понедельник, 16 мая 2022 г.

«Наше наследие: мастера искусств Узбекистана» в ВЗ АХУз

 

В разгар весенне-летнего сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний проект из цикла «Наше наследие» посвящён мастерам живописи Узбекистана – юбилярам 2022 года. Среди них художники старшего поколения – ветераны, чей жизненный путь и творческое становление прошли в военные и послевоенные годы. Это известные живописцы: народный художник Узбекистана Лутфулла Абдуллаев, участник штурма Берлина Иван Кочетов, Сергей Редькин, Ростислав Сучков, Валентин Фадеев – в этом году им бы исполнилось по 110 лет. Мы также отмечаем столетний юбилей Александра Винера, Михаила Есина, Виктора Зеликова. В рамках этой выставки зрители знакомятся с персональной экспозицией Павла Сергеевича Пантюхина (1921-1995), многие годы занимавшего пост председателя «Секции ветеранов, участников ВОв» при СХ Узбекистана, столетие которого широко отмечалось в Ташкенте в 2021 году.





Искусствовед Людмила Кодзаева подчеркнула особое значение нынешней экспозиции в наше сложное время, полное острых политических противоречий и дискуссий, противостояния добра и зла, войны и мира, однодневных мифов-фейков и исторических архивных документов, фотографий и произведений изобразительного искусства, написанных очевидцами минувших грозных дней Второй мировой войны:

- Представляя этот небольшой интернациональный состав мастеров искусств Узбекистана, мы отдаём не только дань памяти юбилярам, демонстрируем их творческие достижения, но и знакомим новое поколение художников и любителей искусства с интереснейшей эпохой истории искусства Узбекистана. Жизнь и творчество этих мастеров, переживших военные годы, пронизано интересом к национальной культуре, национальной истории, к народной жизни. Это, в свою очередь, позволило им раскрыть в своих произведениях черты общечеловеческих интернациональных ценностей. Каждый из представленных авторов – яркая творческая индивидуальность, со своим стилем живописного и пластического изложения.



Среди представленных около 200 произведений из собрания Дирекции художественных выставок, частных коллекций и архивов художников зрительское внимание особенно привлекают жанровая и историческая живопись Ивана Кочетова («Автопортрет», 1991;  «Однополчане», 1995; «Генерал С. Рахимов на передовой», 1997);  Лутфуллы Абдуллаева («Дружба народов», 1985); портреты, натюрморты и пейзажи Павла Пантюхина («Портрет сына», 1940; «Воспоминание о войне», 1975; «Пасхальный натюрморт», 1990; «Байкальские берёзы» и «Закат на Байкале», 1978; «Уголок в мастерской», 1966: «Рыбаки Байкала», 1975; акварель «Река Псекупе», 1982);  пейзажи Михаила Есина («В лесах Беловежской пущи», 1985); портреты Александра Винера («Портрет Сапаровой», «Ночной председатель», 1972; «Участник Великой Отечественной войны Х. Ибрагимов», 1975; «Халилова Хурлико», 1978); натюрморты и пейзажи Ростислава Сучкова («Хризантемы», 1982, «Гауя», 1952) и другие работы разных жанров и стилей, привлекающих современных зрителей подлинным гуманизмом, актуальностью тематики, содержательностью художественных образов и их связью с жизнью.






На этой выставке зрители могут заглянуть в творческую лабораторию художников, так как в экспозиции представлено много мастерски исполненных пленэрных этюдов и эскизов к картинам: в их числе наброски, выполненные маслом на картоне Павла Пантюхина - «Вид на полуостров «Святой нос», 1974 г.;  трогательный, полный  неги, живописный чувственный этюд женщины «За чтением» и многие другие.

Иллюстрации Лутфуллы Абдуллаева 1959 г. к роману Айбека «Солнце не померкнет» посвящены героическому подвигу советских воинов в годы Великой Отечественной войны. В них вслед за писателем художник повествует о трудных боях под Москвой осенью 1941 года. Плечом к плечу с русскими, украинцами, белорусами и сынами других народов сражаются с врагом узбеки. Книжные иллюстрации Л. Абдуллаева к роману видного узбекского писателя Шарафа Рашидова "Могучая волна" (1964) также привлекают особое внимание к себе. Художник посвящает тематические рисунки ленинскому комсомолу и повествует лаконичным графическим языком о трудовых подвигах молодых строителей Фархадгэс, показывает формирование их характеров в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Эти книжные иллюстрации, пожелтевшие от времени, выделяются жизненным правдоподобием каждого графического листа и зажигают зрителей героическим пламенем суровых солдатских и трудовых будней минувшей войны.




Как видим, временной диапазон экспонатов достаточно широк: 40-90-е годы прошлого века, поэтому можно смело сделать вывод, что это живая летопись искусства Узбекистана. Художники в своём творчестве могли опираться на прочные традиции, сложившиеся в советском искусстве, искусстве социалистического реализма, и были призваны их развивать и обогащать. Ценность экспозиции в том, что в ней ощутим характерный дух советской эпохи - дух надежды и веры в светлые идеалы, в красоту и доброту, которые спасут мир. «Всё это достойно внимания, изучения, памяти и почестей», - считают организаторы уникальной ретровыставки, которая продлится до конца мая 2022 года.


Гуарик Багдасарова

Фото автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий