Опера
«Тамерлан», одно из лучших произведений Генделя, была написана композитором за
20 дней в июле 1724 года. Премьера «Тамерлана» состоялась 31 октября
1724 года на сцене Королевского театра в Лондоне и говорит об огромном
интересе к личности Амира Темура в Европе, где его называли Тамерланом. Основателя
империи Тимуридов воспевали как спасителя Европы от нашествия войск турецкого
султана Баязета. С тех пор, путешествуя по городам Америки, Германии, Испании,
России, опера Генделя претерпела значительные изменения в духе требований
нового времени. В Ташкенте, по мнению режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои,
заслуженного деятеля искусств Узбекистана А.Е. Слонима, раньше она
демонстрировалась только в концертном исполнении.
Эта
история, полная страсти, любви, предательства и благородства, разворачивается в
пекле военных событий XIV века. В спектакле
на фоне монументальных декораций дворца Амира Темура развиваются камерные эпизоды
любовной истории. На первый взгляд, монументальность декораций кажется
чрезмерной и подавляющей человека, но в защиту сложной конструкции, имитирующей
на сцене высокие своды дворца, надо вспомнить высказывание крупнейшего историка
архитектуры, изобразительного и прикладного искусства Среднеазиатского региона
- Галины Пугаченковой. Она подчёркивала в своём труде «Из художественной
сокровищницы Среднего Востока» (Т., 1987), что архитектура эпохи Амира Темура
выражала имперскую идею и отличалась небывалой торжественностью зданий,
масштабностью и пышностью декора.
На
сцене также широко и масштабно разворачиваются в музыкально-пластическом
выражении сцены сражения между армией османского султана Баязета I и войсками великого тюркского завоевателя Тамерлана.
Это сражение произошло в 1402 г. в
окрестностях Анкары. В той битве армия Баязета была разгромлена и это поражение
стало не только военным, но и личным крахом султана, что послужило
кульминационным моментом в опере Генделя. В грандиозном боевом сражении армия
османов терпит поражение. У многих зрителей на глаза даже наворачивались слёзы,
когда на поле битвы, где гремят звуки сражения и сталкиваются люди, кони, - армия
незадачливого неумелого полководца Баязета несёт тяжёлые потери, что сильно
бьёт по боевому духу его воинов. Однополчане со сцены выносят тела поверженных
воинов одного за другим и над каждым совершают ритуал прощания с ним. Баязет,
не вынеся позора поражения и грозящего бесчестия дочери, кончает жизнь
самоубийством, выпив яд.
Сердце
Тамерлана прожгла любовь к Астерии, дочери его противника Баязета. Однако
пройдя через все испытания своей страсти, Амир Темур, в конце концов,
останавливает свой выбор на Сарай Мульк-ханум, дочери Казан-хана из
чингизидской династии. Именно ей суждено было стать любимой женой Амира Темура,
непобедимого полководца и стратега, стремящегося объединить разрозненные земли
под своим началом. Брак с Биби-Ханум обещал укрепить политические связи и обеспечить
стабильность в регионе. Опера Генделя «Тамерлан» завершается помилованием
великого полководца своей пленницы Астерии и отказом насильно жениться на ней.
В финале оперы звучит любовный дуэт Тамерлана и Биби-Ханум, вслед за которым
хор поёт о том, что любовь способна спасти свет от тьмы. В этой идее заключается
катарсис всего оперного действа и нравственного возвышения тирана над
собственным эго завоевателя через его любовные страдания и сочувствие пленнице,
свободолюбивой Астерии. Это прозрение живой
души подтверждается историческим высказыванием Тамерлана: "Добродетель
ведёт к великим делам".
Народный артист Узбекистана Женисбек Пиязов
(Амир Тимур, бас-баритон); драматическая актриса Юлдуз Раджабова (Биби
Ханум, принцесса Сарай Мульк-Ханум), а также артисты балетной труппы ГАБТ
справились со своими ролями в спектакле на должном уровне с западными звёздами
- Хуан Санчо (Османский султан -
тенор); Вероника Канхеми (дочь Баязета - сопрано) и вызвали в зрительном
зале продолжительные овации, когда артисты выходили на поклон. Сам спектакль
шёл в полнейшей тишине: зрители, затаив дыхание, следили за развитием событий.
В постановке было задействовано 160 артистов.
В
новой концепции итальянского режиссёра Стефано Пода соединились гениальная
музыка Генделя, отца европейской оперы, и национальная узбекская музыка. Пожалуй,
впервые в современном спектакле были объединены Национальный симфонический
оркестр Узбекистана (главный дирижёр – заслуженный артист Узбекистана Алибек
Кабдурахманов); Заслуженный хоровой коллектив Узбекистана под руководством Гульнары
Маликовой и наряду с ними барочные музыканты и артисты Оркестра народных
инструментов под руководством Карима Аширматова; карнай-сурнай группа
Узбегим - руководитель Камила
Муминова и другие отечественные художественные коллективы. Эту
современную интерпретацию узбекской традиционной и фольклорной музыки в диалоге
эпох и культур выполнил российский композитор Кирилл Рихтер. Опера
исполнялась на итальянском языке, органично включившая в себя узбекскую речь в
речитативах Тамерлана и Биби-Ханум, газель Джахан-Атын Увайси и обрядовую
народную песню “Yor-Yor”, рубаи Бабура в хоровом исполнении –
музыкально-поэтические шедевры средневекового Востока.
Новый
спектакль вновь всколыхнул общественный интерес узбекистацев к личности Амира
Темура. Амир Темур (1336-1405) - тюрко-монгольский завоеватель, который
основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана,
Ирана, Месопотамии, Северной Индии и Центральной Азии и стал первым
правителем династии Тимуридов. Это крупный средневековый государственный
деятель, великий полководец, основатель сильного централизованного государства,
покровитель науки и культуры. Он вошёл в мировую историю не только как
непобедимый лидер, но и как творческий человек, который на каждом шагу
заботился о благополучии страны, её развитии, образовании, науке и искусстве.
Таким образом, он положил начало «Возрождению эпохи Тимуридов» в мировой
истории. Заслуги Амира Темура достойно оценивают не только жители Узбекистана,
но и весь просвещённый мир. Жизнь и деятельность одной из величайших личностей
в истории человечества привлекают внимание всё больше исследователей, деятелей
искусства и культуры за пределами Узбекистана. Для каждого соотечественника
большая честь изучать и узнавать о жизни искусного полководца, являющегося
историческим примером для человечества своей зрелой и великой личностью.
Амир
Темур оставил после себя сложное наследие, включая свою жестокость и стремление
к культурному развитию, что делает его одной из наиболее противоречивых фигур в
истории Центральной Азии. Армия Темура была многоэтничной и её боялись по всей
Азии и Европе, часть территорий которых была опустошена его военными кампаниями.
По оценкам некоторых учёных, завоевания Тамерлана привели к гибели миллионов
людей.
Спектакль,
в целом, вызвал много вопросов, на которые в эксклюзивном интервью обозревателю
сайта «Культура.Уз» попытался ответить руководитель Национального
симфонического оркестра Узбекистана, главный дирижёр, заслуженный артист
Узбекистана Алибек Кабдурахманов, имеющий
непосредственное отношение к успеху премьерного спектакля «Тамерлан» в
Ташкенте.
- Алибек!
Как Вы восприняли новую постановку режиссёра Стефано Пода исторической оперы
Генделя «Тамерлан»? Что Вы приняли за оправданную истину современной
интерпретации сюжета в вечно развивающемся искусстве, а что не хватило Вам в
новом либретто Николо Франческо Хайма и Паоло Джани? Как Вы отнеслись к
политической окраске образа Тамерлана-тирана и жестокого завоевателя в
спектакле?
-
У европейцев издавна существует особый интерес к личности Амира Темура,
оградившего Европу от завоевания её Османской империей. К ней обращались не
только Гендель, но и другие композиторы – итальянский композитор Антонио Вивальди,
известный чешский композитор Йозеф Мысливечек, современный российский
композитор Александр Чайковский, а также народный поэт Узбекистана Хуршид
Даврон и режиссёр-постановщик — народный артист Узбекистана Баходыр
Юлдашев. В советской литературе мы знаем роман-эпопею под названием «Звёзды над
Самаркандом» народного писателя Узбекистана Сергея Бородина. В мировой живописи –
русского художника Василия Верещагина и одну из его наиболее известных,
философских и пацифистских картин -
«Апофеоз войны» (1871). Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана».
Замысел был связан со средневековым правителем и полководцем Тамерланом,
войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Свою картину
художник посвятил «всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и
будущим», и в настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской
галерее в Москве.
Либретто оперы «Тамерлан»
представляет собой вольную трактовку событий, произошедших после пленения
Баязида (Баязета) в битве при Ангоре. В настоящее время является одной из
наиболее часто исполняемых опер композитора. В спектакле мы показали взгляд
европейцев на историческую личность Тамерлана со всех сторон, которая
отличается от нашего современного восприятия Амира Темура, прежде всего, как
государственного деятеля. Надо изучать подлинную историю, в которой Амир Темур
навсегда остался непобедимым полководцем, завоевателем, стратегом и
одновременно великим созидателем. Достаточно для этого только побывать в
Самарканде: Амир Темур перестроил Самарканд и превратил его в одну из
прекраснейших столиц мира.
В оригинальной опере
Генделя «Тамерлан» партию Амира Темура исполняет альт-кастрат. Некоторые
зрители высказали мнение, что «партия
Амира Темура проигрывает в басовой версии, она написана Генделем для
контратенора. А бас не передаёт красоту колоратуры». Ваше мнение по этому
поводу?
- Причина оказалась самой
простой. Представьте себе, что наш
национальный герой Амир Темур в спектакле запел бы высоким голосом –
контратенором… Во времена Генделя это
считалось высшим пилотажем. У нас бы этого не поняли: разный менталитет и
разные подходы. Женисбек Пиязов адекватно показал власть и мощь
правителя через свой низкий голос (бас-баритон). Это было и решение режиссёра Стефано
Пода – соответствовать требованиям
нового времени и независимости Узбекистана и желанию оставаться узбекистанцам самими
собой, не всегда разделяющим мнения европейцев как в политике, так и в
искусстве. Это был наш собственный взгляд на историческую личность.
Какую роль в целом в
спектакле и конкретно в восприятии главного героя Тамерлана сыграло множество
вставок национального характера в либретто старой оперы?
- Мы пытались создать
новый формат оперы. Гендель сформировался в лоне европейской культуры. Мы стремились
показать, что в это время происходило у нас в эпоху Темура и Тимуридов: подъём
национального Ренессанса. В этом спектакле сталкиваются два мира и создают
своеобразный симбиоз культур. Опера Генделя шла более трёх часов. Наш спектакль
– длился полтора часа без антракта. Мы хотели не только сократить по времени и
объёму оригинал, но внести в него что-то своё – мир меняется, и вместе с ним
меняется язык искусства. Вы видели современные декорации и современные танцы.
Мы пытались сделать первую национальную оперу с целью привлечь молодёжь - нам
это в какой-то мере удалось реализовать. Опера никого не оставила равнодушным:
до сих пор идут горячие споры о ней – и мне эта реакция очень нравится. Мы
поставили оперу на самом высоком уровне - с этим спектаклем не стыдно выезжать
за рубеж по всему миру. Я уверен, что мы ещё наделаем много шума с этой
знаменитой оперой Генделя в новой постановке.
Что бы Вы пожелали
постановочной группе во главе со Стефано Пода, а также драматургу и ассистенту
режиссёра – Паоло Джани в их дальнейшей гастрольной деятельности по миру с этим
спектаклем?
- Я хочу выразить
огромную благодарность режиссёру-постановщику Стефано Пода. Я считаю, что было
правильным решением пригласить его к нам, чтобы соединить воедино в
спектакле – разные национальные форматы. Итальянский режиссёр
прекрасно понимал европейский дух оперы Генделя и одновременно так глубоко
проникся менталитетом узбекистанцев, любовью к нашей стране, что смог создать
такой своеобразный симбиоз. Мы с ним вместе ездили в Самарканд, посетили в
юго-западной части города гробницу Амира Темура и его потомков – величественный мавзолей Гур-Эмир и некрополь Шахи-Зинда («Живой
Царь») – один из выдающихся старинных архитектурных ансамблей Самарканда,
расположенный на юго-восточном склоне Афросиаб. Стефан Пода признался
мне, что именно опера Генделя и посещение Самарканда открыли для него
грандиозный масштаб личности Тамерлана. Он считает, что надо придерживаться
такого формата оперы как «Тамерлан» в новой современной интерпретации – за ним
стоит будущее мировой культуры. Я бы хотел ещё с ним поработать над балетным
спектаклем. В целом, я хочу выразить благодарность Фонду развития культуры и
искусства РУз и лично председателю Фонда – Гаянэ Умеровой за активную поддержку
нашего смелого проекта.
Многие зрители пожелали
увидеть спектакль вновь. TAMERLANO можно записать как фильм-оперу – тем более,
что несколько спектаклей из 100 постановок итальянского режиссёра Стефано Пода,
действительно, стали фильмами. Несмотря на разные точки зрения на спектакль –
от восторга до полного отрицания, зрители пришли к выводу, что современная опера
«Тамерлан», в конечном итоге, как и его первоисточник, о том, что «любовь
способна спасти свет от тьмы», и выразили свою признательность Фонду развития
культуры и искусства Узбекистана за великолепный проект и замечательный подарок
узбекскому народу.
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото Ихтедота Усманова и
др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий