воскресенье, 18 сентября 2022 г.

Чем покорил ташкентских зрителей фестивальный авторский фильм «Сказки вокруг нас» Арсена Аракеляна?

 


В рамках XIY Международного кинофестиваля «Жемчужина шелкового пути» в Ташкенте прошли творческие встречи с культовыми режиссёрами, актёрами и другими выдающимися кинематографистами современности. В программе проведения Дней кино Армении в Узбекистане в рамках кинофестиваля в Ташкенте состоялись показы армянских фильмов с участием режиссеров из Армении: Арсена Аракеляна и Гаруша Хазаряна. Во второй день кинопоказа армянского кино ереванский режиссёр Арсен Аракелян представил художественный фильм с заманчивым названием «Сказки вокруг нас». 


          Арсен Аракелян – выпускник отделения «Режиссёр художественных фильмов» Ереванского Государственного Педагогического университета имени Х. Абовяна. Преподавал в Российско–Армянском (Славянском) университете и Ереванском государственном институте театра и кино, работал на Общественном радио Армении режиссёром ток-шоу «Армянский вопрос», член Союза театральных деятелей Армении, кандидат искусствоведческих наук. Был награждён в 1998 - «Лучший фильм» (международный кинофестиваль, за фильм «Мама», «Святая Анна») и в 1999 – «Лучший режиссёр» (международный кинофестиваль, за фильм «Мама, «Сан - Джио»).



В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» Арсен Аракелян рассказал, с каким настроением и планами он приехал в Узбекистан:

- В прошлом году на Международном кинофестивале в Ташкенте я представлял свои документальные ленты, а в этом году решил показать полнометражный игровой фильм, который закончил совсем недавно.

Мой научный руководитель, один из лучших советских киноведов и автор идеи моего фильма Сурен Асмикян, благословил меня принять участие в этом фестивале в эти трудные для Армении дни, потому что мы часть этого большого мира киноискусства и должны внести свою лепту в коллективный художественный поиск истины, который бывает важнее самой абсолютной истины. Сейчас я варьирую между документальным и игровым кино, т.к. мне интересно работать в обоих жанрах. Новый мой игровой фильм содержит элементы документального кино.

- Что ближе всего Вам по духу?

- Мне ближе всего всегда бывает сама тема и искренность в искусстве, которую очень тонко чувствуют зрители, даже тогда, когда они до конца не понимают сюжет фильма. Для меня важно, чтобы в кино не было фальши, чтобы тема не была высосана из пальца. Киноведы отмечают в моих документальных и игровых фильмах много художественности: я им признателен за это восприятие и такую оценку моих творческих экспериментов в кино.

Первоначальное название фильма было: «Человечество в опасности».  В моём фильме я ставлю акценты на современные социальные и психологические болезни общества: равнодушие, «иерархию», точнее субординацию; цинизм и другие злободневные проблемы нашего противоречивого времени. Мой фильм – это альманах, по жанру я бы назвал «документальное кино в игровой обстановке». Он состоит из нескольких короткометражных фильмов: «Автобус», «Иерархия», «Остров», «Привет!», «Почему?», «В поисках себя». Я работаю над этим проектом уже десять лет, и он мне кажется пока ещё не завершённым. В Библии говорится: «Блаженны алчущие правды». Премьера этого фильма в Ташкенте для меня означает своего рода эксперимент: мне интересно, как зрители воспримут его. Возможно, мне придётся внести в него изменения, в зависимости от реакции зрителей, их понимания моего художественного замысла.

- Почему Вы переименовали фильм в «Сказки вокруг нас»?

- Потому что сейчас самая большая ложь – это наша суровая реальность. Сказка может победить окружающую реальность и тем самым спасти нас от депрессии, отчаяния и сумасшествия. Мы, художники, ищем своё спасение в искусстве. Я снимаю то, что меня волнует.

- Насколько ваш фильм в режиссёрском плане следует сценарию?

Три самых главных явления, которые делают кино – это сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Для меня это фундамент, на котором я по-своему строю свой фильм. Есть замечательное выражение французского режиссёра и теоретика искусства Рене Кледа: «Кино готово. Осталось снять…». Пока ты не видишь фильм – ты не имеешь права его начинать! Я свои образы героев видел до начала съёмок и потом их находил в жизни и воплощал на экране.  Очень важен для меня также критерий красоты. Гениальный тбилисский фотограф Юрий Мечетов, снимавший Андрея Тарковского и Сергея Параджанова, рассказывал, как в гостях у Параджанова хозяин квартиры его спросил, из какой чашки он будет пить чай.  «Мне всё равно», - ответил фотограф.  Сергей Параджанов на эту реплику неожиданно резко прореагировал: «Тогда встань и уходи!» Для эстета красота была важнее простого ритуала чаепития. В фильме должна присутствовать подлинная красота.

В фильме «Сказки вокруг нас» Арсена Аракеляна не было однозначной правды. В дискуссии, состоявшейся после просмотра этого авторского фильма, завершившего Дни армянского кино в Ташкенте, благодарные зрители имели возможность откровенно и искренне поделиться своими впечатлениями и размышлениями как о фестивальных фильмах армянских кинематографистов, так и в целом, о нынешнем знаменательном XIY Международном кинофестивале в Ташкенте.



Павел Селин, российский режиссёр, сценарист, известный тележурналист, автор ведущих российских телеканалов «Культура», «Пятница», участник XIY Международного фестиваля в Ташкенте. На нынешнем фестивале он представил документальный фильм «На новом Шёлковом пути» по заказу телеканала «Культура» - «своего рода авторское путешествие по миру искусства современного Узбекистана» с его конкретными главными героями: балерина Надира Хамраева; народный артист Узбекистана, директор ГАБТ (тенор) Рамиз Усманов;  молодой художник-сюрреалист Исомиддин Эшонкулов;  узбекский дизайнер, постоянный участник fashion-показов Мархамат Умарова; ансамбль «Омнибус», играющий классно авангардную музыку в Центральной Азии». Большой друг Айка Ордяна и Арсена Аракеляна выразил своё сердечное отношение к премьерному фильму «Сказки вокруг нас»:

- Арсен Аракелян снимает такое кино, которое я не умею снимать. У нас два разных метода: я документалист-реалист, Арсен – художник романтического толка. И это прекрасно! Это удивительное сочетание документального метода в игровом фильме. Это очень опасно, но Арсен мастерски им владеет, так что он даже забывает, где документалка, а где игровая ткань. В этом вся крутизна его работы.  Мы ждём продолжения этого новаторского проекта.

          Меня спросили вчера: «Что вам дал нынешний Ташкентский кинофестиваль?». Я искренне ответил, что, в первую очередь, он мне дал знакомство с Арсеном Аракеляном. Мы познакомились и подружились только в прошлом году и уже решили с ним вместе снимать будущий фильм о современном армянском художнике Мартиросе  Гараняне. Я уже был  в Ереване несколько раз и гостил у него на даче. Для этого и существуют такие кинофорумы – они должны сближать творческих людей и дарить им новые грани творчества. Это и есть порождение фестиваля… и, конечно, человеческая дружба и взаимное культурное обогащение всех участников фестиваля.

У меня огромное количество друзей в Армении. Мы очень близкие, родные люди. Я хочу сказать, что моё сердце всегда, в любую секунду, безусловно с Арменией и с её лучшими художниками-творцами.

Наталья Дворянчикова, второй режиссёр (Ташкент), друг Павла Селина и Арсена Аракеляна:

- Кланяюсь в пояс армянским режиссёрам авторских фильмов, сумевшим за малые средства создать шедевры мирового кино, напоминающим по стилю неореализм итальянского кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини. Спасибо за уважение к старикам и к детям, ярко выраженное в этих фильмах. Образ Акир в художественном фильме «Зулали» Айка Ордяна – это земное воплощение Богородицы. Она готова нести свой крест за приёмных детей до конца. В уста девочки-«Почемучки»  в документально-игровом фильме «Сказки вокруг нас»  Арсен Аракелян вложил всю премудрость бытия: «А ведь это не вся наша жизнь!» Спасибо, что вы, молодые талантливые режиссёры, в малобюджетных фильмах так смело, и полно, и так богато раскрыли свои души перед нами, ваши сердца на ладони: наше почтение всем вам!

Георгий Сааков, редактор журнала «Деп Апага» армянской диаспоры Узбекистана поделился своими впечатлениями от армянского кино:

- В последнее время до открытия Дней армянского кино в Ташкенте я жил ощущением, что мы погрузились куда-то на дно: ничего нового не создаётся и не снимается новое кино. За два дня кинофестиваля я в корне поменял своё мнение. У меня возник такой вопрос к Арсену Аракеляну: сколько в фильме занято профессиональных актёров и сколько людей с улицы было занято в этом фильме, потому что во время просмотра у меня сложилось впечатление, что в нём участвовали НЕСЛУЧАЙНО много случайных людей?

Арсен Аракелян честно ответил, что в фильме заняты три-четыре профессиональных актёра, также его студенты, в итоге: 70/30 % - примерно так.

- Дом для престарелых в «Острове» мы снимали не в павильоне, а на живой натуре три-четыре дня с утра до ночи – помогали все его жильцы и работники, поэтому получилось так всё натурально, жизненно, без постановочных косметических прикрас. Они реально так живут. Главный герой и медсестра – актёры в этом конкретном короткометражном фильме. Я намерен продолжать работать в этой стилистике и дальше снимать игровое кино в документальной обстановке.

Автор этих строк поблагодарила армянских кинематографистов за их прекрасные фильмы и преподнесла режиссёру картины «Сказки вокруг нас» Арсену Аракеляну свой поэтический сборник «Левитация» в знак духовного родства с художником, способным летать на крыльях воображения без механических приспособлений и верящего в исцеляющую силу Любви, Дружбы, Доброты и Красоты. В ответ на признания зрителей в любви Арсен Аракелян как истинный художник, не удовлетворённый собой, заметил, что армянским кинематографистам ещё надо долго расти до мирового уровня.



  По мнению зрителей, кинофестиваль объединил страны Востока, Запада и Юга, а главное, он объединил людей с разных концов света, как в сказке, которую в фильме «Зулали» мудрая Акир рассказала своим близким, за кого она несла до конца дней крест ответственности. Армянская делегация кинематографистов поблагодарила организаторов Ташкентского кинофестиваля - Агентство кинематографии Узбекистана и Национальный кинофонд Узбекистана, а также АНКЦ в Ташкенте – за создание праздника кино, какого не было ещё никогда и нигде.

 

Гуарик Багдасарова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий