Якоб
Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (1809 — 1847) — немецкий композитор,
пианист, дирижёр, педагог. Один из крупнейших представителей романтизма в
музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской
консерватории, внук философа Мозеса Мендельсона. Один из крупнейших
представителей романтизма в музыке. Велики заслуги Мендельсона и в качестве
дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены
сочинения Баха и Генделя, а также до-мажорная симфония Шуберта.
В
этот вечер дирижировал оркестром по-юношески эмоционально студент третьего курса
бакалавриата Камрон Гайратов, сумевший передать романтический дух немецкого
композитора XIX века. Публика по достоинству оценила
органический контакт молодого дирижёра с оркестром и творческую фантазию «расцвета юности» самого
композитора.
Вторым номером программы прозвучал «Концерт
для двух фортепиано с оркестром до минор» в трёх частях известного
немецкого композитора XVIII века, органиста, музыкального педагога,
представителя эпохи барокко - Иоганна
Себастьяна Баха (1685 – 1750). Это сочинение исполнили наш гость из Москвы – Павел Нерсесьян
и местная знаменитость – Сайёра Гафурова в сопровождении Студенческого
камерного оркестра Государственной консерватории Узбекистана.
Павел Тигранович Нерсесьян (род. 26
августа 1964 г., Раменское, СССР) — советский и российский пианист, педагог,
профессор Московской консерватории. заслуженный артист России (2005), профессор
кафедры Специального фортепиано фортепианного факультета Московской
государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных
конкурсов: им. Л.В. Бетховена (Вена, 1985, II премия), Паломы О’Ши (Сантандер,
1987, IV премия), в Токио (1989, V премия), в Дублине (GPA; 1991, I премия). В
2013 году начал работать профессором фортепиано в Бостонском университете, в
2022 году - профессором фортепиано в Консерватории Новой Англии.
«Павел Нерсесьян — один из наиболее
ярких и талантливых среди молодых пианистов. Он обладает замечательными
музыкальными качествами, главное из которых — яркое, индивидуальное,
своеобразное видение музыкальных образов. Виртуозность и проникновенность — вот
основные качества его исполнения», - говорят о нём его коллеги.
Павел Нерсесьян, по рассказу Иннесы
Гульзаровой, впервые приехал в Ташкент 32 года назад и тогда дал в знаменитом
концертном зале «Бахор» персональный концерт, в котором прозвучали произведения
Л.В. Бетховена, П.И. Чайковского и Ф. Шопена. Ей довелось и посчастливилось откровенно
дважды побеседовать с российским пианистом – тогда и сейчас. Спустя годы выдающийся
музыкант остался верен себе и своей избранной любимой профессии. Сам маэстро,
давший мастер-класс студентам ГКУз, скромно
говорит о себе: «Я буду играть столько, насколько меня хватит…».
Сайёра Акмаловна Гафурова, наша землячка, заслуженная артистка Республики
Узбекистан, профессор кафедры Специального фортепиано, проректор по науке и
инновациям Государственной консерватории Узбекистана. Лауреат международных
конкурсов - одна из известных ведущих, концертирующих пианистов республики.
Обладая большим концертным репертуаром, она выступает как с сольными и
ансамблевыми концертами, так и с симфоническими и камерными оркестрами в
странах СНГ и дальнего зарубежья: Англии, Франции, Германии, Италии, Южной
Корее, Турции, Китае, Израиле.
Сайёра
Гафурова является автором, организатором, исполнителем уникальных проектов: «Шесть клавирных
концертов Баха», «Венок Шопену», «Эволюция фортепианного концерта», «Золотой музыкальный
ЛИСТопад» и других. Пианистку, по словам Иннесы Гульзаровой, связывает
многолетняя творческая дружба с дирижёром
– заслуженным деятелем искусств Узбекистана, профессором Элдаром Азимовым. В 2012 году они выступили с
программой из шести концертов И.С. Баха. И в этот раз камерным оркестром
дирижировал маэстро Элдар Азимов.
И.С.
Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония
достигла наивысшего расцвета. Надо было не только слышать, но и наблюдать, как
восторженно играет сочинение любимого композитора Сайёра Гафурова: как она
бережно прикасается к клавишам, как внимательно слушает своего партнёра и какую
гамму чувств, то на пределе высокого драматизма, а то мягкого душевного
лиризма, вкладывает пианистка в каждый аккорд признанного в мире непревзойдённого «отца полифонии».
Завершил программу «Концерт № 10 для
2-х фортепиано с оркестром» Вольфганга Амадея Моцарта в трёх частях. Моцарт
(1756 – 1791) прожил
всего 35 лет, но успел написать более 600 опусов во всех музыкальных жанрах, в
их числе 27 инструментальных концертов. Один из самых популярных классических
композиторов и ярчайший мелодист, заставивший клавир петь, он оказал большое
влияние на мировую музыкальную культуру. В этом концерте было особенно слышно состязание
фортепиано с оркестром и диалог двух пианистов, когда пассажи от одного рояля мелодично
переходили к другому и возвращались к первому уже в новой трактовке,
наполненной богатыми нюансами чувств. У слушателей во время игры даже возникало
ощущение, что на сцене сидит сам Моцарт и импровизирует легко и весело, грустно
и светло… - такова была магия виртуозного исполнения двух замечательных
солистов.
После окончания программы и долгих оваций в зрительном зале музыканты на «бис» сыграли жизнеутверждающий финал Концерта № 10 В.А. Моцарта. Прощаясь с благодарной публикой, Инесса Гульзарова пригласила меломанов на ближайший концерт Студенческого симфонического оркестра ГКУз. Он состоится седьмого мая 2024 г. и будет посвящён творчеству немецкого композитора, последнего представителя «венской классической школы» Людвига ван Бетховена и крупнейшего представителя романтизма Феликса Мендельсона.
Фото автора и Георгия Саакова
Комментариев нет:
Отправить комментарий