понедельник, 21 января 2013 г.

Отец и дети. Династия художников Матевосян





«Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».
Н. Заболоцкий. Портрет.

Любителям изобразительного искусства хорошо известна семейная династия художников, патриархом которой является заслуженный работник культуры Каракалпакстана Рафаэль Теватросович Матевосян (1924-2013). Он ушёл из жизни 21 января 2013 года на 89-м году жизни.







Несколько лет назад мы с журналистом Н.П. Динько побывали в  мастерской  Рафаэля Матевосяна,  известного в Узбекистане как  «певец Арала». Двери мастерской всегда открыты для любителей живописи, как сердце его хозяина – для вдохновения, которое он черпает в окружающей природе и в  простых людях.  Его герои – чабаны за чаепитием на коротком привале в степи; рыбаки, закидывающие невод, занятые будничным рыбным промыслом; матросы, только сошедшие с  баркасов или  ведущие  по морю тяжёлые грузовые баржи. И, конечно, на многих его полотнах плещется во всей кипучей красе Арал, над которым тревожно кричат чайки. Сердце сжимается при виде этой «живой» красоты, навсегда ушедшей в небытие и увековеченной кистью художника, влюблённого в море, в жизнь,  свою родину.


В мастерской царила праздничная атмосфера: здесь собрались близкие родные  и друзья, дети и внуки зрелого Мастера, а он радовался, как ребёнок, всеобщему вниманию к его творениям и готов был рассказывать  без конца об истории каждого живописного  холста  и графического листа. Особенно вдохновенно Мастер рассказывал о своём заветном  проекте – монументальной панораме Мунака в Приаралье, эскизы которого, выполненные шариковой ручкой,  были развешаны вдоль всей стены просторной мастерской. Посетители могли совершить увлекательную экскурсию по памятным местам: их гидом был необычный экскурсовод, возродивший из праха целый город -  свою Атлантиду.


 Вот что справедливо писала о нём газета «Народное слово» в 2004 году:

«Eго известность, шагнувшая далеко за пределы Ташкента и Нукуса — в Нью-Йорк и Дели, Берлин и Лондон, а также другие города мира, не удивляет.Матевосян обрел ее своим талантом и вдохновением, став истинным летописцем Арала. И, воспевая а своих картинах красоту этого редкого уголка природы, художник поведал нам и о его печальной судьбе. Серия полотен, созданная за долгие годы творчества, по-своему уникальна, повествуя о превращенииголубого Арала из-за неразумной деятельности человека в жизненную пустыню.
Лишь небольшая ее часть - 12 картин – представлены в каталоге OrexCA.com. И, глядя на знакомые и незнакомые работы, поражаешься одному: как художник остается верным своей теме, избранной им четыре десятилетия назад. Арал, его судьба, природа и люди этого сурового края по-прежнему будоражат его творческое воображение, заставляя выезжать на натуру, невзирая на годы. Может быть, поэтому, увидев его полотна, всегда испытываешь ощущение подлинности происходящего, Море мельчало, уходило от своих берегов, и эта трагедия прослеживается от картины к картине, не оставляя равнодушным никого.
В самих названиях многих полотен ощущается тревога и боль за случившееся: ушедшего за горизонт Арала уже не видно, а высохшее морское дно превратилось в песчаную пустыню. Но память сердца хранит еще незабываемые впечатления от первых поездок в Муйнак, где шумел морской прибой, гонимый норд-вестом...
В 1962 году Рафаэль Матевосян совершает творческую поездку в Каракалпакию, где состоялось его первое знакомство с Аралом. В Муйнаке знакомится с жизнью рыбаков и выходит с ними в море на сейнерах. Морская стихия захватывает художника. Такие поездки становятся регулярными, давая возможность почувствовать величие тогда еще полноводного Арала. В 70-е годы он работает ответственным секретарем Союза художников Каракалпакии и становится почетным гражданином города Муйнак, а также заслуженным работником культуры республики.

Он прикипел душой к этому краю. Арал стал его испытанием на прочность. И, связав с ним однажды судьбу, он не мыслил иной для себя участи, чем стать его певцом и своим гуманистическим искусством нести людям правду, рассказывая о том, к каким страшным последствиям может привести бездушное отношение к природе. Картины Матевосяна отражают чувства и чаяния людей, борющихся за спасение Аральского моря.
Интересный факт истории. В так называемых "Дневниковых записках плавания капитана А.И. Бутакова на шхуне "Константин" для исследования Аральского моря в 1848—1849 гг. среди книжных иллюстраций сохранился рисунок "Остров Кос Арал", на котором изображены шхуны со спущенными парусами. Его автором стал Тарас Шевченко, зачисленный корабельным живописцем к Бутакову. Оказавшись на Арале, он задумал написать морские пейзажи, такие же, как у его сокурсника - известного мариниста Ивана Айвазовского. Правда, дело до рисования морских красот тогда так и не дошло. В исследовательской экспедиции пришлось заниматься совсем другой работой.

Эпизодически к теме Арала обращались и другие мастера кисти. Но так самозабвенно и преданно рассказывать о ней, как это делает Рафаэль Матевосян, пожалуй, не смог никто. С завидным упорством, невзирая на недовольство и критику тех, кто поначалу не хотел признавать факта Аральской трагедии и всячески противился его пропаганде посредством искусства, художник оставался верен правде жизни. Первые признаки начавшегося усыхания моря он зафиксировал уже в 1964 году во время очередного приезда в Муйнак. Разразился грандиозный скандал, когда одна из известных его работ "Судна в песках" была выставлена на обозрение ценителей живописи в Нукусе. Матевосяна называли чуть ли не противником освоения пустынных массивов. Под картиной было изменено название, но суть проблемы осталась та же. С этой работы, как считает сам художник, и начался его волнующий цикл о гибнущем Арале».
(По материалам статьи Лилии Струнниковой, газета «Народное Слово», 4 февраля 2004 г.


Дело отца продолжают его  дети, среди которых  Роберт, Диана, Гаянэ являются профессиональными художниками и участниками многих городских, республиканских и международных выставок.
В Янгиабаде Ташкентской области в августе 2009 г. открылась персональная выставка живописи и графики Роберта Матевосяна «Песня гор», приуроченная к 55-летию Дома культуры «Кончи» («Горняк»). Именно здесь расположилась экспозиция из сорока горных пейзажей, в основном, посвящённых Янгиабаду и его живописным окрестностям, выполненных в пастельной и масляной техниках.
Организаторы художественной выставки председатель махаллинского комитета Д.Ф. Ахраров и директор ДК «Кончи» Г.К. Ибрагимова приветствовали автора и посетителей долгожданного  вернисажа. Они пожелали, чтобы это событие стало началом возрождения активной культурной жизни города, способствовало укреплению духовного здоровья, прежде всего, подрастающего поколения и организации содержательного интересного досуга молодёжи наряду с другими мероприятиями, которые проводит ДК «Кончи» для жителей и гостей Янгиабада из разных уголков бывшего Союза.
         Роберт Матевосян родился в 1952 году в Баку. Рисованием увлекался с детства. Стремление к Прекрасному привело его в Бакинский педагогический институт на художественно-графический факультет.. По окончании высшего учебного заведения Роберт Матевосян был направлен в Степанакерт, где преподавал в школе  уроки рисования и черчения. Демобилизовавшись после срочной службы в Минске,  молодой специалист переехал в Нукус, где поступил  на работу в художественную мастерскую при Союзе художников Каракалпакии. В дальнейшем он много лет по специальности проработал  на ташкентском художественном комбинате «Рассом» и  по совместительству преподавал в интернате для детей с ограниченными возможностями, где прививал им чувство Прекрасного.
         Произведения заслуженного художника международной ассоциации «Искусство народов мира», члена СХ Уз Роберта Матевосяна не только радуют глаза посетителей Каракалпакского государственного музея имени Игоря Савицкого и Академии художеств Узбекистана. Его работы не просто украшают частные коллекции в Узбекистане, России, США, Франции, Испании, Швейцарии. Со своих полотен художник Роберт Рафаэлович Матевосян как бы говорит зрителям планеты: «Пусть Божье благословение пребудет с вами!..».  Он призывает людей видеть красоту окружающей природы и беречь её.
         Янгиабад, а с ним Восток органически вошёл в творчество художника Роберта Матевосяна. Восток ощутимо присутствует в его пейзажах, натюрмортах, портретах, которые не могли быть полностью представлены в экспозиции. Но даже  малая часть творчества отражает излюбленные темы талантливого мастера. Любимые уголки Янгиабада  преследуют художника на протяжении последних лет, и он один за другим создаёт пастельные этюды и наброски, а также пейзажи, выполненные маслом на темы Янгиабада и его горных окрестностей, но при этом никогда не повторяется.  В них меняются времена года, состояние природы, настроение художника – так сложилась живописная «Песня гор».
         Художнику мало передать своё зрительное восприятие. С помощью живописных средств он доносит до нас своё акустическое восприятие природы. Существует понятие живописного ритма: линии и краски на его холстах и листах словно поют с помощью избранной композиции, игры светотени, органических переходов цветов и их оттенков. Его произведения отражают и преломляют звуковые волны. Художник как бы неосознанно озвучивает свои  картины, и мы, зрители, благодарно внимаем этой сокровенной «Песне гор» в красках.

На вернисаже З.И. Усманова, доц., зав. кафедрой археологии Средней Азии исторического факультета НУУз (Ташкент) поделилась своими впечатлениями с  посетителями:
 «Организованная выставка картин Р. Матевосяна является большим подарком для общественности Янгиабада. Она расширяет кругозор и развивает интеллект, прежде всего,  у местной молодёжи. Благодаря работам художника, они  поймут, в каком благословенном раю  живут, как прекрасны мир и природа, окружающая их с детства. Надо надеяться, что эта выставка будет началом возрождения культурной жизни этого удивительного края, жемчужины Ташкентской области, куда стремятся на отдых те, кто любит и понимает природу. Спасибо организаторам этой выставки!».
Представители Янгиабадского ООО «Шаффоф Сервис», поставившие на конвейер чистейшую воду из горного источника и поставляющие её в разные города Узбекистана, тоже оставили свою запись в книге отзывов: «Спасибо вам за организацию выставки, за маленькую радость в нашем городе. Спасибо вам за щедрый талант, который радует людей и за увековечивание в живописи  нашего города и наших гор, нашей родной природы».
Слова признательности и благодарности организаторам вернисажа высказали также отдыхающие   из Подмосковья, Томска, Алмалыка, Ангрена и других городов: география посетителей вернисажа оказалась весьма обширной. Многие зрители хотели приобрести на память  живописные образы Янгиабада и его окрестностей. Секрет успеха вернисажа можно объяснить  своеобразной творческой манерой художника.
Р. Матевосян не принадлежит к художникам-натуралистам. В его работах наряду с реалистическим взглядом на окружающую природу, унаследованном от отца,  присутствуют элементы импрессионизма. Главное для художника не только документально точно передать тот или иной архитектурный стиль  здания или неповторимое своеобразие местной природы. Для него важнее донести до зрителей настроение, которое владеет природой и им самим в этот момент.
Яркий и одновременно нежный колорит картин – обилие зелёного, голубого, сиреневого и их органическое слияние в пейзажах Р. Матевосяна – символ бесконечного возрождения природы, настоящей и будущей вечной жизни. Вот почему на выставке царит атмосфера праздника: здесь всё жизнерадостно – и душа мастера, и его одухотворённые произведения.
Знаменательно, что вернисаж украсила музыкально-литературная программа, в которой приняли участие автор этого очерка и известный ташкентский бард, председатель клуба струнной поэзии «Вертикаль» Александр Каменский. Выставка продолжила  работу до конца летнего сезона.
За рамками выставки осталась  благотворительная деятельность художника, которая воодушевляет мастера кисти на новые темы, активизирует его в организации не только персональных, но и детских выставок  творчества своих подопечных ребят из Янгиюльского центра УВД Ташкентской области  по оказанию социально-правовой  помощи несовершеннолетним подросткам. Сюда в течение более десяти лет на общественных началах каждую субботу приезжает  Роберт Матевосян и  совершенно бескорыстно обучает заблудших трудных подростков азам живописи, благословляет их на добрые поступки и возвращение в родной дом. Часто он организует праздники и скромные подарки для детей от  общественных организаций.
В представлении Роберта Любовь проявляется во времени, которое мы посвящаем своим близким или своему «хобби». Роберт находит его не только для своего любимого занятия и близких родных. Он каждую неделю  посещает тяжелобольных в  тубдиспансере,  мгновенно откликается на нужды знакомых и коллег, по первому зову спешит на помощь к друзьям и малознакомым людям. Примерный семьянин,  отец четверых детей и дедушка пятерых внучат, он, как и его отец,  полон творческой энергии и новых художественных замыслов.

Избранный  путь художника освящён духовной истиной. Роберт Матевосян исповедует принцип: «Служа людям, ты служишь Богу». Он работает, как живёт, с полной мерой искренности и таланта. Он знает, что «душа без любви – как дом без огня». В жизни и творчестве ему помогает вера в Бога и  в своё высокое предназначение – нести людям Добро и Красоту во всех доступных формах здесь и сейчас, ничего не откладывая в долгий ящик на завтрашний день:
 «За всё добро расплатимся добром.
За всю любовь расплатимся любовью»
(Н. Рубцов).
Журнал армянской общины Узбекистана «Деп Апага» часто публиковал материалы  о персональных выставках художников, живущих и работающих в Узбекистане. Среди его  героев - заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Рафаэль Матевосян, члены Союза художников Узбекистана Роберт и Диана Матевосян, а также молодая художница Гаянэ Матевосян. Их произведения широко представлены как в фондах различных республиканских музеев, так  в ближнем и дальнем зарубежье.
Дети  Матевосян -  это  дети Солнца и добра, живописцы милостью Бога, несущие свою любовь людям и обогревающие их душевным теплом – это им передалось по наследству от отца– Рафаэля Теватросовича Матевосяна.

Гуарик Багдасарова, журналист-искусствовед
guarik-guhar.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий