суббота, 18 декабря 2021 г.

В Русском доме отметили 22-летие ахматовского музея в Ташкенте

 



            Мангалочий дворик,

Как дым твой горек

И как твой тополь высок…

Анна Ахматова

 

«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК (Русском доме) в Ташкенте с небольшим опережением 16. 12. 21 отметил своё двадцатидвухлетие. Праздничное заседание по просьбе организатора и бессменного общественного директора Альбины Витольдовны Маркевич (1930 г.р.) вела супруга советника посольства РФ в Узбекистане Ирина Вячеславовна Кепанова. Она рассказала об истории создания и открытия музея 18 декабря 1999 г. во Дворце культуры Ташкентского тракторного завода в 110-ую годовщину со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), юбилею которой была приурочена выставка из частных собраний современников Анны Ахматовой. Их имена навсегда вошли в летопись создания ахматовского клуба-музея в Ташкенте: З.А. Туманова, Н.Г. Зайко (дочь С.А. Журавской), Д.А. Рашиди, Р.Х. Такташ, Х.Х. Алимджанова (дочь Хамида Алимджана и Зульфии). В экспозицию также вошли материалы из архива поэтессы Н. Татариновой – на этом уникальном материале был создан музей, посвящённый пребыванию русского поэта в Ташкенте во время Великой Отечественной войны (1941-1943), эвакуированной из блокадного Ленинграда. Музей был создан по инициативе филолога и искусствоведа А. В. Маркевич, обладательницы Пушкинской и Чеховской медалей от правительства РФ за внушительный вклад в сохранение и приумножение русской культуры за рубежом, а также при содействии в то время председателя РКЦ Уз С.И. Зинина и директора ДК ТТЗ А.С. Управителева. О своей судьбоносной миссии А.В. Маркевич говорила: «Оказалось, что музеи складываются, как стихи, из случайных созвучий и многолетних устремлений к исполнению заветных желаний…».


В августе 2013 года при поддержке и благословении митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» расположился в здании представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан. Заседания клуба каждый четверг охватывают обширную тематику — от истории литературы Золотого и Серебряного веков до современной русской и узбекской поэзии и привлекают внимание не только учащихся и студенческую молодёжь, но и филологов, художников, поэтов, музыкантов, артистов.

За двадцать с лишним лет экспозицию пополнили отдельные предметы домашнего быта – зеркало, скатерть, ваза, а также ценные книги из личной библиотеки литературоведа  А.Н. Давшан и филолога, знатока  поэтов Серебряного века В.В. Фомичёва. Сто дарственных изданий Фомичёва по истории литературы начала прошлого века предназначены для поощрения деятельности активистов и пропагандистов русской литературы и культуры Серебряного века.

Музей приобрёл настоящие исторические раритеты:  автограф К.С. Симонова — дар  Натальи Устинович,  дочери военного  корреспондента «Красной звезды»  на Дальнем Востоке (Сахалин);  сборник  стихотворений и переводов  из русских поэтов  на узбекском языке Зульфии подарок благодарных  потомков семьи Хамида  Алимджана и Зульфии,  знавших Анну Ахматову во время её эвакуации в Ташкенте; автограф стихотворения Айбека, посвящённого Анне Ахматовой,  — дар музея Айбека в Ташкенте. Единственный прижизненный сборник стихов Ксении Некрасовой прислали почитатели ахматовского музея из Екатеринбурга. Автор этих строк в 2019 году подарила музею первый том своей  трилогии «Мои дорогие попутчики», в котором целая глава посвящена деятельности «Мангалочьего дворика» при РЦНК в Ташкенте. В свой 22-ой день рождения музей пополнился новыми дарственными изданиями от общественности.






В праздничном вечере приняли участие представители администрации Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, Русского культурного центра в Узбекистане, поэты из ЛТО «Данко», барды из ТО «Арча», литераторы, блогеры, а также любители и почитатели поэтического слова, молодёжь и старшее поколение. Члены АН «Турон»: Аълохон Бобохонов из Намангана, Алмаз-Ханум Меджидова из Санкт-Петербурга вместе с хорошо известным в литературных кругах, - членом СП Узбекистана Олегом Бордовским, - пополнили академический триумвират почётных гостей на празднике.



Поздравление от имени митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия торжественно зачитала Наталья Викторовна Никольская, напомнившая также о вкладе А.В. Маркевич в создание РКЦ в Узбекистане и Государственного литературного музея Сергея Есенина в Ташкенте. Она преподнесла роскошный букет жёлтых хризантем от директора ахматовского музея Ирине Кепановой за продолженное  самоотверженное служение музею в условиях пандемии, когда А.В. Маркевич была  вынуждена в последнее время оставаться дома на карантине и заочно продолжать работу над выпуском альманахов «Мангалочий дворик» и «Под крылом Пегаса» и общаться со всеми ахматовцами в режиме on-line.










          В трёхчасовой музыкально-поэтической программе активисты музея и многочисленные гости декламировали избранные, полюбившиеся им стихи Анны Ахматовой из разных поэтических сборников: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Тростник», «Anno Domini», «Нечет». Елена Бурова рассказала об «эпохальной встрече» для неё с А.В. Маркевич в Государственном молодёжном театре Узбекистана, с которой началось серьёзное увлечение актрисы поэзией Серебряного века, и выразительно прочитала: «Рисунок на книге стихов», «Посвящение Азии». Чтец-декламатор Ирина Парамонова представила любовную лирику Ахматовой: «Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь / Справа от стола?..» и «Не будем пить из одного стакана / Ни воду мы, ни сладкое вино…».




          Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Румия Девликамова прочитала ранние интимные «Стихи о Петербурге» (1913), в которых северная столица предстаёт «сокровищницей любовной памяти». Филолог Гули Ташмухамедова представила посвящение народного поэта Узбекистана Зульфии А.С. Пушкину, которого боготворила Анна Ахматова и считала своим учителем и в Ташкенте написала такие строки: «И было сердцу ничего не надо, / когда пила я этот жгучий зной. / Онегина воздушная громада, / как облако, стояло предо мной». Для многих присутствующих стало откровением посвящение Айбека «Памяти Анны Ахматовой» в декламации Гули Ташмухамедовой. В этом стихотворении Айбек, подобно художнику А.Г. Тышлеру, в Ташкенте в 1943 году набросавшему выразительный рисунок поэта, создал свой портрет Ахматовой во время её пребывания на узбекской земле:

 

…Но осанка идущей - стройна,

Крылья шарфа недвижны косые,

Полной мерой дала ей страна

Горы, ветры и силы России.

Вижу я в отдаленье глухом,

Как черты ее чутки и строги:

В золотящихся струях Анхор

Золотые ей жалует строки...

 (1968. Перевод с узбекского А. Наумова).

                                                                                 







                 

Автор этих строк прочитала наизусть стихи из нежного раннего, можно сказать, акварельного цикла: «В Царском селе» («Смуглый отрок бродил по аллеям»), и более зрелого пастозного «Луна в зените» («Я не была здесь лет семьсот..»), а также «Вступление третье и последнее» к «Поэме без героя», над которой Ахматова работала 22 года, но первая её редакция была завершена в Ташкенте 18 августа 1942 года. При всём различии этих произведений по содержанию и форме, они меня привлекли особым поэтическим взглядом из будущего в прошлое. Мотив исторической памяти всегда был важным элементом в творчестве Ахматовой, в «Поэме без героя» он достиг своей наивысшей проникновенности: «Как в прошедшем грядущее зреет, / Так в грядущем прошлое тлеет — / Страшный праздник мертвой листвы». Этот лейтмотив характерен для всего творчества Анны Ахматовой. «Поэма без героя», хотя многие современники её воспринимали как «Поэму конца», она бессюжетна: у неё открытый финал. В ней «снится то, что с нами должно случиться» в будущем. Моё выступление я завершила чтением авторских стихов из цикла «Зимние фантазии», опубликованных в №№ 49-50 популярного среди молодёжи еженедельника «Леди» 9-16 декабря этого года.

 





Татьяна Грушина прочитала лирическое стихотворение Анны Ахматовой «От тебя я сердце скрыла» из сборника «Anno Domini», поэтический отклик на это произведение Алексея Кирдянова и своё посвящение А.В. Маркевич, полное жизнерадостного оптимизма и светлой иронии. Олег Бордовский прочитал два замечательных посвящения: «Мангалочьему дворику» и самой Анне Ахматовой - в последнем были такие заключительные строки:

 

Лучом волшебным таинства и света,

Хрустальным звоном горного потока

Запечатлелся в творчестве Поэта

Пленивший Музу колорит Востока.

 







В музыкальной части вечера дуэт Михаила Михелева и Любови Кудрявцевой подарили любителям поэзии Серебряного века современные романсы под гитарный аккомпанемент: «Белая тишина» (музыка Михаила Михелева, стихи Татьяны Грушиной); «Скука» Владимира Осмолова; «Предновогодний вальс» Виталия и Натальи Сколовых. Выпускница Института славянской культуры в Твери Наталья Мудрова привезла на родину в Ташкент народную былину «Когда было молодцу…»  и воспроизвела её на гуслях, созданных тверскими мастерами, - это была неожиданная для всех премьера этнографической песни, вызвавшая полнейший восторг у публики.





Обширная слайд-панорама, подготовленная Ириной Кепановой, на большом экране воспроизвела яркие события из общественной жизни ахматовского музея в Ташкенте. В заключение торжества участники праздника хором исполнили гимн «Тополиный альт» «Мангалочьему дворику» Геннадия Арефьева на стихи А.В. Маркевич и пожелали нашей общей любимице по телефону скорейшего выздоровления и возвращения под сени рукотворного детища - «Мангалочьего дворика», питающего нашу современную культуру и наши сердца сладким дымом Отечества.

 

Гуарик Багдасарова

Фото Сергея Мартыненко и из музейного архива





Комментариев нет:

Отправить комментарий