понедельник, 28 января 2013 г.

Защитники Сталинграда К 70-летию Победы под Сталинградом



На этой неделе вся цивилизованная мировая общественность планеты отметит 70-летие великой Победы в Сталинградской битве  (2 февраля 1943 г.),  которую историки и ветераны войны называют "Зарёй Победы Великой Отечественной войны". В связи с этой исторической датой,  в Ташкент в дом Сурена Аркадьевича Микиртычяна (1923-2011) пришла телеграмма от главы администрации Волгоградской области Н.К. Максюты и  других высокопоставленных лиц  с  благодарностью от всех россиян за его личный вклад в историческую победу.


Вдова Сурена Аркадьевича Лидия Ивановна Микиртычян  бережно перечитывает страницы книги, приложенной к  письму от благодарных волжан, изданной в 2008 году по итогам проведения международной  научно-практической конференции «Сталинградская битва. Взгляд через 65 лет».  Она открывалась обращением Президента  Российской Федерации Д.С. Медведева ко всем ветеранам: «Именно здесь была впервые проведена операция по окружению и уничтожению превосходящих сил противника. И это определило наступательную стратегию всей Великой Отечественной войны.
Впереди ещё были тяжелейшие события: сражение на Курской дуге, битва за Днепр, освобождение Европы. Но именно Сталинград укрепил веру всего народа в Победу и нанёс один из самых сокрушительных военных и моральных ударов по фашистской армаде. У стен Сталинграда открылся путь на Берлин.
Всем нам, - говорил Д.С. Медведев, - кто родился после войны, невозможно представить всю меру горя и страданий, выпавших на долю поколения ветеранов войны.
Мы считаем вашу биографию, ваше отношение к своему долгу и к своей стране, к своим товарищам – лучшим жизненным принципом. Этот моральный ресурс необходим и современной России.
И сегодня мы говорим с вами об огромном нравственном влиянии военного поколения на нашу общественность. Наша важнейшая обязанность – заботиться о ветеранах, помогая им и сегодня в зрелом возрасте, и государство будет это делать, будет повышать пенсии, будет заниматься вашим лечением и отдыхом».
В первые же дни наступления Советской Армии под Сталинградом боец Худжаматов уничтожил 117 гитлеровских солдат и офицеров. Командующий Сталинградским фронтом, генерал Еременко и член Военного Совета Чуянов в письме на имя ЦК КП (б) и СНК Узбекистана сообщали о мужестве и отваге сынов узбекского народа: «Сердце льва - сердце узбека», —  справедливо сказал народный поэт Ислам Шаир.
Разве это сказано не про Хамру  Ачилова, отлично овладевшего пулемётом и истребившего за время войны 1500 гитлеровцев, награжденного орденом Ленина, не про Эрендукаева и Рахматуллина, искусных гвардейцев-минометчиков, имеющих на своем боевом счету более 300 истребленных немцев; не про героя Курбанова, отразившего несколько атак вражеских танков и, несмотря на ранение в голову, продолжавшего разить врага; не про десятки и сотни других узбеков, прославившихся под Сталинградом? 3а мужество, проявленное в обороне Сталинграда,
 2 738 воинов-узбекистанцев были награждены боевыми орденами и медалями.
              Известно, что в составе  только одного 1051 стрелкового полка плечом к плечу у стен Сталинграда  героически сражались узбеки, киргизы, казахи, таджики, туркмены, армяне. Даже в отделении спецроты С. Микиртычяна были представители  восьми национальностей: узбек Муминов, казах Сарсенов, которые героически погибли при штурме станицы Радионовка Ростовской области, чуваш Капитонов, татарин Шайдулин и другие. Его боевые друзья  Василий Танцоров и Виктор Сбитнев из Туркмении погибли в неравной схватке с фашистами во время разведки станицы Персиановка. В спецроте, в которой служил Сурен Аркадьевич, по окончании сражений из 170 осталось только 37 бойца. Группу из 37 оставшихся в живых человек после освобождения очередной станицы Бессергеневка  на подступах к Ростову на Северо-Кавказском направлении от вражеских подрывников за успешное  выполнение задания представили к награде – ордену "Славы", угостили водкой и дали всем три часа поспать. А наутро снова вперёд, в атаку!
В 1980 году в Волгограде на встрече с ветеранами войны, среди которых чествовали  С. А. Микиртычяна из Ташкента, командир легендарной 62-й армии, маршал, дважды  Герой Советского Союза, "прославленный рыцарь Сталинградской битвы" В.И. Чуйков (1929-1982) вспоминал, как чертовски трудно было переправлять на противоположный  берег  боеприпасы на пароходах и баржах. И всё-таки  тогда удалось переправить до 90 процентов груза. Обратно везли раненых. Очень много погибло бойцов во время переправы через Волгу.
                С.А. Микиртычяну так и  не удалось узнать  послевоенную судьбу его ближайших друзей- однокашников украинца В. Жукова и русского Н. Полиневского, бывших курсантов Ташкентского высшего общевойскового командного училища  и командира роты С.Я. Мальцова. Однако многие друзья детства, юности и послевоенной зрелости С. Микиртычяна остались верны этой мужской дружбе на долгие годы. Они часто встречались, общались, вспоминали военные годы, и время было не властно над ними. Среди них были братья Григорьянц (Аркадий, Арам и Ашот), В. Мухамедов, И. Малов, В. Анохин, Е. Спиридонов, В. Ворожейкин, Ю. Рындин. В. Корягин, В. Мальцев, А. Кирдяев, В. Ширинов, братья Михаил и Александр Лазаревы и многие другие.
 С. А. Микиртычян воевал за Сталинград, Ростов-на-Дону, Новочеркаск, участвовал в  разведке в группе дозора, предотвратившей подрывную деятельность фашистских минёров в городе Шахты, станице Персияновка  и других населённых пунктах. Зима 1942/43 годов была очень суровой. Морозы опускались ниже 28 градусов Цельсия. Сурен обморозил себе щёку и так с обмороженной распухшей щекой, прикрывая открытую рану ладонью, сражался. Бывало, лежал на снегу и льду, но не смел обратиться в медсанбат, чтобы, - не дай Бог, - не быть преданным суду военного трибунала за уклонение от участия в боевых действиях и быть расстрелянным, согласно действовавшему в те годы грозному приказу главнокомандующего. Его выручила  простая крестьянка из станицы Михайловская, где наши войска ненадолго остановились между боёв. Она по-матерински обмыла рану молодому бойцу, смазала её гусиным жиром и ещё в дорогу дала бесценный кусочек народного снадобья, окончательно исцелившего  запущенную рану бойца. Эта доброта посреди ада тогда спасла С. Микиртычяна не только физически, но и морально.
Пройдёт ещё много времени, пока после ампутации правой ноги в Саратовском госпитале в неполных 20 лет, поменяв несколько госпиталей и перенеся множество операций, в августе 1943 года наш герой окажется в родной Сырдарье. К мирной активной жизни С.А. Микиртычян вернулся инвалидом первой группы с ампутированной правой ногой. После демобилизации Сурену Аркадьевичу пришлось заново не только учиться ходить, но и познавать юриспруденцию, чтобы после окончания учёбы снова встать в строй на защиту Закона и правопорядка.
           В мирное время нам всегда не хватает таких людей, как С.А. Микиртычян. Бывший защитник Сталинграда никогда не оставался в стороне от исторической жизни общества. Свою солдатскую поношенную шинель и боевой автомат с гранатами в послевоенное время он сменил на новую прокурорскую форму, а в руки взял Уголовный кодекс и стал в строй – на страже закона, - готовый вести борьбу с преступностью, укреплять ослабленный войной общественный правопорядок. Коллеги С.А.  Микиртычяна за его принципиальность называли «ретивым прокурором». Будучи пенсионером, но по-прежнему в душе оставаясь бойцом, Сурен Аркадьевич до конца своих дней оказывал практическую помощь многим своим ученикам в освоении методов прокурорского надзора и реагирования, давал полезные советы Махаллинскому комитету, по-отечески опекал детей своих старых и давно ушедших друзей, о которых он никогда не забывал. Был совершенно не амбициозным человеком и  часто  первым звонил друзьям, знакомым, соседям и поздравлял с каким-нибудь праздником, шутил и во время дружеского застолья просил спеть ему любимую военную песню «Три танкиста, три весёлых друга».
Живые и мёртвые, боевые друзья воскресали в воспоминаниях защитника Сталинграда С. А. Микиртычяна   при каждой встрече с ним. Сегодня мы с грустью и гордостью вспоминаем  нашего соотечественника, не так давно ушедшего от нас на небеса к той журавлиной стае, о которой нам пел Марк Бернес на стихи Расула Гамзатова, - светлая вечная им память!..

В последний путь С.А. Микиртычяна со всеми почестями провожала вся общественность города, включая представителей Совета ветеранов прокуратуры  Ташкентской области и Правления  республиканской армянской общины. В Узбекистане  память об ушедших свято сохраняется их потомками.
Далеко от Ташкента в Волгограде россияне  и гости из освобождённой Европы склоняют головы перед подвигом защитников Сталинграда и скорбят о героях, павших за родину, за мир, за нашу некогда единую могучую страну.

Гуарик Багдасарова,
guarik-guhar.blogspot.com
На фото автора: супруги Микиртычян;
Памятник С.А. Микиртычяну на Боткинском кладбище.





1 комментарий:

  1. Мы всегда будем чтить память о тех кто подарил нам мирную жизнь. Сурен Аркадьевич всегда служил Родине и народу. В военное время, и после войны. Память о нем вечно будет в наших сердцах.
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить