понедельник, 20 июня 2022 г.

Впервые в Ташкенте: Гала-концерт «Молодые певцы в стране оперы» в ГАБТ им. Алишера Навои

 


             Нам, ташкентским поклонникам классической оперы и гостям узбекской столицы, на пике туристического сезона посчастливилось

18. 06. 22 побывать на необычном концерте в ГАБТ им. Алишера Навои, увлекшем множество многонациональных зрителей из разных стран Ближнего и Дальнего зарубежья в страну оперы без границ. Здесь было всем комфортно, потому что язык музыки и классической оперы был понятен без перевода, хотя молодые артисты в этот вечер представили шедевры оперного искусства пяти стран мира и, соответственно, пели на русском, узбекском, итальянском, французском и даже чешском языках    оригиналов произведений. В переполненном зрительном зале бесшумно работал кондиционер, поэтому было вдвойне приятно - наслаждаться оперным искусством и отдыхать от жаркого зноя перекалённой воздушной атмосферы даже в вечерние часы на улицах мегаполиса в середине лета. Весь вечер за дирижёрским пультом вдохновенно управлял пеним и симфоническим оркестром театра главный дирижёр театра Денис Власенко. И, конечно, его участие в программе в высокой степени обеспечило успех концерта, так как в основе каждого выступления молодых солистов царила музыка в самой возможной предельной степени исполнительского качества и разнообразия композиторских и исполнительских стилей. Выступавшие солисты оперы понимали это и благодарили Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои под руководством Дениса Власенко поклоном головы и самого Маэстро - рукопожатием и рукоплесканием, сливавшимся с овацией зала.

 Приятно было наблюдать и ответную реакцию самого Дениса Власенко, который тепло и доброжелательно аплодировал после очередного номера каждому выступающему, а на отдельные, особенно яркие выступления откликался аплодисментами… и сам оркестр, что по критериям музыкального исполнительства поистине дорогого стоит!



           Вечер открыли преамбулы двух режиссеров-постановщиков театра – заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима и его коллеги, заслуженного работника культуры Узбекистана Хайдарали Касымова. В соответствии с правилами и традициями ведения подобных гала-концертов, они на узбекском на русском языках  рассказали об особом значении и сути этого знаменательного события в культурной жизни страны. В своём приветственном обращении к переполненному залу режиссёр-постановщик Гала-концерта Андрей Слоним, в частности, сказал:

- …Хочется особо отметить, что после исторического постановления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о развитии в Узбекистане искусства оперы и балета, в нашей стране началась интенсивная работа по усовершенствованию всех принципов подготовки и осуществления на сцене этих видов искусства. Главным вопросом в этом кругу принципиальных начинаний стало особое внимание к молодым кадрам и всяческая забота о будущем нашего искусства. Сегодня – первый такой Гала-концерт, в котором вы увидите молодых солистов нашего Большого театра и выпускников Государственной консерватории Узбекистана, делающих первые успешные шаги в этом направлении.

В настоящее время ГАБТ имени Алишера Навои переживает новый этап возрождения под руководством директора – народного артиста Узбекистана Рамиза Бекназаровича Усманова, главного дирижёра Дениса Власенко, всей творческой команды дирижёров, режиссёров, балетмейстеров, и, конечно же, – исполнительских творческих сил, ярких и разнообразных. Впервые для творческой молодёжи открывается возможность выйти на сцену Большого театра и под руководством главного дирижёра театра Дениса Власенко и симфонического оркестра  ГАБТ имени Алишера Навои полноценно продемонстрировать свои силы и потенциальные возможности. Особую важность имеет и тот факт, что сегодня вместе с молодыми оперными певцами театра выступят одарённые студенты-вокалисты Государственной консерватории Узбекистана. Сегодня наша творческая молодёжь покажет, как она понимает самые сложные произведения мировой классики и лучшие произведения композиторов Узбекистана и как «от своего имени» сумеет их исполнить…



    В двухчасовом гала-концерте участвовали ведущие молодые солисты оперы ГАБТ имени А.Навои, лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов и фестивалей: Султанбек Абдурахимов (бас), Мадина Базарова (меццо-сопрано), Отемис Джуманиязов (тенор), Аминзода Жуманиязов (баритон), Фаррух Исматов (баритон), Хислат Камилов (баритон), Камолиддин Мухаммадиев (бас), Бирдона Маткаримова (сопрано), Гульмира Нурметова (сопрано), Ришат Решитов (баритон), Бекзод Садыков (тенор), Абдулла Ширинов (тенор); а  также бакалавры Государственной консерватории Узбекистана, лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов и фестивалей: Малика Акмолжонова (сопрано), Ленара Закирова (сопрано), Ходича Имомнозарова (сопрано), Зухра Турсунбаева (сопрано), Фатима Турсунбаева (сопрано).



          
Концерт открылся праздничной многообещающей увертюрой к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, вызвавшей всеобщий восторг в зале: оркестр играл на одном дыхании и в обаятельно-филигранной динамике. В первом отделении публика долгими овациями встретила выступления Камолиддина Мухаммадиева (Джоаккино Россини. Ария Дона Базилио из оперы «Севильский Цирюльник), раскрывшего хитрый и лукавый образ мелкого интригана и клеветника, поющего гимн всесильной Клевете. Отемис Джуманиязов, которого мы привыкли видеть на сцене в образах преимущественно острохарактерных, гротесковых – поистине удивил и глубоко тронул всех убедительной органикой и правдой в трагической безысходной Сцене смерти Отелло из оперы «Отелло» Джузеппе Верди -  от первой ноты до последнего вздоха. Аминзода Жуманиязов живо, с глубоким проникновением в характер воплотил образ несчастного Риголетто (Джузеппе Верди. Ария Риголетто из оперы «Риголетто»), а юная студентка консерватории Малика Акмальджанова красиво, музыкально и с глубоким чувством исполнила Каватину Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти.


Абдулла Ширинов естественно и непринуждённо передал национальный образ влюблённого и страдающего от разлуки с любимой  художника Мони со всей утончённой мелодической филигранью лирической Арии из оперы «Дилором» Мухтара Ашрафи. Хислат Камилов в Арии Роберта из оперы «Иоланта»          Петра Ильича Чайковского показал всю силу горячей страсти своего героя к прекрасной Матильде. Гульмира Нурметова исполнила Арию Русалки из одноимённой оперы Антонина Дворжака на чешском языке и со всем таинством натуры девушки-русалки, лишённой возможности познания человеческой любви. Ленара Закирова взорвала тишину зала захватывающим карнавальным весельем «Испанского болеро» Лео Делиба – и звук кастаньет в оркестре заставил вообразить их в пластических «танцевальных» руках молодой певицы. Завершая первую часть объёмного Гала-концерта, Бирдона Маткаримова, Ленара Закирова, Фатима Турсунбаева, Зухра Турсунбаева, Ходича Имомнозарова и Малика Акмальджанова  в ансамблевом исполнении смогли передать праздничный характер радостных девичьих попевок одного из шедевров композиторского искусства, песни «Дугоналар»  («Подруги») классика узбекской музыки

XX века - Сулеймана Юдакова, чьё искусство музыковед Вера Плунгян называла «камертоном времени».

          Во втором отделении Фаррух Исматов стремительно выбежал на сцену после того, как уже прозвучали первые аккорды Каватины Фигаро из оперы «Севильский Цирюльник» Джоаккино Россини, подчеркнув этим выходом заострённо-динамичный и жизнерадостный характер своего героя, успевающего быть всегда и везде в нужном месте. Мадина Базарова исполнила изящно и филигранно Куплеты Зибеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно на французском языке. Фатима Турсунбаева нежно и проникновенно исполнила Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта» П.И.  Чайковского, в которой звучала неосознанная тоска слепой героини, еще не знающей о том, что ей не дано видеть белый свет. Трогательно прозвучал дуэт Аль-Фаргони (Аминзода Жуманиязов ) и Сафины (Бирдона Маткаримова ) из национальной оперы «Небо моей любви» Мустафо Бафоева – он раскрывал светлую, но обречённую любовь великого учёного к нежной и светлой Сафине и глубокую искренность её ответного чувства …

Бекзод Садыков, выйдя с харизматичной открытой улыбкой на сцену, с первых звуков музыки тотчас преобразился в молодого французского поэта  Рудольфа из оперы «Богема» Джакомо Пуччини.  И на протяжении всей Арии он был, буквально, озарён внезапно вспыхнувшим светлым чувством к юной Мими, случайно зашедшей в его холодную мансарду с просьбой зажечь потухшую свечу. А молодой солист ГАБТ им. А. Навои Ришат Решитов вокально и артистично передал в Монологе образ истинно дьявольского завистника и мастера интриги Яго из оперы «Отелло» Джузеппе Верди, приведшего к необратимой трагедии главных героев – Отелло и Дездемоны. Шухрат Чориев осознанно монолитно и выпукло воплотил на сцене Арию Хусейна Байкаро из оперы «Алишер Навои» Муталя Бурханова. А беззаботно-светлый, полный лучезарных надежд «Вальс Джульетты» из оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно в исполнении Хадиче Имомназаровой прозвучал со всем блеском девического чувства, полного ярких мечтаний о Любви и внутреннего целомудрия и чистоты.

Султанбек Абдурахимов исполнил Речитатив и песню князя Владимира Галицкого из оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина со всем разгулом страстей честолюбивого князя, мечтающего о захвате княжьей власти на Путивле с исключительной верностью русскому стилю и соответствующим исполнительским мастерством на высшем уровне. Самая юная студентка Государственной консерватории Узбекистана Зухра Турсунбаева покорила публику мастерским исполнением «высшего пилотажа» сложнейшей арии -  Легенда Лакме из оперы «Лакме» Лео Делиба (называемой еще и «Арией с колокольчиками» за предельное изящество и невероятную техническую сложность имитации голосом филигранного звона чудодейственного колокольчика в старинной индийской легенде!) - и вызвала в зале долгие овации и возгласы «Браво».

Эмоциональный накал энергетики Гала-концерта, нарастая к концу, был настолько велик, что по завершении, когда все исполнители, дирижёр и режиссёр вышли для финального поклона -  зрительный зал в едином порыве встал и  долгой горячей овацией благодарил молодых артистов, оркестр и руководителей проекта за истинное наслаждение от встречи с творчеством талантливых молодых певцов в прекрасной стране Оперы…   

Гала-концерт в ГАБТ им. А. Навои  «Молодые певцы в стране оперы» стал наглядным и отрадным подтверждением того радостного и обнадёживающего факта, что великолепный певец, решительный, инициативный и упорный как личность Рамиз Усманов в творческом содружестве  с главным дирижёром театра Денисом Власенко, режиссёром-постановщиком Андреем Слонимом  и, разумеется – всеми  другими талантливыми руководителями и артистами нашего любимого театра   - продолжат вести замечательный коллектив Большого театра Узбекистана по творческому пути к новым открытиям и достижениям. 
Желаем молодым солистам оперы дальнейшего профессионального освоения выдающихся произведений мировой и национальной музыкальной культуры, обогащающих наше и будущие поколения, успехов и грандиозных свершений вместе с ними и с нами, благодарными зрителями!

 

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий