вторник, 15 февраля 2022 г.

Счастливое возвращение А.П. Чехова на сцену ГАРДТ Узбекистана: долгожданная премьера «Медведь» и «Предложение»

 

 


Более ста лет на сцене живут яркие незабвенные водевили "Медведь» и "Предложение"! Когда в 1890 г. по дороге на Сахалин Чехов был в Сибири, там в разных городах шли «Медведь» и «Предложение». Газета «Восточное обозрение» отмечала превосходное, живое исполнение в иркутском театре шуток Чехова — «бытовых сцен из повседневной будничной жизни», написанных в «гоголевском духе». Лёгкие смешные истории о самом загадочном, желанном и коварном чувстве – о ЛЮБВИ – будоражат зрителей и в наши дни. Так остро, как Чехов, о любви не шутил никто!

 На сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана 12-13 февраля 2022 года была успешно представлена долгожданная премьера – комедия-дилогия «Медведь» и «Предложение». Комедия поставлена московским режиссёром-постановщиком Иваном Чумаченко.

«Данный проект был осуществлён благодаря ГИТИС при поддержке  Россконцерта и Министерства культуры Узбекистана», - рассказал главный режиссёр театра Валихан Умаров сайту Культура.Уз.

-  Иван Чумаченко — выпускник Мастерской Леонида Ефимовича Хейфеца. Окончил ГИТИС в 2021 году. В Ташкенте молодой режиссёр представил инсценировку сразу двух пьес-водевилей Антона Чехова: «Медведь» и «Предложение». Вместе с московским художником Алёной Глинской команда работала над постановкой около месяца. Процесс репетиций был сложным, однако главный показатель — это результат и он, по отзывам зрителей, получился достойным.

По словам главного режиссёра театра, заслуженного артиста Узбекистана, Валихана Умарова, «в репертуаре театра А.П. Чехов в любом формате непременно должен быть: это не только школа для актёрского мастерства, но и, в целом, большое художественное достижение нашего коллектива».

Отметим, что Государственный академический русский драматический театр периодически обращается к драматургии Чехова. В сентябре 2006 г. театр открыл свой семьдесят второй сезон спектаклем "Коломенковый рай" (сценическая фантазия по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад") в постановке режиссёра В. Шапиро. В марте 2015 г. главным событием театральной жизни в узбекской столице и предметом многочисленных споров первых взыскательных зрителей становится новое прочтение пьесы «Дядя Ваня» в постановке того же режиссёра в спектакле: «Чехов. Осень. Сцены». Молодые артисты театра в апреле 2017 года на Малой сцене «Балтийского дома» показали новый спектакль «Лю…» по рассказам А.П. Чехова (режиссёры — Тимур Шарафутдинов, Аскар Урманов). Равнодушных зрителей не было. Спектакль вызвал бурную дискуссию театралов, в которой было отмечено главное достоинство постановки: новый смелый взгляд режиссёров и молодых актёров на творчество великого русского писателя под рискованным углом зрения: «декадентский бред в двух частях».


     Водевиль «Медведь» знаком нам ещё по старому советскому короткометражному художественному одноимённому фильму-водевилю (1938) с участием Михаила Жарова и актрисы МХАТа Ольги Андровской. Тот же приём, которым Чехов так широко пользуется для своих маленьких рассказов, — приём пародирования — не забыт драматургом и для водевиля. Такой пародией является «Медведь». «Медведь» пародирует французский водевиль, весьма топорно переделанный на русские нравы — «Победителей не судят», в подражание которому, как признаётся сам Чехов, он написал «Медведя» с его незамысловатым сюжетом на русской почве.

К помещице Поповой, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов, который отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны, категорически не желая покинуть её дом, а получив отказ — затевает ссору и вызывает вдову на дуэль. Тем не менее, у этой истории оказывается неожиданно счастливый конец…



«Комедию надо играть серьёзно, - говорят в актёрской среде. Играть водевиль не менее сложно, чем трагедию», - делится своими размышлениями после спектакля в эксклюзивной беседе со мной молодая обаятельная актриса Кристина Савченко, играющая Елену Ивановну Попову, вдовушку с ямочками на щеках, помещицу в спектакле «Медведь».

- Для меня большая честь играть в водевиле по пьесе А.П. Чехова. Это новый этап в моей актёрской судьбе.  Я играю в комедиях: «Как украсть бриллианты» (Р. Хоудон), «Баба Шанель» (Н. Коляда) в текущем репертуаре, но сегодня здесь впервые прикоснулась к классике и почувствовала себя совершенно по-новому в предлагаемых обстоятельствах.


Ей помогал её партнёр по сцене – Иван Ненашев, хорошо знакомый с чеховской драматургией. В 2015 г. он блистательно играл Ивана Петровича Войницкого в спектакле «Чехов. Осень. Сцены» по мотивам пьесы «Дядя Ваня». В комедии «Медведь» ему досталась главная роль нестарого помещика, отставного поручика артиллерии, землевладельца Григория Степановича Смирнова. Медведь, он же Смирнов – фигура загадочная и центральная, шутить с которой без любви строго не рекомендуется! Динамичный диалог актёров - Кристины Савченко и Ивана Ненашева - построен на стремительном психологическом переходе «от «ненависти до любви – один шаг» и заключительной мизансцене – их продолжительном поцелуе, а также финальной реплике героини: «Лука, скажешь там, на конюшне, чтобы сегодня Тоби вовсе не давали овса», - чтобы зрители до конца убедились, что это не романтическая утопия, а пародия на неё. Но при всём при этом в этой комедии обстоятельств раскрывается простая истина жизни - вечный поиск второй половины влечёт этих людей друг к другу. Большой знаток человеческих душ, Чехов в очередной раз убеждает зрителя в своей правоте.

Актёр Иван Ненашев играл на одной волне с Кристиной Савченко, не переигрывая и не затмевая своим актёрским мастерством красоту и некоторую внутреннюю нервную напряжённость своей партнёрши на сцене. Лука, лакей Поповой в барском доме -Аскар Урманов – артистично подчёркивал со стороны своим непосредственным поведением всю комичность и непредсказуемость создавшейся ситуации, когда люди, не слыша друг друга, отстаивают исключительно свою точку зрения, но, в конце концов, выдохнувшись, сдаются зову сердца. Одна фраза Луки (в сторону), принимающего нежданного гостя, чего стоит: «Навязался, леший, на нашу голову... Принесла нелегкая...».



Несмотря на единодушную овацию зала на протяжении всего действия, актриса Кристина Савченко признаётся, что на первом премьерном спектакле ей пока ещё не хватило полной внутренней свободы, безудержного озорства и лёгкости, весёлости, характерных для водевильного жанра, и она готова на каждом новом представлении совершенствовать свою игру.





       «Предложение» - совершенно самостоятельного происхождения и по мастерству - это едва ли не самый удавшийся Чехову водевиль. Здесь налицо все приёмы маленьких рассказов Антоши Чехонте: в «Предложении» сама установка драматурга построена на гротесковом обострении почти паталогической страсти людей к спору. Сакраментальная фраза «Воловьи лужки – наши!»  - кульминационный момент спектакля. Здесь сомкнулись вечные споры об имуществе; неуступчивость даже близко знакомых людей с детства, соседей, доходящая до исступления и… при всём при этом никто не отменял желание спорщиков обыкновенного человеческого счастья. Так устроен Чехов, что в его персонажах, на первый взгляд смешных и нелепых, мы постепенно начинаем узнавать себя и через силу юмора и иронии больше понимать, что важно, а что второстепенно на самом деле в жизни. Трио актёров рядом смотрятся парадоксально и одновременно органично за счёт смешения характеров и нашего восприятия их сквозь призму эпох.




Яркость работы актёров - заслуженного артиста Узбекистана Олега Галахова (Степан Степанович Чубуков), Екатерины Беловой (Наталья Степановна Чубукова), Юрия Антипина (Иван Васильевич Ломов, сосед Чубукова) не давала возможности зрителям расслабиться ни на минуту. Здесь чувствовалась предельная сыгранность и слаженность актёров, их взаимопонимание на полуслове и полувздохе, высокий профессионализм: артисты играли на одном дыхании, вгоняя зрителей в неудержимый экстаз. В зрительном зале, как, впрочем, и более ста лет назад, стоял непрерывный хохот; монологи обрывались аплодисментами. Взаимоотношения вспыльчивых героев то вели их к полному краху, то вновь возвращали к главной цели – женитьбе Ивана Васильевича Ломова. Артисты бережно передавали накал человеческих характеров через самобытный чеховский юмор, показывая нам, зрителям, самих себя со стороны и заставляя смеяться над самими собой.



                    Вот что говорит о своей работе в спектакле «Предложение» Екатерина Белова (Наталья Степановна Чубукова), актриса ГАРДТ Узбекистана:

- Я очень рада, что мне предложили такую роль, так как не каждый день приходится играть водевиль. Сегодня эта тема звучит очень актуально. Моя героиня засиделась в девках, как многие представительницы современной молодёжи. У неё появился шанс, наконец, выйти замуж и создать свою семью. В этом спектакле потрясающе играет моего отца Олег Галахов и очень хорошо играет Юрий Антипин моего жениха. Мы вместе работаем много лет, и мне очень приятно с ними партнёрствовать: у нас сложилась такая весёлая хорошая команда. Я надеюсь, зрителям тоже эта история понравилась, и они ещё не раз придут на этот спектакль.

Всё ещё немного сыровато, спектакль должен со временем обкататься, но я довольна и счастлива на удивление неожиданным успехом премьеры. Мы прочувствовали реакцию зала: «Чтобы было зрителям так весело и смешно – актёрам нужно с полной самоотдачей играть в предложенных обстоятельствах. Наши старания были оправданы. Мы надеемся, что ещё сможем выехать с этим спектаклем на гастроли.

- Катя, где Вы чувствуете себя более комфортно – в комедии или драме?

 И там, и здесь – во всех жанрах благодаря моему достаточно большому актёрскому опыту. В моём багаже незабываемая роль Гитель в спектакле «Двое на качелях» (У. Гибсон) в постановке Георгия Дмитриева. В настоящее время я работаю с этими же актёрами, что в водевиле, над главной ролью в «Лисичках», о которой можно только мечтать. Я играю главную героиню - киноактрису Риджину, очень противоречивый образ, но у неё есть внутреннее оправдание: она хотела хорошей полноценной жизни для себя – «всего на свете». Моя героиня ради этой цели была вынуждена преступить не только предрассудки света, но и этические нормы, не оказав помощи своему мужу и позволив ему умереть. В конце жизни она раскается об этом.

Комедия-дилогия с антрактом продолжалась чуть более полутора часов. Зрительный зал увлечённо следил за развитием отношений героев, смеясь над тем, куда «заносят» их неуступчивые характеры и сопереживая живым человеческим чувствам. Артисты поражали публику каким-то внутренним сияющим актёрским обаянием, а это бывает так редко.




Успеху премьерных показов комедии-дилогии способствовало лаконичное, условное в меру, лёгкое оформление двух спектаклей «Медведь» и «Предложение» московским художником-постановщиком Алёной Глинской. Её ненавязчивые стилизованные декорации провинциальной усадебной жизни рубежа XIX-ХХ вв. соответствовали водевильному жанру и открывали простор актёрам для органичного проживания своих персонажей в уютной атмосфере барских домов среднего достатка. Зрители, погружаясь в атмосферу деревенской жизни, могли легко себе представить приусадебный сад, в котором произошла дуэль вдовы Елены Ивановны Поповой и её нежданного гостя  - Григория Степановича Смирнова в «Медведе».





 В «Предложении» зрители ощущали на себе летнее солнечное утро, которым беззаботно наслаждался сквозь открытое окно Степан Степанович Чубуков, изучая прохожих с помощью бинокля, до прихода соседа Ивана Васильевича Ломова, враз перевернувшего спокойный ритм их жизни с его любимой дочерью – Натальей. Когда артисты Екатерина Белова (Наталья Степанова) и Юрий Антипин (Иван Васильевич Ломов) выходят за авансцену по ходу развития действия, усаживаются на лесенке и снова безудержно спорят, хрумкая зелёные яблоки из приусадебного сада, - тут уже становится совсем невтерпёж – так и хочется ворваться в их эмоциональную беседу на высоких тонах на крылечке и прервать их глупые споры о том, чья собачка лучше, и помирить их тотчас, что сделал, в конце концов, И.В. Чубуков, благословляя молодых на брак.


После представления приходит осознание, что мы снова приходим в театр, чтобы встретиться с собой через хороший спектакль, через талант автора, режиссёра, актёров. Всем участникам и действующим лицам зрители были благодарны хотя бы уже за то, что старый водевиль вновь зазвучал свежо и убедительно и помог им узнать и увидеть воочию, чего на самом деле хочет женщина и что мужчина думает об этом!

 

Гуарик Багдасарова

Фото Юлии Суворовой

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий