«Проблема существования есть проблема воссоединения человека с некоторой его Первородиной, иначе называемой раем, золотым веком, или, как у Пруста, известной родиной художника»
М. Мамардашвили[1].
На Малой родине[2]
выживших жертв геноцида!
Шли мы пустыней, проливом Кара-Бугаз
и морем Азовским, чтобы причалить
к Центральной Азии, ставшей Малой родиной.
Здесь мы заново обрели самих себя
и нашу
собирательную память.
Звучат народные армянские песни
и карабахские пляски на земле узбекской.
«Несмолкаемая колокольня» Паруйра Севака
и «Гимн
человеку» Геворга Эмина
Учат смыслу жизни в ней самой:
без выгоды привычной и корысти –
Быть людям, камню, воде полезным
– без
свидетелей и безвозмездно.
Каждый год мы приходим в молельный дом
в апрельский яркий солнечный день
почтить память жертв геноцида 1915 года,
всех армян из сел и городов Киликии,
Анатолии и Междуречья по дороге смерти
погибших в аравийских пустынях Тер-Зор,
ставших братской могилой тысяч армян.
Наши соотечественники идут к памятнику на горе
Цицернакаберд – 44-метровой расколотой стеле –
Символу разделённого надвое единого народа.
Здесь ладаном над вечным огнём
звучит скорбная мелодия Комитаса.
«Скорбные песнопения» Нарекаци
молитвой
покаяния проносятся над нами:
«Я – жизнь из мУки, я – сила из мУки,
я – слава из мУки.
Приди к моей
душе и знай, что ты пришёл к себе».
Древний крест «Хачкар» с развалин Звартноца
- в церковном
дворе - вечное древо жизни
распустило
гроздья винограда на каменной лозе.
Сердце скитальца на «Малой родине» страдало,
но окончательно не окаменело.
В XXI веке оно
восстаёт, трусливо молчит
и скорбит по погибшим.
Из века в век, из крови в кровь
струится память поколений –
Из песни, что веками пели,
с пергаментов старинных манускриптов -
Горечь прошлого и нашей были –
слезой скатилась – морем разлилась.
Ташкент, 24.
04. 15
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий