«Наш век на
земле быстротечен,
И тесен
назначенный круг»
А. Ахматова.
Открытый в конце ноября в
Государственном литературном музее С. Есенина авторский творческий вечер
Альбины Витольдовны Маркевич продолжился
в первый день зимы в общественном клубе-музее А. Ахматовой.
Два
вечера подряд любители русской литературы слушали стихи из сборников:
«Звёздное вино», Круговерть», «Лирические крохи», отрывки из прозы: «Грани
памяти», «Глупое сердце, не бейся!», авторские
песни и музыкальные произведения, навеянные стихами А. Маркевич. В программе приняли участие профессор Ташкентской государственной
консерватории Ирина Галущенко, заслуженный деятель культуры Узбекистана, певец,
композитор, педагог Павел Борисов, лауреат
фестивалей авторской песни композитор-исполнитель Геннадий Арефьев, артистка
Молодёжного театра Узбекистана Елена Бурова, бард и чтец-декламатор Алина
Денисова, поэт Олег Бордовский.
Ведущая авторского вечера А. В. Маркевич вкратце рассказала собравшимся о себе, своей
творческой литературной и общественной деятельности, в которой органично
переплелись, как в её стихах, различные грани её таланта:
«Во
всём квартале выключили свет.
Свернувшись
в трубочки холстов,
Бродило
по дворам искусство.
И
терпкий запах краски густо
Тянулся
вслед поверх кустов».
(А.
Маркевич. Стихи, написанные при свече).
А.В.
Маркевич родилась в Ташкенте 25 июля 1930 года. Обладая двумя высшими образованиями – филологическим и
искусствоведческим, А.В. Маркевич нашла себя, прежде всего, в музейной
деятельности. Группа энтузиастов во главе с С.И. Зиниым организовала ЛТО
«Радуница», куда вошли С.И. Тортаховский, Ф.М. Ашрафи, А. В.
Маркевич,В.В. Николюк. Их совместными усилиями в 1981 году был создан литературный музей С.
Есенина, в прошлом году торжественно
отметивший два события – своё тридцатилетие и 90-летие со дня приезда русского
поэта в Ташкент.
Вторым дорогим детищем стал музей Ахматовой, -
«Мангалочий дворик», созданный в 1999
году, когда страна отмечала 110 летний
юбилей со дня рождения Анны Андреевны. Увлечённость Маркевич поэзией Ахматовой
уходит глубоко в детство и школьные годы, когда мама её напевала песню
«Сероглазый король», а её подруга без запинки читала наизусть стихи из сборника избранных стихов Ахматовой, изданного «Советским писателем» в 1943 году и отпечатанного в ташкентской типографии №2. «Постепенно, –
вспоминает А. Маркевич, – возникло неодолимое стремление удержать, сохранить,
передать тем, кто не глух к поэзии её таланта, накопленное и продолжающее
пополняться знание, понимание, может быть, не прочное, но моё».
В создании фонда музея в ДК ТТЗ при поддержке его учредителей - председателя
РКЦ Уз. С.И. Зинина и директора Дворца культуры ТТЗ А.С. Управителева приняли активное участие Н.В. Королёва из ИМЛИ имени А.М. Горького, Хулькар Хамидовна, дочь известного узбекского писателя Хомида
Олимжона, современницы А. Ахматовой
– Зоя Туманова, Наталья Зайко, Дильбар Рашидова, а также наш земляк, филолог, знаток поэзии «серебряного века» Вадим Фомичёв.
Дильбар
Рашиди в 1963 г. приехала из
Ташкента в Ленинград на празднование
первомайского праздника с букетиком синих полевых цветов для А. Ахматовой.
Растроганная таким вниманием к себе, поэт подарила
гостье из солнечного Туркестана снимок
со знаменитыми египетскими сфинксами на Васильевской набережной в северной
столице и личным автографом: «Дильбар Рашидовой
на цветы на память о первой встрече» 1 мая 1963. Ленинград». Дильбар в
ответ ей спела несколько народных узбекских песен: «Гусуи сиях», «Ба чашмонат
касам». Воспоминания счастливых избранников, познавших счастье общения с
великим поэтом 20 века, позднее лягут в «Ташкентское ожерелье Анне Ахматовой»,
опубликованные во втором выпуске альманаха «Мангалочий дворик» (Т., 2003.).
Благодаря
этим воспоминаниям, собранным и
опубликованным А. Маркевич, нам известно особое трогательное отношение к А.А.
Ахматовой первого председателя СП Уз.
Хамида Алимджана. В памятной записке на листке откидного календаря он просит жену не
забыть передать Ахматовой лепёшки. Известно, однако, что Зульфии, тогда
начинающему поэту, не хватило смелости
повидаться с Ахматовой, но она всегда
трепетно относилась к ней и
переводила её стихи на узбекский язык. В экспозиции музея сохранилась
фотография Зульфии с томиком ташкентского военного издания избранных стихов Ахматовой у неё на
коленях в период её переводческой работы.
Среди
экспонатов музея, представленных ташкентскими современниками А. Ахматовой - З.А. Тумановой, Н.Г. Зайко (дочерью С.А.
Журавской), Д.А. Рашиди, Р.Х. Такташом, Х.Х. Алимджановой (дочерью Х. Алимджана
и Зульфии), а также архивных материалов поэтессы Н. Татариновой, серийных
выпусков ахматовского ташкентского альманаха «Мангалочий дворик» самым дорогим для меня остаётся
фотография юного Эдуарда Бабаева со
своей невестой Ларисой в его счастливую пору вхождения в «назначенный круг».
По счастливой случайности, профессор МГУ Э.Г.
Бабаев в мою студенческую пору (1970-1975), знакомивший меня с
достопримечательностями Первопрестольной столицы на протяжении всего пешего
маршрута от улицы Моховой, где располагался наш факультет журналистики, до
своего дома на старом Арбате, в свои 15
лет был гидом и доверенным лицом Анны
Ахматовой в Ташкенте в 1943 году.
Ахматова,
имея широкий круг знакомых, Эдику Бабаеву
доверила на хранение переписанную им самим детским школьным почерком
рукопись «Поэмы без героя», а также свой автограф «Китежанки», над которыми она
работала в Ташкенте. Ташкентский вариант оказался лучше, точнее её позднейших
версий «Поэмы без героя», которую Ахматова закончила в 1962 году.
Она писала её двадцать два года.
Устные
воспоминания Э.Г. Бабаева об А. Ахматовой
посмертно легли в его книгу
«Воспоминания» (М., 2000.), позднее
подаренную мне дочерью Бабаева – Елизаветой. Мои воспоминания о моём любимом Учителе вошли в очерк
«Прогулки по Москве», фрагмент которых был опубликован в сборнике текстов лекций Э.Г. Бабаева и мемуаров друзей и
выпускников факультета журналистики о выдающемся
педагоге, читавшем нам курс русской журналистики и литературы 19 века –
«Высокий мир аудиторий» (М.: Факультет журналистики МГУ, 2008.). Так, спустя годы, мы снова оказались вместе с моим Учителем на страницах книги из серии «Наше наследие»,
которая тоже совершенно случайно попала мне в руки. Её подарила мне моя
однокурсница Мила Шевченко на встрече выпускников в 2010 году.
Я
была частым посетителем и участником
заседаний Общественного клуба-музея А. Ахматовой «Мангалочий дворик». Музей
перешагнул свой десятилетний юбилей, пополнился новыми поступлениями. При нём
работают пять творческих объединений, образовались контакты с ИМЛИ им. Горького
(Москва), с музеями А. Ахматовой в Санкт-Петербурге - «Фонтанный дом» и «Серебряный век».
Здесь
состоялась презентация моей первой книги стихов «Близкое эхо» в 2003 году.
Здесь я познакомилась с Вадимом
Муратхановым, Евгением Абдуллаевым, Алексеем Кирдяновым, Левоном Абрамяном,
позднее Александром Евсеевым, Виктором Клепиковым и другими ташкентскими
поэтами, а также композитором и исполнителем авторских песен Геннадием
Арефьевым. Здесь проходили прекрасные
незабываемые творческие вечера народного поэта Узбекистана Александра
Файнберга. Именно здесь на протяжении вот уже 12 лет звучат стихи А. Ахматовой
и поэтов «серебряного века». И радостно
видеть, что в наши дни значительных
перемен не иссякает интерес к творчеству
и выдающейся личности Поэта. Во многом, это заслуга неизменного общественного
директора музея «Мангалочий дворик»,
двери которого всегда открыты для любителей русской словесности.
А.В. Маркевич рассказывает:
- Музей Ахматовой ежегодно отмечает три даты – это
день рожденья Ахматовой – 23 июня (1889), день её ухода в вечность – 5 марта
(1966), день рожденья музея – 18 декабря (1999). К ним прибавилась ещё одна
знаменательная дата - 9 ноября 2011 года исполнилось 70 лет со дня пребывания
А.А. Ахматовой в Ташкенте.
Наш «Мангалочий дворик» много лет проводит экскурсии по музею, где
собраны свидетельства её жизни в нашем городе. Одно из них – подарок поэта Зои Тумановой – ташкентское издание
избранных стихов А. Ахматовой с
автографом дарителя. Мы посвящаем Анне Ахматовой и её ближайшему поэтическому
окружению «литературные гостиные» последний четверг месяца, а также в юбилейные
даты.
Конкурсы чтецов, поэтов, романсы на стихи Ахматовой
позволяют проявить участникам и свои таланты.
В 2005 году в
Ташкентском клубе- музее Ахматовой
состоялся вечер, посвящённый столетнему юбилею А.Ф. Козловского. Своими воспоминаниями о встречах с
композитором поделилась музыковед, доцент
Ташкентской государственной консерватории Лариса Иустиновна Красоцкая. Её
коллега, зав. кафедрой истории музыки и критики ТГК проф. Ирина Георгиевна Галущенко свой научный доклад
о жизни и творчестве А. Козловского в Ташкенте проиллюстрировала фрагментами из
оперы «Улугбек», которые она блестяще исполнила на рояле.
Да будут
бессмертны поэзия А. Ахматовой в нашей памяти и любовь к ней!
Литературные
произведения А. Маркевич - статьи об
А.С. Пушкине, С. Есенине, А. Ахматовой
и посвящения любимым поэтам, а
также стихи на разные житейские и философские темы разрозненно печатались в альманахах «Мир
Есенина», «Мангалочий дворик», «Истоки», серии коллективных поэтических
сборников «Под крылом Пегаса»,
литературно-художественном журнале
«Звезда Востока». Слушатели, достаточно хорошо знакомые с общественной
деятельностью директора ахматовского музея, популяризатора молодых талантов и
продвижения их на большую книжную арену, возможно, впервые для себя приоткрыли разнообразные
грани литературного таланта А. Маркевич
и его истоки на её двух творческих вечерах.
А
началось всё с домашних семейных праздничных
концертов, в которых маленькая неуклюжая «пампушечка» в нарядном платье читала стихи и танцевала перед гостями. С
высоты своего почтенного возраста А.
Маркевич вспоминает об этом с чувством самоиронии: «…Сначала я читаю стихи А. Пушкина и К. Чуковского, потом пытаюсь
танцевать – грохаюсь на пол. Все хохочут. Поднявшись, сердито бормочу: «Кошке –
смех, а мышке – слёзки! И убегаю переодеваться, решив, что откажусь от балета.
Лучше буду читать стихи: за них аплодируют».
И
далее о важнейших открытиях в своей жизни она рассказала циклом
автобиографических стихов, связанных с военным лихолетьем и возросшим значением
хлеба, который выдавался по карточкам. Однажды она обронила крошки от
«французской булочки» на тротуар, а прохожий-узбек их аккуратно подобрал и
положил на скамейку – тогда впервые и навсегда Альбина
познала цену хлеба народом, среди которого жила. В этот цикл также вошли «Заветы Грига», «Прощание с
поэтом А. Файнбергом», «Стихи, написанные при свече» и другие, а завершился он
«Рецептом счастья»:
«Как
здорово, проснувшись поутру
Настроить
тела каждую струну,
Стих
записать, приснившийся во сне
И
целый день копить извне
Свет
неба, глаз и мыслей смелых,
Чтоб
с ними дальше жить и жить
И
жизнью этой дорожить.
Этот
поэтический цикл артистично, выразительно
донесла до публики Алина
Денисова, так что автор искренне
удивилась: «Неужели это я написала?», -
охотно разделив со всеми восторг от услышанных стихов.
Программу
украсили скромно названные А. Маркевич
«Лирические крохи» - её излюбленный новаторский литературный жанр. Автор
предложила всем гостям продолжить самые разные темы, обозначенные в
коротких строфах. В итоге диалоги
вылились в настоящее состязание поэтов с традиционным названием в народе - "Мушоира". Кое-кто
преуспел в этом оригинальном жанре! Судите сами:
***
«Мне жизни замкнутой моей
Хватает для коротких строк.
А для поэм и эпопей
Продлить бы надо жизни срок».
А.
Маркевич
***
«Но в каждой строчке, знаю я,
поэмы куколками спят.
А разомкнется жизнь моя –
Они, как бабочки, взлетят.
...И станет белым желтый сад».
Бах
Ахмедов.
***
«Живут
во мне стихи, как под землёю воды.
Колышутся
и ждут свободы»
А. Маркевич.
***
«И недалёк желанный миг,
Когда забьёт живой родник»
М. Тарсина.
***
«Медведица большая глядит в
моё окно
И ковш мне предлагает – в нём
звёздное вино»
А. Маркевич.
***
«Не откажусь испить из звёздного бокала,
Чтоб пламя жаркое поэзии пылало»
А. Симонов.
***
«И взявшись за руки, бродить
Под лёгкий шелест листопада»
А. Маркевич.
***
«Бродить без дела и без цели
И без желанья отдохнуть,
Придти домой, открыть все двери
И окна настежь распахнуть.
Пьянеть от музыки Шопена,
От свежести дождя рыдать
И нежность в сложенных ладонях
До капельки тебе отдать»
Г. Багдасарова
И
над всеми стихами витал неисчерпаемый
вдохновенный дух высокой классической русской поэзии. Актриса
Молодёжного театра Уз. Елена Бурова профессионально продекламировала монолог
Заремы из романтической поэмы А.С.
Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Персидские мотивы» С. Есенина и стихотворение «У моря» А. Ахматовой.
Так удачно на двух творческих авторских вечерах А.В. Маркевич замкнулся назначенный судьбоносный круг – именно это пространство поэзии и преемственных духовных связей в нём с выдающимися и малоизвестными или несправедливо позабытыми деятелями русской культуры рубежа двух веков делают нашу жизнь бесконечно счастливой и духовно богатой.
Так удачно на двух творческих авторских вечерах А.В. Маркевич замкнулся назначенный судьбоносный круг – именно это пространство поэзии и преемственных духовных связей в нём с выдающимися и малоизвестными или несправедливо позабытыми деятелями русской культуры рубежа двух веков делают нашу жизнь бесконечно счастливой и духовно богатой.
Гуарик Багдасарова, независимый журналист,
Тел. 253-14-06,
Моб. 354-10-17
Veb-site: www http:
guarik-guhar.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий