Долгожданная встреча с российскими журналистами состоялась в Русском доме в Ташкенте 17 ноября 2023 года. Это был динамичный мастер-класс медиагруппы «КП»: сайт, радио, газета. Его провели обозреватель газеты «Комсомольская правда», исторический расследователь, писатель, один из руководителей двух международных дискуссионных клубов, заслуженный журналист Российской Федерации Галина Сапожникова; выпускающий редактор «Комсомольской правды», писатель и сценарист Оксана Касаткина; заместитель главного редактора радиостанции «Комсомольская правда» Дмитрий Белецкий.
В основу Круглого стола острым ребром была поставлена дилемма: «Профессия журналиста между прошлым и будущим: как подружить классическую журналистику с новой? И нужно ли им соперничать?». В ходе медиасеминара в Ташкенте российские и узбекистанские журналисты обсудили настоящее и будущее журналистики.
По мнению московских коллег,
современная журналистика после развала Советского Союза утратила авторитетный
статус «четвёртой власти» в стране и в настоящее время мировой турбулентности
испытывает серьёзный кризис. Катастрофа в медиасфере заключается в непрофессионализме
и безответственности журналистов-самозванцев, блогеров коммерческих сайтов. Однако
критерием истинной журналистики остаются заветы советских мастеров пера,
написанных на скрижалях истории этой древнейшей профессии.
«Все мы вышли из гоголевской шинели»,
- писал Ф.М. Достоевский. Московские участники семинара единодушно утверждали:
«Все мы вышли из «Комсомольской правды». Галина Сапожникова с1989 года работает
в штате «Комсомольской правды», которой 24 мая 2025 года исполнится сто лет, и во
многих своих интервью остаётся верна космополитическим взглядам.
Историю
«Комсомольской правды» коллеги скомпоновали в трёх направлениях. «Вертикаль» - большинство выдающихся
журналистов вышли из «КП». Среди них такие известные имена, как Василий Песков,
Инна Руденко, Ярослав Голованов, Алевтина Левина, Леонид Репин, недавно
трагически ушедший главный редактор «КП» Владимир Сунгоркин (1954-2022).
На
базе традиционной ежедневной газеты В. Сунгоркиным была создана мульдимедийная
структура, одна из самых значительных в России. В феврале 2009 года под
торговой маркой «Комсомольская правда» стартовало радио. В 2010 году была
подготовлена площадка под аналогичный телевизионный проект. Он считал, что все
мультимедийные дома должны иметь жёсткую вертикаль власти, которая замыкается
на одном человеке. По поводу интернета В. Сунгоркин говорил так своим коллегам:
«Сейчас развивается интернет… в этой области «Комсомольская правда» первая в
России… Но тот факт, что сейчас СМИ активно ринулись в интернет, влечёт за
собой снижение грамотности». При этом Сунгоркин считал, что «нет шансов
победить, продавая контент в интернете».
Одни предрекают классической
журналистике смерть и доверяют исключительно новым медиа, другие,
разочаровавшись в «хайпах» и «фейках», наоборот, возвращаются к старым добрым
нормам журналистики, этики и факта. Как найти между ними разумный баланс и
удержаться на плаву, не потеряв читателя, зрителя и слушателя? Какие ещё испытания, кроме существующих
(кризис в мировых СМИ, политическая и финансовая цензура, дилетантизм «диванных
экспертов» и блогеров, наступление искусственного интеллекта и так далее) готовит
нам жизнь?
Реализовать эту цель им помогает
третье направление их деятельности – «Зигзаги творчества». Об этом
подробно рассказала Оксана Касаткина.
Журналист универсален. Он всегда готов
изменить свой профиль, работать против творческого выгорания: «Вот наше
ноу-хау!». Придя в «Комсомолку» в 2005 году, Оксана начала писать заметки на
кулинарную тематику, потому что кулинария была одним из её жизненный увлечений.
В настоящее время она снимает социальные ролики о волонтёрах, помогающих
бездомным гражданам, и много других видеоклипов на разные острые темы.
Оксана
Касаткина работает на разных площадках медиаплатформы «КП» и гордится тем, что их аудитория превышает два
миллиона человек. На семинаре она поделилась секретами, как создать
видеомиллионник на примере работы видеопродакшна «КП», с учётом клипового
мышления молодёжи и четырёх главных
эмоций, которые управляют любой аудиторией:
страх, обида, печаль, радость. Иногда приходится начинать составлять сценарий
«сторителлинг» (история конкретного человека) с конца. В течение сюжета
приходится заботиться об эмоциональном климате съёмки: «Верни мне музыку! Без
музыки тоска!». При этом приходится опираться на законы драматургии: «Искусство
- это прорыв плюс ремесло».
Самый молодой
представитель новой журналистики Дмитрий Белецкий работает на различных
должностях в "Комсомольской правде" с 2012 года. С 2019 года – он
заместитель главного редактора Радио «Комсомольская правда» в Москве. Прошёл
военную службу в войсках морской пехоты. Лауреат Всероссийских конкурсов по
журналистике. Победитель «Радиомании» – самой престижной премии в области
радиовещания в России.
Дмитрий в профессиональной журналистике
опирается на исторический опыт ветеранов пера и вместе с тем старается на практике применить все последние
технические достижения и при этом постоянно поддерживать обратную связь с
аудиторией: «Каждый в круглосуточном вещании в сетке программ выбирает для
себя, что ему больше по душе». Главный принцип радио «КП» - «Узнать всё самое
важное», поэтому оно остаётся в наши дни лидером по динамике и количеству
радиослушателей, чей возраст от 45 лет и старше: «FM-вещание слушают везде, кроме Стокгольма»,
- убеждён Дмитрий.
Участники медиасеминара прослушали эксклюзивные
мастер-классы о том, как сделать видео на миллион просмотров и
привлечь новую аудиторию на сайт, как отрабатывать громкие темы в эфире и где
начинаются и заканчиваются границы дозволенного в журналистике?
В
ходе «круглого стола» российские и узбекистанские журналисты сделали для себя
краткие выводы. Впрочем, нас учили этим правилам наши учителя на факультетах
журналистики в советских вузах. Потом мы обучали наших студентов основам
мастерства и кодексу этических норм журналиста, который никто ещё не отменял со
времён М.В. Ломоносова и его «Рассуждения об обязанностях журналистов при
изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии».
Итак,
мы должны говорить правду, какая бы она горькой ни была; быть ответственными
перед обществом и своими изданиями за честное свободное слово. Меня лично этим
неписаным заповедям обучал декан факультета журналистики МГУ им. М. В.
Ломоносова, заслуженный журналист Российской Федерации Ясен Николаевич
Засурский (1929-2021). Он неоднократно посещал факультет журналистики Национального
университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека и признавался своим студентам: «В
конечном итоге я оптимист. А что касается наших журналистов, они все разные.
Мне кажется, что они хорошие, сильные люди. Главное, что мне нравится в них,
так это непослушание. Хотелось бы, чтобы наши журналисты были непослушными. Это
не всегда большой грех»[1].
По
окончании семинара всем участникам, таким разным и в чём-то похожим, так как
природный инстинкт повелевает нам держаться вместе, чтобы можно было выжить, были
выданы дипломы о прохождении курса «Школа журналистики и новых медиа», а по
сути, это была «Школа передового бойца» на современном информационном фронте.
Гуарик Багдасарова, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий