вторник, 1 марта 2022 г.

Бенефис ведущей солистки Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Натальи Лапковой

    



В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 27 февраля 2022 года состоялся показ музыкальной комедии  «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, основанной на одноимённой комедии Пьера Огюста де Бомарше. Спектакль был приурочен к 50-летнему юбилею солистки-вокалистки театра Натальи Лапковой. Мероприятие такого формата всегда с нетерпением ожидается поклонниками творчества актрисы и зрителями, мечтающими поближе познакомиться с замечательным и талантливым человеком. В беседе с обозревателем сайта «Культура.Уз» Наталья Лапкова была, как и на сцене, обворожительно хороша, откровенна и позитивна. В её глазах горел огонёк счастья успешной женщины, которая в свой знаменательный юбилей уверена в правильности избранного жизненного пути, потому что это её судьба и призвание. Как начинался этот путь в большое искусство, актёрский успех и зрительское признание? – об этом она рассказала в эксклюзивном интервью сайту Культура.Уз:

-  С раннего детства я любила петь. В детском саду меня всегда выбирали для вокального участия в музыкальных праздниках. В среднеобразовательной школе я продолжала петь и параллельно училась в музыкальной школе, потом я окончила с отличием музыкальное училище имени Юнуса Раджаби, семь лет брала частные уроки пения и даже выучила все партии Марицы из одноимённой оперетты Имре Кальмана. В 1995 году окончила музыкальный факультет ТГПИ имени Низами и уже в 1999 году пришла работать в театр оперетты.



Когда впервые Наталья Лапкова переступила порог театра оперетты, ей показался он ярким фейерверком в её жизни: хотелось сразу играть ведущие партии. «Тогда в театре, - вспоминает солистка, - были очень высокие строгие требования к молодым артистам. Надо было набраться жизненного опыта и профессионализма. Сначала я играла в детских музыкальных сказках и только потом мне доверили роль в классическом репертуаре театра - Галины в музыкальной комедии «Любовный вертеж» (В. Ильин, В. Лукашов). Это было моим первым триумфом.





Наталья Геннадиевна – увлечённая своей работой ведущая солистка-вокалистка, которая уже 23 года служит на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. Исполнительница ведущих ролей классических и современных спектаклей, сказок и концертных программ. Большую часть своей жизни она посвятила творчеству. На её счету в родном коллективе множество партий в классических спектаклях, принадлежащих Золотому фонду мирового музыкального театра: Руби («Блюз»), Арсена («Цыганский барон»), Донна Флор («Донна Флор»), Цыганка Марица («Марица»), Адель («Летучая мышь»), Стасси («Сильва»), Гульчехра («Тётя, я женюсь»), Жанна («Свадебное платье для Роз-Мари»), Галя («Любовный вертеж»), Валентина («Весёлая вдова»), Мари («Принцесса цирка»), Элли («Голландочка»), Мелано («Украденная невеста»), Сона («Ханума»), Чароз («Эхо любви»), Китти («Здравствуйте, я ваша тётя»), Двойра («Биндюжник и король»), Медсестра («Ловушка»), Юлдуз («Очарован тобой»), Марья Антоновна («Невеста Хлестакова»), Сюзанна («Женитьба Фигаро»).



Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана особое внимание уделяет детскому репертуару. В спектаклях для детей Наталья Лапкова играет также ответственно и с полной самоотдачей, как в спектаклях для взрослых. В них, даже играя отрицательные персонажи, как например, Бабу Ягу, она стремится донести до зрителей главный смысл спектакля - убедить детей делать добро, потому что зло непременно будет наказано. Маленькие зрители непосредственно и восторженно воспринимают музыкальные сказки с участием Натальи Лапковой: Шахерезада («Волшебная лампа Аладдина»), Несмеяна («Не по щучьему велению»), Баба Яга («Две бабы Яги»), Львица («Дружба спасёт мир»), Принцесса («Бременские музыканты») и другие.

«Если у тебя есть профессионализм и мастерство, - ты на сцене как рыбка в воде, - признаётся Наталья Лапкова, - независимо от того, для кого ты играешь. Разумеется, эти качества накапливаются и формируются годами упорным трудом. Навсегда запомнила уроки бывшей заведующей труппой Валентины Митрофановой, которая много и долго занималась персонально со мной и с другими актёрами. Балетмейстеры тщательно отрабатывали танцы с нами.  Мой педагог Т.А. Бахрамов семь лет со мной занимался вокалом. Приобретя все эти навыки, - только тогда артист, играя на сцене, получает удовольствие. Для любого артиста – оперы, эстрады, оперетты – важен весь комплекс его профессиональных достоинств, включая внешнюю харизму и внутреннее содержание артиста. Главное - донести до зрителей, что мы хотим людям дать своей игрой, -  это радость жизни, а не самолюбование артиста на сцене.

Театр – это место, куда зрители приходят обогатиться эмоциями и познать смысл жизни через тот или иной персонаж, с которым он входит в контакт в процессе спектакля, зарядиться от него позитивной энергией, особенно в наше сложное трудное время. Сейчас я нахожусь в такой стадии служения театру, иногда, бывает, без выходных, и всякий раз волнуюсь  перед выходом на сцену.



На вопрос, как отразилась пандемия на привычном графике жизни и работы, Наталья Лапкова ответила откровенно:

- Лично на мне карантин отразился угнетающе, потому что в режиме on-line невозможно петь и разучивать роли, видеть своих коллег и зрителей – это очень тяжело. Несмотря на эти вынужденные ограничения, бывший актёр и режиссёр нашего театра Руслан Шерезданов, перешедший в ГАБТ имени Алишера Навои, организовал на YouTube канал «Оперетта Узбекистана». Мы, находясь на карантине, могли на этом канале записывать и загружать видеоролики – поздравления и пожелания врачам, друзьям, нашим зрителям, учителям и делиться ими с близкими и целым миром. После окончания пандемии мы снова встретились со зрителями, а это так важно для нас.

У каждого артиста есть любимые роли. У Натальи это Марица из одноимённой оперетты Имре Кальмана, с которой фактически началась её творческая карьера задолго до того, как она пришла в театр. Эта роль цыганки, по рассказу ведущей вокалистки театра, близка ей по характеру, но при этом она добавляет, что для неё все роли важны, т.к. она стремится не играть, а проживать судьбы героинь на сцене. «В этом случае, - делится своим секретом актриса, - художественный образ сливается с ней в один целостный нераздельный характер, и она стремится показать его во всей полноте. Я ни разу никогда формально не играла ни одной роли... Раньше мне было сложно перевоплощаться в разных героинь, сейчас это происходит автоматически. Я настраиваю себя на ту или иную роль заранее, задолго до выхода на сцену».

Трудности в работе неизбежны. По мнению ведущей солистки, в театре решает всё сцена. Какие бы ни возникали трудности в жизни или мелкие конфликты в коллективе, в конечном итоге, критерием личности актёра является его успех на сцене, признание публикой, а значит, призвание и жизненное предназначение быть артистом и дарить радость людям своим искусством.

Перед началом спектакля «Женитьба Фигаро» коллеги в парадных  дворцовых костюмах и белых париках – Наталья Салихова и Хабиб Рахматов - приветствовали «её Величество» словами: «Играть на сцене жизнь! Талант – твой дар! Театр – твоя обитель!» и пожелали юбиляру: «Пусть на небе зажжётся яркая звезда твоей славы! Пусть тебе в жизни удаётся сыграть главную роль – быть любимой и счастливой!» В ответ Наталья Лапкова поприветствовала гостей и сказала, что её юбилейный вечер будет посвящён спектаклю «Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась на сцене театра 28 ноября 2020 года.

На протяжении многих лет блистательная комедия «Женитьба Фигаро», написанная придворным часовщиком Бомарше и композитором В. Моцартом, любима зрителями за искромётный юмор и поразительный сюжет. Противопоставление живого и энергичного слуги его далеко не глупому, но всем мешающему и распутному господину так явно указывало на всё более обостряющиеся общественно-политические отношения в самой Франции, что автор и его пьеса были обречены на неприятности. И, в конце концов, Бомарше вышел победителем в этой борьбе. Премьера «Женитьбы Фигаро» 27 апреля 1784 года с бешеным успехом прошла в «Комеди Франсез», а потом пьеса побила все рекорды по количеству спектаклей, по сборам, по количеству увидевших её зрителей... Достаточно сказать, что эта была первая в истории театра пьеса, которая принесла своему создателю настоящее богатство. Так великолепный Фигаро победил всех своих врагов не только на сцене, но и в жизни. А по воздействию на умы современников она не имеет себе равных до сих пор!

Женитьба главного героя Фигаро самое безумное и яркое событие его жизни. Он влюблён! И чтобы добиться любви, ему предстоит плести интриги, выкручиваться на суде, обрести потерянных родителей, неоднократно обвести вокруг пальца незадачливого графа, наладить его личную жизнь с графиней, и при всём этом умудриться не потерять веру ни в любовь, ни в самого себя…

В музыкальной комедии «Женитьба Фигаро» Наталья Лапкова играет роль служанки Сюзанны, весёлой невесты Фигаро и жертвы графской любви. Образ Сюзанны, пожалуй, самое яркое воплощение амплуа субретки — остроумной и находчивой служанки, способной распутать любую интригу. Именно она играет решающую роль. К. Станиславский определил «зерно» и назвал героиню «Фигаро в юбке». В этом качестве героиня Н. Лапковой бойкая, проказливая, находчивая служанка, посвящённая в секреты своих господ, помогающая им выпутаться из неловких ситуаций, демонстрирует зрителям большую проницательность и даже женское лукавство, но при этом остаётся до конца верной своему жениху Фигаро.



Наталья Лапкова благодарна режиссёру-постановщику Гульрух Нажидовой, предложившей этот материал для постановки с великолепными актёрами: Валерием Климовым (Фигаро), Сарваром Салиевым (Граф Альмавива), Олесей Зварцевой (Графиня Розина), Бабуром Чулиевым (Керубино), Ферузом Сафаровым (Бартоло), Еленой Барониной (Марселина) и другими. К работе над спектаклем «Женитьба Фигаро» Наталья Лапкова приступила с чувством восхищения, потому что роль Сюзанны оказалась близка внутреннему миру актрисы. Роль Сюзанны как сквозное действие в спектакле: она объединяет вокруг себя всех героев с их сюжетными линиями. Она постоянно на сцене и в движении, участвует во всех событиях, которые там происходят.

«Мы очень долго работали, - вспоминает Наталья Лапкова, - почти пять месяцев, сначала с концертмейстером Ниной Величко, потом с дирижёром Гайратом Абраровым и, конечно, режиссёром-постановщиком Гульрух Нажидовой. Я играю в первом составе, и за мной закреплена эта роль навсегда. Мы показали уже несколько успешных премьерных спектаклей с профессиональными исполнителями, новыми яркими костюмами (художник по костюмам Захро Касымова), которые шьют у нас в цехе по заказу и подбирают индивидуально для каждого актёра по фигуре, цвету и по историческому стилю в унисон декорации с элементами барокко художника-постановщика Натальи Глубокиной к этому спектаклю.

          Главный режиссёр театра Гульрух Мухамеджановна Нажидова охарактеризовала бенефис Натальи Лапковой такими словами:

-  Сегодня у нас праздник: мы отмечаем юбилей ведущей солистки Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, нашей любимицы, обладательницы прекрасного сопрано, более 20 лет служащей в нашем театре. Мы сегодня чествуем человека очень ответственного, любящего свою профессию. Хочу от всей души поздравить её, пожелать всего наилучшего – здоровья, творческого вдохновения и чтобы это не были последние роли, чтобы впереди были ещё лучшие роли и новые звания и чтобы на сцене она всегда радовала своих коллег и зрителей, которые её очень любят.

Очередная премьера музыкальной комедии «Женитьба Фигаро» имела большой успех и в этот раз завоевала полный восторг у ташкентских зрителей. Публика с возгласами «Браво!» аплодировала каждой вокальной партии и хореографическим интермеццо в спектакле. Овация продолжалась  и после представления вышедшим на поклон артистам, художнику-постановщику Наталье Глубокиной за выразительную романскую сценографию, художнику по костюмам Захро Касымовой за прекрасные дворцовые костюмы в стиле XYIII века, режиссёру-новатору Гульрух Нажидовой, вдохновенному дирижёру Гайрату Абрарову и, конечно, юбиляру Наталье Лапковой, которую наградили букетами весенних цветов и памятными подарками.  Надеемся, ведущую солистку Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Наталью Лапкову ожидает впереди долгая счастливая жизнь на сцене родного театра.

Гуарик Багдасарова

Фото предоставлено Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий