суббота, 15 декабря 2012 г.

«Не хлебом единым…»


8 декабря 2012  – 20 лет  Дню конституции РУ (1992 г.)


 «Не хлебом одним будет жить человек…»
(Матфей,4,4)



Испокон века с первобытной эпохи наши древние предки вырезали  точилом  петроглифы -  наскальные рисунки и иероглифы, относящиеся к доисторическим временам и встречающиеся в различных частях света. Особенно изобилует ими Америка (Калифорния, Мексика и Перу).
Многочисленные наскальные рисунки почти во всех районах Средней Азии и Казахстана I- Ш тысячелетия до н.э. дают нам не только богатый материал для установления различий в рамках единого стиля, свойственного той или иной эпохе. Они рассказывают нам о примитивной хозяйственной деятельности первобытных кочевых племён и помогают выработать культурные стандарты в древнейших земледельческо-скотоводческих обществах. Только на территории Каратау неподалёку от Навои обнаружено более 15 пунктов древних наскальных изображений. Наиболее интересны, по мнению учёных, петроглифы Сармичсая – это более 3500 фигур диких и домашних  быков, выполненных в реалистическом теневом стиле. К раннему пласту петроглифов Каратау можно отнести изображения горных козлов архаического типа, исполненные техникой сплошной выбивки рукою искусного художника.
Ко второй территориальной группе следует отнести петроглифы долины Ахангарана, горных районов Северной, Западной и Южной Ферганы, а также верховьев Зарафшана I тысячелетия до н.э..  Изображаемые фигуры диких козлов  выполнены  техникой выбивки линейно-схематическим стилем.
Третью территориальную группу представляют наскальные рисунки Киргизии и Памира: изображения лошади Айрымачтау несколько схематизированы  и  по размеру они значительно больше, чем фигуры в Каратау. Петроглифы Памира и Восточного Тянь-Шаня стилистически близки к петроглифам Киргизии и относятся к одной культурно-исторической общности.
Отдельную территориальную группу составляют разнообразные по сюжету, тематике, стилю и размерам наскальные рисунки Казахстана. Наскальные изображения козлов, архаров, хищников, лошадей и других животных отличаются от петроглифов Каратау: они выполнены в условно  реалистическом стиле и датируются 6-1 вв. до н.э.
Интересно, что петроглифы чаще всего встречаются в плодородных долинах, горных и степных районах Средней Азии и Казахстана, которые в древности были заняты племенами кочевников. Творцами этих петроглифов могли быть  саки-скифы, массагеты, усуни и другие древние племена
 I тысячелетия до н.э. Эти находки не только выявляют различные  стороны быта наших далёких предков, но и специфические аспекты творческого мышления, особые функции и механизмы сознания, его разноплановые ассоциации и чувственное восприятие, опирающееся на усложнившуюся практику. Вопрос о первичности в творчестве жизненного образа или же, напротив,  символической схемы – составляет предмет до сих пор не затихающей  «вечной» дискуссии между материалистической и идеалистической эстетикой.
Эти археологические раскопки впоследствии  дополнят находки   золотых изделий на месте древних скифо-сарматских  стоянок в Сибири  на Алтае, в Причерноморье, а также коллекции  самых разнообразных по форме древних обсидиановых и базальтовых орудий нижнего палеолита  в Закавказье – Абхазии и Армении, найденные после второй мировой войны в феврале 1945 г.
Во время раскопок  цитадели урартского города Эребуни экспедицией под руководством К.Л. Оганесяна и научного консультанта  академика Б.Б. Пиотровского было обнаружено свыше ста фрагментов сосудов со знаками на ручках краснолощёных сосудов для вина, на многих тарелочках и чашах.
Учёным удалось выявить общие закономерности исторического культурного процесса. Они  сделали вывод, что некоторые из культурных стандартов ближневосточных земледельцев распространились в Центральной Азии и  в Южной Европе. Кавказские  образы  людей и животных, статуэтки нагих женщин, фигурки быков, барана, собаки, птицы находят себе ближайшие аналогии в Передней Азии и Иране, что доказывает близость кавказских изображений памятникам Передней Азии, Балкан, Средней Азии и даже  не связанной с Кавказом Сибири. Сходство памятников, в первом случае, может быть истолковано  прямыми  контактами; во втором, общей стадией развития древнего населения этих областей. Таким образом, на протяжении веков Homo Sapiense -  разумный человек  пытался донести  до современников и далёких потомков, что у него, помимо материальных забот, всегда  были какие-то духовные запросы.
         Но ничто не может сравниться с особой областью культуры, объединившей все народы земли, – искусством книги. Именно книга подарила миру полноценного мыслящего человека и осуществила связь разрозненных времён и народов. На Среднем востоке, начиная с  14-15 вв. вплоть до 17 в. книга породила множество смежных искусств: художественное оформление манускрипта, включавшее мастерство каллиграфического письма, украшение страниц золотым крапом или водяными узорами, богатый переплёт и, наконец,  изысканные миниатюры на некоторых страницах, выполненные  - одни – романтическим, другие -   повествовательным стилями.
         Знакомство через книгу – одна из лучших возможностей общаться. Новая книга – всегда исповедь, момент славного сражения и результат победы автора над самим собой. Когда неудачи и поражения остаются позади, мы познаём ощущение полного счастья и с этой поры больше доверяем себе и самой жизни.
Вот некоторые высказывания о книге, собранные в сборнике  «Корабли мысли» (М.: Книга, 1980).
          «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
…если сооружение кораблей казалось… чудом искусства… то насколько же больше мы должны ценить значение письмен, когда мы признаём, что огни, как корабли, проходят по необъятному морю житейскому и передают отдалённым векам плоды мудрости и открытия одного века в назидание грядущим поколениям» (Фрэнсис Бэкон).

***
         «Нет ничего ближе книг душе человека: они проникают в наше сердце; стихи поэта сливаются с током нашей крови… Мы дышим воздухом книг; их авторам мы обязаны всем в этом варварском мире: и как легко мы им платим презрением при жизни и эпитафиями после смерти!..
Здесь в Солсбери, где я это  пишу, нет ни картинных галерей, ни королевских театров; и всё-таки даже здесь в обществе нескольких писателей старого времени я вполне могу прожить много  месяцев, не зная, что такое тоска… Я не прочь бы провести так всю свою жизнь, удалившись от мира, чтобы мне не было дела до него, а ему до меня; чтобы меня не оскорбляли враги и не защищали друзья; не заботясь о будущем, но порой погружаясь в прошлое, которое иначе могло бы уйти в забвение».
«Книги – всего лишь один из источников познания мира…
Благодаря книгам мы ощущаем присутствие той силы, которая даёт бессмертие человеческим мыслям и делам, нас обжигает пламя восторга, пылавшее в разные века и у разных народов…
Я почти готов был повторить, что … театр – это «подлинный пафос и высшее выражение человеческой жизни». Ибо если сцена показывает нам маски людей…  то книги позволяют нам проникнуть в их души и открывают нам собственные секреты. Они – первое и последнее, самое близкое и дорогое сердцу из доступных нам наслаждений!» (У. Хэзлитт).
***
Шахид Балхи, ученик Рудаки, 10 в. так размышлял по этому поводу: "Учёность и богатство - нарцисс и роза - вместе никогда они не распускаются. У кого есть учёность - нет богатства, у кого есть богатство - учёности мало".
 ***
О, знание, как мне отказаться от тебя? Ты лишено цены, и вся цена от тебя. Пусть не будет у меня сокровищ без тебя, пусть лучше такая же жалкая жизнь, но с тобой.
Для образованного человека достаточная свита - его образованность, а неуч со свитой в тысячу человек - одинок" (перевод Е. Бертельса).
Самое главное именно в том, что великие книги суть, воины, веками сражающиеся за прогресс, за освобождение людей от угнетения, от унижения и лжи, от лицемерия и ханжества. С этой точки зрения, всемирно известная «АРЕОПАГИТИКА» Джона Мильтона – поэта и публициста английской буржуазной революции 17 в.  – выдающееся произведение.  Это речь, обращённая к  парламенту, памфлет о свободе печати, гимн раскрепощению человеческой мысли, призыв к освобождению к свободному обмену идеями, мнениями, без которого неизбежен застой в развитии общества.
Книги жгли и топили, закапывали в землю и пускали под нож гильотины, превращали в бумажную массу или урезками и сокращениями доводили до неузнаваемости.
Автор вдохновенной «Ареопагитики», ослепший и полунищий,  вынужден был продать рукопись «Потерянного рая» за 5 фунтов стерлингов. Но даже перед угрозой смерти и после того, как сожгли некоторые его книги после реставрации Стюартов, он остался верен себе  и не напечатал ни одной строки, противоречащей тому, что он говорил прежде. Он всегда был за то, чтобы  свет разума не встречал на своём пути непроницаемых преград.
Властители духовные в гонении  на книгу не отставали от правителей светских: цензура была введена в Европе в 1507 г. священным Тиверием, папой Александром VI.
Мильтон в своей «Ареопагитике» и Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»  отстаивали право читателя, вне зависимости от  его места на социальной лестнице, выбирать духовную пищу и решать, что полезно, а что вредно, не полагаясь на приставленного к нему властями стража.
У М. Лэма есть стих о мальчике-бедняке, зачитавшемся в книжной лавке, которого хозяин приказал убраться оттуда. Мимо детей, лишённых права на чтение, не может пройти ни один писатель, иначе все рассуждения о любви к книгам рискуют лишиться гуманистического содержания. «Духовная работа читателя только начинается, когда он закрывает книгу» - размышлял  М. Пруст. Не прогоняйте малыша из книжной лавки!
Митрополит Антоний Сурожский[1] обращался к своей пастве с проповедью:
  « …В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с Востока со своими дарами; но куда нам придти и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках: вот  из этих потемок пойдем к свету. А свет – это любовь. Из мрака злобы пойдем к любви!
Из греха пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни пойдем к любви, которая может согреть душу и всё изменить в жизни! Из серой скудости житейской пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но все велико, потому что все может стать знаком любви!..
И Господь зовет нас верить в себя: вспомните дары этих волхвов: принесли они злато; в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в каждом из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое – только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света и пойдем к свету!
Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится как благоухание,  - лаской, любовью, теплотой…
Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь – это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает, любви, которая не защищает своего,  любви, которая себя не защищает, не замыкается…
Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить; отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей – светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни» (цитата Антония Сурожского  из «Открытого письма россиянам».  Г. Багдасарова. «Есть лишь путь. - Т., 2012. С. 128-129).
Каждому из нас нужно учиться читать и активно воспринимать прочитанное, потому что чтение – не источник пассивно получаемого интеллектуального и эстетического наслаждения, нет, - это деятельность, это активные поиски истин, отнюдь не в готовом виде ждущих читателя.

В книге И. Каримова. Узбекистан на пороге 21 века…(М.: изд. дом "ДРОФА", 1997. С. 43) указано, что если в самом общем виде под демократией понимать власть большинства в интересах всех и уважение воли меньшинства, то при детальном анализе обнаруживается, что демократия - это и воззрения народа на собственную свободу и независимость, и защита интересов и прав каждой конкретной личности против произвольных ограничений и действий, и форма самоуправления граждан и т.д.
Действительно, не важна терминологическая подоплёка демократии, как то, насколько она реальна, действенна и жизнеспособна.
В этом направлении - духовном просвещении и светском воспитании народа, надо  признаться,  используются  далеко не все резервы  ТВ-пропаганды, и в целом, СМИ,  и тем самым существует риск заморозить реальную демократию. Общеизвестны "три действенных критерия, определяющих степень демократичности общества, - насколько народ информирован о процессах принятия решения, насколько правительственные решения контролируются народом и насколько рядовые граждане участвуют в государственном управлении"[2]
Задача журналистов, писателей, поэтов  на современном этапе - прежде всего, быть интеллигентными, т.е. воспитывать в себе и в других терпимое отношение к миру и к людям, возрождать духовные ценности, не предавать их забвению, сохранять и приумножать наследие прошлых лет на благо современной молодёжи и её будущего. Первейшая задача журналистов в области культуры - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения динамичной, но всегда  объективной реальности. Мы убеждены, что "не конфликты и вражда двигают вперёд историю, а сотрудничество и доверие между народами" (Каримов И.)[3]. Единство в многообразии и диалоге цивилизаций и культур - с этой духовно-нравственной платформы мы говорим сегодня об интеграции народа Узбекистана в мировое сообщество.


Гуарик Багдасарова, независимый журналист,
Тел. (+99871) 253-14-06,
Моб. (99890)  354-10-17
Veb-site: www http: guarik-guhar.blogspot.com




[1] Митрополи́т Анто́ний (Антоний Суро́жский, в миру Андре́й Бори́сович Блум; 19 июня [6 июня1914, Лозанна,Швейцария — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ,проповедник.
Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности (Википендия).

[2] Там же. С. 174
[3] Каримов И. Там же. С. 313

Комментариев нет:

Отправить комментарий