В разгар весенне-летнего
сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств
Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров
искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний
проект из цикла «Наше наследие» посвящён мастерам живописи Узбекистана –
юбилярам 2022 года. Среди них художники старшего поколения – ветераны, чей
жизненный путь и творческое становление прошли в военные и послевоенные годы.
Это известные живописцы: народный художник Узбекистана Лутфулла Абдуллаев, участник
штурма Берлина Иван Кочетов, Сергей Редькин, Ростислав Сучков, Валентин Фадеев
– в этом году им бы исполнилось по 110 лет. Мы также отмечаем столетний юбилей
Александра Винера, Михаила Есина, Виктора Зеликова. В рамках этой выставки
зрители знакомятся с персональной экспозицией Павла Сергеевича Пантюхина (1921-1995),
многие годы занимавшего пост председателя «Секции ветеранов, участников ВОв»
при СХ Узбекистана, столетие которого широко отмечалось в Ташкенте в 2021 году.
Искусствовед Людмила
Кодзаева подчеркнула особое значение нынешней экспозиции в наше сложное
время, полное острых политических противоречий и дискуссий, противостояния
добра и зла, войны и мира, однодневных мифов-фейков и исторических архивных
документов, фотографий и произведений изобразительного искусства, написанных
очевидцами минувших грозных дней Второй мировой войны:
- Представляя этот
небольшой интернациональный состав мастеров искусств Узбекистана, мы отдаём не
только дань памяти юбилярам, демонстрируем их творческие достижения, но и
знакомим новое поколение художников и любителей искусства с интереснейшей
эпохой истории искусства Узбекистана. Жизнь и творчество этих мастеров,
переживших военные годы, пронизано интересом к национальной культуре,
национальной истории, к народной жизни. Это, в свою очередь, позволило им
раскрыть в своих произведениях черты общечеловеческих интернациональных
ценностей. Каждый из представленных авторов – яркая творческая
индивидуальность, со своим стилем живописного и пластического изложения.
Среди представленных около 200 произведений из собрания Дирекции художественных выставок, частных коллекций и архивов художников зрительское внимание особенно привлекают жанровая и историческая живопись Ивана Кочетова («Автопортрет», 1991; «Однополчане», 1995; «Генерал С. Рахимов на передовой», 1997); Лутфуллы Абдуллаева («Дружба народов», 1985); портреты, натюрморты и пейзажи Павла Пантюхина («Портрет сына», 1940; «Воспоминание о войне», 1975; «Пасхальный натюрморт», 1990; «Байкальские берёзы» и «Закат на Байкале», 1978; «Уголок в мастерской», 1966: «Рыбаки Байкала», 1975; акварель «Река Псекупе», 1982); пейзажи Михаила Есина («В лесах Беловежской пущи», 1985); портреты Александра Винера («Портрет Сапаровой», «Ночной председатель», 1972; «Участник Великой Отечественной войны Х. Ибрагимов», 1975; «Халилова Хурлико», 1978); натюрморты и пейзажи Ростислава Сучкова («Хризантемы», 1982, «Гауя», 1952) и другие работы разных жанров и стилей, привлекающих современных зрителей подлинным гуманизмом, актуальностью тематики, содержательностью художественных образов и их связью с жизнью.
На
этой выставке зрители могут заглянуть в творческую лабораторию художников, так
как в экспозиции представлено много мастерски исполненных пленэрных этюдов и
эскизов к картинам: в их числе наброски, выполненные маслом на картоне Павла
Пантюхина - «Вид на полуостров «Святой нос», 1974 г.; трогательный, полный неги, живописный чувственный этюд женщины «За
чтением» и многие другие.
Иллюстрации
Лутфуллы Абдуллаева 1959 г. к роману Айбека «Солнце не померкнет» посвящены
героическому подвигу советских воинов в годы Великой Отечественной войны. В них
вслед за писателем художник повествует о трудных боях под Москвой осенью 1941
года. Плечом к плечу с русскими, украинцами, белорусами и сынами других народов
сражаются с врагом узбеки. Книжные иллюстрации Л. Абдуллаева к роману видного
узбекского писателя Шарафа Рашидова "Могучая волна" (1964) также привлекают
особое внимание к себе. Художник посвящает тематические рисунки ленинскому
комсомолу и повествует лаконичным графическим языком о трудовых подвигах
молодых строителей Фархадгэс, показывает формирование их характеров в тяжёлые
годы Великой Отечественной войны. Эти книжные иллюстрации, пожелтевшие от
времени, выделяются жизненным правдоподобием каждого графического листа и
зажигают зрителей героическим пламенем суровых солдатских и трудовых будней минувшей
войны.
Как видим, временной
диапазон экспонатов достаточно широк: 40-90-е годы прошлого века, поэтому можно
смело сделать вывод, что это живая летопись искусства Узбекистана. Художники в
своём творчестве могли опираться на прочные традиции, сложившиеся в советском
искусстве, искусстве социалистического реализма, и были призваны их развивать и
обогащать. Ценность экспозиции в том, что в ней ощутим характерный дух
советской эпохи - дух надежды и веры в светлые идеалы, в красоту и доброту, которые
спасут мир. «Всё это достойно внимания, изучения, памяти и почестей», - считают
организаторы уникальной ретровыставки, которая продлится до конца мая 2022
года.
Гуарик Багдасарова
Фото автора статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий