пятница, 12 мая 2023 г.

«А зори здесь тихие…»: женское лицо войны показал ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

«А зори здесь тихие…»: женское лицо войны наглядно увидели жители и гости Ташкента сквозь призму новаторского подхода к этой трепетной теме главного режиссёра ГТМК (оперетты) Узбекистана - Руслана Шерезданова. 

«Вклад Узбекистана в победу над фашизмом просто огромен. Ведь наряду с представителями сильного пола в Великой Отечественной войне героически сражались с врагом и наши соотечественницы. В то время на фронт ушло четыре тысячи пятьсот пятьдесят пять женщин нашей республики. Среди них фронтовой хирург – Мукаддам Ашрапова, знаменитая радистка Роза Ибрагимова, а также известная снайпер Шарофат Ишантураева. Не меньший подвиг совершили и сотни тысяч женщин в тылу. Этих самоотверженных героинь уже нет среди нас, но их имена навсегда останутся в памяти народа» - эта историческая справка, озвученная ведущим тематического спектакля-концерта, послужила эпиграфом и мостом к дальнейшему повествованию пронзительной истории по мотивам повести Бориса Васильева о подвиге девушек, которые в трудные для страны годы встали на защиту Родины.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о жизни, любви и смерти девушек-зенитчиц инсценировалась много раз. Но, кажется, впервые к этому произведению режиссёр Руслан Шерезданов обращается не для того, чтобы рассказать о жестокости мира, где мужчины убивают женщин, где уничтожается красота, женственность и материнство.... Спектакль о будничном ежедневном героизме женщин на войне - они остаются ими до конца и после своего ухода. В спектакле ГТМК (оперетты) Узбекистана на первый план выходит тема светлой женской души, не ожесточённой войной даже после собственной гибели. Казалось бы, в жерновах войны, где попиралось всё прекрасное, человеческое, могли погибнуть материнство и женственность навсегда, но ведь героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и одноимённого спектакля-концерта остались в нашей памяти самыми светлыми образами. Как удалось молодому и уже со значительным жизненным и сценическим опытом режиссёру-постановщику Р. Шерезданову так правдиво и психологически тонко рассказать о женском лице войны без шаблона, не умаляя и не лакируя лица и судьбы, которые мы, зрители, уже не забудем никогда. Живую, проникновенную историю, без лжи и фальши – вот, что мы увидели, придя на тематический спектакль-концерт «А зори здесь тихие…» в Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в день 78-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне - 9 мая 2023 года.

Весна 1942 года. На тихом разъезде, в стороне от большой войны, стоит полувзвод зенитчиков. Они томятся от безделья и скрашивают унылые будни самогоном и любовными похождениями. Комендант разъезда старшина Васков забрасывает начальство рапортами с просьбой прислать ему солдат, равнодушных к женщинам и алкоголю. Наконец такие находятся. Но жизнь Васкова легче не становится...


Открывается занавес, и перед глазами, как наяву, встают Рита Осянина (Диана Шерезданова), Женя Комелькова (Ифода Алижанова), Лиза Бричкина (Елена Баронина), Галя Четвертак (Рузанна Рахимова), Соня Гурвич (Олеся Зварцева) и их боевой брат, старшина Федот Евграфыч Васков (кавалер ордена "Дустлик" Игорь Бухаидзе). Они будут держать зрителей в душевном напряжении до конца спектакля: их посмертные исповеди не отпустят зрителей и после представления. Песни, которые прозвучат в исполнении ведущих солистов театра и артистов хора; музыкальное сопровождение вокально-инструментальной группы «Батальон»; хореографические номера артистов и детской студии театра органично и неразрывно вплетутся в действие, придав ему эпохальный смысл. За таким феноменальным успехом кроется большая работа режиссёра-постановщика со всеми исполнителями и его бесстрашная страсть к экспериментам на сценической площадке. Об этом  состоялась наша беседа с Русланом Шерездановым после концерта-спектакля.

-   Когда и как возникла идея театрализованной постановки повести "А зори здесь тихие" Бориса Васильева?

- Идея возникла сразу после того, как мы с труппой театра создали тематический спектакль-концерт "Не Может Быть!" по мотивам шедевра Леонида Гайдая ко Дню Смеха - 1 апреля. На посту нового главного режиссёра театра одной из моих важнейших задач стало создание тематических спектаклей-концертов на все праздники и значимые даты. Ведь мы - Театр, который должен отличаться от концертной площадки.

В этот раз мне захотелось прикоснуться к толике такого шедевра как повесть "А зори здесь тихие..." и превратить его в спектакль-концерт ко Дню памяти и почестей. Театр Оперетты Узбекистана почти три года подряд повторял тематический концерт по мотивам истории семьи Шомахмудовых, легшей в сюжетную канву художественного фильма «Ты не сирота», снятого в 1962 году, который имел большой успех у зрителя. В этот раз мне захотелось сменить тему, рассказать не о войне, не о Победе в целом, а о судьбах; о тех, кто приблизил этот день Победы своими, возможно, не столь большими, но значительными поступками. Есть очень много историй о героях-мужчинах Великой Отечественной войны, но мне захотелось напомнить старшему и рассказать новому поколению узбекистанцев о героях-девушках той страшной войны в столь кратком по времени действии (1 час 40 минут).

- Чем эта постановка, на ваш взгляд, принципиально отличается от известного одноимённого фильма С. Ростоцкого (1972) и более поздних его кино- и театральных версий?

- Действительно, в спектакле-концерте невозможно рассказать о полном шедевре Васильева, так как его основой служит программа концерта. Наша театральная версия более компактная, отражающая основные моменты повести, связанные с судьбами героев. Подобрав музыкальный материал, который подходил бы под сюжет спектакля, мы с ведущими артистами начали работу за две недели до 9 мая.

При этом я рискнул сделать оригинальный режиссёрский ход в постановке: соединить в ней два мира – наш реальный и иной, запредельный. Я ввёл в сценарий бессловесный светлый образ Судьбы (Виктория Рудзинская): она забирает девушек после их гибели и уводит их в параллельный вечный мир, к свету, быть может, таким образом оберегая их души от новых ужасов войны и испытаний…  В этом есть отличие и изюминка нынешнего спектакля от всех других.

 - Как Вам удалось (по какому принципу) вплести в ткань  инсценировки множество песен и избранных хореографических вставок так, чтобы при этом не нарушить целостность сюжета?

В спектакле-концерте прозвучали любимые нашим народом военно-патриотические песни. Все они непосредственно перекликаются с сюжетом: "Эх, путь-дорожка фронтовая" - В. Юлдашев; «Потому, потому что мы пилоты" - Х. Рахматов, Т. Айсин и женский балет театра;    "Смуглянка" - группа "Батальон", Н. Баратова, К. Морозов, хор и балет театра; «Синий платочек» - Т. Мадонова; «Пора в путь-дорогу" - артисты хора театра; "Мы - эхо" - Н. Лапкова и Б. Чулиев; "Тёмная ночь" - группа "Батальон".       И. Бухаидзе; «Десятый батальон» – Е. Баронина; «Жди меня" - О. Зварцева; "От героев" - группа "Батальон";     "Где-то далеко" - группа "Батальон" и    Р. Рахимова; "Кукушка" - З. Тупикова и детская студия; "Огонёк" – И. Алижанова и балетная пара; "Если б не было войны…" - Д. Шерезданова; "Катюша" - Е. Баронина и балет театра; "Vatan" - группа "Батальон" и      Д. Тухтаназаров; "Журавли" - В. Климов, хор и балет театра; "День Победы" - группа "Батальон", солисты и хор театра.

Группа «Батальон» состоит из бывших воинов-интернационалистов. Она расположилась прямо на сцене и демонстрировала живую музыку, отличную от привычной классической оркестровой. Она прекрасно дополняла наши фонограммные номера, что, на мой взгляд, пришлось по душе нашим зрителям, активно реагирующим овациями на все музыкальные номера. Балетмейстер - заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева создала на сцене совершенно новые прекрасные хореографические интермедии: «Смуглянка», «Пилоты», «Огонёк» и финальный номер «Журавли», в котором пять балерин олицетворяют души погибших героинь, превратившихся в белых журавлей.

- Какие были сложности и оправданные находки в сценографии: что здесь было в рамках общепринятого стандарта, а что нового, не использованного другими режиссерами?

- Во-первых, я кардинально менял свет на сцене, используя относительно новые технические возможности световой выносной аппаратуры в нашем театре. Мы с художником по свету Алексеем Богдановым освещали персонажи со всех сторон, углубляя лаконичное  сценическое пространство, созданное художником – кавалером ордена «Дустлик» - Натальей Глубокиной, в котором не было ничего лишнего и громоздкого. Мы освободили сцену от избыточной декорации и передали только холодное свинцовое небо тревожных времён войны. У нас, таким образом, появилась возможность использовать балкон на заднем плане, который был не задействован в театральных постановках очень давно. Да, у нас нет ни крутящейся сцены, ни лифтов, ни других технических изысков, но есть возможность использовать по максимуму хотя бы то, что есть под руками: это наша компактная сцена и второй план, обогащающий её. Полёт фантазии всегда можно реализовать, если этого очень захотеть… У нас есть разные уровни на сцене, есть станки и есть свет, с которым можно работать и фантазировать. В этом плане мне очень помог режиссёрский опыт в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои, и я в дальнейшем буду использовать обретённые там технические приёмы.

- Что удалось на премьере 9 мая и над чем ещё нужно поработать, на ваш взгляд?

- Судя по реакции зрителей, они в полной мере оценили мою большую работу с ведущими солистами театра – Игорем Бухаидзе, Дианой Шерездановой, Еленой Барониной, Ифодой Алижановой, Рузанной Рахимовой, Олесей Зварцевой. Для исполнителей главных ролей это был колоссальный опыт. Им до этого не приходилось читать такие монологи, полные драматизма, так как наш театр преимущественно комедийного жанра, но здесь мы пошли на такое исключение из правил. На репетициях артисты не сдерживали себя и плакали, но на сцене это категорически делать было нельзя. Наша задача была от имени светлых душ героинь, спустившихся с небесных высот на землю, рассказать их устами полные светлых и трагических минут истории о себе, недолюбленных, не насытившихся простыми радостями жизни, безжалостно прерванной вражеской пулей. Каждый монолог – это был мини-спектакль театра одного актёра. Артистам этого удалось добиться. Все наши усилия и достижения зрители смогут оценить, придя на повторную премьеру - 22 июня 2023 года в 18-30. 



Ну, а сегодня своим впечатлением от премьеры спектакля «А зори здесь тихие» в ГТМК (оперетты) Узбекистана я попросила поделиться режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Узбекистана  – Андрея Евсеевича Слонима:

-  Делать спектакли и концертные композиции на тему войны в наши дни весьма непросто. Здесь чаще всего впадают в одну из двух крайностей. И это - настырная примитивность, за которой начисто смазывается и трагедия века, поколений, потерь, лишений и ломок души. Задумаемся над тем, над чем в суете дней мы как-то даже не пытаемся думать. И на ту страшную войну, и на современные, попадают люди совершенно разных душевных устройств, складов характера, талантов. И они НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ к страшной миссии убивать, убивать по необходимости защиты Родины, собратьев, близких, любимых. Истинный героизм оценён по достоинству, и мы воздаём славу нашим доблестным защитникам страны и народа. Но отчего истинные фронтовики, в том числе те, которых мне довелось знать, - были очень сдержанны при упоминаниях о суровых буднях войны? Потому что каждый из них в полной мере оценил те духовные утраты, с которыми неизбежно довелось встретиться, и воспоминания о невероятных бедствиях, ломках устоев человеческого бытия, которые принесла война

И очень отрадно, что спектакль-концерт "А зори здесь тихие...", осуществлённый Русланом Шерездановым по собственной композиции, объединяющей известную повесть Б. Васильева с удивительным миром песен военных и послевоенных лет - получился органичным, энергетичным и убеждающим. В нем есть правда, лишенная и лобовой прямолинейности, и, к сожалению, часто наблюдаемой сегодня примитивной вульгаризации.

Оригинальна и интересна идея соединения трагического мира повести Б. Васильева со светлым излучением великих песен, несущих и трагедию войны, и ореол светлых надежд. Своеобразно и решение постановщиком сложнейшей задачи образности гибели героинь. Само варварское несоответствие великой миссии Женщины с убийственной миссией войны - выявлено тонко и оригинально. Интересно и решение ухода героинь из жизни не в бытовом плане, а надчеловеческо-укрупнённом, с введением в действие образа Женщины в Белом - символа и Судьбы, и самой Смерти, в определённый миг являющейся для того, чтобы препроводить очередную жертву страшной войны в мир иной...

Органично и внедрение в уста уходящих героинь известных каждому из нас замечательных песен, становящихся завещанием живым. В этом действии органично и с большой энергетической отдачей работают все участники, от опытных артистов до детского пластического ансамбля. Всё виденное, слышимое и воспринимаемое вызывает большое сопереживание зала и, что называется "идёт на одном дыхании".

Думается, эта работа - не "одноразовая", она вполне может стать частью регулярного репертуара театра.  И можно поздравить и Руслана Шерезданова, и добрую команду артистов, и музыкальный ансамбль с решением очень непростой задачи и с рождением своеобразного, во многом экспериментального музыкального спектакля особого жанра и значения, который, вне всякого сомнения, удался и на достойном уровне отдал высокую дань памяти и истинным героям Победы, и человеческому подвигу многих представителей разных народов, которые в единении преодолели страшное нашествие и подарили жизнь новым поколениям...

 

Гуарик Багдасарова

Фото предоставлено ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий