С Галиной Фёдоровной Наумовой я
встретилась 21. 02. 22 на персональной выставке её живописных произведений, цветных
акварелей и чёрно-белых графических рисунков (в основном, книжных иллюстраций и
компьютерного дизайна обложек книг). Накануне этой встречи 18 февраля 2022 года
состоялась церемония официального открытия вернисажа в большом выставочном зале
Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств
Узбекистана. Моя задача была – целиком окунуться в «Лабораторию художника»,
чтобы лучше понять эстетический мир творца-экспериментатора.
Галина Наумова родилась в 1951 году в Комсомольске Саратовской области (Россия). В 1970 году окончила отделение живописи Ташкентского республиканского училища им. П.П. Бенькова. В 1978 году окончила отделение промышленной графики кафедры “Художник прикладного искусства” Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского. С 1975 года начала работать в Ташкентском издательстве литературы и искусства им. Г. Гуляма, где в 1981 году перешла на должность художественного редактора. В 1987-1990 гг. работала в экспериментальном отделе издательства «Укитувчи» под руководством известного графика, ксилографа Ивана Дмитриевича Кириакиди, организовавшего этот отдел, затем в частных издательствах. В 1989 году вступила в Союз художников Узбекистана.
Она
участник международных, межреспубликанских и республиканских выставок и
конкурсов искусства книги. Неоднократно награждалась дипломами 1-й, 2-й и 3-й
степеней. Много занималась дизайном книги, иллюстрированием детских книг,
оформлением научной, художественной, искусствоведческой, учебной литературы,
плакатами, а также станковой графикой. В настоящее время работает над
реализацией концептуальных идей в технике: авангардная акварель, графика, компьютерная
графика, живопись, батик. В экспозиции выставки представлено около 70 работ
Галины Наумовой, выполненных в технике акварели, графики, живописи, смешанной
технике.
Целый час мы с художницей обходили экспонаты выставки: каждая картина или графический набросок были связаны с конкретным событием из жизни мастера. Первоначально на этой выставке автор хотела представить две темы: это “Книга” и станковые работы (масло, акварель, графика), так как большую часть жизни она посвятила “Книге”. В основном, это дизайн книги, детские иллюстрации. Это отдельная большая тема, на которую можно долго говорить: о дизайне, шрифте, об эксклюзивных изданиях, о проблемах… Но в какой-то момент она поняла, что тему “Книга” лучше будет выставить отдельно от станковых работ в интересах лучшего визуального качества экспозиции.
Большую
часть экспозиции занимают цветочные акварельные натюрморты. Среди них
выделяются: диптих «Букет» из кипы белых ромашек; триптих «Власть цветов»; диптих
«Гендерная агрессия», диптих «Октябрь -20» и «Апрель-20», написанные в суровые
времена разгара пандемии, в котором живые благоухающие розы противоборствуют
мёртвым металлическим конструкциям. В таком бескомпромиссном подходе к
изображению природы, цветов и насекомых сквозит твёрдая рука мастера
публицистической графики.
В
экспозиции 15 живописных работ разных жанров, написанных маслом. Большинство сельских
и городских пейзажей Галины Наумовой реалистичны
и передают красоту родной земли, как «Газалкент», «Ручей» в Товаксае», «По
святым местам» и быстро написанный по первому свежему впечатлению триптих
«Бельдерсай. Есть в экспозиции пейзажи другого, ассоциативного, плана. В каждом
из них заключён особый социальный подтекст. Триптих «Старые стены», написанный
в Чирчике, символизирует стремительно исчезающие в наше время с лица земли
старые дома с их особым укладом жизни и неповторимым теплом очага. Вполне
сюрреалистический «Зимний пейзаж» построен на внутреннем ощущении зимы. С
помощью монохромной техники «гризайль» (в переводе с французского – «серый») художник
создала абстрактную картину градациями тона только одного цвета. Раньше это
была гамма серого, коричневого или чёрного. В современном искусстве таких
ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете.
У Галины Наумовой в «Зимнем пейзаже» преобладает серый цвет тающего снега
уходящей зимы, что позволяет ей визуально определить этот вид творчества как
имитацию батика.
В серии
акварелей внимание посетителей приковывает к себе горный пейзаж, поэтический
диптих «Источник» в стиле «мистического реализма», в котором изображены
стреноженные лошади, утоляющие жажду из горного ручейка. Он был написан в
окрестностях Газалкента. Кто бывал в горах - тот неоднократно наблюдал эту
пасторальную картину:
Мужики
спозаранку здесь косят траву.
И
тоска из души постепенно уходит во мглу.
Ветер
треплет гривы вороных горячих коней
И
сдувает с лица тревогу бессонных ночей…
(Г.
Багдасарова. «Я вернусь…», Акташ, 2013.)
На этом фоне созерцательных спокойных пейзажей выделяются динамичные виды южно-корейского города Кёнджу, куда художница ездила погостить к своей дочери Анне, подарившей ей двоих внуков: это «Город, в котором рождаются дети» с белыми аистами на первом плане; полиптих (серия из шести картин) «Призрачный город», увиденный из окна автобуса и увековеченный в живописных холстах; диптих «Кёнджу» («Имперский сад»): в них присутствуют явь и сны, мечты и реальность. В портрете дочери Анны реалистичный облик девушки дан в окружении декоративных сюзане, мелких бытовых деталей, что значительно углубляет её образ и одновременно делает его убедительным, романтичным и мечтательным.
Триптих
«Старый кумган» возник, по рассказу художницы, из коллекции старинных артефактов
её друга. В результате возник своеобразный художественный эпос о вековых
национальных культурных и бытовых традициях, выполненный тонким мастером в
смешанной технике пастели и акварели.
Графике,
прежде всего, рисунку, присуща первичность художественного восприятия жизни.
Графическая форма более открытая по своему выражению и не может претендовать на
безусловную полноту изображения. В графическом искусстве линия и пятно,
строящие форму, или белый лист, передающий пространство, способны обретать
глубочайшую осмысленность и эмоциональную выразительность. В творчестве Галины
Наумовой как раз-таки чрезвычайно активно действует личное, авторское начало.
Оно способно окрасить собой зарисовку, схватывающую первоначальные впечатления
от натуры и превратить свой изначальный отклик на явления жизни в осмысленное
суждение о них. Отсюда характерные для художницы тематические циклы работ, в
которых она стремится передать своё отношение к предмету изображения или натуре
- от первого эскизного впечатления до отточенного завершённого образа,
авторского суждения в прямом и открытом виде.
– Художник всегда находится в состоянии
поиска наиболее выразительного решения темы и образа. Это напряжённый труд,
поиск техники, стиля, инструментов, материала, фактуры. Постоянно идёт
эксперимент, который приводит к новым идеям, зачастую отвергающим предыдущие
находки. Часто в процессе работы меняется тема, образы, техника. Все это
ассоциируется у меня с лабораторией.
Иногда
промежуточные находки заводят художника в сторону от первоначального замысла. В
определенный момент начинается ЧИСТОЕ ТВОРЧЕСТВО, свободное от смысла! Игра с
фактурой, конструкцией композиции, игра цвета… Образы приходят совершенно
произвольно, они могут быть чисто визуальными: фактура штукатурки на старой
стене, скомканный лист бумаги, морщины на лице старика, напоминающие
перекрещивающиеся штрихи на гравюре, мертвое насекомое на дороге… и т.д.
Художник играет этими категориями. Я называю это Божественной импровизацией.
Станковые
работы, представленные в экспозиции выставки, – это не итог моего творчества.
Это промежуточные результаты поисков наиболее выразительного воплощения
чувственного образа, появившегося произвольно. Мое кредо: ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ.
Своим
впечатлением о выставке с обозревателем сайта «Культура.Уз» поделился член
творческого объединения художников, известный график Радик Азизов:
-
Подобные выставки всегда вызывают живой интерес у зрителей, потому что здесь
присутствует профессионализм художника. Они полезны особенно для молодых, кто
хочет освоить сложную технику графики – как надо работать на самом деле.
Представленный мастер имеет огромный жизненный и профессиональный опыт, поэтому
у нас есть на кого ориентироваться молодому поколению, тем более, что в технике
акварели сейчас мало кто работает.
Галина
Фёдоровна представляет старую гвардию, нашу старейшую школу графиков, получивших классическое
образование. Но она пошла дальше и от реализма приблизилась к абстрактной
графике и живописи. Галина Наумова всё время экспериментирует с жанрами,
техниками. Она стоит в авангарде и поэтому
свою персональную обширную выставку так и назвала «Лаборатория художника». Я
всех приглашаю на эту выставку. Она продлится до 28 февраля 2022 года.
Гуарик Багдасарова
Фото Владимира Гранкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий