В
рамках XIY Международного кинофестиваля «Жемчужина
шелкового пути» в
Ташкенте прошли творческие встречи с культовыми режиссёрами, актёрами и другими
выдающимися кинематографистами современности. В программе проведения
Дней кино Армении в Узбекистане в рамках кинофестиваля в Ташкенте состоялись
показы армянских фильмов с участием режиссеров из Армении: Арсена Аракеляна и
Гаруша Хазаряна. Во второй день кинопоказа армянского кино ереванский режиссёр
Арсен Аракелян представил художественный фильм с заманчивым названием «Сказки
вокруг нас».
В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» Арсен
Аракелян рассказал, с каким настроением и планами он приехал в Узбекистан:
- В прошлом году на Международном кинофестивале
в Ташкенте я представлял свои документальные ленты, а в этом году решил
показать полнометражный игровой фильм, который закончил совсем недавно.
Мой научный руководитель, один из лучших
советских киноведов и автор идеи моего фильма Сурен Асмикян, благословил меня
принять участие в этом фестивале в эти трудные для Армении дни, потому что мы
часть этого большого мира киноискусства и должны внести свою лепту в
коллективный художественный поиск истины, который бывает важнее самой
абсолютной истины. Сейчас я варьирую между документальным и игровым кино, т.к.
мне интересно работать в обоих жанрах. Новый мой игровой фильм содержит
элементы документального кино.
- Что ближе всего Вам по духу?
- Мне ближе всего всегда бывает сама
тема и искренность в искусстве, которую очень тонко чувствуют зрители, даже тогда,
когда они до конца не понимают сюжет фильма. Для меня важно, чтобы в кино не
было фальши, чтобы тема не была высосана из пальца. Киноведы отмечают в моих
документальных и игровых фильмах много художественности: я им признателен за
это восприятие и такую оценку моих творческих экспериментов в кино.
Первоначальное название фильма было: «Человечество
в опасности». В моём фильме я ставлю
акценты на современные социальные и психологические болезни общества:
равнодушие, «иерархию», точнее субординацию; цинизм и другие злободневные
проблемы нашего противоречивого времени. Мой фильм – это альманах, по жанру я
бы назвал «документальное кино в игровой обстановке». Он состоит из нескольких
короткометражных фильмов: «Автобус», «Иерархия», «Остров», «Привет!»,
«Почему?», «В поисках себя». Я работаю над этим проектом уже десять лет, и он
мне кажется пока ещё не завершённым. В Библии говорится: «Блаженны алчущие
правды». Премьера этого фильма в Ташкенте для меня означает своего рода
эксперимент: мне интересно, как зрители воспримут его. Возможно, мне придётся
внести в него изменения, в зависимости от реакции зрителей, их понимания моего
художественного замысла.
- Почему Вы переименовали фильм в
«Сказки вокруг нас»?
- Потому что сейчас самая большая ложь –
это наша суровая реальность. Сказка может победить окружающую реальность и тем
самым спасти нас от депрессии, отчаяния и сумасшествия. Мы, художники, ищем
своё спасение в искусстве. Я снимаю то, что меня волнует.
- Насколько ваш фильм в режиссёрском
плане следует сценарию?
Три самых главных явления, которые делают
кино – это сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Для меня это фундамент, на котором я по-своему строю свой фильм. Есть
замечательное выражение французского режиссёра и теоретика искусства Рене
Кледа: «Кино готово. Осталось снять…». Пока ты не видишь фильм – ты не имеешь
права его начинать! Я свои образы героев видел до начала съёмок и потом их
находил в жизни и воплощал на экране.
Очень важен для меня также критерий красоты. Гениальный тбилисский
фотограф Юрий Мечетов, снимавший Андрея Тарковского и Сергея Параджанова,
рассказывал, как в гостях у Параджанова хозяин квартиры его спросил, из какой
чашки он будет пить чай. «Мне всё
равно», - ответил фотограф. Сергей
Параджанов на эту реплику неожиданно резко прореагировал: «Тогда встань и
уходи!» Для эстета красота была важнее простого ритуала чаепития. В фильме
должна присутствовать подлинная красота.
В фильме «Сказки вокруг нас» Арсена Аракеляна не было однозначной
правды. В дискуссии, состоявшейся после просмотра этого авторского фильма, завершившего
Дни армянского кино в Ташкенте, благодарные зрители имели возможность откровенно
и искренне поделиться своими впечатлениями и размышлениями как о фестивальных фильмах
армянских кинематографистов, так и в целом, о нынешнем знаменательном XIY Международном кинофестивале
в Ташкенте.
Павел Селин, российский режиссёр, сценарист, известный
тележурналист, автор ведущих российских телеканалов «Культура», «Пятница»,
участник XIY Международного фестиваля в Ташкенте. На нынешнем
фестивале он представил документальный фильм «На новом Шёлковом пути» по заказу
телеканала «Культура» - «своего рода авторское путешествие по миру искусства
современного Узбекистана» с его конкретными главными героями: балерина Надира
Хамраева; народный артист Узбекистана, директор ГАБТ (тенор) Рамиз Усманов; молодой художник-сюрреалист Исомиддин Эшонкулов;
узбекский дизайнер, постоянный участник
fashion-показов Мархамат Умарова; ансамбль «Омнибус», играющий классно
авангардную музыку в Центральной Азии». Большой друг Айка
Ордяна и Арсена Аракеляна выразил своё сердечное отношение к премьерному фильму
«Сказки вокруг нас»:
- Арсен
Аракелян снимает такое кино, которое я не умею снимать. У нас два разных
метода: я документалист-реалист, Арсен – художник романтического толка. И это
прекрасно! Это удивительное сочетание документального метода в игровом фильме.
Это очень опасно, но Арсен мастерски им владеет, так что он даже забывает, где
документалка, а где игровая ткань. В этом вся крутизна его работы. Мы ждём продолжения этого новаторского
проекта.
Меня спросили вчера: «Что вам дал нынешний Ташкентский кинофестиваль?».
Я искренне ответил, что, в первую очередь, он мне дал знакомство с Арсеном
Аракеляном. Мы познакомились и подружились только в прошлом году и уже решили с
ним вместе снимать будущий фильм о современном армянском художнике Мартиросе Гараняне. Я уже
был в Ереване несколько раз и гостил у
него на даче. Для этого и существуют такие кинофорумы – они должны сближать
творческих людей и дарить им новые грани творчества. Это и есть порождение
фестиваля… и, конечно, человеческая дружба и взаимное культурное обогащение всех
участников фестиваля.
У меня
огромное количество друзей в Армении. Мы очень близкие, родные люди. Я хочу
сказать, что моё сердце всегда, в любую секунду, безусловно с Арменией и с её
лучшими художниками-творцами.
Наталья
Дворянчикова, второй режиссёр (Ташкент),
друг Павла Селина и Арсена Аракеляна:
- Кланяюсь
в пояс армянским режиссёрам авторских фильмов, сумевшим за малые средства
создать шедевры мирового кино, напоминающим по стилю неореализм итальянского
кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини. Спасибо за уважение к старикам и к
детям, ярко выраженное в этих фильмах. Образ Акир в художественном фильме
«Зулали» Айка Ордяна – это земное воплощение Богородицы. Она готова нести свой
крест за приёмных детей до конца. В уста девочки-«Почемучки» в документально-игровом фильме «Сказки вокруг
нас» Арсен Аракелян вложил всю премудрость
бытия: «А ведь это не вся наша жизнь!» Спасибо, что вы, молодые талантливые
режиссёры, в малобюджетных фильмах так смело, и полно, и так богато раскрыли свои
души перед нами, ваши сердца на ладони: наше почтение всем вам!
Георгий Сааков,
редактор журнала «Деп Апага» армянской диаспоры Узбекистана поделился своими
впечатлениями от армянского кино:
- В последнее время до открытия Дней армянского кино в
Ташкенте я жил ощущением, что мы погрузились куда-то на дно: ничего нового не
создаётся и не снимается новое кино. За два дня кинофестиваля я в корне поменял
своё мнение. У меня возник такой вопрос к Арсену Аракеляну: сколько в фильме
занято профессиональных актёров и сколько людей с улицы было занято в этом
фильме, потому что во время просмотра у меня сложилось впечатление, что в нём
участвовали НЕСЛУЧАЙНО много случайных людей?
Арсен Аракелян честно ответил, что в фильме заняты три-четыре
профессиональных актёра, также его студенты, в итоге: 70/30 % - примерно так.
- Дом для престарелых в «Острове» мы
снимали не в павильоне, а на живой натуре три-четыре дня с утра до ночи –
помогали все его жильцы и работники, поэтому получилось так всё натурально,
жизненно, без постановочных косметических прикрас. Они реально так живут.
Главный герой и медсестра – актёры в этом конкретном короткометражном фильме. Я
намерен продолжать работать в этой стилистике и дальше снимать игровое кино в
документальной обстановке.
Автор этих строк поблагодарила армянских кинематографистов за их
прекрасные фильмы и преподнесла режиссёру картины «Сказки вокруг нас» Арсену
Аракеляну свой поэтический сборник «Левитация» в знак духовного родства с
художником, способным летать на крыльях воображения без механических
приспособлений и верящего в исцеляющую силу Любви, Дружбы, Доброты и Красоты. В
ответ на признания зрителей в любви Арсен Аракелян как истинный художник, не
удовлетворённый собой, заметил, что армянским кинематографистам ещё надо долго
расти до мирового уровня.
По мнению зрителей,
кинофестиваль объединил страны Востока, Запада и Юга, а главное, он объединил
людей с разных концов света, как в сказке, которую в фильме «Зулали» мудрая
Акир рассказала своим близким, за кого она несла до конца дней крест
ответственности. Армянская делегация кинематографистов поблагодарила
организаторов Ташкентского кинофестиваля - Агентство кинематографии Узбекистана
и Национальный кинофонд Узбекистана, а также АНКЦ в Ташкенте – за создание
праздника кино, какого не было ещё никогда и нигде.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий