среда, 9 февраля 2022 г.

Триумф "Царской невесты" на сцене ГАБТ им. А. Навои

 



          В минувшее воскресенье 06. 02. 22 на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои ценителям оперного искусства была представлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста". В основу драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного.
В опере (либретто написано И. Ф. Тюменевым) сюжет драмы Мея не претерпел существенных изменений, а её драматизм неизмеримо усилился гениальной музыкой. Бытовую пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму, сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены.

Задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной русской оперой Мамонтова. На императорской сцене опера была поставлена в 1901 году (Мариинский театр). У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывающий даже триумф «Садко». В 1902 г. состоялась пражская премьера. Опера не сходит со сцен ведущих российских музыкальных театров и в XXI в. стремительно завоёвывает также зарубежную публику.


Спектакль «Царская невеста» живёт на сцене ГАБТ имени А. Навои счастливой сценической жизнью, сменяя составы исполнителей, ярко участвуя в международных фестивалях, принимая в орбиту действия ярких гостей –гастролёров – и по праву любим ташкентской публикой. Этот спектакль, сохраняя свои лучшие свойства, вновь раскрылся перед зрительным залом, заполненным музыкальной общественностью Ташкента, – предстал поистине в новом качестве и был триумфально принят публикой. Накануне представления режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним кратко рассказал о главной концепции спектакля, не сходящего с афиши ГАБТ с 2014 года:

- В суровую эпоху правления российского царя Ивана Грозного, в период безудержного разгула и вседозволенности опричнины, разворачивается трагическая история прекрасной и юной Марфы, беззаветно любящей своего жениха Ивана Лыкова - но силой неумолимых обстоятельств ввергнутой в горькие перипетии. Страсть к ней опричника Григория Грязного, неудержимый всплеск ревности его возлюбленной Любаши, её слепое стремление погубить ни в чём не повинную Марфу, коварство придворного лекаря-немца Бомелия, любовь к дочери отца Марфы, купца Собакина - всё это сплетается в некий роковым образом запутанный узел, сковавший судьбы героев неразрывными цепями и необузданной игрой страстей. А образ грозного Царя Ивана, увенчивающего эту пирамиду, - оказывается горестно роковым и в кажущемуся ему всесилии, и в бессилии перед непреодолимой тяжестью обстоятельств и роковых путей судеб.

И главное предостережение нам, сегодняшним, в материале этой оперы заключено в призыве оберегать истинно прекрасное, беззащитное и ранимое от любых форм насилия, от бесплодных и пагубных попыток «присвоить» эту великую красоту и сделать своей собственностью. А нередко случается, что в суетном страхе перед непостижимой необычностью этой красоты – ее стремятся попросту устранить  физически  с пути, чтобы не мешала она более обыденному и привычному… Мы с трепетным волнением ждём новой встречи с вами на этом особенном спектакле! И пусть ваша встреча с оперой "Царская невеста" принесёт новые добрые впечатления, а ваши светлые излучения душ дадут нашим прекрасным исполнителям заряд особой энергии и правды чувств!

Прекрасная, полная завораживающей мелодики и динамичной драматургии музыка, богатство исполнительских красок лучших солистов оперной труппы ГАБТ имени А. Навои раскрыли перед зрителем всё богатство великой оперы Римского-Корсакова в динамичной постановке и экспрессивном исполнении. Особенно примечательно  и значительно, что этим спектаклем впервые дирижировал новый главный дирижёр Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте Денис Власенко. Его разнообразные международные проекты с участием крупнейших оперных певцов современности вызывают неизменный энтузиазм зрителей разных стран, в том числе жителей и гостей Ташкента.

Маэстро любезно согласился дать эксклюзивное интервью сайту Культура.Уз перед началом спектакля. В его облике сразу же бросается в глаза европейский шик наружности, сочетающийся с одухотворённым выражением лица и мягким бархатным тембром голоса, располагающие к откровенной беседе.

          - Денис Георгиевич, как Вам работается в новой должности с симфоническим оркестром ГАБТ?

          - Мы начинаем друг друга понимать, сознавать, чувствовать, хотя ещё пока есть масса проблем и вопросов не одного месяца, которые мы стараемся постепенно решать. Многое будет зависеть от восприятия и оценки публики нашей совместной работы и перемен к лучшему, надеюсь. Оркестр готов к новым веяниям, как и я вместе с новым руководством театра.

          Как шла работа над оперой «Царская невеста»?

          - «Царская невеста» - это шедевр Николая Римского-Корсакова, который, к счастью, в настоящее время успешно идёт на сцене многих театров мира, в том числе в Лондоне, Берлине, Париже, Милане.

Он дополнил три известных во всём мире русских оперных спектакля: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, а также «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Мы будем всячески поддерживать тот высокий художественный профессиональный уровень, который нам задал Римский-Корсаков перед оркестром, и дирижёром, и перед солистами. Это не самая простая опера в плане музыкальной драматургии.

          Как Вы работаете с нашими солистами, имея опыт выступлений с такими мировыми звёздами, как: Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка Дебарг, Эрвин Шротт, Джозеф Каллейа и многие другие артисты?

          - В моём понимании «звезда» - это тот исполнитель, кто понимает свою роль, свою партию, образ, который он выносит на сцену, неважно, в какой опере. Иногда я встречаю совсем молодого солиста, который точно понимает свою партию, и даже если ему не хватает каких-то высоких профессиональных способностей, - как правило, именно такие артисты впоследствии добиваются мирового успеха и признания.

В этом театре есть талантливые солисты, с которыми очень приятно работать и видно, что они хотят работать и профессионально расти, задают мне вопросы, на которые я охотно отвечаю. Над этим спектаклем и партиями вокалистов я влился в работу в тандеме с опытным режиссёром-постановщиком Андреем Евсеевичем Слонимом.

«Театр - это сообщество единомышленников, а если мы будем думать в разные стороны, то не сможем осуществить наши планы, которые мы уже обсуждаем на довольно длительный пятилетний период вперёд, - сказал дирижёр.  - У нас впереди много работы, и я верю, что у нас будет сплочённая команда. Театр не должен стоять на одном месте: он должен постоянно развиваться.

- Я уже слышала мнение одного молодого оркестранта Дмитрия Стрелкова (фагот), что теперь для них каждый рабочий день – праздник. А для Вас?

- Мы будем стараться – я имею в виду новую команду во главе с директором театра - Рамизом Усмановым, - чтобы каждому артисту и музыканту, играющему в оркестре, здесь в театре было, действительно, хорошо, чтобы каждый сотрудник театра получал удовольствие от своей работы и чтобы трудовые будни для них были настоящим праздником, как  Вам сказал в приватной беседе мой коллега. Хотелось бы, чтобы артисты выходили на сцену с ощущением, что это большое событие для них, чтобы это были важные вехи в их творческой карьере и чтобы как можно меньше было в этом процессе рутины: это сложно сделать на самом деле в репертуарном театре.  Будем надеяться, что каждый вечер мы будем для зрителей создавать какой-то праздник.

Вот я хожу сейчас на балетные спектакли и понимаю, какой там достигнут праздник, благодаря, тому, что артисты балета ответственно и трепетно относятся к своим репетициям и выступлениям и, конечно, во многом, благодаря усилиям Андриса Лиепы. Поэтому они имеют такой тёплый приём у публики.

Театр – организм, который предполагает единомыслие – и это самое главное. Мы должны все друг другу соответствовать. При наличии разных мнений, мы должны двигаться в одном направлении.

Ради новой работы Вам пришлось уйти из Государственного симфонического оркестра “Новая Россия” под руководством Юрия Башмета, где Вы проработали 10 лет, а также отказаться от многих гастролей по миру. Вы многим пожертвовали в своей карьере ради новой должности. Как Вы это расцениваете сегодня?

- Я отношусь ко всему философски: если это произошло - значит, это должно было случиться для чего-то. Какие-то потери неизбежно произошли, но, может быть, я обрёл на новом месте что-то более важное?  Я думаю, что всё будет органично и адекватно. Конечно, есть некоторые запланированные концерты, от которых я не могу отказаться. Думаю, всегда можно договориться, но моя основная деятельность будет сконцентрирована в этом театре.

Первой работой Дениса Власенко в новой должности была опера Джузеппе Верди “Травиата” в январе этого года. В планах у маэстро много интересных постановок, среди которых как европейский, так и национальный балетный и оперный репертуар, в том числе опера П. Чайковского «Евгений Онегин» и балет «Спартак» А. Хачатуряна. Из национальных сейчас близок к выходу "Леопард из Согдианы" И. Акбарова. Запускается к работе опера

М. Бафоева "Алишер Навои". Планируется традиционный фестиваль «Ташкентская весна» с приглашением разных зарубежных артистов. «Всё это, надеемся, увидит свет в течение этого календарного года», - заверил Денис Власенко в эксклюзивном интервью сайту Культура.Уз. 

Денис Власенко будет отвечать за музыкальную часть и вокальный  уровень солистов, но при этом уверен, что будет смотреть в одну сторону с режиссёрами-постановщиками будущих спектаклей, как в случае с

А.Е. Слонимом в работе над оперой «Царская невеста». По мнению главного дирижёра театра, когда «Лебедь, рак и щука» - то ничего не получается -   всегда нужен тандем и единомыслие в подготовке спектакля:

- Я надеюсь, что мы и команду сможем обновить, и состав оркестра как-то улучшить, и, может быть, у нас новые солисты появятся… Театр – это живой организм, который предполагает изменения в лучшую сторону. 

Директор ГАБТ Рамиз Усманов, в конце октября прошлого года назначенный  на должность директора театра, сменив на этом посту Махмуда Муратова, который возглавлял театр с 2015 года, и режиссёр-постановщик театра Андрей Слоним, на различных сценических площадках осуществивший постановки более 65 спектаклей, убеждены, что опыт и умение Дениса Власенко могут сыграть решающую роль для дальнейшего развития художественного уровня творчества нашего Большого театра и его утверждения на международной арене.

Зрительный зал Большого театра был переполнен любителями классической оперы. Во время действия зрители, затаив дыхание, прислушивались к новому звучанию оркестра. Дирижёр словно волшебной палочкой открывал в музыкантах и вокалистах второе дыхание, чтобы они могли вдохнуть в сценические образы новую жизнь. Время от времени раздавались овации одобрения и восторга публики на выступления артистов и виртуозное исполнение музыки Римского-Корсакова симфоническим оркестром театра под руководством Дениса Власенко.

Как в любой оперной постановке Н.А. Римского-Корсакова, в «Царской невесте» значительную роль играет музыка: с первых тактов сдержанной увертюры до предельно выразительных возможностей драматического развития сюжета во втором действии, в котором стремительно раскрывается душевная жизнь героев. Углублённое внимание композитора к их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам, расширяясь и углубляясь, выражается в сложной и разнообразной музыке: она временами пафосно торжественна, а то обезоруживающе лирична и даже сокровенна.



И стоит сказать, что динамичная и экспрессивная постановка «Царской невесты» Андреем Слонимом в этот вечер неразрывно сплелась с обновленным звучанием партитуры и в согласии со штрихами дирижера приобрела новые краски и нюансы. Со всей полнотой властной динамики прозвучала увертюра оперы, расцвеченная в сценическом действии экспрессивным прологом с участием главных героев, включая самого Царя Ивана. Незабываемы замечательные мелодии оперы: речитатив и ария Грязного «С ума нейдёт красавица» в первом действии; две арии Любаши из первого и второго действий: в партии Любаши был сохранён склад протяжной песни (песня без сопровождения в первом действии) и дополнен драматически-романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии). В ариозо Лыкова «Иное всё…» раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Ария Марфы («В Новгороде мы рядом с Ваней жили») — одна из лучших страниц оперы. Вступление к четвёртому акту передаёт настроение обречённости. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина: «Не думал, не гадал». Напряжённым драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и поэтичная финальная ария Марфы из четвёртой картины: «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступлённым драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного: «Страдалица невинная, прости». А кульминационная сцена Марфы в четвёртом действии не только скрепляет всю драматургию «Царской невесты», но и выводит её за пределы бытовой драмы к высотам подлинной трагедии.

          Публику также порадовало звучание хора, которое, к сожалению, обычно не является сильной стороной спектаклей. Хор опричников, как и колоритная народная сцена, как и сцена помолвки Марфы и Лыкова, как и трагическая финальная сцена в царском дворце – звучали красочно и во всём богатстве нюансов были выразительно прожиты в действии. Очень гармонично, сбалансировано, выразительно звучал оркестр под управлением Дениса Власенко на протяжении всего спектакля.




В неразрывном ансамбле с оркестром выразительно пели и эмоционально жили на сцене все герои спектакля. Оркестр точно передавал бездушный похмельный «беспредел» опричнины эпохи Ивана Грозного. В полном слиянии с музыкой и в бурной «истине страстей» шло динамичное существование героев на сцене. По законам этой музыки в полной органике с режиссёрским замыслом раскрывались и безудержность страсти царского опричника Григория Грязного (Махмуд Рузиев), и ревнивое неистовство его бывшей возлюбленной Любаши (Яника Багрянская), ставших и жертвами, и носителями зла и горько наказанных за свои злодеяния в конце спектакля. 



В полном соответствии с музыкой был живописно раскрыт характер доброго, радушного и несчастного купца Василия Степановича Собакина (Кирилл Борчанинов), повергнутого в отчаяние неожиданной бедой – смертельным недугом отравленной ядовитым зельем дочери – царевны Марфы. Музыка светоносно передаёт  возвышенную чистоту  «царской невесты», юной Марфы (Лятифе Абиева), до самой своей кончины преданной своему чувству к молодому жениху Ивану Лыкову (Бекзод Садыков). И молодые герои в воплощении Абиевой и Садыкова были органичны, возвышенны и чисты в своих светлых надеждах и чувствах и трагичны в своей гибели в борьбе с жёсткими перипетиями реального мира.

В опоре на музыку выразительно подчёркнуты и расцвечены противоречивые, неоднозначные характеры Малюты Скуратова (Султанбек Абдурахимов), лекаря-немца Бомелия (Нурмахмат Мухамедов), простоватой Дуняши, подруги Марфы (Рада Смирных) и наивной Домны Ивановны Сабуровой, купеческой жены (Надежда Банделет-Голендер). В спектакле нет мёртвых типажей, все они наделены живыми чувствами и оживлены многоцветными тембрами «действующих лиц» эпического мира

Н.А. Римского-Корсакова, где чудо Любви и возвышенной Чистоты даже в смерти побеждает все исторические и житейские обстоятельства.



        Царя Ивана Васильевича Грозного исполняет постановщик оперы А.Е. Слоним. Образ Ивана Грозного введён в оперу самим Римским-Корсаковым в качестве «немого» персонажа. В спектакле его влияние на события волею постановщика увеличено – образ Царя представлен сквозным, вплоть до финала и завершающей его выразительной мизансцены, в которой в обилии жертв смутной эпохи представлен и сам Иван Грозный. Он карает своего опричника Григория Грязного и через мгновение, чуть позже, бессильно обвисает на своём царском посохе. Таким образом, он   сливается в своём трагическом порыве со всеми героями и  народом, произносящим финальную фразу: "О, Господи!" - в исступленном молении о прощении за всё, за всё... Это и есть катарсис (очищение), без которого не обходится ни одна классическая трагедия со времён Шекспира до наших дней.

          Стоит отдельно сказать о том, что гармония дирижёрского решения, режиссёрской концепции и индивидуальностей певцов-актёров в слиянии красивого и выразительного пения и убеждающего активного сценического действия сделала этот спектакль «Царская невеста», уже неоднократно слышанный и виденный ранее, – особенно событийным, выдающимся и значимым. Зал горячо реагировал, буквально, на каждый номер и на весь спектакль в целом. Овация в финале была поистине «премьерной». Зрители поздравили Андрея Евсеевича и всю его команду с выдающимся спектаклем. Они были в восторге, все благодарили за возможность приобщиться к Прекрасному: среди гостей были три семьи из посольства РФ в Узбекистане, которые тоже остались очень довольными спектаклем. Впервые посетившие ГАБТ им. Навои два молодых юноши-программиста готовы были стать завсегдатаями театра. Некоторые зрители признавались, что не всё до конца поняли, но хотят уже подковаться специальной литературой и ещё раз прийти на этот спектакль уже подготовленными, чтобы до конца оценить человеческую драму характеров и страстей эпохи грозного царя Ивана Васильевича. Как здесь не вспомнить слова Бертольда Авербаха: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою... Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».


Андрей Евсеевич откликнулся на благодарные отзывы  зрителей таким образом:

- Поздравляю всю нашу команду и нашего замечательного маэстро Дениса Георгиевича Власенко с нашим спектаклем "Царская невеста», который прошёл на одном дыхании, с полной энергетической отдачей каждого участника, в богатстве нюансов и оттенков, в органике звучания и проживания образов в их жизни на сцене. Переполненный зал, к счастью, горячо принял наш труд на сцене. Благодарю всех солистов, артистов хора, оркестра, работников цехов. Отдельно поздравляю Маэстро Власенко с прекрасной работой и ярким результатом. Этот результат особенно ценен в трудных условиях пандемии, и полнота отдачи каждого из участников спектакля имеет очень высокую цену. Спасибо вам, дорогие коллеги и друзья!

Многообразие взглядов и отзывов об оперной постановке «Царской невесты» подтверждает справедливость мнения режиссёра-постановщика ГАБТ А.Е. Слонима о том, что «Придёт время, и интерес к творениям выдающегося композитора Н.А. Римского-Корсакова и углубится, и усилится.  Могучий облик творца, постигнувшего таинства Чуда во многих его проявлениях, – в наши дни не только не теряет черты своей яркости, внятности и новизны.  Он даёт явственно ощутить в реалиях, что этот великий композитор отнюдь не музыкальный деятель прошлого, а творец, на столетия опередивший в своих ощущениях мира и своё время, и свою эпоху – и неизменно близкий в своих устремлениях нам, сегодняшним…».

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского



Комментариев нет:

Отправить комментарий