В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 30 июня 2024 года состоялся Гала-концерт «Оперетта правит бал», посвящённый закрытию 51-го театрального сезона. Заключительный театрализованный концерт начинался в 17-30, но уже к пяти часам вечера народ стянулся к главному входу театра и активно осаждал в живой очереди кассу, чтобы приобрести оставшиеся билеты на свободные места. Был полный аншлаг, несмотря на духоту в зрительном зале: отдышаться можно было только во время антракта в фойе, где на всю мощность работал кондиционер. Зрители громом аплодисментов встретили руководство и ведущих солистов театра, вышедших перед концертом на авансцену. Главный режиссёр театра Руслан Шерезданов обратился с краткой речью к поклонникам оперетты:
- Дорогие наши зрители! Сегодня мы видим ваши сияющие
лица и глаза и осознаём, что вся наша команда - руководители и артисты Театра
оперетты - весь год работала не зря. Минувший 51-ый сезон прошёл в жёстком
графике и стремительном насыщенном темпе. Вы следили за нашими премьерами: мы
создали и показали на этой сцене много новых спектаклей. Это были
экспериментальные работы, классические оперетты, национальные и детские музыкальные спектакли,
международные фестивали и гастрольные поездки и приёмы дорогих гостей из России
и других стран СНГ.
На нашей сцене был поставлен экспериментальный мюзикл «Человек Амфибия» театрального режиссёра, народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, Георгия Исаакяна. Солисты нашего театра, ведущие мастера сцены, заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков и Диана Шерезданова, побывали с гастролями в Караганде (Казахстан) на XII Открытом фестивале оперетты и мюзикла «DosStar». Наш театр участвовал со спектаклем «Ребёнок напрокат» (А. Эргашев, Ж. Летраз) в VIII Фестивале музыкальных театров России и ближнего зарубежья «Видеть музыку», который проходил в Москве, также принял участие в мероприятиях, посвящённых празднованию 65-летнего юбилея Новосибирского музыкального театра. В этом праздновании приняли участие театры из России, Узбекистана, Азербайджана и Белоруссии. В апреле этого года прошли гастроли Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, где состоялись показы музыкальной комедии «Олтин девор» (А. Икрамов, Э. Вахидов).C 26 по 28 апреля 2024 года при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в рамках празднования 50-летия театра прошёл II Международный форум музыкальных театров «OPERETTA.UZ», в котором приняли участие представители музыкальных театров Беларуси, Азербайджана, России и Казахстана.
В
новом 52-ом театральном сезоне театр примет участие в Пятом юбилейном
Всероссийском театральном фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега»,
который пройдёт в Новосибирске осенью 2024 года. В ноябре 2024 года мы примем
участие в Девятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», который
состоится в Москве. Наш театр также планирует международные гастроли в Беларусь
и Азербайджан.
Каждый из вас
догадывается, сколько труда надо внести в представление, чтобы вы, наши
зрители, не разочаровывались в своих ожиданиях и уходили из театра с позитивным
настроением и желанием прийти сюда ещё не один раз. Мы всё делаем только ради
вас!.. Мы ещё не раз вас удивим новыми творческими проектами и звёздами мировой
оперетты, которые будут приезжать к нам, и будем продолжать радовать вас весь
следующий сезон. Сегодня в честь закрытия 51-го театрального сезона мы для вас
собрали интересный музыкальный букет и надеемся, что вы получите максимальное
удовольствие от нашего заключительного концерта. Мы желаем вам приятного
вечера! С праздником! Всех благ!
В
программе концерта прозвучали знаменитые произведения Иоганна Штрауса, Имре Кальмана,
Франца Легара, Джакомо Пуччини, Вольфганга Моцарта, а также лучшие сцены и
дуэты из спектаклей текущего репертуара, в котором приняли участие ведущие
мастера сцены, солисты и артисты балета и хора театра.
Про
этого композитора говорили, что настоящую музыкальную комедию он подменил
мелодрамой, что отнял у оперетты простодушное веселье старой Вены. Он заставил
своих героев и своих слушателей плакать и не прогадал: за пять лет его «Весёлая
вдова» прошла 18000 раз, а это значит три с половиной тысячи представлений в
год — рекорд, достойный книги Гиннесса. В 2020 году исполнилось 150 лет со дня
рождения венгерского композитора и дирижёра, создателя жанра новой венской
оперетты Франца Легара (1870-1948). Пролог из оперетты «Весёлая вдова» Франца
Легара реализовали на сцене ведущие солисты: Рузанна Акубжанова, Сардор Норматов,
Атабек Тажибаев, хор и балет театра. Остроумные Куплеты Негоша из оперетты
«Весёлая вдова» воплотил на сцене Феруз Сафаров. Дуэт Ганны и Данило из
оперетты «Весёлая Вдова» непринуждённо спели Елена Баронина и Валерий Климов.
Свою изюминку раскрыла зрителям Диана Шерезданова в сопровождении балета театра,
исполнив Арию Джудитты из оперетты «Джудитта» Ф. Легара.
Эти
яркие образы на сцене помогал воплощать солистам театра влюблённый в свою
профессию лауреат международного конкурса симфонических дирижёров – Бобомурод Худойкулов.
Для самого молодого дирижёра в Узбекистане каждый спектакль и концерт – уникальная
школа: он умеет слушать и слышать солиста и работает по принципу немецкого
дирижёра Ганса фон Бюлова: «Хороший дирижёр держит партитуру в голове, а плохой
- голову в партитуре». С его приходом в театр классическая музыка заиграла
новыми современными гранями и словно взорвала изнутри волшебством странный,
многоликий и прелестный жанр оперетты! Публика аплодировала симфоническому
оркестру и двум дирижёрам – Бобомуроду Худойкулову и Сухробу Раджабову отдельно после концерта,
одаривая их и оркестрантов букетами летних цветов.
В ходе программы солисты театра нередко демонстрировали своё честолюбивое желание и технические возможности превозмочь самих себя. Олеся Зварцева (сопрано) вынесла на сцену боль и страдание, выразительно исполнив Арию Флории Тоски из оперы «Тоска» Дж. Пуччини на итальянском языке, передав зрителям в одной арии великую историю любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси и предательства начальника полиции Скарпиа. Не менее драматично в её преломлении прозвучала на итальянском языке Ария Чио-Чио-Сан из «монооперы» «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, как часто называют специалисты это произведение из-за нечеловечески прекрасной музыки «только одной партии для одной великой певицы».
Как
всегда, была неповторима, вдохновенна, легка в движении и гибка в пластическом
рисунке артистичная Рузанна Акубжанова. Пышные габариты ведущей солистки не
мешали ей быть на высоте и легко брать самые высокие ноты в «Вальсе Джульетты»
из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и достаточно хорошо известной любовной песне-вальсе
"Поцелуй" для сопрано и симфонического оркестра композитора ХХ в. - Луиджи
Ардити.
Российский
театровед А. Владимирская в своей книге «Оперетта. Звёздные часы» отмечает: «В
опере музыка несёт на себе всё; в оперетте же она подключается время от
времени, выступает в самых разных функциях: то как легкая ретушь эмоций, то как
ритмическая сетка танца, то как мощный рычаг, выносящий к зрителю вал чувств.
Какой это экзамен для актёрской техники, искренности и темперамента! Отсюда —
резкие перепады сценических «температур». Мгновенные броски от драматического
напряжения, романтической приподнятости до вакхического упоения или
безумствующей буффонады». Заключительный театрализованный концерт в ГТМК
(оперетты) Узбекистана прекрасно воплотил всю богатую палитру лёгкого жанра и
ещё раз подтвердил: «Оперетта не умирает!»
На сцене ярко проявили себя преимущественно молодые и уже признанные ведущие солисты. Среди них: Бабур Чулиев, великолепно исполнивший песню на итальянском языке из репертуара Андреа Бочелли –«Love In Portofino» («Я нашёл свою любовь в Портофино») и «Арабское танго» из репертуара Батыра Закирова; Регина Зарипова и Валерий Климов, подарившие зрителям Дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» В. Моцарта; Шерхон Нурушев - Арии Тахира из оперы «Тахир и Зухра» (Т. Джалилов, Б. Бровцын) и Елена Баронина (Ф. Реймонд. Чардаш Юлишки из оперетты «Маска в голубом»; «Bessame Mucho» - Елена Баронина и хор театра) в сопровождении оркестра под управлением дирижёра Сухроба Раджабова, открывшие новые краски в классических партиях и хитах нашего времени.
Другие
участники программы, более зрелые, уверенно чувствовали себя на сцене в
различных острохарактерных, комедийных и сатирических партиях: это заслуженный
артист Узбекистана Суръат Артыков и ведущая
солистка, мастер сцены, кавалер ордена «Дустлик», Наталья Салихова, в
искромётной комедийной Сцене и дуэте Прони и Голохвастого из музыкальной комедии
«Любовный вертеж» (В. Ильин, В. Лукашов); трио ведущих солистов театра: Диана
Шерезданова, Суръат Артыков и Валерий Климов, совершенно в классическом стиле
лёгкого жанра представивших Сцену и терцет Мариетты, Филиппа и Наполеона из
оперетты «Баядера» Имре Кальмана. Успех этого творения венгерского композитора
обеспечила музыка, сочетающая восточные
мотивы с современными автору танцевальными мелодиями (фокстрот, тустеп, шимми,
вальс-бостон, джаз), что дало
выступавшим солистам искромётно выразить
себя в вокале и хореографии. Зрители долго аплодировали Фирдавсу Садиллоеву в
сопровождении хора театра, совершенно по-новому исполнившему «Ноктюрн» А.
Бабаджаняна в вольной джазовой интерпретации оркестра под руководством дирижёра
Бобомурода Худойкулова. Этому же солисту и хору принадлежит обновлённая
трактовка Песни из к/ф «Крестный отец» «Parla Piu Piano», высоко оценённая
зрителями возгласами «Браво!». Надолго запомнятся зрителям Песня из репертуара Б.
Закирова «Я встретил девушку»: её исполнил заслуженный артист Узбекистана Суръат
Артыков и ведущая солистка балета театра – непревзойдённая Гульмира Мамбекова;
а также Русская народная песня «Дорогой длинною» в исполнении Дианы Шерездановой
и артистов балета в духе цыганских напевов и танцев. Популярная в народе песня
на основе русского романса, написанная Борисом Фоминым (музыка) и Константином
Подревским (слова), также существует как вариант текста Павла Германа. Романс
был написан в 1924 году и очень скоро завоевал необыкновенную любовь и стал
весьма популярен среди русских эмигрантов. Самые ранние записи этой песни были
сделаны Александром Вертинским (1926) и Тамарой Церетели (1929): она остаётся
очень популярной в России и в нашей стране с 20-х годов прошлого века,
благодаря душевности стихов и широкой распевной мелодии.
Программу
украсили Сцена и дуэт Телли и Велли из музыкальной комедии «Аршин малалан» У. Гаджибекова (Зинаида
Тупикова и Феруз Сафаров) и Ария Аскера из музыкальной комедии «Аршин малалан»
- Бабур Чулиев, дирижёр Сухроб Раджабов.
Наши артисты нисколько не уступали в национальной трактовке комедийных сюжетов
и партий, выписанных первоначально
Узеиром Гаджибековым, и в будущем сезоне готовы показать легендарный спектакль на
гастролях в Баку на сцене Азербайджанского
государственного академического музыкального театра.
Нынешнее
руководство театра придаёт большое значение обменным гастролям. Их было немало
в минувшем сезоне! Зрители, благодаря международным фестивалям музыкального
искусства, проходящим в Ташкенте и ближнем зарубежье, знакомятся с новыми
вокальными и хореографическими школами, с иным уровнем режиссуры и
декорационно-оформительского искусства. Всё это только подогревает интерес к
оперетте – «этой взбалмошной «падчерице муз» (А. Владимирская) даже у скептиков.
Уже
под занавес Ифода Алижанова и Феруза Мирзалиева
исполнили песню о цветущем Ташкенте «Гузаль Тошкент» на узбекском языке в
сопровождении оркестра под управлением дирижёра Бобомурода Худойкулова и
красочной видео-панорамы современной узбекской столицы.
Завершила
программу праздничная «Карамболина» из последних шедевров Имре Кальмана - оперетты
«Фиалка Монмартра». Её весело и красочно исполнили все участники - солисты, хор
и балет театра. Концерт, завершающий 51-ый сезон в ГТМК (оперетты)
Узбекистана, продемонстрировал весь
арсенал театра, все его богатства, каждое из которых было представлено в
концентрированном виде. Это был праздник веселья, любви, добра и красоты,
который надолго останется в сердцах зрителей как победный звон звёздных часов минувшего
сезона.
Осталось сказать, что проводниками этого волшебного праздника были: ведущие - Диана Шерезданова и Бабур Чулиев; постановка танцев – главный балетмейстер, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева; главный хормейстер – Яна Карабанова; режиссёр-постановщик – Руслан Шерезданов. Публика в финале концерта устроила артистам оперетты и организаторам праздника долгую овацию стоя.
Фото предоставил ГТМК (оперетты)
Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий