Мангалочий дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок…
Анна
Ахматова
«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК (Русском доме) в Ташкенте с небольшим опережением 16. 12. 21 отметил своё двадцатидвухлетие. Праздничное заседание по просьбе организатора и бессменного общественного директора Альбины Витольдовны Маркевич (1930 г.р.) вела супруга советника посольства РФ в Узбекистане Ирина Вячеславовна Кепанова. Она рассказала об истории создания и открытия музея 18 декабря 1999 г. во Дворце культуры Ташкентского тракторного завода в 110-ую годовщину со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), юбилею которой была приурочена выставка из частных собраний современников Анны Ахматовой. Их имена навсегда вошли в летопись создания ахматовского клуба-музея в Ташкенте: З.А. Туманова, Н.Г. Зайко (дочь С.А. Журавской), Д.А. Рашиди, Р.Х. Такташ, Х.Х. Алимджанова (дочь Хамида Алимджана и Зульфии). В экспозицию также вошли материалы из архива поэтессы Н. Татариновой – на этом уникальном материале был создан музей, посвящённый пребыванию русского поэта в Ташкенте во время Великой Отечественной войны (1941-1943), эвакуированной из блокадного Ленинграда. Музей был создан по инициативе филолога и искусствоведа А. В. Маркевич, обладательницы Пушкинской и Чеховской медалей от правительства РФ за внушительный вклад в сохранение и приумножение русской культуры за рубежом, а также при содействии в то время председателя РКЦ Уз С.И. Зинина и директора ДК ТТЗ А.С. Управителева. О своей судьбоносной миссии А.В. Маркевич говорила: «Оказалось, что музеи складываются, как стихи, из случайных созвучий и многолетних устремлений к исполнению заветных желаний…».
В августе 2013 года при поддержке и благословении
митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия клуб-музей «Мангалочий
дворик Анны Ахматовой» расположился в здании представительства
Россотрудничества в Республике Узбекистан. Заседания клуба каждый четверг
охватывают обширную тематику — от истории литературы Золотого и Серебряного
веков до современной русской и узбекской поэзии и привлекают внимание не только
учащихся и студенческую молодёжь, но и филологов, художников, поэтов,
музыкантов, артистов.
За
двадцать с лишним лет экспозицию пополнили отдельные предметы домашнего быта –
зеркало, скатерть, ваза, а также ценные книги из личной библиотеки
литературоведа А.Н. Давшан и филолога, знатока поэтов Серебряного века В.В. Фомичёва. Сто дарственных изданий Фомичёва по истории литературы начала прошлого века предназначены для
поощрения деятельности активистов и пропагандистов русской литературы и
культуры Серебряного века.
Музей приобрёл настоящие исторические раритеты: автограф К.С. Симонова — дар Натальи Устинович, дочери военного корреспондента «Красной звезды» на Дальнем Востоке (Сахалин); сборник стихотворений и переводов из русских поэтов на узбекском языке Зульфии — подарок благодарных потомков семьи Хамида Алимджана и Зульфии, знавших Анну Ахматову во время её эвакуации в Ташкенте; автограф стихотворения Айбека, посвящённого Анне Ахматовой, — дар музея Айбека в Ташкенте. Единственный прижизненный сборник стихов Ксении Некрасовой прислали почитатели ахматовского музея из Екатеринбурга. Автор этих строк в 2019 году подарила музею первый том своей трилогии «Мои дорогие попутчики», в котором целая глава посвящена деятельности «Мангалочьего дворика» при РЦНК в Ташкенте. В свой 22-ой день рождения музей пополнился новыми дарственными изданиями от общественности.
В праздничном вечере приняли участие представители администрации Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, Русского культурного центра в Узбекистане, поэты из ЛТО «Данко», барды из ТО «Арча», литераторы, блогеры, а также любители и почитатели поэтического слова, молодёжь и старшее поколение. Члены АН «Турон»: Аълохон Бобохонов из Намангана, Алмаз-Ханум Меджидова из Санкт-Петербурга вместе с хорошо известным в литературных кругах, - членом СП Узбекистана Олегом Бордовским, - пополнили академический триумвират почётных гостей на празднике.
Поздравление
от имени митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского
митрополичьего округа Викентия торжественно зачитала Наталья Викторовна Никольская,
напомнившая также о вкладе А.В. Маркевич в создание РКЦ в Узбекистане и
Государственного литературного музея Сергея Есенина в Ташкенте. Она преподнесла
роскошный букет жёлтых хризантем от директора ахматовского музея Ирине
Кепановой за продолженное
самоотверженное служение музею в условиях пандемии, когда А.В. Маркевич была вынуждена в последнее время оставаться дома на карантине и заочно продолжать
работу над выпуском альманахов «Мангалочий дворик» и «Под крылом Пегаса» и
общаться со всеми ахматовцами в режиме on-line.
В трёхчасовой музыкально-поэтической программе
активисты музея и многочисленные гости декламировали избранные, полюбившиеся им
стихи Анны Ахматовой из разных поэтических сборников: «Вечер», «Четки», «Белая
стая», «Тростник», «Anno Domini», «Нечет». Елена Бурова
рассказала об «эпохальной встрече» для неё с А.В. Маркевич в Государственном молодёжном
театре Узбекистана, с которой началось серьёзное увлечение актрисы поэзией
Серебряного века, и выразительно прочитала: «Рисунок на книге стихов», «Посвящение
Азии». Чтец-декламатор Ирина Парамонова представила любовную лирику Ахматовой: «Здравствуй! Лёгкий
шелест слышишь / Справа от стола?..» и «Не будем пить из одного стакана / Ни воду мы, ни
сладкое вино…».
Тема Петербурга занимает важнейшее
место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой
любовью. Румия Девликамова прочитала ранние интимные «Стихи о Петербурге»
(1913), в которых северная столица предстаёт «сокровищницей любовной памяти». Филолог
Гули Ташмухамедова представила посвящение народного поэта Узбекистана Зульфии
А.С. Пушкину, которого боготворила Анна Ахматова и считала своим учителем и в
Ташкенте написала такие строки: «И было сердцу ничего не надо, / когда пила я этот жгучий
зной. / Онегина воздушная громада, / как облако, стояло предо мной». Для многих присутствующих стало
откровением посвящение Айбека «Памяти Анны Ахматовой» в декламации Гули
Ташмухамедовой. В этом стихотворении Айбек, подобно художнику А.Г. Тышлеру, в
Ташкенте в 1943 году набросавшему выразительный рисунок поэта, создал свой
портрет Ахматовой во время её пребывания на узбекской земле:
…Но осанка
идущей - стройна,
Крылья шарфа
недвижны косые,
Полной мерой
дала ей страна
Горы, ветры и
силы России.
Вижу я в
отдаленье глухом,
Как черты ее
чутки и строги:
В золотящихся
струях Анхор
Золотые ей
жалует строки...
(1968. Перевод с узбекского А. Наумова).
Автор этих строк прочитала наизусть стихи из нежного
раннего, можно сказать, акварельного цикла: «В Царском селе» («Смуглый отрок
бродил по аллеям»), и более зрелого пастозного «Луна в зените» («Я не
была здесь лет семьсот..»), а также «Вступление третье и последнее» к «Поэме
без героя», над которой Ахматова работала 22 года, но первая её редакция была
завершена в Ташкенте 18 августа 1942 года. При всём различии этих произведений
по содержанию и форме, они меня привлекли особым поэтическим взглядом из
будущего в прошлое. Мотив исторической памяти всегда был важным элементом в
творчестве Ахматовой, в «Поэме без героя» он достиг своей наивысшей
проникновенности: «Как в прошедшем грядущее зреет, / Так в грядущем
прошлое тлеет — / Страшный праздник мертвой листвы». Этот лейтмотив характерен
для всего творчества Анны Ахматовой. «Поэма без героя», хотя многие
современники её воспринимали как «Поэму конца», она бессюжетна: у неё открытый
финал. В ней «снится то, что с нами должно случиться» в будущем. Моё
выступление я завершила чтением авторских стихов из цикла «Зимние фантазии»,
опубликованных в №№ 49-50 популярного среди молодёжи еженедельника «Леди» 9-16
декабря этого года.
Татьяна Грушина прочитала лирическое стихотворение
Анны Ахматовой «От тебя я сердце скрыла» из сборника «Anno Domini»,
поэтический отклик на это произведение Алексея Кирдянова и своё посвящение А.В.
Маркевич, полное жизнерадостного оптимизма и светлой иронии. Олег Бордовский
прочитал два замечательных посвящения: «Мангалочьему дворику» и самой Анне
Ахматовой - в последнем были такие заключительные строки:
Лучом волшебным таинства и света,
Хрустальным звоном горного потока
Запечатлелся в творчестве Поэта
Пленивший Музу колорит Востока.
В музыкальной части вечера дуэт Михаила Михелева и
Любови Кудрявцевой подарили любителям поэзии Серебряного века современные романсы
под гитарный аккомпанемент: «Белая тишина» (музыка Михаила Михелева, стихи Татьяны
Грушиной); «Скука» Владимира Осмолова; «Предновогодний вальс» Виталия и Натальи
Сколовых. Выпускница Института славянской культуры в Твери Наталья Мудрова привезла
на родину в Ташкент народную былину «Когда было молодцу…» и воспроизвела её на гуслях, созданных тверскими
мастерами, - это была неожиданная для всех премьера этнографической песни,
вызвавшая полнейший восторг у публики.
Обширная слайд-панорама, подготовленная Ириной
Кепановой, на большом экране воспроизвела яркие события из общественной жизни
ахматовского музея в Ташкенте. В заключение торжества участники праздника хором исполнили гимн «Тополиный
альт» «Мангалочьему дворику» Геннадия Арефьева на стихи А.В. Маркевич и
пожелали нашей общей любимице по телефону скорейшего выздоровления и
возвращения под сени рукотворного детища - «Мангалочьего дворика», питающего
нашу современную культуру и наши сердца сладким дымом Отечества.
Гуарик Багдасарова
Фото Сергея Мартыненко и из музейного архива
Комментариев нет:
Отправить комментарий