «па», но и особенности походки, мимики, телодвижений, присущие
жителям разных стран. Костюм, грим и сам танец преображали её настолько, что
каждый народ принимал эту великолепную женщину за свою землячку.
Вторым
мужем Тамары Ханум был композитор Пулат Рахимов, он стал отцом Лолы. Когда
Пулата Рахимова спрашивали, что он чувствует, когда его жена танцует перед
другими на сцене, гастролирует без него по разным городам, странам и континентам, ходит с
накрашенным лицом по улицам города и улыбается с открыток, которые может купить
любой мужчина, — Рахимов отвечал: «Гордость».
Накопив
творческий опыт, в 1930 году именитая артистка пробует свои силы в качестве
балетмейстера. В 1932 году, в сотрудничестве с режиссёром Зухуром Кабуловым и
композитором Пулатом Рахимовым, она организовала театр в Ургенче, где выступала
одновременно балетмейстером, танцовщицей и педагогом-репетитором. По её
инициативе была открыта школа классического балета в Ташкенте, впоследствии
ставшая Государственной академией хореографии Узбекистана.
В
1935 году Тамара Ханум вновь едет в Европу с Уста Алимом Камиловым, Абдукадыром
Исмаиловым, Тохтасыном Джалиловым. За создание и исполнение танца «Пилля» на I
Всемирном фестивале народного танца, проведённом в Лондоне в 1935 году, Тамара
Ханум получает золотую медаль, а виртуозное искусство Уста Алима вызвавшее
восторг зрителей, вознаграждается ещё одной персональной медалью. В 1935 году
на Международном фестивале танца в Лондоне британская королева лично вручила
артистке высокую награду за вклад в мировое искусство.
В
1938 году она совершила переворот в сценическом искусстве, совместив два жанра
- песню и танец. Теперь артистка ещё и пела на многих языках, причём, без
акцента, полностью вживаясь в создаваемый образ. "Едва я сделаю шаг
из-за кулис навстречу залу, - говорила она, - физически ощущаю тысячи
невидимых нитей, которые молниеносно возникают между мной и зрителем. Чем
больше этих нитей, тем лучше звучит голос, в меня словно вселяются тысячи
бесов, которые и творят мой танец", - признавалась она. Эта экспрессия,
одержимость любимым делом, необыкновенное трудолюбие и Богом данный талант
много лет держали её на вершине всеобщего уважения и восхищения.
Во
время Великой Отечественной войны Тамара Ханум прошла с концертами весь фронт,
от Тихого океана до Европы – освобождённые города Кавказа, Киев, Вена и Баден
рукоплескали ей. Она вместе с бригадой Узбекской филармонии дала больше тысячи
концертов, приближая день Победы. В 1943 году свою Государственную премию
Тамара Ханум передала в Фонд обороны страны. На эти средства был построен танк,
гвардейский экипаж которого — бойцы из Узбекистана — геройски громил врага. В
1943 году первой советской артистке присвоили воинское звание капитана и дали
право на ношение оружия.
Главы
государств, видные политики, артисты, общественные деятели почитали за честь
увидеть выступление Тамары Ханум и лично познакомиться с нею. Таких людей было
много в жизни Тамары Ханум: А.В. Луначарский, С. Есенин, В. Маяковский, Г.
Уланова, А. Хачатурян, Д. Шостакович, П. Пикассо. Сотрудники музея бережно
хранят платок с «Голубем мира», старательно вышитый собственноручно Тамарой
Ханум по эскизу Пабло Пикассо, подаренному ей. Композитор Исаак Дунаевский
писал: "Вы меня приглашаете в солнечный Узбекистан. Спасибо! Но солнечной
будет любая страна, любое место, где находитесь Вы и Ваше замечательное
искусство!"
В
1986 году в Ташкенте в доме Тамары Ханум ещё при её жизни открылась постоянно
действующая выставка более двух тысяч костюмов актрисы, а в 1994 году открыт
Мемориальный музей Тамары Ханум. Каждый костюм, расшитый золотыми и серебряными
нитями, драгоценными камнями, - сам по себе образец прикладного искусства.
Музей Тамары Ханум сохранил интерьеры жилых комнат, костюмы, записи песен,
великолепную коллекцию картин, подарков, фотографий и рукописей выдающейся
артистки. Среди них - неопубликованные воспоминания, а также стихотворения,
созданные уже в период зрелости, на склоне лет. В одном из них Тамара Ханум
обыгрывает строчки Омара Хайяма: "То, что Судьба пришла тебе дать,
нельзя не умерить и не отнять..."
Тамара Ханум — реформатор
исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и
танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной
миниатюры. О ней говорили: «Руки, которые поют даже без голоса». В её
программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» - более
500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира.
О Тамаре Ханум говорил польский литературовед, поклонник её искусства Т. Комар:
«Вы — дочь всех тех народов, песни которых поёте».
Мне
посчастливилось впервые в 1986 году побывать в гостях у Тамары Ханум вместе с
моим двоюродным дядей, историком, автором книги "Армяне в Средней
Азии" Аркадием Агалуновичем Григорьянцем и поздравить тогда её с 80-летним
юбилеем и преподнести всенародной любимице огромный букет бело-розовых гладиолусов.
Впоследствии мне ещё не раз приходилось встречаться с Тамарой Ханум на
тематических вечерах и собраниях Армянского культурного центра в Ташкенте, для
которого, я знаю, она много сделала, а также на отдельных республиканских
художественных выставках, где часто экспонировались работы её дочери Ванцетты.
Всюду, где бы ни была наша узбекская Примадонна, она вносила своим присутствием
в окружающую атмосферу творческий импульс артистизма и неувядающей
женственности. Люди уходят, а душевное тепло даже от одной встречи с ними
остаётся в памяти на всю жизнь.
Тамара Артёмовна рассказывала с увлечением
о своей жизни, и я про себя отмечала,
как часто в её речи проскальзывают армянские, узбекские и азербайджанские
слова, пословицы. Вот что значит всю жизнь петь на разных языках и воспринимать
их как родные! Артистка свободно читала наизусть стихи классиков, потом
спросила, не хотим ли мы послушать строки, написанные ею самой. В них были
слова о “кладовой сердца”, которая до конца дней должна быть полна, чтобы любой
мог взять из неё всё, что ему понравится. Это были превосходные стихи. В них —
бесконечная щедрость души замечательной артистки, сумевшей так много лет дарить
людям песню и танец, а вместе с ними — радость, счастье и надежду.
Тамара Ханум умерла в 1991 году в Ташкенте, похоронена на мусульманском кладбище «Чагатай» рядом с выдающимися деятелями политики, науки, искусства Узбекистана. В июне 2006 года в выставочном зале Центра современного искусства Академии художеств Узбекистана (ныне Дом фотографии) была организована большая юбилейная экспозиция из цикла "Наше наследие". Она была посвящена столетию со дня рождения талантливой незабываемой народной артистки СССР Тамары Ханум. Сюда вошли ценные фотографии, музыкальные инструменты, художественные полотна с изображением первой в республике танцовщицы и исполнительницы многонационального фольклора, автографы близких Тамаре Ханум друзей, известных советских и зарубежных деятелей литературы и искусства, а также костюмы разных народов, в которых посчастливилось ей искусством танца и неповторимого вокала покорить весь мир. На нынешней конференции в библиотеке им. А. Навои под названием «Ей покорялись сцены мира» также была представлена экспозиция архивных документов, изображающих Тамару Ханум в её знаменитых образах, журнальные и газетные публикации из государственных и частных архивов, посвящённых жизненному пути народной артистки. Сегодня творческое наследие «первой ласточки Востока» осознаётся как неотъемлемое достояние Республики, включающее в себя культурные традиции многих народов мира.
Гуарик Багдасарова
Фото: Шахзод Шокаримов, Ирина Кепанова