В минувшее
воскресенье 06. 02. 22 на сцене Государственного академического Большого театра
имени Алишера Навои ценителям оперного искусства была представлена опера Н.А.
Римского-Корсакова "Царская невеста". В основу драмы русского поэта,
переводчика и драматурга Л.А. Мея положен исторический (хотя и малоизвестный)
эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. В опере (либретто написано И. Ф. Тюменевым) сюжет драмы Мея не
претерпел существенных изменений, а её драматизм неизмеримо усилился гениальной
музыкой. Бытовую
пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму,
сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены.
Задуманная и
начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в
течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной русской оперой
Мамонтова. На императорской сцене опера была поставлена в 1901 году (Мариинский
театр). У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывающий даже
триумф «Садко». В 1902 г. состоялась пражская премьера. Опера не сходит со сцен
ведущих российских музыкальных театров и в XXI
в. стремительно завоёвывает также зарубежную публику.
Спектакль
«Царская невеста» живёт на сцене ГАБТ имени А. Навои счастливой сценической
жизнью, сменяя составы исполнителей, ярко участвуя в международных фестивалях,
принимая в орбиту действия ярких гостей –гастролёров – и по праву любим
ташкентской публикой. Этот спектакль, сохраняя свои лучшие свойства, вновь раскрылся
перед зрительным залом, заполненным музыкальной общественностью Ташкента, –
предстал поистине в новом качестве и был триумфально принят публикой. Накануне
представления режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е.
Слоним кратко рассказал о главной концепции спектакля, не сходящего с афиши
ГАБТ с 2014 года:
-
В суровую эпоху правления российского царя Ивана Грозного, в период
безудержного разгула и вседозволенности опричнины, разворачивается трагическая
история прекрасной и юной Марфы, беззаветно любящей своего жениха Ивана Лыкова
- но силой неумолимых обстоятельств ввергнутой в горькие перипетии. Страсть к
ней опричника Григория Грязного, неудержимый всплеск ревности его возлюбленной
Любаши, её слепое стремление погубить ни в чём не повинную Марфу, коварство
придворного лекаря-немца Бомелия, любовь к дочери отца Марфы, купца Собакина -
всё это сплетается в некий роковым образом запутанный узел, сковавший судьбы
героев неразрывными цепями и необузданной игрой страстей. А образ грозного Царя
Ивана, увенчивающего эту пирамиду, - оказывается горестно роковым и в
кажущемуся ему всесилии, и в бессилии перед непреодолимой тяжестью
обстоятельств и роковых путей судеб.
И
главное предостережение нам, сегодняшним, в материале этой оперы заключено в
призыве оберегать истинно прекрасное, беззащитное и ранимое от любых форм
насилия, от бесплодных и пагубных попыток «присвоить» эту великую красоту и
сделать своей собственностью. А нередко случается, что в суетном страхе перед
непостижимой необычностью этой красоты – ее стремятся попросту устранить физически с пути, чтобы не мешала она более обыденному и
привычному… Мы с трепетным волнением ждём новой встречи с вами на этом
особенном спектакле! И пусть ваша встреча с оперой "Царская невеста"
принесёт новые добрые впечатления, а ваши светлые излучения душ дадут нашим
прекрасным исполнителям заряд особой энергии и правды чувств!
Прекрасная,
полная завораживающей мелодики и динамичной драматургии музыка, богатство
исполнительских красок лучших солистов оперной труппы ГАБТ имени А. Навои
раскрыли перед зрителем всё богатство великой оперы Римского-Корсакова в
динамичной постановке и экспрессивном исполнении. Особенно примечательно и значительно, что этим спектаклем впервые дирижировал
новый главный дирижёр Государственного академического Большого театра оперы и
балета имени Алишера Навои в Ташкенте Денис Власенко. Его разнообразные
международные проекты с участием крупнейших оперных певцов современности
вызывают неизменный энтузиазм зрителей разных стран, в том числе жителей и
гостей Ташкента.
Маэстро
любезно согласился дать эксклюзивное интервью сайту Культура.Уз перед
началом спектакля. В его облике сразу же бросается в глаза европейский шик наружности,
сочетающийся с одухотворённым выражением лица и мягким бархатным тембром
голоса, располагающие к откровенной беседе.
- Денис Георгиевич, как Вам работается
в новой должности с симфоническим оркестром ГАБТ?
- Мы начинаем друг друга понимать,
сознавать, чувствовать, хотя ещё пока есть масса проблем и вопросов не одного
месяца, которые мы стараемся постепенно решать. Многое будет зависеть от
восприятия и оценки публики нашей совместной работы и перемен к лучшему,
надеюсь. Оркестр готов к новым веяниям, как и я вместе с новым руководством
театра.
Как шла работа над оперой «Царская
невеста»?
- «Царская невеста» - это шедевр
Николая Римского-Корсакова, который, к счастью, в настоящее время успешно идёт
на сцене многих театров мира, в том числе в Лондоне, Берлине, Париже, Милане.
Он
дополнил три известных во всём мире русских оперных спектакля: «Евгений Онегин»
и «Пиковая дама» Петра Чайковского, а также «Борис Годунов» Модеста
Мусоргского. Мы будем всячески поддерживать тот высокий художественный
профессиональный уровень, который нам задал Римский-Корсаков перед оркестром, и
дирижёром, и перед солистами. Это не самая простая опера в плане музыкальной
драматургии.
Как Вы работаете с нашими
солистами, имея опыт выступлений с такими мировыми звёздами, как: Анна
Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр
Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка
Дебарг, Эрвин Шротт, Джозеф Каллейа и многие другие артисты?
- В моём понимании «звезда» - это
тот исполнитель, кто понимает свою роль, свою партию, образ, который он выносит
на сцену, неважно, в какой опере. Иногда я встречаю совсем молодого солиста,
который точно понимает свою партию, и даже если ему не хватает каких-то высоких
профессиональных способностей, - как правило, именно такие артисты впоследствии
добиваются мирового успеха и признания.
В
этом театре есть талантливые солисты, с которыми очень приятно работать и
видно, что они хотят работать и профессионально расти, задают мне вопросы, на
которые я охотно отвечаю. Над этим спектаклем и партиями вокалистов я влился в
работу в тандеме с опытным режиссёром-постановщиком Андреем Евсеевичем
Слонимом.
«Театр
- это сообщество единомышленников, а если мы будем думать в разные стороны, то
не сможем осуществить наши планы, которые мы уже обсуждаем на довольно
длительный пятилетний период вперёд, - сказал дирижёр. - У нас впереди много работы, и я верю, что у
нас будет сплочённая команда. Театр не должен стоять на одном месте: он должен
постоянно развиваться.
-
Я уже слышала мнение одного молодого оркестранта Дмитрия Стрелкова (фагот), что
теперь для них каждый рабочий день – праздник. А для Вас?
-
Мы будем стараться – я имею в виду новую команду во главе с директором театра -
Рамизом Усмановым, - чтобы каждому артисту и музыканту, играющему в оркестре,
здесь в театре было, действительно, хорошо, чтобы каждый сотрудник театра
получал удовольствие от своей работы и чтобы трудовые будни для них были
настоящим праздником, как Вам сказал в
приватной беседе мой коллега. Хотелось бы, чтобы артисты выходили на сцену с
ощущением, что это большое событие для них, чтобы это были важные вехи в их
творческой карьере и чтобы как можно меньше было в этом процессе рутины: это
сложно сделать на самом деле в репертуарном театре. Будем надеяться, что каждый вечер мы будем
для зрителей создавать какой-то праздник.
Вот
я хожу сейчас на балетные спектакли и понимаю, какой там достигнут праздник,
благодаря, тому, что артисты балета ответственно и трепетно относятся к своим
репетициям и выступлениям и, конечно, во многом, благодаря усилиям Андриса
Лиепы. Поэтому они имеют такой тёплый приём у публики.
Театр
– организм, который предполагает единомыслие – и это самое главное. Мы должны
все друг другу соответствовать. При наличии разных мнений, мы должны двигаться
в одном направлении.
Ради
новой работы Вам пришлось уйти из Государственного симфонического оркестра
“Новая Россия” под руководством Юрия Башмета, где Вы проработали 10 лет, а
также отказаться от многих гастролей по миру. Вы многим пожертвовали в своей
карьере ради новой должности. Как Вы это расцениваете сегодня?
-
Я отношусь ко всему философски: если это произошло - значит, это должно было
случиться для чего-то. Какие-то потери неизбежно произошли, но, может быть, я
обрёл на новом месте что-то более важное?
Я думаю, что всё будет органично и адекватно. Конечно, есть некоторые
запланированные концерты, от которых я не могу отказаться. Думаю, всегда можно
договориться, но моя основная деятельность будет сконцентрирована в этом
театре.
Первой
работой Дениса Власенко в новой должности была опера Джузеппе Верди “Травиата”
в январе этого года. В планах у маэстро много интересных постановок, среди
которых как европейский, так и национальный балетный и оперный репертуар, в том
числе опера П. Чайковского «Евгений Онегин» и балет «Спартак» А. Хачатуряна. Из
национальных сейчас близок к выходу "Леопард из Согдианы" И.
Акбарова. Запускается к работе опера
М. Бафоева
"Алишер Навои". Планируется традиционный фестиваль «Ташкентская
весна» с приглашением разных зарубежных артистов. «Всё это, надеемся, увидит
свет в течение этого календарного года», - заверил Денис Власенко в
эксклюзивном интервью сайту Культура.Уз.
Денис
Власенко будет отвечать за музыкальную часть и вокальный уровень солистов, но при этом уверен, что
будет смотреть в одну сторону с режиссёрами-постановщиками будущих спектаклей,
как в случае с
А.Е. Слонимом в
работе над оперой «Царская невеста». По мнению главного дирижёра театра, когда
«Лебедь, рак и щука» - то ничего не получается - всегда нужен тандем и единомыслие в
подготовке спектакля:
-
Я надеюсь, что мы и команду сможем обновить, и состав оркестра как-то улучшить,
и, может быть, у нас новые солисты появятся… Театр – это живой организм,
который предполагает изменения в лучшую сторону.
Директор
ГАБТ Рамиз Усманов, в конце октября прошлого года назначенный на должность директора театра, сменив на этом
посту Махмуда Муратова, который возглавлял театр с 2015 года, и
режиссёр-постановщик театра Андрей Слоним, на различных сценических площадках
осуществивший постановки более 65 спектаклей, убеждены, что опыт и умение
Дениса Власенко могут сыграть решающую роль для дальнейшего развития художественного
уровня творчества нашего Большого театра и его утверждения на международной
арене.
Зрительный
зал Большого театра был переполнен любителями классической оперы. Во время
действия зрители, затаив дыхание, прислушивались к новому звучанию оркестра.
Дирижёр словно волшебной палочкой открывал в музыкантах и вокалистах второе
дыхание, чтобы они могли вдохнуть в сценические образы новую жизнь. Время от
времени раздавались овации одобрения и восторга публики на выступления артистов
и виртуозное исполнение музыки Римского-Корсакова симфоническим оркестром
театра под руководством Дениса Власенко.
Как в любой оперной постановке Н.А.
Римского-Корсакова, в «Царской невесте» значительную роль играет музыка: с
первых тактов сдержанной увертюры до предельно выразительных возможностей
драматического развития сюжета во втором действии, в котором стремительно
раскрывается душевная жизнь героев. Углублённое внимание композитора к их
чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам, расширяясь и углубляясь,
выражается в сложной и разнообразной музыке: она временами пафосно
торжественна, а то обезоруживающе лирична и даже сокровенна.
И стоит сказать, что динамичная и
экспрессивная постановка «Царской невесты» Андреем Слонимом в этот вечер
неразрывно сплелась с обновленным звучанием партитуры и в согласии со штрихами
дирижера приобрела новые краски и нюансы. Со всей полнотой властной динамики
прозвучала увертюра оперы, расцвеченная в сценическом действии экспрессивным
прологом с участием главных героев, включая самого Царя Ивана. Незабываемы
замечательные мелодии оперы: речитатив и ария Грязного «С ума нейдёт красавица»
в первом действии; две арии Любаши из первого и второго действий: в партии Любаши был сохранён склад
протяжной песни (песня без сопровождения в первом действии) и дополнен
драматически-романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии).
В ариозо Лыкова «Иное всё…» раскрывается
его лирически-нежный, мечтательный облик. Ария Марфы («В
Новгороде мы рядом с Ваней жили») — одна из лучших страниц оперы. Вступление к
четвёртому акту передаёт настроение обречённости. Сдержанная скорбь слышится в
арии Собакина: «Не думал, не гадал». Напряжённым драматизмом насыщен квинтет с
хором; признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и
поэтичная финальная ария Марфы из четвёртой картины: «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический
контраст рядом с отчаянием и исступлённым драматизмом встречи Грязного и Любаши
и краткого заключительного ариозо Грязного: «Страдалица невинная, прости». А
кульминационная сцена Марфы в четвёртом действии не только скрепляет всю
драматургию «Царской невесты», но и выводит её за пределы бытовой драмы к
высотам подлинной трагедии.
Публику также порадовало звучание хора,
которое, к сожалению, обычно не является сильной стороной спектаклей. Хор
опричников, как и колоритная народная сцена, как и сцена помолвки Марфы и
Лыкова, как и трагическая финальная сцена в царском дворце – звучали красочно и
во всём богатстве нюансов были выразительно прожиты в действии. Очень гармонично, сбалансировано,
выразительно звучал оркестр под управлением Дениса Власенко на протяжении всего
спектакля.
В неразрывном ансамбле с оркестром
выразительно пели и эмоционально жили на сцене все герои спектакля. Оркестр
точно передавал бездушный похмельный «беспредел» опричнины эпохи Ивана
Грозного. В полном слиянии с музыкой и в бурной «истине страстей» шло динамичное
существование героев на сцене. По законам этой музыки в полной органике с
режиссёрским замыслом раскрывались и безудержность страсти царского опричника
Григория Грязного (Махмуд Рузиев), и ревнивое неистовство его бывшей
возлюбленной Любаши (Яника Багрянская), ставших и жертвами, и носителями зла и
горько наказанных за свои злодеяния в конце спектакля.
В полном соответствии с музыкой был
живописно раскрыт характер доброго, радушного и несчастного купца Василия
Степановича Собакина (Кирилл Борчанинов), повергнутого в отчаяние неожиданной
бедой – смертельным недугом отравленной ядовитым зельем дочери – царевны Марфы.
Музыка светоносно передаёт возвышенную
чистоту «царской невесты», юной Марфы
(Лятифе Абиева), до самой своей кончины преданной своему чувству к молодому
жениху Ивану Лыкову (Бекзод Садыков). И молодые герои в воплощении Абиевой и
Садыкова были органичны, возвышенны и чисты в своих светлых надеждах и чувствах
и трагичны в своей гибели в борьбе с жёсткими перипетиями реального мира.
В опоре на музыку выразительно подчёркнуты
и расцвечены противоречивые, неоднозначные характеры Малюты Скуратова (Султанбек
Абдурахимов), лекаря-немца Бомелия (Нурмахмат Мухамедов), простоватой Дуняши,
подруги Марфы (Рада Смирных) и наивной Домны Ивановны Сабуровой, купеческой
жены (Надежда Банделет-Голендер). В спектакле нет мёртвых типажей, все они
наделены живыми чувствами и оживлены многоцветными тембрами «действующих лиц»
эпического мира
Н.А. Римского-Корсакова, где чудо Любви и
возвышенной Чистоты даже в смерти побеждает все исторические и житейские
обстоятельства.
Царя Ивана Васильевича Грозного исполняет постановщик оперы А.Е. Слоним. Образ Ивана Грозного введён в оперу самим Римским-Корсаковым в качестве «немого» персонажа. В спектакле его влияние на события волею постановщика увеличено – образ Царя представлен сквозным, вплоть до финала и завершающей его выразительной мизансцены, в которой в обилии жертв смутной эпохи представлен и сам Иван Грозный. Он карает своего опричника Григория Грязного и через мгновение, чуть позже, бессильно обвисает на своём царском посохе. Таким образом, он сливается в своём трагическом порыве со всеми героями и народом, произносящим финальную фразу: "О, Господи!" - в исступленном молении о прощении за всё, за всё... Это и есть катарсис (очищение), без которого не обходится ни одна классическая трагедия со времён Шекспира до наших дней.
Стоит отдельно сказать о том, что
гармония дирижёрского решения, режиссёрской концепции и индивидуальностей
певцов-актёров в слиянии красивого и выразительного пения и убеждающего
активного сценического действия сделала этот спектакль «Царская невеста», уже
неоднократно слышанный и виденный ранее, – особенно событийным, выдающимся и
значимым. Зал горячо реагировал, буквально, на каждый номер и на весь спектакль
в целом. Овация в финале была поистине «премьерной». Зрители поздравили Андрея
Евсеевича и всю его команду с выдающимся спектаклем. Они были в восторге, все
благодарили за возможность приобщиться к Прекрасному: среди гостей были три
семьи из посольства РФ в Узбекистане, которые тоже остались очень довольными
спектаклем. Впервые посетившие ГАБТ им. Навои два молодых юноши-программиста
готовы были стать завсегдатаями театра. Некоторые зрители признавались, что не
всё до конца поняли, но хотят уже подковаться специальной литературой и ещё раз
прийти на этот спектакль уже подготовленными, чтобы до конца оценить
человеческую драму характеров и страстей эпохи грозного царя Ивана Васильевича.
Как здесь не вспомнить слова Бертольда Авербаха: «Музыка – единственный всемирный
язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою... Музыка вымывает
прочь из души пыль повседневной жизни».
Андрей
Евсеевич откликнулся на благодарные отзывы
зрителей таким образом:
-
Поздравляю всю нашу команду и нашего замечательного маэстро Дениса Георгиевича
Власенко с нашим спектаклем "Царская невеста», который прошёл на одном
дыхании, с полной энергетической отдачей каждого участника, в богатстве нюансов
и оттенков, в органике звучания и проживания образов в их жизни на сцене.
Переполненный зал, к счастью, горячо принял наш труд на сцене. Благодарю всех
солистов, артистов хора, оркестра, работников цехов. Отдельно поздравляю
Маэстро Власенко с прекрасной работой и ярким результатом. Этот результат
особенно ценен в трудных условиях пандемии, и полнота отдачи каждого из
участников спектакля имеет очень высокую цену. Спасибо вам, дорогие коллеги и
друзья!
Многообразие
взглядов и отзывов об оперной постановке «Царской невесты» подтверждает
справедливость мнения режиссёра-постановщика ГАБТ А.Е. Слонима о том, что «Придёт время, и интерес к творениям выдающегося композитора Н.А. Римского-Корсакова
и углубится, и усилится. Могучий облик
творца, постигнувшего таинства Чуда во многих его проявлениях, – в наши дни не
только не теряет черты своей яркости, внятности и новизны. Он даёт явственно ощутить в реалиях, что этот
великий композитор отнюдь не музыкальный деятель прошлого, а творец, на
столетия опередивший в своих ощущениях мира и своё время, и свою эпоху – и
неизменно близкий в своих устремлениях нам, сегодняшним…».
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия
Полянского
Комментариев нет:
Отправить комментарий