четверг, 20 апреля 2023 г.

«Волки и овцы» на сцене ГАРДТ Узбекистана: «Назад… или всё-таки – вперёд к Островскому!»

 

Двенадцатого апреля 2023 г. исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга Александра Николаевича Островского (1823 — 1886) ― выдающегося мастера слова, знатока русской жизни; мыслителя, открывшего новую страницу в истории российского театра. Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 48 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Авторству Островского принадлежат: "Свои люди ― сочтемся", "Бедность не порок", "Доходное место", "Гроза", "Бесприданница" ― эти названия всегда есть в репертуаре многих театров и, конечно, в афише Малого театра в Москве, который называют Домом Островского, а также Государственного русского драматического театра Узбекистана и Молодёжного театра Узбекистана.

Многие произведения А.Н. Островского обрели новую жизнь в кино, были перенесены на телеэкраны. В апреле этого года специальная программа была показана в эфире телеканала "Россия-Культура": выпуск программы "Главная роль" с телеведущим Юлианом Макаровым; фильм-спектакль "Правда – хорошо, а счастье лучше"; ток-шоу "Игра в бисер" с Игорем Волгиным, а также показы фильмов "Бесприданница" и «Без вины виноватые».

Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Материалом для его пьес служил быт купеческого сословия, дававший писателю поводы для широких социальных и психологических обобщений. Творчество драматурга не раз становилось предметом ожесточённых споров и подвергалось критике, однако было поддержано передовой частью российского общества.

В узбекской столице на театральных подмостках в эти дни проходят с аншлагом спектакли, посвящённые юбилею мастера: сентиментальная и почти детективная комедия «На бойком месте» Молодёжного театра Узбекистана; на сцене ГАРДТ Узбекистана - фарс «Волки и овцы» в двух действиях, сдача которого состоялась в день рождения драматурга – 12 апреля 2023 года.  

Вначале 1920–х годов нарком просвещения А.В. Луначарский подводил итоги развития театра за годы гражданской войны и размышлял о наступающем времени. Однако в его взглядах на ход развития революционного театра происходили изменения, выразившиеся в известном его призыве «Назад к Островскому!» (1923). Знаменитый лозунг Луначарского «Назад к Островскому!»  встретивший оппозицию со стороны представителей «левого» театра, призывал к сохранению и развитию лучших реалистических традиций русской драматургии. Луначарский резко протестовал против сценического искажения классики; неустанно пропагандировал творчество выдающихся актёров и режиссёров–реалистов. Думаю, на прогоне спектакля «Волки и овцы» А. Островского в ГАРДТ Узбекистана в 200-летнюю годовщину русского драматурга он бы рукоплескал вместе с публикой постановке заслуженной артистки Узбекистана И. Авдюшкиной, воссоздавшей на реалистической основе «целый русский театр», который принадлежит не только прошлому, но и настоящему, являясь достоянием современности.

На сцене ГАРДТ с лаконичной декорацией под русскую старину XIX века (сценография и костюмы Д. Егоровой), перед нами разворачивается живая, динамичная и ладно сложенная череда картин безумного мира, в котором мечутся одержимые люди в погоне за призрачными сокровищами. В этом мире, где продаётся все, а порядочность не стоит ломаного гроша, каждый персонаж выглядит хрестоматийно узнаваемым, но вместе с тем несёт на себе отблеск свежего взгляда. Все персонажи комедии Островского, так прочно привязанные к своему времени, выглядят на сцене ГАРДТ чрезвычайно современно, ибо в любых обстоятельствах человеческие характеры остаются неизменными.

Заведующий литературной частью ГАРДТ Узбекистана В.Л. Островский в эксклюзивной беседе с автором этих строк подчеркнул, что современный театр не может существовать без метафоры. Она весомо, зримо проявилась в сценографии спектакля. По центру сцены высоко над декорацией на заднем плане торчит искажённый взломанный деревянный крест: что бы значило это? «Все эти самые разные персонажи А.Н. Островского – нехристи, хотя они по ходу пьесы осеняют себя крёстным знамением, но их жизнь Господь не благословил», - открыл разгадку важнейшей детали сценографии В.Л. Островский, тёзка по фамилии великого драматурга. История создания пьесы это подтверждает.

Впервые комедия А.Н. Островского «Волки и овцы» была опубликована в журнале «Отечественные записки» в №11, 1875 г. В основу сюжета комедии драматургом взяты реальные факты: обстоятельства уголовного процесса над игуменьей Митрофанией, в миру известной как баронесса Прасковья Григорьевна Розен, обвинённой в мошенничестве и подлогах. Процесс происходил с 4 по 20 октября 1874 г.  в Москве. Во время суда известный в то время адвокат Федор Никифорович Плевако заявил, что Прасковья Розен является волком в овечьей шкуре. Разбирательство, которое гремело на всю Россию, привлекло внимание Александра Николаевича Островского. Драматургу показался интересным образ баронессы-игуменьи. Однако, работая над будущей пьесой, писатель решил заменить высокий церковный сан Розен на мирянку-помещицу. Подходящий прототип персонажа был взят как с Прасковьи, так и с соседки по имению Щелково помещицы Молчановой. Критики считали комедию «Волки и овцы» «наиболее удачной вещью из всего написанного Островским в последние годы, «сильно бьющей в самую живую современность».

В наши дни спектакль «Волки и овцы» обжигает человеческими страстями и пороками. Блестящий актёрский состав: заслуженный артист РУз О. Галахов, А. Андреева, А. Попов, К. Езовских, Т. Гребенник, Л. Бессонова, С. Шамсутдинов, Р. Маринин, С. Клюев, С. Архипов - играет спектакль легко и живо, на одном дыхании, и благодаря этому создаёт впечатление «истории нашего времени».

Меропия Давыдовна Мурзавецкая —  помещица 65-ти лет, большого, но расстроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии. Роль прообраза Митрофании - Меропии Давыдовны Мурзавецкой (в спектакле героиня значительно моложе: ей 45 лет) - мощно и правдоподобно, искренне и темпераментно исполняет Александра Андреева. Актриса выходила на сцену, облачённая не в чёрные рясы, а яркое красное платье, опираясь на палку с набалдашником, уверенная в своей наглой правоте и внутренне не раскаявшаяся в своих грехах.

Заслуженный артист Узбекистана Олег Васильев после спектакля отметил, что молодой актрисе в этой роли не хватает стержня, жёсткости. Эти черты были характерны для актрисы Малого театра - Марии Николаевны Ермоловой (1853 — 1928).  Её талант был драматического и трагического дарования. По словам К.С. Станиславского, «она была величайшей из виденных им актёров», чьё имя сейчас носит Московский драматический театр. Её статный гордый облик в чёрном платье у театрального зеркала увековечил знаменитый русский художник Валентин Серов. Но у Александры всё ещё впереди: в настоящее время она сумела уже покорить ташкентскую публику непосредственным даром перевоплощения в различные характерные сценические образы в разных спектаклях.


Аполлон Викторович Мурзавецкий — молодой человек 24-х лет, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой. Его комично играет молодой актёр ГАРДТ А. Попов, вызывая смех у зрителей гипертрофированным образом непробудного пьяницы. Глафиру Алексеевну, бедную девицу, родственницу Мурзавецкой, представила К. Езовских, легко перевоплощаясь из монашки в удалую пробивную девицу, сумевшую легко соблазнить и выгодно женить на себе богатого барина, почётного мирового судью Михаила Борисовича Лыняева. Его правдоподобно, с чувством иронии, несхематично и несколько отстранённо воплощает С. Шамсутдинов.


Павлин Савельевич, дворецкий Мурзавецкой (Р. Маринин), дополняет картину барского дома, в котором всё перевёрнуто вверх дном. Его обитатели, словно более поздние герои рассказа «Весенние перевёртыши» В. Тендрякова, живут по законам человеконенавистничества и недоброжелательности по отношению друг к другу и только сатирический талант автора, наблюдавшего поведение своих героев в невыдуманных трагикомических обстоятельствах, спасает зрителей от полного презрения к ним.

Молодая, красивая и богатая вдова Евлампия Николаевна Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не даёт покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Е.Н. Купавину, богатую молодую вдову, с блеском воплотила на сцене совершенно очаровательная Т. Гребенник, украсившая актёрский ансамбль не только изящными светскими нарядами, но и своей органичной непринуждённой игрой в разных лицах. То она предстаёт перед зрителями наивной безмятежной барышней, сентиментальной вдовушкой, а то выглядит вполне хваткой хищницей, околдовавшей своего избранника не столько своим внешним видом, сколько несметным богатым наследством после смерти её мужа. Про костюмы нужно сказать отдельно: они здесь все историчны, богаты, разнообразны и потому прекрасны. Автор сценографии и костюмов – Д. Егорова - оказалась на высоте.

Анфуса Тихоновна, тетка Купаниной, в исполнении Л. Бессоновой, – совершенно конченый комичный персонаж в спектакле, не способный связать и двух слов. Каждый выход её на сцену выражал беспросветную глупость героини и сопровождался искренним заразительным смехом в  зрительном зале.

Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога Мурзавецкая пытается женить на ней своего беспутного племянника. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы — это Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.

Василий Иванович Беркутов (С. Архипов), помещик, сосед Купавиной, представительный мужчина, средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий, хорош собой во всём – внешнем виде самовлюблённого франта, и умении ухаживать за дамой, и легко добиваться руки и сердца вдовушки, но только не за её красивые глазки, а за её богатство, доставшееся от покойного мужа.

Вукол Наумович Чугунов, бывший член суда в исполнении заслуженного артиста Узбекистана О. Галахова, тоже получился весьма современным. Чугунов тут не плутовской трусливый управляющий XIX века, а вполне себе такой Остап Бендер, «идейный борец за денежные знаки» эпохи НЭПа. Клавдий Горецкий — племянник Чугунова, красивый молодой человек, кудрявый, с румяным, загорелым лицом; одет в лёгком летнем сюртуке, застегнутом на все пуговицы; рубашка русская, цветная, без галстука; панталоны в сапоги. Клавдий Горецкий (С. Клюев) уморил всех зрителей своеобразным признанием в любви Глафире Алексеевне. Он всё время спрашивает молодую девицу, какую подлость он сможет для неё совершить ради своей большой любви к ней.

 Световая картина на сцене интересная, насыщенная, с использованием жёсткого света и теней. Музыка, в целом, была фоновая, включавшая современные инструментальные композиции: партия фортепиано (Р. Маринин), партия гитары (Р. Мусаев-Рощин). Там, где актёры поют или играют под фонограмму, - портит всё впечатление от этих эпизодов. Нотки современности удалось ювелирно вставить в обстановку, костюмы, образы. Все без исключения актёры играли слаженно, замечательно, словно уже не первый месяц и год они играют этот спектакль, так что зрители то и дело прерывали действие своими овациями. Вот почему артисты театра и зрители сегодня вправе произнести новый лозунг: «Вперед к Островскому!» и тем самым признать важность сохранения классического русского психологического театра, что совсем не отменяет новых режиссерских решений.

На вопрос «Почему Островский так востребован? - Олег Васильев, которому пришлось играть самому роль купца Самсона Силыча Большова в спектакле «Банкрот, или «Свои люди – сочтёмся» на сцене ГАРДТ в 2014 году, ответил:

- Потому что у него социальное, общественное и художественное — вместе, едино, неразрывно. Островский стоит на защите русской и российской культурной традиции — вот, что надо понимать, входя в этот юбилейный год. Важно, чтобы те идеи, что возникнут в этом году, те художественные новации, которые неизбежно появятся, имели бы продолжение в будущем. Наследие автора — это то, что пойдет с русским театром в завтрашний день. "Классика вечна и актуальна во все времена" -  а вот новаторские решения - это немного другое дело. Пьеса «Волки и овцы» во все времена была своеобразной визитной карточкой Малого театра и может такой же статус обрести в ГАРДТ Узбекистана: будущее покажет!

 

Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий