Персональная выставка живописи «Дух родной земли» Дилором Мамедовой открылась 18 ноября 2021 г. в Галерее изобразительного искусства и будет работать целый месяц. В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Творческого союза художников Иброхим Валиходжаев, директор Галереи изобразительного искусства, доктор искусствоведения Камола Акилова, дочь народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова известный искусствовед Эльмира Ахмедова, а также многие коллеги-художники.
В своей приветственной речи Эльмира Ахмедова отметила неугомонный
ищущий характер и целеустремлённость автора персональной выставки: она не стоит
на месте в переносном и буквальном смысле. Ездит по дальним аулам и далеко за
пределы нашей страны, разговаривает с разными людьми во время сеансов, делает
уйму зарисовок в разных ракурсах, смело пробует новые колористические отношения
и композиции в разных стилях – от реализма до модернизма и активно, и часто
участвует в художественных выставках узбекской столицы и нашего региона.
– Наверное, нет ни
одного селения или кишлака в Узбекистане, которые не посетила бы Дилором и
откуда не привезла свои работы. Вот эта её целеустремлённость, помноженная на
огромное трудолюбие и щедрость души, заставляют её делиться плодами своего
творческого труда со зрителем. В год она делает несколько персональных выставок
– от Ташкента до Санкт-Петербурга и Екатеринбурга и ещё дарит свои работы
друзьям. Если раньше я пыталась её приостановить: «Не торопись, оглядись назад,
осмысли свои шаги», то теперь беру свои слова обратно. – Спеши, дерзай, торопись,
Диля! – фиксируй каждый миг своей кистью «уходящую натуру», так как скоро
наступит время, когда новый «Ташкент-сити» окончательно вытеснит старый город с
его узкими улочками и саманными домами, глиняными дувалами и уютными,
утопающими в зелени фруктовых деревьев солнечными дворами. Скоро о них мы будем
узнавать и судить только по картинам художников. То, что ты делаешь – стоит
дорогого, - запечатлеваешь современный и уходящий Узбекистан. Удачи тебе и
творческих успехов! - дружески пожелала Эльмира героине вечера - Дилором.
В ответ Дилором Мамедова поблагодарила руководство Галереи
изобразительного искусства, предоставившей ей два просторных зала на втором
этаже, где она разместила сто своих свежих работ последних лет. Она попросила
выйти вперёд родителей, которым она обязана своим воспитанием и выбором
профессии: они всегда и во всём поддерживали свою дочь – и в этот торжественный
момент открытия персональной выставки преподнесли ей букет осенних цветов.
Дилором Мамедова родилась в Ташкенте. В 1998 году окончила
Театрально-художественный институт им. А.Н. Островского (отделение станковой
живописи). С 1993 года – активный участник республиканских и международных
выставок. С 1998 года – член Творческого объединения художников Академии
художеств Узбекистана.
Вот что Дилором рассказала сайту «Культура.Уз» о своей
персональной выставке живописи, начиная с её названия и заканчивая нынешними неутомимыми
художественными поисками формы и содержания её работ, а также их географии:
- На этой выставке я хотела выразить, прежде всего, «дух
своей родины» - это не только наша своеобразная природа, но и люди, населяющие
нашу землю: их обычаи, характеры, внешность, одежда, украшения, глаза и улыбка
– всё то, что отличает наших земляков от других людей планеты. Через глаза –
зеркало души – можно передать всё: откуда родом этот человек, какой у него
характер, чем он дышит и живёт в настоящее время, о чём мечтает? Мои герои
специально не позируют мне. У меня нет парадных портретов. Я иногда так
компоную лица, что с моих портретов на вас смотрят только глаза, в которых
зрители могут увидеть судьбу человека. Именно на этом я делаю главный акцент в
портретном жанре.
У меня есть также много пейзажей: Акташ, Брич-Мулла, Сукок, Чарвак,
Паркент и другие виды природы. В них я пыталась передать состояние природы,
поэтому я делала наброски в разное время суток, даже ночью при свете луны или
во время дождя. У меня есть зарисовка «Дождливый Ташкент». Художник должен
уметь писать старый и новый Ташкент – тогда он профессионально будет расти.
Недавно я побывала в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге,
Екатеринбурге. Там я написала много натурных пейзажей, которые все тотчас реализовала
на месте. По приезде в Ташкент я по памяти написала несколько видов
Санкт-Петербурга – музея под открытым небом, очень полюбившегося мне. Эти
работы будут для моих коллег и зрителей большой новостью на предстоящей выставке.
Как передать «Дух
родной Земли» живописными средствами? Дилором Мамедовой это удаётся осуществить
характерной для неё внутренней динамикой, экспрессией, смелыми колористическими
сочетаниями. Художник через своё творчество стремится наиболее полно выразить
свой внутренний мир, найти пластические формы, передающие мысли и чувства
автора. У неё практически нет статичных пейзажей: «Горный ветерок» (это в Акташе
гуляет и о чём-то вещает нам тополиный ветерок); на Чарваке – стремительно плывут, обгоняя друг друга, облака,
оживляя синее небо; «Симфония природы» - пейзаж, в котором краски
осенней природы звучат, как живой оркестр; «Старый орешник» тоже шелестит
листьями так, что раскачал под кроной клетку с беданой и заставил прислушаться
к зелёному шуму молодую женщину с маленькой дочуркой, вышедшей подмести
грунтовую дорожку, ведущую в их дом в кишлаке.
Специфика традиционного быта находит отражение на каждом
полотне живописца: это свойственные Средней Азии каменные и глиняные жилища с
плоскими крышами и маленькими внутренними садиками с детскими качелями; особые
предметы национальной утвари и архитектуры. Вот мы видим на первом плане тяжёлые
деревянные ворота с ручкой в виде металлического кольца: сквозь приоткрытую
щель художник заглядывает в своё далёкое детство, где во дворе бродит галантный
петух и чаепитие приготовлено в саду. На других холстах бросается в глаза праздничная
и яркая природа Родины и пёстрая национальная одежда различных этносов, обживающих
её веками. Среди портретных образов выделяются совсем юная очаровательная «Принцесса
Узбекистана», задорная улыбающаяся «Каракалпачка», задумчивая «Сурхандарьинская
мать», старик в белой чалме, сосредоточенно читающий намаз, и другие модели с
их типичными и одновременно неповторимыми характерными особенностями внешнего и
внутреннего облика.
Все сто работ художника - портреты простых людей, сельские и
горные пейзажи, жанровые сценки, красочные натюрморты – отражают красоту нашей
земли и людей, в которых их красота пропитана щедрой добротой души. Её картины,
при всей их восточной экзотичности, притягивают к себе проницательным взглядом
тонкого художника, одарённого чувством меры. Живая природа в них раскрывает
перед нами свои объятья, так как мы в ней улавливаем зыбкое трепещущее
пространство, в котором предметы отбрасывают яркие косые тени, и воздух,
согретый южным солнцем, наполняет собой глубину этого пространства. Такие
пейзажи, выполненные в технике дерзкой лепки формы и широкими мазками, способен
создать человек, тонко чувствующий и понимающий природу. С помощью крепкой
конструктивной формы художник стремится передать внутреннюю логику жизни
природы. При верности натуре её произведения отличаются строгой композиционной
построенностью. Найденная ею система красочных мазков хорошо выявляет пластику
предметов, их объём, массу. Вместе с тем
она тонко чувствует особенности атмосферы, характер освещения мест,
становящихся объектом её искусства. Дилором – неутомимая путешественница.
Художника влечёт в странствия интерес к быту, жизни, культуре разных народов, к
природе различных уголков нашего бывшего Союза.
В следующем году у нас юбилей – 30 лет
установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и
Республикой Узбекистан. Мы, простые люди, граждане Узбекистана, дорожим
фундаментальными принципами союзничества и стратегического партнерства, лежащими
в основе этих связей. На взгляд Дилором Мамедовой, художники Узбекистана
должны подтвердить неизменный настрой на наращивание многогранных двусторонних
связей на благо наших народов, укрепление сотрудничества в общих интеграционных
объединениях в интересах мира, стабильности в Центральной Азии и вокруг неё.
В связи с этим, Дилором Мамедова готовит
выставку «Художник-репортёр». Она будет открыта 25 ноября 2021 года в Human
House Gallery в Ташкенте. На выставке художник хочет показать полюбившиеся виды
Узбекистана и России и рассказать в слове и красках о людях нашей Родины и
нашего близкого соседа и партнёра – России. Для этого она объездила самые
дальние уголки нашей Республики, а также побывала в Москве, Санкт-Петербурге,
Екатеринбурге, в Крыму, где пообщалась с людьми, записала интервью с ними и сделала
множество этюдов и эскизов новых работ в разных жанрах. Её герои расскажут
зрителям о наших глубинных нерушимых дружеских связях и помогут лучше понять
друг друга сегодня, как это было в суровые годы Великой Отечественной войны и в
мирное послевоенное время в советскую эпоху.
Гуарик Багдасарова, искусствовед
Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий