пятница, 28 декабря 2012 г.


«Опалённые Кандагаром»

                                               «Кто виноват? Об этом после:

Встречай, Отчизна, сыновей!»

 Слова из песни к  к/ф «Опалённые Кандагаром» на стихи А. Файнберга.

 

В Российском центре науки и культуры  Узбекистана 12 декабря этого года состоялся просмотр фильма "Опалённые Кандагаром". Это не был обычный очередной прокат успешного советского боевика. Он вышел в 1989 г.  Вечер  был посвящён памяти  народного поэта Узбекистана и кинодраматурга  Александра Файнберга (1939-2009).
А. Файнберг - автор пятнадцати  книг стихов (включая посмертно вышедший двухтомник, составленный автором). Им были переведены на русский язык стихотворения и поэмы Алишера Навои и многих современных узбекских поэтов А. Арипова, Сирожиддина Сайида, Рустама Мусурмана, Эркина Вахидова, Хосият Рустамовой. Его стихотворения и переводы печатались в журналах «Смена», «Юность», «Новый мир», «Звезда Востока», «Новая Волга», «Дружба народов» и в периодике зарубежных стран: США, Канады и Израиля. В 2009 году А. А. Файнберг Указом президента России награжден Пушкинской медалью за большой вклад в развитие культурных связей и сохранение русского языка и русской культуры.
А. Файнберг создал множество сценариев, внёсших  в  национальный документальный, художественный и  анимационный кинематограф особую поэтику и философичность восприятия мира. По его сценариям были поставлены четыре полнометражных художественных фильма и более двадцати мультипликационных фильмов. В них присутствует своя крепкая внутренняя эстетика. Они поражают своим  жизненным драматизмом  и психологическим реализмом. Таких фильмов не было раньше и вряд ли будут впредь:  «Восточный двор с кривой луной» о  старом и новом Ташкенте, в котором автор читает одноимённый стих;  суровая правда войны об Афганистане в художественной ленте «Опалённые Кандагаром»;  «Последнее…  прости!»,  где  чёрно-белые трагические кадры исчезающего   Арала комментирует голос поэта,  декламирующего свои стихи;   «Их стадион в небесах», в котором  звучит песня на стихи А. Файнберга о легендарной футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе в 1979 году:

 «…Дым от взрыва прошёл над страной.
Не виновны мы этой виной.
Просто правила кто-то нарушил,
Ну, а нам был назначен штрафной.
До сих пор плачет ветер в  лесах.
До сих пор ты ночами в слезах.
Не грусти! Мы, как прежде, играем.
Просто наш стадион в небесах».

Этот стих Владимир Сафаров и Алла Тезетдинова включили в свою книгу «Крылья памяти», выход которой был приурочен к 25- летию трагедии пахтакоровцев (2004 год). В этом году спустя тридцать три  года со дня трагедии вышло дополненное переиздание этой книги. Жители столицы возложили море цветов к  братской могиле отважных лучших советских игроков-пахтакорцев в день их поминовения – 11 августа. Фильм по сценарию А. Файнберга «Их стадион в небесах» был выпущен  в 1999 году к двадцатилетию трагической гибели в авиакатастрофе футбольной команды «Пахтакор».  Он всегда будет напоминать зрителям о легендарной любимой команде  всех узбекистанцев.
Знакомство со сценариями к документальным и мультипликационным фильмам А. Файнберга, а также с художественной лентой «Опалённые Кандагаром»   продолжается в наши дни  катастрофы проката отечественных фильмов и засилия  большого  экрана американскими боевиками и «ужастиками».
В просмотре и в обсуждении узбекфильма участвовали воины-интернационалисты, исполнитель главной роли Карим Мирхадиев, супруга А. Файнберга журналист И.Г. Коваль,  а также новое поколение молодёжи, не нюхавшее пороха. Вечер вёл  член-корр. Российской академии педагогических и социальных наук, воин-интернационалист Д.С. Саъдуллаев. Все, как один, сделали вывод: "Фильм  актуален на все времена".
Сюжет  можно пересказать в нескольких словах. Списанный по ранению офицер-афганец вступает  в борьбу с мафией и, в конце концов, ценой собственной жизни разоблачает преступников. Он выжил на войне и погиб в мирной стране. Справедливости ради, надо заметить, что этому фильму повезло: он успел выйти на экране, его увидели зрители, он остался в благодарной памяти «афганцев». А вот его поздний близнец, рождённый в 90-ые годы – «Слепые» режиссёра-постановщика и исполнителя главной роли, народного артиста Узбекистана Рустама Сагдуллаева,  до сих пор не дошёл до зрителей. В этом фильме  герой-«афганец», слепой инвалид со своим единственным поводырём – немецкой овчаркой  в одиночку борется с интернациональной наркомафией – духовными слепцами и в конце фильма погибает.
Старшее поколение запомнило, что  премьера  картины «Опалённые Кандагаром» на экранах Москвы в кинотеатре «Россия» и узбекской столицы в Доме знаний проходила при полном аншлаге. Но настоящим экзаменом для создателей Узбекфильма - режиссёра Юрия Сабитова, кинодраматурга, автора сценария народного поэта Узбекистана Александра Файнберга, исполнителей главных ролей   - заслуженного артиста Узбекистана  Карима Мирхадиева и лауреата Государственной премии Елены Борзовой, композитора  Евгения Ширяева   стал его просмотр в Ташкентском военном госпитале, где лежали раненые солдаты и офицеры ограниченного контингента войск в Афганистане.   
И.Г. Коваль  вспоминает, как волновались  участники кинофильма  до и после просмотра, с каким радостным чувством  они   вернулись в дом А. Файнберга, долго обсуждали успех фильма и со слезами на глазах  отмечали  главное событие конца 80-х годов прошлого столетия – вывод советских войск из Афганистана. Именно этому событию  народный поэт Уз. А. Файнберг и композитор Евг. Ширяев посвятили свою песню «Встречай, Отчизна, сыновей!», которая прозвучала в фильме:

«Мы пахнем пылью, пахнем гарью.
Встречай, Отчизна, сыновей!..»

Об этом событии вспоминали  гости  нынешнего знаменательного киносеанса  в Россотрудничестве Уз.: полковник в отставке, бывший заместитель командующего пограничными войсками РУ,  ныне руководитель Ташкентского городского объединения воинов-итнтернационалистов «Ветеран» Р. Султанов; заместитель руководителя этого же городского объединения  «Ветеран» А. Джумаев, полковник медицинской службы в отставке, воин-интернационалист, заместитель руководителя Ташкентского городского объединения «Ветеран» Ш. Касымов. Они рассказывали, что война прошла очистительным огнём через судьбы многих людей, кого-то покалечив, кого-то заново переродив.  Она затронула множество  семей и по сей день кровоточит незаживающей раной. Но эта же война  воспитала в них мужество, обострила чувство социальной несправедливости, научила по-настоящему ценить мирное небо над головой  и сделала истинными патриотами своей Родины.

         В конце встречи после обсуждения фильма Д.С. Саъдуллаев подвёл итоги дискуссии, чтобы они стали уроком жизни для молодых зрителей, присутствующих в зале:

- У каждого должен быть свой Кандагар. «Афганцы», прошедшие через Кандагар, Джалалабад, Кундуз, Панджшер и другие «горячие» точки Афганистана, вернулись домой, создали сплоченную группу тех, кого можно назвать людьми с опалённым сердцем. У каждого «афганца», прошедшего свой Кандагар, обострённое чувство совести, справедливости, прежде всего, к самому себе, неприятие  подлости и лжи.

Поэтому им, опалённым Кандагаром, было трудно «встраиваться» в мирную жизнь. Отсюда происходит восприятие их как людей конфликтных,  несговорчивых, неподкупных. Их жизнь стала объектом пристального внимания поэта Александра Файнберга – человека с большим сердцем и   обострённым чувством справедливости во всём – жизни и творчестве. Он не воссоздаёт  картины войны. Он вместе со зрителями сопереживает своим героям и размышляет об этом поколении «афганцев».

От имени присутствующих воинов-интернационалистов Д.С. Саъдуллаев пожелал И.Г. Коваль здоровья, терпения, мудрости довести до логического результата исследовательскую работу, посвящённую многогранному творчеству А. Файнберга.

В перспективных планах И.Г. Коваль  -  продолжать знакомить  новое поколение, ровесников 21-го  информационного века скоростных технологий, мобильных телефонов, интернета  не только с богатым литературным наследием  народного поэта  Узбекистана А.А. Файнберга, но  и его достижениями в отечественном  кинематографе. 

В конце знаменательной  встречи  был сделан коллективный снимок  на память о встрече с «опалёнными Кандагаром» в жизни и в кинематографе.

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед.

д.т. 253-14-06

моб.т. 354-10-17

http://guarik-guhar.blogspot.com

http://Kultura.uz

http://mytashkent

 

1 комментарий:

  1. По моему мнению, в фильме " Опаленные Кандагаром" показана главная мысль - как обошлись с бывшими " Афганцами". Ведь кто то остался верен самому себе, а кто то перешел на сторону бандитов - рекетиров. Обшество которое было тогда не желавшее считать многих из афганцев героями, просто бросило их " за борт". И сопротивление новым устоям в итоге привело героя к гибели. Этот фильм по праву занимает почетное место в " золотом фонде" нашего кинематографа. И заслуга в этом прежде всего Александра Аркадьевича Файнберга. Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить