среда, 23 февраля 2022 г.

Персональная выставка графики Галины Наумовой оправдывает её название: «Лаборатория художника»

 



          С Галиной Фёдоровной Наумовой я встретилась 21. 02. 22 на персональной выставке её живописных произведений, цветных акварелей и чёрно-белых графических рисунков (в основном, книжных иллюстраций и компьютерного дизайна обложек книг). Накануне этой встречи 18 февраля 2022 года состоялась церемония официального открытия вернисажа в большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана. Моя задача была – целиком окунуться в «Лабораторию художника», чтобы лучше понять эстетический мир творца-экспериментатора.

Галина Наумова родилась в 1951 году в Комсомольске Саратовской области (Россия). В 1970 году окончила отделение живописи Ташкентского республиканского училища им. П.П. Бенькова. В 1978 году окончила отделение промышленной графики кафедры “Художник прикладного искусства” Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского. С 1975 года начала работать в Ташкентском издательстве литературы и искусства им. Г. Гуляма, где в 1981 году перешла на должность художественного редактора. В 1987-1990 гг. работала в экспериментальном отделе издательства «Укитувчи» под руководством известного графика, ксилографа Ивана Дмитриевича Кириакиди, организовавшего этот отдел, затем в частных издательствах. В 1989 году вступила в Союз художников Узбекистана.

Она участник международных, межреспубликанских и республиканских выставок и конкурсов искусства книги. Неоднократно награждалась дипломами 1-й, 2-й и 3-й степеней. Много занималась дизайном книги, иллюстрированием детских книг, оформлением научной, художественной, искусствоведческой, учебной литературы, плакатами, а также станковой графикой. В настоящее время работает над реализацией концептуальных идей в технике: авангардная акварель, графика, компьютерная графика, живопись, батик. В экспозиции выставки представлено около 70 работ Галины Наумовой, выполненных в технике акварели, графики, живописи, смешанной технике.






Целый час мы с художницей обходили экспонаты выставки: каждая картина или графический набросок были связаны с конкретным событием из жизни мастера. Первоначально на этой выставке автор хотела представить две темы: это “Книга” и станковые работы (масло, акварель, графика), так как большую часть жизни она посвятила “Книге”. В основном, это дизайн книги, детские иллюстрации. Это отдельная большая тема, на которую можно долго говорить: о дизайне, шрифте, об эксклюзивных изданиях, о проблемах… Но в какой-то момент она поняла, что тему “Книга” лучше будет выставить отдельно от станковых работ в интересах лучшего визуального качества экспозиции.





      В итоге на выставке представлено несколько иллюстраций: обложки книги «Узбекских загадок» (триптих); сказок Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка»; приключенческого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок», визуально не противоречащих станковым работам, и плакат, частично представляющий книжную деятельность Галины Наумовой. В них поражает тщательность воспроизведения бытовых аксессуаров: их воздействие на зрителя  повышается доскональной проработанностью каждого мотива, которому художник умел придать неожиданный сюжетный поворот, снабдить забавными бытовыми подробностями, отражающими национальные особенности и саму эпоху.




Большую часть экспозиции занимают цветочные акварельные натюрморты. Среди них выделяются: диптих «Букет» из кипы белых ромашек; триптих «Власть цветов»; диптих «Гендерная агрессия», диптих «Октябрь -20» и «Апрель-20», написанные в суровые времена разгара пандемии, в котором живые благоухающие розы противоборствуют мёртвым металлическим конструкциям. В таком бескомпромиссном подходе к изображению природы, цветов и насекомых сквозит твёрдая рука мастера публицистической графики. 

В экспозиции 15 живописных работ разных жанров, написанных маслом. Большинство сельских и городских пейзажей Галины Наумовой  реалистичны и передают красоту родной земли, как «Газалкент», «Ручей» в Товаксае», «По святым местам» и быстро написанный по первому свежему впечатлению триптих «Бельдерсай. Есть в экспозиции пейзажи другого, ассоциативного, плана. В каждом из них заключён особый социальный подтекст. Триптих «Старые стены», написанный в Чирчике, символизирует стремительно исчезающие в наше время с лица земли старые дома с их особым укладом жизни и неповторимым теплом очага. Вполне сюрреалистический «Зимний пейзаж» построен на внутреннем ощущении зимы. С помощью монохромной техники «гризайль» (в переводе с французского – «серый») художник создала абстрактную картину градациями тона только одного цвета. Раньше это была гамма серого, коричневого или чёрного. В современном искусстве таких ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете. У Галины Наумовой в «Зимнем пейзаже» преобладает серый цвет тающего снега уходящей зимы, что позволяет ей визуально определить этот вид творчества как имитацию батика.


В серии акварелей внимание посетителей приковывает к себе горный пейзаж, поэтический диптих «Источник» в стиле «мистического реализма», в котором изображены стреноженные лошади, утоляющие жажду из горного ручейка. Он был написан в окрестностях Газалкента. Кто бывал в горах - тот неоднократно наблюдал эту пасторальную картину:

 

Мужики спозаранку здесь косят траву.

И тоска из души постепенно уходит во мглу.

Ветер треплет гривы вороных горячих коней

И сдувает с лица тревогу бессонных ночей…

(Г. Багдасарова. «Я вернусь…», Акташ, 2013.)

 

На этом фоне созерцательных спокойных пейзажей выделяются динамичные виды южно-корейского города Кёнджу, куда художница ездила погостить к своей дочери Анне, подарившей ей двоих внуков: это «Город, в котором рождаются дети» с белыми аистами на первом плане; полиптих (серия из шести картин) «Призрачный город», увиденный из окна автобуса и увековеченный в живописных холстах; диптих «Кёнджу» («Имперский сад»): в них присутствуют явь и сны, мечты и реальность. В портрете дочери Анны реалистичный облик девушки дан в окружении декоративных сюзане, мелких бытовых деталей, что значительно углубляет её образ и одновременно делает его убедительным, романтичным и мечтательным.

Триптих «Старый кумган» возник, по рассказу художницы, из коллекции старинных артефактов её друга. В результате возник своеобразный художественный эпос о вековых национальных культурных и бытовых традициях, выполненный тонким мастером в смешанной технике пастели и акварели.

Графике, прежде всего, рисунку, присуща первичность художественного восприятия жизни. Графическая форма более открытая по своему выражению и не может претендовать на безусловную полноту изображения. В графическом искусстве линия и пятно, строящие форму, или белый лист, передающий пространство, способны обретать глубочайшую осмысленность и эмоциональную выразительность. В творчестве Галины Наумовой как раз-таки чрезвычайно активно действует личное, авторское начало. Оно способно окрасить собой зарисовку, схватывающую первоначальные впечатления от натуры и превратить свой изначальный отклик на явления жизни в осмысленное суждение о них. Отсюда характерные для художницы тематические циклы работ, в которых она стремится передать своё отношение к предмету изображения или натуре - от первого эскизного впечатления до отточенного завершённого образа, авторского суждения в прямом и открытом виде.



Отсюда происходит и название выставки “Лаборатория художника” и то, как трактует это определение автор экспозиции: 

           – Художник всегда находится в состоянии поиска наиболее выразительного решения темы и образа. Это напряжённый труд, поиск техники, стиля, инструментов, материала, фактуры. Постоянно идёт эксперимент, который приводит к новым идеям, зачастую отвергающим предыдущие находки. Часто в процессе работы меняется тема, образы, техника. Все это ассоциируется у меня с лабораторией.

          Иногда промежуточные находки заводят художника в сторону от первоначального замысла. В определенный момент начинается ЧИСТОЕ ТВОРЧЕСТВО, свободное от смысла! Игра с фактурой, конструкцией композиции, игра цвета… Образы приходят совершенно произвольно, они могут быть чисто визуальными: фактура штукатурки на старой стене, скомканный лист бумаги, морщины на лице старика, напоминающие перекрещивающиеся штрихи на гравюре, мертвое насекомое на дороге… и т.д. Художник играет   этими   категориями.   Я называю это   Божественной импровизацией.

Станковые работы, представленные в экспозиции выставки, – это не итог моего творчества. Это промежуточные результаты поисков наиболее выразительного воплощения чувственного образа, появившегося произвольно. Мое кредо: ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ.

Своим впечатлением о выставке с обозревателем сайта «Культура.Уз» поделился член творческого объединения художников, известный график Радик Азизов:

- Подобные выставки всегда вызывают живой интерес у зрителей, потому что здесь присутствует профессионализм художника. Они полезны особенно для молодых, кто хочет освоить сложную технику графики – как надо работать на самом деле. Представленный мастер имеет огромный жизненный и профессиональный опыт, поэтому у нас есть на кого ориентироваться молодому поколению, тем более, что в технике акварели сейчас мало кто работает.

Галина Фёдоровна представляет старую гвардию, нашу старейшую  школу графиков, получивших классическое образование. Но она пошла дальше и от реализма приблизилась к абстрактной графике и живописи. Галина Наумова всё время экспериментирует с жанрами, техниками. Она  стоит в авангарде и поэтому свою персональную обширную выставку так и назвала «Лаборатория художника». Я всех приглашаю на эту выставку. Она продлится до 28 февраля 2022 года.

 

Гуарик Багдасарова

Фото Владимира Гранкина

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий