пятница, 12 мая 2023 г.

«Этот день мы приближали, как могли…»

 



В этом году 78-летие Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне в узбекской столице праздновалось особенно масштабно и задушевно. Пятого мая 2023 г. в Ташкентском доме фотографии открылась художественная выставка, посвящённая Дню Победы, памяти и почестей. Организаторы традиционной ежегодной экспозиции: Академия художеств Узбекистана, Союз художников Узбекистана и Ташкентский дом фотографии - представили более 30 живописных и графических работ художников-ветеранов. Среди них: А. Батыков, В. Кузнецов, Галина Ли, Р. Матевосян, Ф. Мухамеджанов. Р. Азиханов, Л. Шубина и многие другие. На вернисаже Детский хор РСШМИ под руководством А.Г. Скрипина исполнил военно-патриотические песни, посвящённые героям-победителям.


Шестого мая в Центральном парке им. Мирзо Улугбека состоялась концертная программа «Нам жить и помнить», посвящённая Дню Победы,  памяти и почестей, организованная представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан. Камерный оркестр национальных инструментов Государственной филармонии Узбекистана «Согдиана» во главе с художественным руководителем и главным дирижёром, заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан, профессором Ферузой Абдурахимовой и дирижёром, лауреатом многочисленных международных конкурсов - Кахрамоном Бозоровым, а также  солисты ГАБТ оперы и балета им. А. Навои: заслуженный артист РУз Кирилл Борчанинов, лауреаты международных конкурсов: Яника Багрянская, Камолиддин Мухаммадиев; Хадича Имомназарова, Бобир Уразалиев, Алексей Сабиров - исполнили известные и любимые всеми песни военных и послевоенных лет: «Бухенвальдский набат», «Поклонимся великим тем годам», «Смуглянка», «Катюша», «День Победы»…


Программу украсила искромётным исполнением романса Исаака Дунаевского («Каким ты был, таким и остался» на слова Михаила Исаковского) и старинной казачьей песни "Розпрягайте, хлопці, коні" Ивана Негребецкого в дуэте с Алексеем Сабировым лауреат международных конкурсов и творческих премий - Ксения Захарова-Воловик. Особенно торжественно и проникновенно, как набат, прозвучали в конце программы: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели на слова А. Соболева в исполнении Ягики Багрянской и Камолиддина Мухаммадиева с хором МТС ГКУз; «Поклонимся великим тем годам» Б. Окуджавы на слова М. Львова в исполнении Кирилла Борчанинова и хора МТС ГКУз; «Песня Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова в исполнении всех участников концерта и зрителей, воодушевлённо подпевавших им. Михаил Вождаев от имени Посольства Российской Федерации и представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан поблагодарил всех артистов и лично Ферузу Абдурахимову за прекрасный концерт и поздравил гостей и участников праздника с Днём Победы, памяти и почестей.


В Русском культурном центре состоялся 07.05.23 концерт «С Днём рождения, Победа!» ансамбля славянской песни «Калинушка» под руководством Марины Касымбаровой, вызвавший восторг у зрителей, не сдерживавших "радость со слезами на глазах". Народный камерный хор "Мелодия" под руководством Александра Скрипина в эти праздничные майские дни трижды выступил с программой, посвящённой Дню Победы, памяти и почестей –  в центре культуры Юнусабадского района, конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ и в Русском культурном центре Узбекистана.

Девятого мая в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Министерстве культуры и туризма Республики Узбекистан было организовано мероприятие, посвящённое этому празднику. В художественной части была представлена концертная программа с песнями и танцами. Выступления заслуженного артиста Узбекистана Марата Хакимова, заслуженного работника культуры Татарстана Риммы Гизатуллиной, заслуженной артистки Республики Татарстана и Башкортостана Ферузы Халдаровой, детских танцевальных ансамблей придали мероприятию праздничное настроение.






В Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана 7-10 мая 2023 г. состоялся благотворительный театрализованный концерт: «Память вечна, честь священна». Его подготовили режиссёр Наталья Салихова (сценарий и постановка), репетитор по балету Алишер Шаякубов, репетитор по вокалу Алена Лигай. Курировал концерт главный режиссер театра, заслуженный артист Узбекистана Валихан Умаров.         

                                                                  

Вот что об этом историко-культурном событии в Ташкенте рассказал заместитель директора по связям с общественностью  Алижон Андакулов:

- 9 мая - День Памяти и Почестей - широко отмечается у нас в стране в качестве всенародного праздника. Человек жив памятью, велик почестью. Дань памяти предкам, их доблестные поступки, свойственно оберегать нашему народу. Народ Узбекистана широко отмечает эту знаменательную, светлую и в тоже время скорбную дату. В этом году всё прогрессивное человечество отметило 78–ю годовщину Победы над фашизмом.

7 мая на сцене ГАРДТ Узбекистана прошло театрализованное представление «Память вечна, честь священна», посвященное Дню памяти и почестей. Каждая композиция и песня в исполнении артистов театра вызвали бурю эмоций у зрителей. Участники трудового фронта, ветераны труда, представители махаллей, студенты и старшеклассники, родители с детьми – все с замиранием сердца наблюдали за происходящим на сцене.

Прозвучали песни военных лет, артисты читали стихи и монологи,  прославляющие подвиг народа. Видеоролики на экране рассказывали о подвиге узбекистанцев на фронтах, о вкладе Узбекистана в Победу во Второй мировой войне. 

Только в 1941 году Узбекистан принял 1,5 миллиона человек из прифронтовых областей, в том числе более 300 тыс. детей. Всех, кто потерял на войне родителей, а их было большинство, всех сирот от младенцев до подростков - русских, евреев, украинцев, белорусов - приютили в узбекских семьях. Местные жители придерживались древнего мудрого правила: «Где сыты пятеро, там хватит хлеба и шестому».

Победа объединила десятки народов под знаменем триумфа над фашизмом. Размышляя о войне, невозможно представить масштабы потерь, пережитые нашими предками. Каждый боролся за любимую Родину до последних сил, до последнего патрона, до последней капли крови. История каждого солдата — это повод для гордости всех живых сегодня, это история, достойная пересказа. И мы её в который раз рассказали взволнованным ярким сценическим языком.

Память о победе в далёком 1945 году вызывает гордость и трепет от того, что наши прадеды выстояли в войне, изменившей ход мировой истории и судьбы миллионов людей.

…Уже 22 июня – 8 июля 1941 г. в военкоматы Ташкента и Самарканда поступило 1316 заявлений от добровольцев на фронт, а к 8 августа число заявлений превысило 3000, причем 613 – от женщин и девушек. «Патриотки решили в кратчайшие сроки изучить меры противовоздушной и противохимической защиты, приёмы оказания первой медицинской помощи. Женщины овладевали стрелковым делом, радиотехникой и другими военными специальностями. Среди них была и моя мама Нина Леонтьевна Арутюнова, добровольно ушедшая на фронт, о которой я больше узнала не из её личных воспоминаний, а из спектакля-концерта, показанного 9 мая 2023 г. в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.

«А зори здесь тихие…»: женское лицо войны наглядно увидели жители и гости Ташкента сквозь призму новаторского подхода к трепетной теме главного режиссёра ГТМК (оперетты) Узбекистана Руслана Шерезданова. 






Русский дом (Российский центр науки и культуры в Ташкенте) с участием посла РФ в Узбекистане, Русский культурный центр РУз провели церемонию возложения цветов к Вечному огню на территории Волгоградского мемориального комплекса («Братские могилы») в Ташкенте. За ними выстроились простые ташкентцы в «Бессмертном полку» с портретами близких родственников – участников Великой Отечественной войны. В центре развевались флаги СССР и Узбекской ССР, символизирующих как общую Победу в войне, так и вклад нашей республики в Победу советского народа над фашизмом.  Прозвучали лозунги, подчёркивающие единство советского народа в годы войны. Таким образом, стихийная акция «Бессмертный полк» справедливо преобразовалась в традиционное ежегодное праздничное шествие с песнями военных лет и Победы.



Вечером 9 мая в Посольстве РФ в Узбекистане состоялся торжественный приём по случаю 78-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На мероприятие были приглашены ветераны войны и труженики тыла, руководство министерств и ведомств республики, представители ташкентского дипкорпуса, соотечественники и сотрудники СМИ. Приветствуя собравшихся, Посол России Олег Мальгинов отметил, что «разгром фашистов стал грандиозной, триумфальной Победой, - это долгожданное слово сразу облетело планету. Её великое наследие сегодня является важной духовной ценностью, нравственным ориентиром для послевоенных поколений. К сожалению, в настоящее время по мере отдаления тех событий, вакцина от нацистского вируса, выработанная на Нюрнбергском процессе, начинает ослабевать. В некоторых странах нацизм поднимает голову, и на государственном уровне продолжается пропаганда фашистских ценностей. Вызывают возмущение попытки фальсифицировать историю, уравнивать жертв и палачей, поднимать на щит нацистов и их приспешников.

Наш моральный долг – бережно хранить и передавать подрастающим поколениям память о событиях тех суровых лет. Мы должны вместе решительно противостоять любым попыткам исказить и фальсифицировать историю, пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, оправдать чудовищные злодеяния, совершённые фашистами и возложить вину за развязывание войны на Советский Союз. Мы все в неоплатном долгу перед павшими на фронте, замученными в концентрационных лагерях и фашистских застенках, ушедшими из жизни от голода и невзгод.

Отрадно, что народы России и Узбекистана, как и наши героические предки, в едином строю ковавшие Победу 78 лет назад, в едином искреннем порыве отмечают сегодня этот священный день. Это то, что нас роднит и объединяет, ведь Узбекистан внёс огромный вклад в разгром фашистской Германии и её союзников».

Поздравляя присутствовавших на приёме ветеранов, посол подчеркнул, что в России высоко чтят их стойкость, мужество и верность фронтовому братству. «Ведь нас объединяет священная память о героях – известных и неизвестных, великая благодарность вам, дорогие фронтовики и труженики тыла, преклонение перед поколением победителей», - заключил дипломат.

          Я родилась после Второй мировой войны в Ташкенте в 1951 году в армянской семье простых тружеников —  Сарухана Аванесовича  Багдасарова (1914-1993), уроженца Карабаха, и Нины Леонтьевны Арутюновой (1916-1991), родом из Мерва (Мары). Они  тоже добровольцами ушли на фронт и свои лучшие годы отдали борьбе с фашизмом и освобождению оккупированных городов от фашистской чумы на территории Советского Союза и Западной Европы.

Отец служил в артиллерии миномётчиком на Белорусском фронте, получил два ранения в грудь и предплечье, выжил, дошёл до Берлина рядовым солдатом. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне  1941-1945 гг. С.А. Багдасаров был в 1985 г. награждён медалями: «За боевые заслуги», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями, Орденом Отечественной войны II  степени и впоследствии  — за долголетний добросовестный труд — орденом «За безупречную службу в МВД» II степени (1958),  а также  медалью «Отличник милиции» (1988). Отец прослужил в МВД сорок один год.

Мама в начале войны прошла подготовительные курсы снайпера,  повара, санитарки. На фронте совмещала обязанности санитарки и повара, по рассказам близких родных. В 1978 г. была награждена медалью «Ветеран труда». Только после Победы в Великой Отечественной  войне, демобилизовавшись, оба вернулись  на свою «Малую родину»  в Ташкент и создали крепкую семью, в которой вырастили нас, троих детей.

В Узбекистане осталось 174 участника Великой Отечественной войны и ветеранов трудового фронта. Наследники победителей не должны забывать никогда исторические примеры самоотверженного благородства и героизма жителей Узбекистана, их вклад в общую Победу. Ведь это наша общая победа добра над злом! Сегодня мы с гордостью и благодарностью говорим всем ветеранам войны: «Ваша Победа в Великой Отечественной войне дала жизнь нам!» Мы помним, гордимся и чтим!

 

Гуарик Багдасарова

Фото С. Мартыненко, Л. Павлевой. Д. Байрамовой

Фото со спектакля «Память вечна, честь священна» предоставлены ГАРДТ Узбекистана

 

 

 

 

 

 

«А зори здесь тихие…»: женское лицо войны показал ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

«А зори здесь тихие…»: женское лицо войны наглядно увидели жители и гости Ташкента сквозь призму новаторского подхода к этой трепетной теме главного режиссёра ГТМК (оперетты) Узбекистана - Руслана Шерезданова. 

«Вклад Узбекистана в победу над фашизмом просто огромен. Ведь наряду с представителями сильного пола в Великой Отечественной войне героически сражались с врагом и наши соотечественницы. В то время на фронт ушло четыре тысячи пятьсот пятьдесят пять женщин нашей республики. Среди них фронтовой хирург – Мукаддам Ашрапова, знаменитая радистка Роза Ибрагимова, а также известная снайпер Шарофат Ишантураева. Не меньший подвиг совершили и сотни тысяч женщин в тылу. Этих самоотверженных героинь уже нет среди нас, но их имена навсегда останутся в памяти народа» - эта историческая справка, озвученная ведущим тематического спектакля-концерта, послужила эпиграфом и мостом к дальнейшему повествованию пронзительной истории по мотивам повести Бориса Васильева о подвиге девушек, которые в трудные для страны годы встали на защиту Родины.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о жизни, любви и смерти девушек-зенитчиц инсценировалась много раз. Но, кажется, впервые к этому произведению режиссёр Руслан Шерезданов обращается не для того, чтобы рассказать о жестокости мира, где мужчины убивают женщин, где уничтожается красота, женственность и материнство.... Спектакль о будничном ежедневном героизме женщин на войне - они остаются ими до конца и после своего ухода. В спектакле ГТМК (оперетты) Узбекистана на первый план выходит тема светлой женской души, не ожесточённой войной даже после собственной гибели. Казалось бы, в жерновах войны, где попиралось всё прекрасное, человеческое, могли погибнуть материнство и женственность навсегда, но ведь героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и одноимённого спектакля-концерта остались в нашей памяти самыми светлыми образами. Как удалось молодому и уже со значительным жизненным и сценическим опытом режиссёру-постановщику Р. Шерезданову так правдиво и психологически тонко рассказать о женском лице войны без шаблона, не умаляя и не лакируя лица и судьбы, которые мы, зрители, уже не забудем никогда. Живую, проникновенную историю, без лжи и фальши – вот, что мы увидели, придя на тематический спектакль-концерт «А зори здесь тихие…» в Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в день 78-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне - 9 мая 2023 года.

Весна 1942 года. На тихом разъезде, в стороне от большой войны, стоит полувзвод зенитчиков. Они томятся от безделья и скрашивают унылые будни самогоном и любовными похождениями. Комендант разъезда старшина Васков забрасывает начальство рапортами с просьбой прислать ему солдат, равнодушных к женщинам и алкоголю. Наконец такие находятся. Но жизнь Васкова легче не становится...


Открывается занавес, и перед глазами, как наяву, встают Рита Осянина (Диана Шерезданова), Женя Комелькова (Ифода Алижанова), Лиза Бричкина (Елена Баронина), Галя Четвертак (Рузанна Рахимова), Соня Гурвич (Олеся Зварцева) и их боевой брат, старшина Федот Евграфыч Васков (кавалер ордена "Дустлик" Игорь Бухаидзе). Они будут держать зрителей в душевном напряжении до конца спектакля: их посмертные исповеди не отпустят зрителей и после представления. Песни, которые прозвучат в исполнении ведущих солистов театра и артистов хора; музыкальное сопровождение вокально-инструментальной группы «Батальон»; хореографические номера артистов и детской студии театра органично и неразрывно вплетутся в действие, придав ему эпохальный смысл. За таким феноменальным успехом кроется большая работа режиссёра-постановщика со всеми исполнителями и его бесстрашная страсть к экспериментам на сценической площадке. Об этом  состоялась наша беседа с Русланом Шерездановым после концерта-спектакля.

-   Когда и как возникла идея театрализованной постановки повести "А зори здесь тихие" Бориса Васильева?

- Идея возникла сразу после того, как мы с труппой театра создали тематический спектакль-концерт "Не Может Быть!" по мотивам шедевра Леонида Гайдая ко Дню Смеха - 1 апреля. На посту нового главного режиссёра театра одной из моих важнейших задач стало создание тематических спектаклей-концертов на все праздники и значимые даты. Ведь мы - Театр, который должен отличаться от концертной площадки.

В этот раз мне захотелось прикоснуться к толике такого шедевра как повесть "А зори здесь тихие..." и превратить его в спектакль-концерт ко Дню памяти и почестей. Театр Оперетты Узбекистана почти три года подряд повторял тематический концерт по мотивам истории семьи Шомахмудовых, легшей в сюжетную канву художественного фильма «Ты не сирота», снятого в 1962 году, который имел большой успех у зрителя. В этот раз мне захотелось сменить тему, рассказать не о войне, не о Победе в целом, а о судьбах; о тех, кто приблизил этот день Победы своими, возможно, не столь большими, но значительными поступками. Есть очень много историй о героях-мужчинах Великой Отечественной войны, но мне захотелось напомнить старшему и рассказать новому поколению узбекистанцев о героях-девушках той страшной войны в столь кратком по времени действии (1 час 40 минут).

- Чем эта постановка, на ваш взгляд, принципиально отличается от известного одноимённого фильма С. Ростоцкого (1972) и более поздних его кино- и театральных версий?

- Действительно, в спектакле-концерте невозможно рассказать о полном шедевре Васильева, так как его основой служит программа концерта. Наша театральная версия более компактная, отражающая основные моменты повести, связанные с судьбами героев. Подобрав музыкальный материал, который подходил бы под сюжет спектакля, мы с ведущими артистами начали работу за две недели до 9 мая.

При этом я рискнул сделать оригинальный режиссёрский ход в постановке: соединить в ней два мира – наш реальный и иной, запредельный. Я ввёл в сценарий бессловесный светлый образ Судьбы (Виктория Рудзинская): она забирает девушек после их гибели и уводит их в параллельный вечный мир, к свету, быть может, таким образом оберегая их души от новых ужасов войны и испытаний…  В этом есть отличие и изюминка нынешнего спектакля от всех других.

 - Как Вам удалось (по какому принципу) вплести в ткань  инсценировки множество песен и избранных хореографических вставок так, чтобы при этом не нарушить целостность сюжета?

В спектакле-концерте прозвучали любимые нашим народом военно-патриотические песни. Все они непосредственно перекликаются с сюжетом: "Эх, путь-дорожка фронтовая" - В. Юлдашев; «Потому, потому что мы пилоты" - Х. Рахматов, Т. Айсин и женский балет театра;    "Смуглянка" - группа "Батальон", Н. Баратова, К. Морозов, хор и балет театра; «Синий платочек» - Т. Мадонова; «Пора в путь-дорогу" - артисты хора театра; "Мы - эхо" - Н. Лапкова и Б. Чулиев; "Тёмная ночь" - группа "Батальон".       И. Бухаидзе; «Десятый батальон» – Е. Баронина; «Жди меня" - О. Зварцева; "От героев" - группа "Батальон";     "Где-то далеко" - группа "Батальон" и    Р. Рахимова; "Кукушка" - З. Тупикова и детская студия; "Огонёк" – И. Алижанова и балетная пара; "Если б не было войны…" - Д. Шерезданова; "Катюша" - Е. Баронина и балет театра; "Vatan" - группа "Батальон" и      Д. Тухтаназаров; "Журавли" - В. Климов, хор и балет театра; "День Победы" - группа "Батальон", солисты и хор театра.

Группа «Батальон» состоит из бывших воинов-интернационалистов. Она расположилась прямо на сцене и демонстрировала живую музыку, отличную от привычной классической оркестровой. Она прекрасно дополняла наши фонограммные номера, что, на мой взгляд, пришлось по душе нашим зрителям, активно реагирующим овациями на все музыкальные номера. Балетмейстер - заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева создала на сцене совершенно новые прекрасные хореографические интермедии: «Смуглянка», «Пилоты», «Огонёк» и финальный номер «Журавли», в котором пять балерин олицетворяют души погибших героинь, превратившихся в белых журавлей.

- Какие были сложности и оправданные находки в сценографии: что здесь было в рамках общепринятого стандарта, а что нового, не использованного другими режиссерами?

- Во-первых, я кардинально менял свет на сцене, используя относительно новые технические возможности световой выносной аппаратуры в нашем театре. Мы с художником по свету Алексеем Богдановым освещали персонажи со всех сторон, углубляя лаконичное  сценическое пространство, созданное художником – кавалером ордена «Дустлик» - Натальей Глубокиной, в котором не было ничего лишнего и громоздкого. Мы освободили сцену от избыточной декорации и передали только холодное свинцовое небо тревожных времён войны. У нас, таким образом, появилась возможность использовать балкон на заднем плане, который был не задействован в театральных постановках очень давно. Да, у нас нет ни крутящейся сцены, ни лифтов, ни других технических изысков, но есть возможность использовать по максимуму хотя бы то, что есть под руками: это наша компактная сцена и второй план, обогащающий её. Полёт фантазии всегда можно реализовать, если этого очень захотеть… У нас есть разные уровни на сцене, есть станки и есть свет, с которым можно работать и фантазировать. В этом плане мне очень помог режиссёрский опыт в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои, и я в дальнейшем буду использовать обретённые там технические приёмы.

- Что удалось на премьере 9 мая и над чем ещё нужно поработать, на ваш взгляд?

- Судя по реакции зрителей, они в полной мере оценили мою большую работу с ведущими солистами театра – Игорем Бухаидзе, Дианой Шерездановой, Еленой Барониной, Ифодой Алижановой, Рузанной Рахимовой, Олесей Зварцевой. Для исполнителей главных ролей это был колоссальный опыт. Им до этого не приходилось читать такие монологи, полные драматизма, так как наш театр преимущественно комедийного жанра, но здесь мы пошли на такое исключение из правил. На репетициях артисты не сдерживали себя и плакали, но на сцене это категорически делать было нельзя. Наша задача была от имени светлых душ героинь, спустившихся с небесных высот на землю, рассказать их устами полные светлых и трагических минут истории о себе, недолюбленных, не насытившихся простыми радостями жизни, безжалостно прерванной вражеской пулей. Каждый монолог – это был мини-спектакль театра одного актёра. Артистам этого удалось добиться. Все наши усилия и достижения зрители смогут оценить, придя на повторную премьеру - 22 июня 2023 года в 18-30. 



Ну, а сегодня своим впечатлением от премьеры спектакля «А зори здесь тихие» в ГТМК (оперетты) Узбекистана я попросила поделиться режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Узбекистана  – Андрея Евсеевича Слонима:

-  Делать спектакли и концертные композиции на тему войны в наши дни весьма непросто. Здесь чаще всего впадают в одну из двух крайностей. И это - настырная примитивность, за которой начисто смазывается и трагедия века, поколений, потерь, лишений и ломок души. Задумаемся над тем, над чем в суете дней мы как-то даже не пытаемся думать. И на ту страшную войну, и на современные, попадают люди совершенно разных душевных устройств, складов характера, талантов. И они НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ к страшной миссии убивать, убивать по необходимости защиты Родины, собратьев, близких, любимых. Истинный героизм оценён по достоинству, и мы воздаём славу нашим доблестным защитникам страны и народа. Но отчего истинные фронтовики, в том числе те, которых мне довелось знать, - были очень сдержанны при упоминаниях о суровых буднях войны? Потому что каждый из них в полной мере оценил те духовные утраты, с которыми неизбежно довелось встретиться, и воспоминания о невероятных бедствиях, ломках устоев человеческого бытия, которые принесла война

И очень отрадно, что спектакль-концерт "А зори здесь тихие...", осуществлённый Русланом Шерездановым по собственной композиции, объединяющей известную повесть Б. Васильева с удивительным миром песен военных и послевоенных лет - получился органичным, энергетичным и убеждающим. В нем есть правда, лишенная и лобовой прямолинейности, и, к сожалению, часто наблюдаемой сегодня примитивной вульгаризации.

Оригинальна и интересна идея соединения трагического мира повести Б. Васильева со светлым излучением великих песен, несущих и трагедию войны, и ореол светлых надежд. Своеобразно и решение постановщиком сложнейшей задачи образности гибели героинь. Само варварское несоответствие великой миссии Женщины с убийственной миссией войны - выявлено тонко и оригинально. Интересно и решение ухода героинь из жизни не в бытовом плане, а надчеловеческо-укрупнённом, с введением в действие образа Женщины в Белом - символа и Судьбы, и самой Смерти, в определённый миг являющейся для того, чтобы препроводить очередную жертву страшной войны в мир иной...

Органично и внедрение в уста уходящих героинь известных каждому из нас замечательных песен, становящихся завещанием живым. В этом действии органично и с большой энергетической отдачей работают все участники, от опытных артистов до детского пластического ансамбля. Всё виденное, слышимое и воспринимаемое вызывает большое сопереживание зала и, что называется "идёт на одном дыхании".

Думается, эта работа - не "одноразовая", она вполне может стать частью регулярного репертуара театра.  И можно поздравить и Руслана Шерезданова, и добрую команду артистов, и музыкальный ансамбль с решением очень непростой задачи и с рождением своеобразного, во многом экспериментального музыкального спектакля особого жанра и значения, который, вне всякого сомнения, удался и на достойном уровне отдал высокую дань памяти и истинным героям Победы, и человеческому подвигу многих представителей разных народов, которые в единении преодолели страшное нашествие и подарили жизнь новым поколениям...

 

Гуарик Багдасарова

Фото предоставлено ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

 

 

понедельник, 8 мая 2023 г.

Узбекистанские художники – ко Дню Победы, памяти и почестей

 


        Пятого мая 2023 г. в Ташкентском доме фотографии открылась художественная выставка, посвящённая Дню Победы, памяти и почестей. Организаторы традиционной ежегодной экспозиции: Академия художеств Узбекистана, Союз художников Узбекистана и Ташкентский дом фотографии - представили более 30 живописных и графических работ художников-ветеранов, у которых за плечами большой опыт жизни и работы с натурой и высокая степень живописного мастерства.






          Произведения заслуженного работника культуры Александра Батыкова, представившего живописный цикл «Песни военных лет», пронизаны   памятью о войне и советских воинах, защищавших нашу родину. Вот что художник на вернисаже сам рассказал об этом:

- Эту серию из семи работ я практически посвятил памяти своего отца - Андрея Дмитриевича Батыкова. Моя мама семь раз провожала на фронт своего мужа-добровольца, а ему отказывали в службе в Красной Армии по состоянию здоровья.  На восьмой раз мать отказалась проводить отца на фронт, так как их маленький сынишка Санька - это я был - тяжело заболел и мать не отходила от детской кроватки. В 1944 году мой отец  геройски погиб под Витебском, за освобождение которого шли суровые бои, такие же, как под Сталинградом.


В центре экспозиции картина «Страна зовёт», которая была вдохновлена известным плакатом: «Родина-мать зовёт», созданным художником Ираклием Тоидзе, вероятно, в конце июня 1941 года. Александр Батыков развил эту тему и поместил на холсте панораму советских городов-героев и зарубежных стран, сражавшихся с фашизмом. К этой центральной композиции примыкают холсты, навеянные песнями военных лет и личными воспоминаниями: «Бьётся в тесной печурке огонь», «Соловьи, соловьи…», «Тёмная ночь» и другие. Зрителей также привлёк групповой портрет аксакалов, сидящих в чайхане на достархане и неторопливо вспоминающих о военном прошлом за пиалкой зелёного чая. Эта бытовая композиция Александра Батыкова проникнута эпическим духом и соответственно называется: «Вечная память».









Валерий Кузнецов представил парадный портрет своего деда – ветерана войны С.И. Кузнецова со множеством медалей и орденов на груди. За плечами этого героя перед нашими глазами возникает смертельная схватка с врагом. Напрягая всю свою мощь, неся огромные потери и лишения, советские люди не только отстояли первое в мире социалистическое государство, но и внесли неоценимый вклад в освобождение народов Европы, порабощённых германским империализмом. Советская Армия выполнила также освободительную миссию на Востоке, разгромив японских милитаристов на территории Китая и Кореи. 



Об этом нам на выставке правдиво и лаконично напоминает чёрно-белая серия гравюр Галины Ли под общим названием «Этих дней не смолкнет слава»; автолитографии «Ты не сирота», «Концерт» и другие. Большинство листов построено так же, как в 20-30-е годы прошлого века: на остром сопоставлении  избранных мотивов, стремительном движении композиционных масс.  Подобная историческая традиция сопровождала наше графическое искусство, включая плакаты, на протяжении военных лет. Они были, как и сейчас, порождением самой жизни, где боевой дух народа осенял конкретные дела и поступки советских людей, увековечивая их мужество. В этом и заключается преемственность лучших традиций реалистического искусства.


Экспозицию обогатили мужской и женский графические портреты                   Л. Шубиной («Ваня», «Утро»); 


выразительные и суровые по сдержанному холодному колориту северные пейзажи и натюрморты Ф. Мухамеджанова,  написанные с большой любовью и художественным вкусом: «Село Усть-Белая. Чукотка», «Айва» и другие. 


Р. Азиханов внёс в экспозицию своё пронзительное видение современности, пронизанное памятью о войне:  «Озеро на тропе», «Самарканд». 

Л. Маркин представил на выставке торжественный живописный натюрморт «Сирень белая» («Слава героям! 9 мая»).


Семейная династия художников Матевосян продемонстрировала выдающиеся работы отца -  Рафаэля  - живописного певца Арала с видом былого полноводного озера; трогательные гармоничные пейзажи Дианы («Акташ») и праздничную трёхфигурную жанровую композицию Роберта с усиленным эмоциональным началом, прославляющую Победу и Мир на земле. 







  Выставку ко Дню Победы, памяти и почестей традиционно поддержал хор учащихся Республиканской специализированной школы-интерната искусств при АХУз и концертмейстер Камиль Бабаев. Детский хор РСШМИ под руководством А.Г. Скрипина исполнил песни военных и послевоенных лет, посвящённых героям-победителям. 


В программе прозвучали любимые народом песни: «Турналар»
  Д. Омонуллаевой; «Когда плачут тюльпаны» С. Пожлакова на стихи Э. Кузнецова;  «Смуглянка» А. Новикова на стихи Я. Шведова; «Аист на крыше» Д. Тухманова на слова А. Поперечного; «Персидский марш» И. Штрауса, «Мафтун булдим» М. Бурханова на стихи Т. Тулы и другие хиты ХХ века на трёх языках.


          Зрители уходили с вернисажа с обновлённым чувством веры, что святое понимание Победы в нашем народе неистребимо, как в стихах Юнны Мориц:

                         Святое

  Сколько лет мы будем праздновать Победу?

 Этот праздник – навсегдательский, навеки.

 Он не портится назло товароведу,

 Как лекарства, устаревшие в аптеке,

 

 Он не портится, как мясо или рыба,

 Как приборы высочайших технологий, –

 Нет в нём порчи, в этом суть, скажи спасибо!

 Всё испортится, сотрётся в хлам убогий,

 

 Все компьютеры и все автомобили,

 Все стиральные машины, пылесосы,

 Все удобства, что за деньги раскупили, –

 Всё испортится, и в том числе вопросы:

 

 Не пора ли отменить Победы праздник,

 Не пора ли нам забыть о Дне Пречистом,

 Потому что он другие страны дразнит,

 Очень портит настроение фашистам?

 

 Настроение он портит, между прочим,

 Всем бесстыжим оболгателям России,

 Всем, кто молью русофобщины испорчен,

 Всем, кто ненависть свою не износили!

 

 День Победы – Божий дар, святое чудо,

 Нет в нём порчи, Дню Победы нет износа,

 В этом суть, её мы празднуем!.. Отсюда –

 Все ответы на испорченность вопроса:

 

 А когда ваш День Победы прекратится?

 Этот праздник – навсегдательский, навеки,

 Ни одна в нём не испорчена крупица,

 Не испорчено святое в Человеке.

Чествование Победы продолжится в Ташкенте и завершится 9 мая 2023 года праздничным салютом: «Мы помним, гордимся и чтим главный праздник на планете Земля».

Гуарик Багдасарова

Фото автора, Владимира Гранкина

 и Диляры Байрамовой