всё
дальше уплывают велотреки,
которым ни конца и ни начала…
А. Файнберг. Велотреки
Уже стало доброй прочной традицией отмечать каждый год День рождения Александра Файнберга (1939-2009) в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при Русском доме в Ташкенте даже после ухода народного поэта Узбекистана в вечность.
Второго
ноября 2021 г. великому поэту современности Александру Файнбергу исполнилось бы
82 года… Как и при жизни, поэт собрал полный конференц-зал Русского дома: здесь
11. 11. 21 собрались его друзья, единомышленники, поклонники его поэзии, никого
не оставившей равнодушными в этот вечер. Иллюзию живого общения с поэтом
подарил всем присутствующим биографический 20-минутный фильм Джасура Исхакова
«Александр Файнберг». В нём главный герой в домашней обстановке на кухне рядом
со своей верной подругой жизни Инной Коваль за пиалкой чая и на улицах родного
города, обходя старые дворы, которые поэт так любил воспевать в своих стихах,
хрипловатым голосом, покуривая, очень буднично и доверительно рассказывает о
себе, своих родителях, профессии топографа, армейской службе в Таджикистане,
совместной работе с Инной Коваль в многотиражной газете «Ташкентский
университет» в самом начале литературной
карьеры и о крылатом Пегасе, приходящем к нему в лучшие часы творческого
озарения (этот случай он описал в стихотворении «Подкова»). Зрители вновь ощутили
на себе абсолютную искренность души и таланта Александра Файнберга, без
которого не могло бы возникнуть чуда из чудес, о котором в своё время говорил
поэт: «Прощай, заветная строка! // Без чувства не возникнет чуда, // Всё, что
угодно – получувства, // Но только не предмет стиха». Благодаря этой полной
беззаветной отдаче творчеству, поэт словно продолжает жить полнокровной жизнью после
жизни, когда любое затишье – это лишь временная передышка:
Молчи, пока
Господь меняет струны
Меж звёздами и травами
земли…
Среди
выступавших на вечере был известный писатель, литературный критик и публицист
Узбекистана Алексей Петрович Устименко, возглавлявший в разные годы журналы:
«Звезда Востока» и «Восток свыше». Среди многих произведений талантливого
писателя - много книг разных жанров и тематики таких как сборник рассказов
«Когда стреляют на перевале», повестей «За кольцами далекого Сатурна»,
«Догоняющий камень», «Тень победителя», «Хмарь стеклянной Бухары», двухтомный роман
«Странствующие в золотом мираже». Ему выпала честь редактировать книгу
воспоминаний об А. Файнберге «Лист с неровными краями, сохрани мои стихи...»
(Т., 2016).
Алексей
Петрович был знаком с Александром Файнбергом с 1966 года. Многие часы досуга
они проводили вместе и с той поры сохранили доверительные взаимоотношения. Об
этом более подробно А.П. Устименко пишет в коллективном сборнике мемуаров «Лист
с неровными краями…» в одноимённом очерке.
А.П. Устименко на вечере рассказал, что у Александра
Файнберга было не так уж много близких друзей, гораздо больше было вокруг него
людей, нуждавшихся в его наставнической поддержке. В 70-ые годы А.А. Файнберг
вёл тогда открывшийся семинар молодых писателей при СП Узбекистана и многим
первопроходцам дал путёвку в печатную литературу не только моральной
поддержкой, но иногда мобилизующей критикой. Многие «семинаристы» его доверие
оправдали и благодарили его за это до конца жизни.
Среди
них ныне член СП Узбекистана Олег Георгиевич Бордовский, рассказавший на вечере
о счастливом случае, перевернувшем его жизнь уже в зрелые годы. Александр
Файнберг в популярном периодическом издании «Новый век» отметил добрым словом
стихи Олега Георгиевича, годившегося ему в отцы по возрасту, но делавшего
первые несмелые шаги в литературе. Александр Файнберг предварил дебют Бордовского
статьёй «Две притчи Олега Бордовского». Это означало, что что-то согрело Мэтра
в стихах начинающего поэта и заставило его дать ему путёвку в большую
литературу и позднее послужило замечательной рекомендацией в Союз писателей
Узбекистана. Олег Бордовский на вечере отрывочно прочитал свой «венок сонетов»
на «вольный сонет» А. Файнберга «Как в ощип кур, я влип в капкан сонета» и
посвящение А. Файнбергу: «Поэты уходят – стихи остаются».
А.П.
Устименко рассказал, как Александр Файнберг всячески поддерживал издание
единственного в стране литературно-художественного журнала «Звезда Востока» и
подписку на него по инициативе его редактора Устименко, чтобы журнал мог выжить
на рынке СМИ. По мнению выступавшего писателя, в Файнберге уживались две различных
ипостаси: большой Поэт и обычный, простой, скромный человек, которого многие
запомнили по его «джинсово-свитерной экипировке» 60-х годов, никак не
гармонирующей с официальным званием народного поэта Узбекистана, присвоенного
ему в 2004 году. Он словно навсегда остался в студенческой юности журфаковцев
ТАШГУ с его детской способностью радоваться всему, неистребимым чувством юмора,
бесконечными импровизациями и душевной, иногда по-мужски грубоватой прямотой,
позволявшей ему прощать всё, кроме предательства и подлости. Это мнимое
кажущееся раздвоение личности не мешало ему быть независимым Поэтом высокого
класса, не похожим ни на кого, и патриотом своей родины до мозга костей.
Главное,
что до нас донёс А.П. Устименко – разгадку названия книги воспоминаний об
Александре Файнберге «Лист с неровными краями, сохрани мои стихи…» из первых
уст автора этих строк. Разгадка крылась в стихах из одноимённого сборника
«Лист», вышедшего при жизни поэта в 2008 году: «Над глубокими морями // звёзды
в небе высоки. // Лист с неровными краями, // сохрани мои стихи. // Не для
чтенья без запинки. // Строки жизни - // для души. // Как в тайге живут
тропинки, // как в озёрах – камыши. // Лист с неровными краями, // сохрани их,
сохрани. // Не потомкам на закланье, // не для ропота молвы. // Как улыбку, //
как дыханье, // ветра, моря и листвы».
«На таких листах пишутся завещания, - подводит
итог своему одноимённому очерку в коллективной книге воспоминаний А.П.
Устименко. – Он и написал его, когда-то давно, чтобы теперь, вынув из
библиотеки всех своих стихов, сделать названием книги – последним завещанием
для всех».
Дина
Фенютина поделилась своими воспоминаниями об Александре Аркадьевиче Файнберге. Её
муж Святослав Михайлович Фенютин был первым заместителем директора Телеграфного
агентства Узбекистана, куда захаживал поэт пообщаться с журналистами и
поделиться своими новыми стихами. Приятельница Дины Фенютиной – филолог Вера Манычева-Березина, преподаватель
Суворовского училища, подарила своей закадычной подруге два сборника А.
Файнберга: «Далёкие мосты» (Т., 1978) и «Не плачь, дорога» (Т., 1997). В них
читательница на полях этих книг оставила многочисленные записи – свои
комментарии к стихам, выполненные шариковой ручкой. Позволю себе процитировать
один из этих отзывов: «Моё, к сожалению, позднее открытие. Поэт высокого
класса, дивного дарования. Готова выучить всё». На вечере Дина Фенютина
прочитала чудесное стихотворение Александра Файнберга «На столах хрустит
капуста», словно написанное не пером, а широкими мазками кистью фламандского
живописца, потому что в слове так красочно, метафорично передать сок и хруст капусты, «ступок стук да
лезвий свист»; «Не у всех одна закуска, // но рассол – один для всех», казалось
бы, просто невозможно.
Для
большинства из нас, как например, директора «Мангалочьего дворика Анны
Ахматовой» Альбины Маркевич, поэта Олега Бордовского и для писателя Владимира
Васильева, «истинная сущность человека проявляется в его творчестве», поэтому
нам необходимо, прежде всего, общаться с этой сущностью. Собравшиеся любители
поэзии, активисты ахматовского музея Ирина Кепанова, Ирина Парамонова, Татьяна
Пак, Мунира Бабаярова и его гости: Андрей Соболев, Елена Алексеева, Лариса
Павлева, Галина Воротникова, Наталья Песня, Светлана Ткаченко, в основном,
читали стихи из сборника «Лист», книги воспоминаний «Лист с неровными краями…»,
а также нового сборника современной поэзии Узбекистана «Доира», в котором были
опубликованы переводы А. Файнберга из поэзии Рустама Мусурмана, Сирожиддина
Сайида и Хосият Рустамовой. Некоторые стихи прозвучали дважды на этом вечере
вслед за Александром Файнбергом, который доверительно их читал с экрана.
Мелодия стихов сливалась с музыкой Вильданова, Янов-Яновского, Гараняна в
фильме и воскресала в памяти то, что мы пережили уже однажды, но забыли в суете
будней и теперь вновь, благодаря этому вечеру, обрели снова на душевном подъёме
– память о Поэте и его творческих вечерах с другими авторами и музыкантами,
исполнявшими песни на его стихи, память о нас самих, о том, что объединяет
всех, живых и ушедших.
В
стихах Александра Файнберга мы ощущали всеобщую любовь к нашей родине, спасительно
вновь узнавали себя и тех, кто нам близок и дорог… Мы могли его стихами объяснить
ошибки нашей бурной молодости и наши поздние прозрения и простить наших
обидчиков и самих себя, чтобы продолжить жизнь с чистого листа под вечным
азиатским небом голубым:
Город
милый. Голубая бездна.
Первая
улыбка и слеза.
Над
провалом чёрного подъезда
Светится
зелёная лоза.
В
летнем небе над железной крышей
Генкин
свист гоняет голубей.
Я
не знаю, где ещё увижу
Переулок
ближе и родней.
Что
ещё однажды и навеки?
Только
звёзды. Звёзды и луна.
Дом
снесли. Но светятся меж веток
Вечерами
два родных окна.
Светятся
безропотно, устало.
Ждут
меня, не гаснут на весу.
Где
б меня по свету ни мотало,
умирать
сюда я приползу...
Актриса
Елена Бурова рассказала о своём восторженном впечатлении от творческого вечера
Александра Файнберга в Молодёжном театре, в котором она работала, и воскресила
в нашей памяти артистичной декламацией другой стих поэта из азиатского цикла. В
нём автор с особой нежной любовью передал документальную точность деталей азиатского
быта и свой планетарный охват, в общем-то, будничного, на
первый взгляд, события, увековеченного в стихе мастером слова: «Здесь и
просторно, и высоко. // И к чайхане на берегу // сбегают мазанки посёлка // и
замирают на бегу. // Чайханщик горд самим собою. // Постиг он звёздные миры. //
Восходит в небо голубое // зелёный свет от пиалы. // Собака дремлет под
навесом. // И вечной думой о земном, //
присев на корточки, невестка // разводит дым под казаном. // Здесь те же ниши,
те же плошки. // И в центре низкого стола // ложится свежая лепёшка. // Она
по-прежнему кругла. // Всё моей памяти знакомо. // В снегу вершины. Этот быт.
// Калитка. Дворик. Номер дома. // Лишь номер века позабыт».
Я после затяжной болезни – хронического
бронхита – собрала всю свою волю в кулак и пришла в Русский дом приобщиться к
празднику поэзии Александра Файнберга, где рассказала в стихах и прозе свою
историю знакомства с Александром Файбергом:
Поэт
осенних велотреков, кумир со школьных лет
Хоть раз, но стану чемпионом…
А. Файнберг. Трек
Мы
познакомились в 68-м году
На
школьном вечере поэзии Есенина.
Я
наизусть читала «Шаганэ»
И
сбивчиво цитировала Горького.
Вверх
дном перевернулся школьный мир:
На
сцену Александр Файнберг выходил.
Пронзительно
читал стихи из «Велотреков»
И
мне на память первый сборник свой вручил.
Подарок
берегла как оберег и как зеницу око,
Но
книга по рукам журфак весь обошла
И
затерялась в анналах Московского университета.
Память
сохранила «широкие, как реки», велотреки.
Поэт
осенних велотреков – он чемпион на этом треке
И на
восьмом десятке лет имеет дар касаться неба
И
сердца заодно. От временного к вечности влечёт,
Опережая
будущее время, – на то Пророк он и Поэт.
02
11 19
Меж знойными квадратами полей
она легла до горного отрога —
гудроновая старая дорога
в тени пирамидальных тополей.
Я в юности не раз ходил по ней
с теодолитом и кривой треногой.
Я пил айран в той мазанке убогой,
где и теперь ни окон, ни дверей.
Печальный край. Но именно отсюда
я родом был, я родом есть и буду.
Ау, Европа! Я не знаю Вас.
Вдали орла безмолвное круженье.
В зубах травинка. Соль у самых глаз.
И горестно, и счастливо мгновенье.
В
2006 году я издала книгу поэзии, прозы, публицистики «Близкое эхо», в которой
целую главу «Дороги, дороги…» посвятила нашим мотопутешествиям. Эту книгу на
одном из творческих встреч с Александром Файнбергом в Ташкентском доме
фотографии я подарила любимому поэту.
Александр
Аркадьевич дружил с композитором Феликсом Янов-Яновским, написавшим музыку к
нескольким мультфильмам режиссёра Назима Туляходжаева, автором сценариев
которых был А. Файнберг. Одна из последних совместных работ была песня
«Дорога», написанная к фильму «А впереди манящая дорога». Незадолго до ухода
Поэта состоялся совместный творческий вечер, на котором Александр Файнберг
читал свои стихи, а композитор Феликс Янов-Яновский показывал песни, написанные
на его стихи. Не только для участников программы, но и для всех зрителей это
был незабываемый и неповторимый вечер.
Александр
Файнберг писал тексты песен для ташкентского мюзик-холла «Путешествие
Синдбада-морехода» в постановке Марка Захарова. Однажды в новогодней передаче
на радио «Ташкент» он рассказал об удивительном случае, когда по радио передали
песню основателя и ведущего передачи «Играй, гармонь» Геннадия Заволокина из
Новосибирска. В этой передаче слова песни назвали «народными», что вовсе не
огорчило, а даже обрадовало автора стихов как «высшая похвала».
Барды
из ТО «Арча» украсили вечер авторскими песнями под гитарный аккомпанемент на
стихи Александра Файнберга. Свежо и проникновенно прозвучали «Флейтист»,
«У апреля зелёные тени» в исполнении Дании Рысаевой. Геннадий Арефьев в этот вечер по-особому
задушевно интерпретировал свои старые и новые песни: «Восточный двор с кривой
луною», «Открытка», «Два поэта»,
«Латвия», «Моя печаль», «Когда тебе за тридцать лет», вызвав у слушателей
аплодисменты. На экране менялись кадры семейной фотохроники,
предоставленной Инной Глебовной Коваль. На многих из них рядом с Александром
Файнбергом его близкие родные и друзья, поклонники его творчества. Совершенно
особое место среди них занимает талантливая журналистка, первый читатель и
честный критик поэта Инна Коваль – это жена поэта, которой он посвятил такие
возвышенные строфы: «Ты спасительна. Инка. Инка. // Журналистка, малышка,
льдинка. // В снегопаде афиши, титры. // В снегопаде – мурзилка в свитере… // Ты
на лестнице постоишь, // Ты на цыпочках позвонишь. // Принесёшь мне огни с
мороза, // Все в снегу, как шары мороженого. // Я губами к пальчикам чутким //Припадаю,
// Как будто к чуду».
На
вечере также прозвучало самое сокровенное стихотворение «5-ый проезд Жуковского»,
посвящённое Инне. По этому адресу в начале 60-х годов проживал молодой и весёлый
поэт Александр Файнберг. Он стал родным и любимым переулком в Ташкенте для них.
Этот частный адрес со временем стал дорогим и всеобщим для всех читателей этого
изумительного признания Поэта в любви своей единственной Музе:
Когда
я устану,
пьяна от весеннего ветра,
принеси
мне сирени горькую ветку
из
того переулка,
где в небе труба завода,
где
весна навсегда пригнула заборы.
Эта
гроздь голубая – бальзам от печали.
Припаду
к ней губами –
и мне полегчает.
А
когда на душе
станет вдруг по-осеннему мглисто,
принеси
мне охапку
опавших пылающих листьев
из
того переулка,
где небо… прощальные стаи…
Эта
осень… я помню…
Она с голубым золотая.
А
когда я умру,
а
умру я, наверно, не скоро
ты
однажды приди
к тем деревьям, подъездам, заборам.
Ты
приди в переулок,
как в детство чужое, однажды.
Там
над крышами змей –
мой небесный кораблик бумажный.
Улыбнись
переулку
легко и светло, как во сне.
Улыбнись
без печали,
как небу, как
жизни, как мне…
«…И мне теперь
всегда туда возвращаться и приходить», - признаётся Инна Глебовна и сегодня.
По
окончании вечера все собравшиеся аплодировали Александру Файнбергу за его
«метафизически безвозмездный дар всем нам» (Елена Атланова), супружеской чете –
Джасуру и Мастуре Исхаковых, предоставивших лучший документальный фильм об
Александре Файнберге и, конечно, организатору вечера – общественному деятелю
Ирине Кепановой за прекрасный музыкально-литературный вечер, посвящённый Дню
рождения Александра Файнберга.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий