«Весь мир – театр.
А люди в нём – актёры…»
Вильям Шекспир.
Вильям Шекспир.
Самодеятельному
театру «Золотой ключик» имени Б.Д. Панина при
Ташкентской средней школе №10 имени А.С. Пушкина прошлой весной исполнилось 30 лет. В честь
международного Дня театра юные служители
Мельпомены в Российском центре науки и культуры Узбекистана 28 марта 2013 г . представили на суд
зрителей спектакль: «Поговорим о
странностях Любви…» по мотивам пьесы О.
Рывкина «Мама, я женюсь!» (комедия в
двух действиях с одним антрактом).
Театр
был создан в 1982 году. Мне посчастливилось побывать на одном спектакле «Ночь
ошибок» (Оливер Голдсмит) и тогда побеседовать с уникальным человеком,
руководителем школьного театра преподавателем математики Б.Д. Паниным (1934-2009). Без малого тридцать
лет он отдал служению своей благородной
идеи – образовывать и просвещать своих учеников не только точными уравнениями алгебры и геометрическими теоремами, но и художественной литературой как средой обитания культуры. Театр
был живым инструментом внедрения литературы в сознание подростков: «Роль требует не читки, а гибели
всерьёз» (Б. Пастернак). Школьники искренне, непринуждённо и самоотверженно
играли роли классических персонажей, готовя себя к взрослой осознанной жизни.
Эту
преемственность лучших традиций творческий коллектив, где «один за всех и все
за одного», сохранил по сей день в трудных экономических условиях нашего времени. Канули в прошлое
фестивали самодеятельного театрального
искусства, когда можно было обмениваться
приобретённым опытом на бескрайних просторах бывшего Союза. Единственный школьный
самодеятельный театр «Золотой ключик» в
Ташкенте не финансируется никаким видом
бюджета: ни городским, ни районным, но, тем не менее, поддерживаемый директором
школы №10 Ф.С. Рахимовой и заместителем
директора по духовности и просветительству Ф. А.Ахмедовой, ежегодно радует зрителей новой премьерой.
Художественный
руководитель театра и постановщик Е.А. Кузнецова, художник М.Г. Визгалова, технический персонал (Заслуженный артист театра Бахтиер Исраилов
иАлексей Риммер, звукооператор Рустам Болтаев), исполнители главных ролей – Умида Мусаева (мать Надежда Михайловна), Виктор Клепиков (отец Петр Аркадьевич), Эрнест Волков (Андрей, их сын, молодой человек 20-ти лет), Виктория Шульпина (Катя,
его девушка), Дина Маннакова (Света, секретарша), Абдуворис Абдусалихов (Участковый
врач), а также молодые артисты Лидия Квасникова, Лилиана Мустафина, Виктория Шульпина, Святослав
Луговой, Зухра Абдурашидова, талантливо сыгравшие второстепенных характерных персонажей в сценах: «За-ну-да!»,
«Поликлиника», «Монолог
учительницы», «Жилотдел», «На заре ты
ее не буди…», наполнили
новый спектакль живым дыханием современной повседневной жизни. Дружный
ансамбль после долгих трудных репетиций с
начала учебного года сумел достичь главной цели, которую перед
творческим коллективом и перед зрителями
перед началом спектакля поставила режиссёр Елена Кузнецова:
- Порой непросто определить грань, где кончается
жизнь и начинается театр и наоборот. Настоящий спектакль должен быть таким,
чтобы после спектакля у зрителей возникло непреодолимое желание заглянуть
внутрь самого себя. Пьеса, которую вы сегодня увидите, вполне соответствует
этому определению. Любовь – прекрасное загадочное чувство. Что оно значит для
каждого из вас?
Из
зала раздались реплики: «Понимание», «Радость», «Счастье», «Дети», «Всё…»
-
Обо всём об этом мы с вами сегодня и поговорим! - продолжила Е. Кузнецова. – Но
не только об этом, но и о том, как мы умеем слушать, а главное, слышать и
понимать друг друга. Как мы относимся к тем,
кто с нами рядом. Наша история могла случиться в любом городе, на любой улице с каждым из
вас.
Действительно,
на первый взгляд, на сцене
разворачивается вполне заурядная история о том, как молодой человек сообщает
родителям о своём намерении жениться. Этому здравому решению единственного сына
безоговорочно сопротивляется глава
семейства – мама, простая школьная учительница русского языка и литературы, но
в своём доме лидер, харизматический
деспот. Она привыкла одна
решать за всех все житейские проблемы.
Ей беспрекословно подчинялись её
домочадцы, как, вероятно, в школе её подопечные ученики. В ходе пьесы
единолично и потому безуспешно прибегая
к разным «комичным» средствам
противодействия сыну, в конце концов, главная
героиня почти мирится с
новыми обстоятельствам жизни, но не совсем.
Несмотря
на философскую нагрузку и такой серьёзный подтекст, спектакль получился на
удивление весёлым, лёгким, динамичным. Зрители без конца смеялись и
аплодировали, реагируя на каждую остроумную шутку. В душе они были благодарны
режиссёру-постановщику Е. Кузнецовой, что им доверили самим решать, чем закончится это противостояние - в данном случае - матерей и детей, живущих
под одной крышей, изучивших досконально привычки и капризы друг друга, но оказавшихся по разные
стороны баррикады в битве за счастливую
жизнь своих близких. Ведь у каждого зрителя, пришедшего на спектакль, было своё
представление о счастье – в этом и заключалась загадка пьесы и её драматургия.
По
окончании спектакля состоялась горячая дискуссия
о том, как стать счастливым и подарить
это феерическое состояние души своим близким. В ней приняли участие артисты и зрители. В ходе этой беседы исполнительница главной
роли Умида Мусаева поделилась своим рецептом счастья:
-
Я поймала птицу счастья в 9 классе, когда мне было только 15 лет. Я пришла в школьную
театральную студию «Золотой ключик».
Моя
первая роль была младшей сестры Раисы в пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова».
После окончания школы я поступила в колледж имени П.Ф. Боровского, но
продолжала играть в школьном театре, где получила главную роль в спектакле «Мама, я женюсь!». Сейчас я учусь
в колледже на 2-м курсе. Я мечтаю стать
профессиональной актрисой, но, к сожалению, мои родители не поддерживают меня в
этом проекте. По иронии судьбы, моя роль в спектакле оказалась актуальной и в
моей личной жизни: кстати, в работе над ней я много позаимствовала черт у моей
мамы.
Спектакль
закончился, но зрители ещё долго не
расходились, обсуждая, как могла закончиться эта история о любви, о взаимоотношениях и взаимопонимании близких людей в семье, дома, на работе не на
театральных подмостках, а в самой жизни?
Быть
может, следующая премьера в мае в жанре
«скоморошино»: «Потеха для смеха»
(О. Разум) - обо всём и разном - даст ответ нам на эти вопросы, забавные и серьёзные? Ведь театр - это то место, где мультиплицируется миф. А
миф, помимо биологической и духовной сущности, - это главное, из чего состоит человеческое
существо и наше общество.
Гуарик Багдасарова,
http://guarik-guhar.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий