воскресенье, 27 января 2013 г.

«МОЙ ПУТЬ ОДИН...»

«Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и  значит -  я живу!»
В. Высоцкий. Баллада о любви. 1975.



К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого



Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), а также неоконченный "Роман о девочках" - прозаический опыт последних лет жизни. Его перу принадлежат приблизительно 700 поэтических произведений.
В Российском центре науки и культуры   по-своему  отметили 75 лет со дня рожденья  Владимира  Высоцкого. Музыкально-поэтический вечер, в котором приняли участие любители и знатоки  авторской песни, в истоках  которой стоял поэт-песенник В. Высоцкий,  открывал Советник Посольства России в Узбекистане Валерий Викторович Кайер.





Мне посчастливилось побывать на этом  вечере среди моих друзей и коллег – преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы НУУЗ имени М. Улугбека  - Андрея  Юрьевича Кучинского; заведующего  этой же кафедрой Артура Варгесовича Попова; известного литератора, автора 5 поэтических сборников и переводов из узбекской и армянской поэзии, редактора отдела научно-методического журнала «Преподавание языка и литературы» Николая Дмитриевича Ильина.
Думаю, среди всех программ, подготовленных к 75-илетнему юбилею В. Высоцкого – в  театре «Аладдин» и Республиканском интернациональном культурном центре  - она выделялась экспериментальным творческим подходом. Во-первых,  эта творческая встреча  была по-домашнему  не официозной,  камерной и сокровенной. Казалось, Владимир Высоцкий присутствовал среди нас и по привычке занял место в последнем ряду:

«Может, сзади и не так красиво,
Но – намного шире кругозор,
Больше и разбег, и перспектива,
И ещё – надёжность и обзор»
Песня про первые ряды.

 
Три свидетеля эпохи В. Высоцкого собрались вместе с друзьями отдать дань памяти человеку, чьё пребывание на земле изменило мировосприятие народа. У каждого из нас есть свой Высоцкий – и каждый из трёх  ведущих этой программы сумел для себя выбрать то, что близко только ему –  Николай  Ильин в поэзии, Артур Попов  – в песнях своего кумира с подросткового возраста, Андрей Кучинский  – в творческой биографии артиста Московского театра на Таганке,  поэта-песенника.



Андрей подобрал  многоликую слайд-понораму, отражающую  различные вехи жизни, повлиявшие на формирование  личности поэта. Перед собравшимися зрителями на большом экране проходила документальная чёрно-белая слайд-панорама длиной в жизнь главного и единственного героя: расставание родителей; вынужденные «путешествия» в детстве – из коммуналки в эвакуацию;   затем несколько лет в новой семье отца; следом  Большой Каретный – не самый благополучный район послевоенной Москвы, где Высоцкий впервые почувствовал себя  дома; уход из МИСИ по итогам первой сессии; школа-студия МХАТ и чёткое осознание своей «непохожести» и неспособности идти на компромиссы; бесконечная череда ролей в массовке в театре имени Пушкина; наконец, счастливый случай, определивший всю его дальнейшую судьбу и одновременно счастье-проклятие на всю жизнь - возникновение «социокультурного феномена» на уровне страны - театра на Таганке, куда его пригласил  главный режиссёр Юрий Любимов, ставший его духовным крестным отцом, врачевателем  и защитником. Именно здесь В. Высоцкий сыграл  классические  роли: Хлопушу, Галилея, Лопахина, Керенского, Свидригайлова и наконец – Гамлета с его знаменитым монологом: «Быть или не быть?». За неделю до смерти 18 июля 1980 г. он сыграл последний раз Гамлета на сцене Таганки.
Высоцкий сыграл   30 ролей в кино, из которых треть – главные и самая, пожалуй, известная роль в кино в 1980 году, в которой актёр блистал –   в сериале С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Но ведущий Андрей Кучинский  в сценарии делал акцент на потрясающей нереализованности таланта Высоцкого: 80 раз он получал отказы и сталкивался с безжалостной цензурой, препарировавшей его лучшие роли. При его жизни было опубликовано лишь одно стихотворение «Из дорожного дневника» (альманах «День поэзии», 1975), к тому же в усечённом варианте. В то же время  его  хриплый проникновенный голос звучал с магнитофонных лент  повсюду. Магнитофонный крик висел над всей страной  - «от Москвы до самых до окраин».
 «Магнитиздат» делал своё дело. Его песни были народными, и сам он был не признанным  властью, не отмеченный никакими  правительственными званиями и наградами, но  народным артистом, как сейчас бы сказали, «суперзвездой». С середины 60-х годов В. Высоцкий мечтает о выпуске диска-гиганта… В 70-ые в Еропе и США вышло 14 дисков с записями песен Высоцкого. Но поэту было важно признание на родине. При жизни Высоцкого вышли 5 пластинок «миньонов» - менее 20 песен.
Друзья  подарили  на  сорокалетие непризнанному официальной властью поэту первое самиздатовское собрание его сочинений - двухтомник  – переплетённые машинописные листы. И это была настоящая в пастернаковском  значении  книга: «кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего».
У Высоцкого была при множестве его увлечений одна любовь  к Марине Влади, на которую он возлагал большие надежды в течение 12 лет. Это ей он признавался: «Я люблю,  и значит - я живу!». Жить друг без друга они просто не могли.
Не имея возможности официально издать ни тексты, ни песенные произведения, Высоцкий весь выкладывался в публичных выступлениях.  Сегодня в десятках городов страны на стенах домов культуры, актовых залов НИИ и заводов самодельные мемориальные доски увековечили всенародное признание  поэта-песенника.
Николай Ильин читал свои стихи, которые  внутренним содержанием перекликались с песнями Высоцкого, и это ещё раз доказывало непреходящую актуальность проблем, затронутых в них. Для  Ильина было важно, как и для каждого из нас,  заново «открыть и познать» Высоцкого:

«Не ждать грядущего, не грезить о былом,
Но осознать сейчас и проясниться в нём».

Двух поэтов сближала доверительная интонация и желание поговорить  "с глазу на глаз" - их роднила камерность общения и выверенная  простота слога, которая не мешала Владимиру Высоцкому  писать и петь о непростых проблемах нашего бытия  в  20  в., так Николаю Ильину -  на стыке "века нынешнего и века минувшего". 




Артур Попов, с 12 лет исполняющий песни  В. Высоцкого, вырос и созрел вместе с ними, даже по сравнению с прошлогодним концертом в музее Есенина. Каждый раз он поёт, не повторяясь, и слушатели его воспринимают по-новому, потому что живое искусство, как и творца, нельзя заключить в гранит окостенелой формы.

Три ведущих раскрыли себя совершенно по-новому сквозь призму многогранного творчества Владимира Высоцкого и ещё раз доказали, что поэт-песенник прошлого столетия  современен и востребован сегодня не меньше, чем в дни нашей молодости.

Творческая энергетика Высоцкого обладала такой мощью, что он живёт среди нас уже  более 30 лет и после ухода на небеса. И сегодня  любят его песни за правду жизни, о которой автор  говорит  хриплым рыком своей  лужёной глоткой, способной пропеть даже согласные буквы. Кое-кто и сейчас побаивается и  ненавидит его за то, что он  наперекор волне инфантилизма, захлестнувшей в своё  да и  наше время всё песенное творчество, шокировал эстетов, выдававших за правду милые картинки сочинённой  ими жизни. Он был донельзя  свободным  и открытым для всех человеком: противостоял власти, бюрократии чиновников, мещанской  пошлости,   фальши в  искусстве и бесчеловечности, возведённой в ранг политики, возможно, пустившей метастазы в век будущий, с которыми ещё долго предстоит бороться нам и нашим потомкам.
Высоцкий  в жизни и актёрском творчестве влезал  в чужую шкуру, вникал  в позицию собеседника, мог  «думать двояко, а делать одинако» и придерживаться  своей чёткой и определённой логики «некоего чудака»  – совершенно неповторимым стилем личности,  формой и содержанием, в которых равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи.
«Мой путь один…» - говорил он о себе. Поэтому многочисленные эпигоны, пытающиеся подражать Высоцкому, терпят на этом пути крах.

Владимир Высоцкий и сегодня продолжает  честный беспристрастный диалог с  современниками 21 века. Слушатели разного возраста, в основном, молодёжь, вместе с тремя ведущими-проводниками  творческой встречи с Владимиром Высоцким пытались снова  разгадать до конца его монологические признания, пройти вместе с ним «по канату, натянутому, как нерв». И где здесь граница между прошлым и  настоящим, между поэзией и прозой в его стихах, между «учебником жизни» и «задачником без готового ответа»,  между его  песнями и нашей жизнью? Песни Владимира Высоцкого, прочно связанные с  проблематикой прошлого столетия, однако своей болевой чувствительностью, как его любимый монолог Гамлета,  в равной мере обращены к нашей современности:
«Но знаю я, что лживо, а что свято –
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано».




Гуарик Багдасарова, журналист-искусствовед,
guarik-guhar.blogspot.com


1 комментарий:

  1. Если бы такая статья о поэте Высоцком, была положена в основу современного фильма о нем, " Высоцкий: Спасибо что живой", то фильм бы получился более интересным, и более содержательным чем то что получилось.
    Гуарик очень точно проанализировала не только все грани творчества В.Высоцкого, но и освятила отношение к нему нашего поколения. Статья стирает грань между высоцким и временем. и поясняет, что творчество всегда любимо, и бессмертно.
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить