От цветка до звезды
Современный
Узбекистан – одно из немногих государств мира, в духовном пространстве которого
органично сочетаются бережное отношение к традициям с открытостью самым
современным веяниям творческого и технического прогресса. По существу, творчество
выявляет то, как человек обживает и переживает созданный человечеством
культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Именно это «как» и выражает
неповторимость личности, богатство её культурного мира.
В
библиотеке Алишера Навои 24 декабря состоялась презентация нового седьмого
альбома «Поэзия и музыка красок» ташкентского художника, поэта Армануш Маркарян. «Типографское издание мне бы обошлось
значительно дороже, - объясняет автор самиздата, выпустившая самостоятельно с помощью современных компьютерных технологий
несколько единичных красочных
экземпляров альбома, в котором стихи иллюстрируют её рисунки и
фотографии. Первичное место в этом творческом пространстве, на мой взгляд,
занимают авторские рисунки, прикладное – стихи.
Презентация
альбома проходила на фоне экспозиции графических работ Армануш Маркарян,
выполненных в разнообразной технике: темпера, гуашь, акрил. Это была не первая
и не последняя презентация творчества поэта и художника: таких арт-шоу под
знаком: «Поэзия и музыка красок» было всего шесть в её жизни. Нынешняя –
седьмая – отличалась от предыдущих тем, что автор позволила себе раздвинуть
свои творческие рамки и впустить в свой мир
художественные фотографии, добавив к «Поэзии и музыке красок – «Поэзию
света и тени».
Фотоискусство,
которое Армануш смело преобразует с
помощью компьютерных технологий, выполняет
не свою основную природную задачу -
фиксацию будничной реальности. Фотохудожник замахивается на привычный
процесс жизни и выхватывает из неё сгустки духовной материи и помещает в
свои «штучные» альбомы. И тогда они перерождаются в снимки-явления, когда
событие становится таковым только в
результате его запечатлённости, - со-бытием и источником нового поэтического
вдохновения.
Армануш Маркарян (1950 г.р.) по специальности товаровед. У неё трое взрослых
детей, внуки. Выйдя на заслуженный отдых, она активно продолжила занятия творчеством, т. е. тем, что ей дорого и
близко по духу – это живопись, фотография, поэзия, вокал. А началось её
увлечение таким синтетическим искусством в 1993 г., когда она вступила на путь
духовного самосовершенствования и стала принимать участие в различных
миротворческих встречах и программах, организатором которых являлся выдающийся миротворец из Нью-Йорка, член Организации объединенных наций
– Шри Чинмой. В новом статусе члена женсовета махали (1995-2001)
Армануш осуществляла
духовно–просветительскую деятельность
среди детей и взрослого населения в махалле «Ешлик» №28 Мирзоулугбекского района Ташкента.
До сих пор на её художественные выставки и
творческие презентации книг,
альбомов, как в этот раз, взрослые
приходят с детьми, чтобы вместе порадоваться
и приобщиться к Прекрасному.
Армануш живёт по «закону дарения» (Дипак Чопра). Для
неё любые взаимоотношения с миром – это отдача и получение. Одно порождает
другое. В каждом семени заложена возможность вырастить тысячи деревьев. Армануш
«выращивает» цветы и стихи. Семя не должно храниться, оно должно передать свою
информацию плодородному грунту, и тогда его невидимая энергия находит
эстетическое материальное проявление.
Художник
работает в стиле «энерджи арт» и,
соответственно, создаёт «энергетические
картины» - это плоды её путешествий по древним городам нашего региона –
Самарканду, Бухаре, Хиве, сохранившимся как уникальный духовный и
историко-культурный заповедник в Центральной Азии. Художник посетила также многие
страны и города ближнего и дальнего зарубежья с миротворческими целями:
Индию, Америку, Италию, Чехию, Словакию, Венгрию, Россию. Она последовательница учения Шри Чинмоя: в
искусстве для неё, прежде всего, важно
духовное содержание. Армануш
стремится подборкой красок в своих беспредметных аллегорических композициях
воздействовать на подсознание зрителей. Для неё важно не просто донести, но суметь вызвать у зрителей
то же самое возвышенное состояние духа, которое владело ею во время творческого
процесса. Назначение искусства в данном
случае приравнивается медитации, отсюда и названия этих работ: «Вознесение»,
«Сознание», «Мироздание», «Гармония».
Иногда её пёстрые мажорные композиции «не
дотягивают» до того высокого
теологического значения, которое
навязывает им автор названиями: «Модель космоса» - на рисунке всего-навсего
жёлтое яйцо в центре тёмного неправильного квадрата. Правда, мы помним «чёрный»
и «красный» квадраты В. Малевича, но в том случае художник нам самим предлагал
поиграть воображением и каждому на свой вкус втиснуть своё содержание ума и сердца в простейшие геометрические
фигуры. Здесь же художник рискует быть эпатажным и на «Ты» - с самим Творцом. Так, композиция
«Духовное сердце» представляет собой крест в оранжево-жёлто – белых
тонах, излучающих подобие света прямо на зрителя. Крест написан в строгой
симметрии, но без чёткого контура и выдаёт себя в рисунке как энергетический
импульс.
Не
всё в искусстве можно объяснить научными знаниями. Невероятные картины, по
признанию Армануш, проецируются на нашу планету из других миров по жёсткой
избирательной программе, внедряясь в воображение лишь тех, кто способен воспринять и выразить их иррациональность. На
эту тему можно рассуждать бесконечно! Но ясно одно: фантастические образы
населяли наш мир всегда. Вспомним мифологические изображения богов и чудовищ,
библейские истории, сюжеты икон,
живопись Леонардо да Винчи, Алессандро Боттичелли, Иеронима Босха,
Питера Брейгеля, Гюстава Моро, Альфонса Мухи, Каспара Фридриха… Но это древо
фантастической живописи воистину расцвело лишь в ХХ веке. Угрозу уничтожения
всего прекрасного и живого безобразным и мертвящим первыми почувствовали
художники. Служители искусства, избранники божии, чисто интуитивно на рубеже ХХ
-XI вв. создают своего рода защитное поле Красоты, каждый
по-своему. Среди них такие известные художники как Эрнст Фукс и Рудольф Хаузнер (Австрия), Патрик
Вудрофф и Брюс Пэннингтон (Великобритания), Александр Рекуненко (Россия),
Джавлон Умарбеков и Баходир Джалалов (Узбекистан) и множество других. Они
пытаются заставить нас, простых людей, поверить в наше божественное
предназначение, в непреходящее родство со всем Космосом – от цветка до звезды. В
историю изобразительного искусства они вошли как «небожители».
Армануш
Маркарян свои работы называет «живыми картинами», а предметы её
изображения – это цветы, фантастические
животные и птицы, морские и лесные существа из её сновидений и художественных фантазий, но каждый с
потайным смыслом и значением. Так,
например, для художника «цветок - это сердце человека». Своё субъективное
философско-поэтическое видение не столько окружающего, сколько внутреннего мира,
она правомерно реализует в красках и стихах.
Искусство
А. Маркарян, при всей своей внешней
экзальтированности, имеет свои глубокие традиции. В центральноазиатских странах
испокон века вещь предельно эстетизируется. Родившись под ярким солнцем в
цветущем крае, мы с детства помним арабеску, опутывающую бесконечной сетью
линий стены зданий, ткани, утварь, мебель, музейное оружие.
Арабеска
– наындивидуальна и иррациональна. Но одновременно она подчинена строгой, часто
симметричной форме, внутри которой запутанная линия не имеет ни начала, ни конца.
Изображение человека и животных исключено из мусульманского искусства.
Исключение составляет только восточная книжная миниатюра.
В
рисунках Армануш розы, маки, ирисы, орхидеи, лилии всех оттенков переплетаются
в фантастические венки, образуют сложную вязь, напоминающую восточный
прихотливый орнамент на фасадах ханских
дворцов и внутри медресе, на резных дверях мечетей и предметах прикладного
искусства, включая разноцветные ткани («хан-атлас») и кухонную утварь, старинные
ювелирные украшения. Они начисто лишены социального смысла, фривольны,
интригующи, возбуждающи – ближе к салонному камерному стилю «рококо», чем
благородному классицизму античных времён или ампиру Ренессанса и, уж тем более,
далеки от современного холодного авангарда с привкусом техногенной инженерии.
Посетители
однодневного вернисажа и презентации нового альбома Армануш Маркарян «Поэзия и музыка красок» среди
зимы в канун Нового года словно попали в
роскошный сад, напоминающий рай на земле, радующий глаза и душу, согревающий и
заряжающий каждого входящего положительной энергетикой.
Присутствующие
на презентации зрители ощутили на себе эту циркуляцию обильной творческой
энергии художника. Автор нескольких
стихотворных сборников «Осень», «Счастье», «Любовь бесконечная», «Поэзия и
музыка красок» и более трёхсот цветных графических работ охотно делилась с собравшимися
секретами своей плодотворной жизни и завидного неугасающего оптимизма. Очень
часто от автобиографического рассказа
она органично и непосредственно переходила к задушевному исполнению своих авторских песен.
А.
Маркарян говорит с нами на языке своей поэзии, многоцветной, как радуга,
графики и песни на собственные стихи. Так она разговаривала с гостями, стараясь
донести до них свой внутренний диалог «души и мира», пытаясь в каждом из них
заронить хотя бы только беглую вспышку от её творческих озарений:
«О них в картинах рассказала,
Игриво краски помешав.
Душа сюжеты нашептала,
Их за мазками увидав».
И
так уже много лет А. Маркарян на практике применяет Закон дарения: «Если вы
хотите получать радость, давайте радость другим; если вы хотите любви,
научитесь дарить любовь; если вы хотите внимания и признания, научитесь
отдавать их другим; если вы хотите материального изобилия, помогайте его
приобрести другим. Если вы хотите наслаждаться всем хорошим и прекрасным в
жизни – научитесь молча или во весь
голос благословлять каждого на всё хорошее в жизни. Армануш Маркарян трудно
бывает застать в её ташкентской квартире. Она часто бывает в отъезде. Её
призвание - охотно дарить счастье людям
во всех концах света посредством
своего радостного искусства.
Гуарик Бакгдасарова, журналист-искусствовед,
Д.т.253-14-06,
моб. 354-10-17
Комментариев нет:
Отправить комментарий