В сентябре Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) открыл свой «золотой» 50-ый театральный сезон опереттой «Ходжа Насреддин» (Э. Салихов) в постановке главного режиссёра театра Гульрух Нажидовой. Первая узбекская оперетта на подмостках Ташкентского театра оперетты впервые была поставлен в 1981 году заслуженным деятелем искусств России К. Васильевым и впоследствии стала его визитной карточкой – подлинно народным спектаклем. В современном репертуаре ГТМК (оперетты) не сходят спектакли классического наследия, пользующиеся большим успехом у зрителей; оригинальные произведения узбекских авторов; современные произведения, а также спектакли детского репертуара – музыкальные сказки на русском и узбекском языках.
В афишу октября 2022 г. включены мировые классические шедевры: «Ханума» (Г. Канчели); «Счастливчик» (М. Беркье-Маринье); «Лаура и Жаки» (Г. Ару); «Весёлая вдова» (Ф. Легар); «Женитьба Фигаро» (В. Моцарт и П. Бомарше); «Марица» (И. Кальман). В репертуар вошли классические музыкальные спектакли ХХ века в современной постановке: «Иван Васильевич меняет профессию» (М. Булгаков), «Ходжа Насреддин» (Э. Салихов), «Очарован тобой!» (спектакль-концерт), «Это было в махалле» (спектакль-концерт). Юным зрителям адресованы: «Волшебная тюбетейка» (сказка В. Баграмова), «Бременские музыканты» (сказка Г. Гладкова), «Мамат-гончар» (А. Икрамов), «Василиса Супер Стар (музыкальная сказка А. Ахмедова). На 14 октября 2022 г. запланирован бенефис мастера сцены, кавалера ордена «Дустлик» Валерия Юлдашева.
Если
говорить о новых ближайших премьерах, то для семейного просмотра готовится
сказка-мюзикл «Мама» (Ж. Буржов, Ю. Энтин) – это музыкальная остроумная версия
известной русской сказки «Волк и семеро козлят». К 140-летнему юбилею
венгерского композитора Имре Кальмана творческий коллектив готовит музыкальный
спектакль «Последний чардаш», в котором прозвучат музыкальные композиции из его
выдающихся оперетт.
Зрителей
сегодня волнуют вопросы, на которые может ответить человек, знающий и
наблюдающий театр изнутри, - это директор ГТМК (оперетты), председатель Совета
директоров республиканских театров Узбекистана Бури Абдужалилович Ганиев,
охотно согласившийся дать эксклюзивное интервью для сайта «Культура.Уз».
-
Что изменилось за полвека существования Государственного театра музыкальной
комедии (оперетты) Узбекистана?
Уважение
к классикам не отменяет современной манеры игры. Мы в последние годы привлекаем
талантливую молодёжь в труппу, стараемся играть современно, подкрепляя себя
оркестровой музыкой или иногда в записи, но при этом стремимся сохранять живой
звук. Наши спектакли украшает современная хореография, свет, декорации,
костюмы, другие технические изыски, но при этом мы верны полувековым традициям
нашего театра. Стараемся обогатить репертуар новыми постановками, расширить
творческий диапазон актёров, помогаем их росту и даём каждому артисту
возможность совершенствоваться на сцене, чтобы их сердца не зачерствели в
упоении минутной славой.
Театр – это всё-таки один актёрский цех, одна
большая семья, а музыкальный спектакль – это общее коллективное действие, в
котором артисты говорят, танцуют и поют. Победителей, умеющих покорить зрителя,
не судят: успех представления всегда один на всех.
-
Фестиваль проходил с 17 по 22 сентября в сибирской столице – Новосибирске - под
девизом «Мюзиклы спасут мир». На фестиваль съехались театральные коллективы со
всей Росси и из ближнего зарубежья. В нём приняли участие музыкальные театры из
Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска; Тюменский Большой
драматический театр, Пермский академический театр, Алтайский музыкальный театр.
Программа
включала в себя одиннадцать названий (в то время как предыдущие – только по
семь). География – от Прибайкалья (Иркутский музыкальный театр) до обеих столиц
(три московских и два петербургских проекта) с заходом на территорию СНГ –
спектакль нашего Театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана «Интервью с
легендой» (Наталья Салихова). В некоторые дни спектакли шли параллельно –
помимо собственной сцены НМТ были задействованы театр «Глобус» и Камерный зал
филармонии. Сопроводительная программа включала встречи с авторами: Андреем и
Нонной Кротовыми, создавшими мюзикл «Доходное место», которым открывался
фестиваль, и «дедушкой уральского рока» Александром Пантыкиным, чей «Бал воров»
по всем признакам позиционировался фестивалем как спектакль-хедлайнер.
От
себя НМТ показал на фестивале мартовскую премьеру – 17 сентября прошел мюзикл
Владимира Баскина «Великий Гэтсби» со стихами Константина Рубинского. Художник
Елена Вершинина отошла от визуальных реперов ар деко (дизайн в стиле
конструктивизма и модерна), благодаря чему у режиссёра (и автора либретто)
Натальи Индейкиной получилась абстрактно-универсальная история о радостях и
уродствах брачных и внебрачных отношений. В заглавной партии лавину обаяния
обрушил на зрителей звезда новосибирской сцены Александр Крюков, лауреат
«Золотой Маски»-2021 за роль Фомы в одноимённом мюзикле НМТ, тоже взявшем
«Маску» как лучший спектакль в своём жанре.
В
рамках фестиваля на сцене Новосибирского музыкального театра состоялся показ
музыкального спектакля «Интервью с легендой», посвящённого творчеству народного
артиста Узбекистана Батыра Закирова - певца, художника, поэта, человека
оставившего глубокий след в искусстве Узбекистана. Режиссёр-постановщик Гульрух
Нажидова вместе с автором музыкального спектакля Натальей Салиховой (она же
исполнительница роли журналиста-интервьюера) долго искали и нашли необычную
исповедальную театральную форму рассказать о знаменитом певце, «соловье
Узбекистана», его же песнями-шлягерами, стихами, дневниковыми записями,
сердечными посланиями потомкам. Мероприятие посетил генеральный консул
Республики Узбекистан Тимур Рахманов. Гости из
Ташкента покорили сердца зрителей Новосибирска своей южной энергетикой и
национальным колоритом.
Нас
ожидало не только горячее признание нашего выступления, но и романтика
знакомства с другими коллективами, погружение в стихию от хитов московского
Театра Мюзикла до самых заметных работ из российских регионов. «Другие берега»
позиционируются как фестиваль новых музыкальных проектов и стремятся
представить, прежде всего, премьеры последних лет. Наш музыкальный спектакль
россияне восприняли как своего рода «джукбокс», основанный на песнях из
репертуара основателя узбекской эстрады Батыра Закирова – ностальгический
возврат в ушедшую эпоху для старшего поколения и открытие для нынешней молодёжи
эстрадных звёзд номер один, олицетворяющих яркую советскую эпоху в истории
лёгкой музыки.
Из
Новосибирска наши артисты привезли новый художественный символ фестиваля в виде
фарфоровой статуэтки в форме волны, созданной известным новосибирским
художником-керамистом Валерием Кузнецовым по заказу Новосибирского театра
музыкальной комедии, и Благодарственное письмо от организаторов IY Всероссийского фестиваля на память о путешествии к
«Другим берегам».
Кстати,
наш театр проповедует лёгкий жанр, но на самом деле я считаю оперетту и мюзикл
- самым сложным жанром, так как артисты должны уметь делать всё на сцене –
декламировать, петь, танцевать, смеяться и плакать, заставляя зрителя
сопереживать им. Для этого надо стремиться быть большим мастером сцены, играть
и петь на совершенно звёздном уровне. На фестивале мы пришли к выводу, что
современный музыкальный театр сейчас переживает исторические трансформации. Мюзикл
– нечто гораздо большее, чем развлекательный жанр. И что хотя глобальной
задачей мюзикла по-прежнему является сделать жизнь зрителя лучше (а опера такой
задачи себе не ставит), мюзикл может позволить себе прибегнуть для этой цели к
хирургии без наркоза.
Уже
под занавес участники фестиваля скандировали: «Да здравствует индустрия чуда
под названием мюзиклы, да здравствует профессиональное производство надежды.
Надежда ведь – тоже берег. Другой – но очень близкий, всего лишь по ту сторону
занавеса».
- И последний, всех волнующий вопрос: «Как вы собираетесь отметить в апреле будущего года полувековой юбилей Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана?
В
настоящее время мы готовим юбилейное издание книги-альбома с рабочим названием:
«Полвека служения оперетте» в котором должны в отразить
три эпохи истории нашего театра. Это рождение в семидесятых годах прошлого века,
становление в эпоху перестройки и дальнейшее процветание ГТМК (оперетты)
Узбекистана в годы Независимости Узбекистана.
Театр
– это люди, судьбы, взлёты и поиск новых форм. Хочу выразить признательность Министерству
культуры Узбекистана за поддержку наших
проектов, а также журналистам, блогерам, освещающим наши премьерные
спектакли и творческие достижения артистов театра.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий