Двенадцатого
апреля 2023 г. исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга Александра Николаевича
Островского (1823 — 1886) ― выдающегося мастера слова, знатока русской жизни;
мыслителя, открывшего новую страницу в истории российского театра. Александра
Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 48 пьес,
защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для
драматических классов. Авторству Островского принадлежат: "Свои люди ―
сочтемся", "Бедность не порок", "Доходное место",
"Гроза", "Бесприданница" ― эти названия всегда есть в
репертуаре многих театров и, конечно, в афише Малого театра в Москве, который
называют Домом Островского, а также Государственного русского драматического
театра Узбекистана и Молодёжного театра Узбекистана.
Многие
произведения А.Н. Островского обрели новую жизнь в кино, были перенесены на
телеэкраны. В апреле этого года специальная программа была показана в эфире
телеканала "Россия-Культура": выпуск программы "Главная
роль" с телеведущим Юлианом Макаровым; фильм-спектакль "Правда –
хорошо, а счастье лучше"; ток-шоу "Игра в бисер" с Игорем
Волгиным, а также показы фильмов "Бесприданница" и «Без вины
виноватые».
Критик
Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку
художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один
достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин,
Грибоедов, Гоголь». Материалом для его пьес служил быт купеческого сословия,
дававший писателю поводы для широких социальных и психологических обобщений.
Творчество драматурга не раз становилось предметом ожесточённых споров и
подвергалось критике, однако было поддержано передовой частью российского
общества.
В
узбекской столице на театральных подмостках в эти дни проходят с аншлагом
спектакли, посвящённые юбилею мастера: сентиментальная и почти детективная комедия
«На бойком месте» Молодёжного театра Узбекистана; на сцене ГАРДТ Узбекистана - фарс
«Волки и овцы» в двух действиях, сдача которого состоялась в день рождения
драматурга – 12 апреля 2023 года.
Вначале
1920–х годов нарком просвещения А.В. Луначарский подводил итоги развития театра
за годы гражданской войны и размышлял о наступающем времени. Однако в его
взглядах на ход развития революционного театра происходили изменения,
выразившиеся в известном его призыве «Назад к Островскому!» (1923). Знаменитый
лозунг Луначарского «Назад к Островскому!» встретивший оппозицию со стороны
представителей «левого» театра, призывал к сохранению и развитию лучших
реалистических традиций русской драматургии. Луначарский резко протестовал
против сценического искажения классики; неустанно пропагандировал творчество
выдающихся актёров и режиссёров–реалистов. Думаю, на прогоне спектакля «Волки и
овцы» А. Островского в ГАРДТ Узбекистана в 200-летнюю годовщину русского
драматурга он бы рукоплескал вместе с публикой постановке заслуженной артистки
Узбекистана И. Авдюшкиной, воссоздавшей на реалистической основе «целый русский
театр», который принадлежит не только прошлому, но и настоящему, являясь
достоянием современности.
На
сцене ГАРДТ с лаконичной декорацией под русскую старину XIX века (сценография и костюмы Д. Егоровой), перед нами
разворачивается живая, динамичная и ладно сложенная череда картин безумного
мира, в котором мечутся одержимые люди в погоне за призрачными сокровищами. В
этом мире, где продаётся все, а порядочность не стоит ломаного гроша, каждый
персонаж выглядит хрестоматийно узнаваемым, но вместе с тем несёт на себе
отблеск свежего взгляда. Все
персонажи комедии Островского, так прочно привязанные к своему времени,
выглядят на сцене ГАРДТ чрезвычайно современно, ибо в любых обстоятельствах
человеческие характеры остаются неизменными.
Заведующий литературной частью ГАРДТ Узбекистана В.Л. Островский в эксклюзивной беседе с автором этих строк подчеркнул, что современный театр не может существовать без метафоры. Она весомо, зримо проявилась в сценографии спектакля. По центру сцены высоко над декорацией на заднем плане торчит искажённый взломанный деревянный крест: что бы значило это? «Все эти самые разные персонажи А.Н. Островского – нехристи, хотя они по ходу пьесы осеняют себя крёстным знамением, но их жизнь Господь не благословил», - открыл разгадку важнейшей детали сценографии В.Л. Островский, тёзка по фамилии великого драматурга. История создания пьесы это подтверждает.
Впервые комедия А.Н. Островского «Волки и овцы» была опубликована в журнале «Отечественные записки» в №11, 1875 г. В основу сюжета комедии драматургом взяты реальные факты: обстоятельства уголовного процесса над игуменьей Митрофанией, в миру известной как баронесса Прасковья Григорьевна Розен, обвинённой в мошенничестве и подлогах. Процесс происходил с 4 по 20 октября 1874 г. в Москве. Во время суда известный в то время адвокат Федор Никифорович Плевако заявил, что Прасковья Розен является волком в овечьей шкуре. Разбирательство, которое гремело на всю Россию, привлекло внимание Александра Николаевича Островского. Драматургу показался интересным образ баронессы-игуменьи. Однако, работая над будущей пьесой, писатель решил заменить высокий церковный сан Розен на мирянку-помещицу. Подходящий прототип персонажа был взят как с Прасковьи, так и с соседки по имению Щелково помещицы Молчановой. Критики считали комедию «Волки и овцы» «наиболее удачной вещью из всего написанного Островским в последние годы, «сильно бьющей в самую живую современность».
В наши
дни спектакль «Волки и овцы» обжигает человеческими страстями и пороками. Блестящий
актёрский состав: заслуженный артист РУз О. Галахов, А. Андреева, А. Попов, К.
Езовских, Т. Гребенник, Л. Бессонова, С. Шамсутдинов, Р. Маринин, С. Клюев, С.
Архипов - играет спектакль легко и живо, на одном дыхании, и благодаря этому
создаёт впечатление «истории нашего времени».
Меропия Давыдовна Мурзавецкая — помещица 65-ти лет, большого, но расстроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии. Роль прообраза Митрофании - Меропии Давыдовны Мурзавецкой (в спектакле героиня значительно моложе: ей 45 лет) - мощно и правдоподобно, искренне и темпераментно исполняет Александра Андреева. Актриса выходила на сцену, облачённая не в чёрные рясы, а яркое красное платье, опираясь на палку с набалдашником, уверенная в своей наглой правоте и внутренне не раскаявшаяся в своих грехах.
Молодая, красивая и
богатая вдова Евлампия Николаевна Купавина мечтает о счастье и
любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не даёт
покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Е.Н. Купавину,
богатую молодую вдову, с блеском воплотила на сцене совершенно очаровательная
Т. Гребенник, украсившая актёрский ансамбль не только изящными светскими
нарядами, но и своей органичной непринуждённой игрой в разных лицах. То она
предстаёт перед зрителями наивной безмятежной барышней, сентиментальной вдовушкой,
а то выглядит вполне хваткой хищницей, околдовавшей своего избранника не столько
своим внешним видом, сколько несметным богатым наследством после смерти её мужа.
Про костюмы нужно сказать отдельно: они здесь все историчны, богаты, разнообразны
и потому прекрасны. Автор сценографии и костюмов – Д. Егорова - оказалась на
высоте.
Анфуса
Тихоновна,
тетка Купаниной, в исполнении Л. Бессоновой, – совершенно конченый
комичный персонаж в спектакле, не способный связать и двух слов. Каждый выход
её на сцену выражал беспросветную глупость героини и сопровождался искренним заразительным
смехом в зрительном зале.
Властная
и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью
Купавиной. Путём обмана, подлога Мурзавецкая пытается женить на ней своего
беспутного племянника. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный
человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы —
это Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и
мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение
действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.
Василий
Иванович Беркутов (С. Архипов), помещик, сосед Купавиной, представительный
мужчина, средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий, хорош собой во всём –
внешнем виде самовлюблённого франта, и умении ухаживать за дамой, и легко
добиваться руки и сердца вдовушки, но только не за её красивые глазки, а за её
богатство, доставшееся от покойного мужа.
Вукол
Наумович Чугунов,
бывший член суда в исполнении заслуженного артиста Узбекистана О. Галахова,
тоже получился весьма современным. Чугунов тут не плутовской трусливый
управляющий XIX века, а вполне себе такой Остап Бендер, «идейный
борец за денежные знаки» эпохи НЭПа. Клавдий Горецкий — племянник
Чугунова, красивый молодой человек, кудрявый, с румяным, загорелым лицом; одет
в лёгком летнем сюртуке, застегнутом на все пуговицы; рубашка русская, цветная,
без галстука; панталоны в сапоги. Клавдий Горецкий (С. Клюев) уморил
всех зрителей своеобразным признанием в любви Глафире Алексеевне. Он всё время
спрашивает молодую девицу, какую подлость он сможет для неё совершить ради
своей большой любви к ней.
На
вопрос «Почему Островский так востребован? - Олег Васильев, которому
пришлось играть самому роль купца Самсона Силыча Большова в спектакле «Банкрот,
или «Свои люди – сочтёмся» на сцене ГАРДТ в 2014 году, ответил:
-
Потому что у него социальное, общественное и художественное — вместе, едино,
неразрывно. Островский стоит на защите русской и российской культурной традиции
— вот, что надо понимать, входя в этот юбилейный год. Важно, чтобы те идеи, что
возникнут в этом году, те художественные новации, которые неизбежно появятся,
имели бы продолжение в будущем. Наследие автора — это то, что пойдет с русским
театром в завтрашний день. "Классика вечна и актуальна во все
времена" - а вот новаторские
решения - это немного другое дело. Пьеса «Волки и овцы» во все времена была
своеобразной визитной карточкой Малого театра и может такой же статус обрести в
ГАРДТ Узбекистана: будущее покажет!
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий