четверг, 27 мая 2021 г.

В ожидании премьеры "Эзоп" в ГАРДТ Узбекистана

 



В минувшую среду 26 05 21 худсовет после прогона нового спектакля «Эзоп» на сцене ГАРДТ Узбекистана одобрил успешную работу его постановочной группы и великолепную игру актёров. Деятели культуры отметили в последних постановках старейшего ташкентского театра, включая современную трагикомедию «Эзоп», долгожданное возрождение академического направления в нём и желание труппы развивать лучшие драматические традиции, заложенные их предшественниками. Худсовет рекомендовал Министерству культуры Узбекистана разрешить показать премьеру массовому зрителю при строгом соблюдении индивидуальных санитарных мер безопасности в условиях пандемии в ближайшие дни до наступления «мёртвого» сезона, когда артисты уйдут в летний отпуск.

Режиссёр–постановщик ГАРДТ Узбекистана, заслуженная артистка Узбекистана Ирина Авдюшкина представила спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо (1915-1997). Многие его пьесы представляют собой своеобразные обработки античных сюжетов. Драматург сосредоточивает внимание на проблемах, которые волнуют современного человека: свобода личности, война и мир и т.д.

Ирина Геннадьевна прослужила Мельпомене в ГАРДТ, антрепризном театре «Аладдин», в ярославском Камерном драматическом театре под руководством Владимира Воронцова. Её постановки на сцене ГАРДТ «Крошка», «Времени вагон», показанные в этом году во время Недели театрального искусства в узбекской столице (21-27 марта 2021), имели оглушительный зрительский успех. В эксклюзивном интервью для сайта «Культура. Уз» Ирина Авдюшкина поделилась своими размышлениями о новом спектакле:

- Когда я прочла эту пьесу – она меня просто потрясла и оставила во мне неизгладимое впечатление. Мне захотелось её воплотить на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. Главный режиссёр театра Валихан Умаров меня поддержал и позволил поставить эту пьесу на сцене ГАРДТ вместе с художником-постановщиком (сценография и костюмы) Марией Сошиной и нашей спаянной труппой, работавшей над спектаклем четыре месяца (60 репетиций). В спектакле заняты: заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов, Наталья Спиридонова, Юрий Антипин, Сергей Архипов, Игорь. Бухаидзе, Екатерина. Белова, Анастасия Пенькова, Андрей Заровский, Алексей Ким, Сардор Хасанов, Эльвина Хадаева.

.

В прогонном спектакле с полной отдачей роли исполняли: заслуженный артист Узбекистана О. Галахов – философ Ксанф; Н. Спиридонова (Клея, его супруга); С. Архипов (искусный баснописец Эзоп), А. Пенькова (служанка Мели); А. Заровский (Агностос – воин), С. Хасанов (раб Эфиоп).

Главная идея спектакля, которую я озвучила во время его сдачи на худсовете: «Никто не имеет права из другого человека делать раба». Люди должны быть свободны, и мы должны уважать людей. Эта тема меня волновала больше всего. Она особенно актуальна в наши дни в современном разобщённом жестоком мире.

Мы сегодня говорим: «Владеть эзоповым языком», подразумевая под этим высказыванием свободу Эзопа в своих кратких развлекательных сюжетах, изобилующих иносказаниями, говорить о самых насущных, прежде всего духовных, проблемах бытия. Басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга, Крылова. Многие из них звучат в нашем спектакле в первозданном виде.

…Очень хочется артистам как можно скорее сыграть спектакль на массового зрителя.



Художник-постановщик Мария Сошина подтвердила, что ей легко было работать с И.Г. Авдюшкиной, так как ей был с полуслова понятен и принят целиком без творческих метаний художественный замысел режиссёра. Мария Сошина сумела реализовать главную идею спектакля в лаконичной минимизированной сценографии и красивых античных костюмах героев пьесы. В горизонтально вытянутой декорации, напоминающей мраморные постаменты для античных статуй, почти нет вертикалей, характерных для сложившейся древнегреческой архитектурной системы - колонн дорического, ионического, коринфского классических ордеров. На горизонте вместо афинского Акрополя угадываются контуры Олимпа, над которым густеют облака.

Реально на сцене не было ничего лишнего и между тем, по словам режиссёра-постановщика, «если ружьё повешено на стене – оно обязательно выстрелит в последнем действии». Так и в новом спектакле каждая деталь на сцене несёт глубокое символическое значение вплоть до финальной сцены. В финале душа оклеветанного брошенного со скалы Эзопа местными жителями в Дельфах превращается в восходящую звезду над Олимпом – жилищем богов. Прекрасная музыка французских композиторов-мультиинструменталистов ХХ века Рене Обри и Ле Браза - возбуждают в зрителях позитивные импульсы к активному мышлению. Мария Сошина подтвердила, что ей приятно работать в сплочённой команде под руководством И.Г. Авдюшкиной, так как она берётся реализовать на сцене очень смелые творческие проекты, которые даже мужикам не всем по плечу.

Наиболее полно гуманизм творчества Фигейредо раскрывается в пьесе «Эзоп» (1952), в которой драматург утверждает право человека на свободу, человеческое достоинство. Это одна из трактовок жизнеописания древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI веке до н.э. Уродливого раба с острова Самос, один взгляд на которого вызывает слёзы и отвращение, бесплатно приобретает в придачу к дорогим товарам античный самовлюблённый и слабохарактерный философ Ксанф. Античного философа, Нарцисса по своей природе, органично, цельно играет Олег Галахов: актёр то бросается в откровенный фарсовый гиперболизм в первом действии, то в крайний безысходный трагизм своего положения во втором действии.  Особую естественную живость и комизм вносит в спектакль актриса театра А. Пенькова, исполнительница роли служанки Мели: она, как всегда, очень хороша, заразительна и органична на сцене.



Эзоп, олицетворение совести, разбудил всех постояльцев богатого дома и фактически сломал их обывательский привычный образ жизни. Эзоп не только услаждает ум хозяина забавными баснями и историями, но и помогает ему выпутаться из нескольких неприятных ситуаций, грозящих Ксанфу позором. Он выбрал свободу, что для него дороже жизни. Поэтому они все рабы, а Эзоп – свободная личность. Их делает рабами конформизм – их смирительная рубашка - подчинение социальным заповедям и жажда наживы. В этом парадокс и кульминация спектакля.

На прогоне революционный образ Эзопа пластично и артистично убедительно, правдоподобно сыграл актёр с большим творческим опытом - Сергей Архипов. Зрители его помнят по главным ролям в чеховских пьесах: «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», а также в спектакле «Бешеные деньги» А.Н. Островского и других классических постановках.



Жена хозяина, красавица Клея - новое открытие для нашего зрителя – это дебют Натальи Спиридоновой. Актриса раскрыла сложный противоречивый характер полубогини невиданной красоты и стати, которой вовсе не чужда борьба между свободой и необходимостью – одной из главных противопоставлений жизни людей и общества. В ходе спектакля она словно не замечает, как талант, одухотворённость, внутренняя красота Эзопа затмевают в её глазах отпугивающую внешность… Она признаёт в рабе право на свободу выбора и, в конце концов, смиряется со своим положением отверженной. В итоге раб Эзоп оказывается в спектакле единственным свободным человеком и целым новым явлением, по мнению режиссёра-постановщика.



            «Театр, - дополняет нашу беседу с режиссёром-постановщиком И.Г. Авдюшкиной и художником-постановщиком Марией Сошиной заведующий литературной частью Владимир Леонидович Островский, - предлагает Вам произведение откровенно философское, борьбу идей, публичное столкновение мыслей. И, совершая вместе с театром путешествие вглубь истории, мы обнаружим там те же проблемы, которые пытаются разрешить наши современники, потому что вопросы о смысле жизни и границах свободы человека относятся к категории бессмертных».

Гуарик Багдасарова

ФОТО Алижона Андакулова

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий