воскресенье, 31 марта 2013 г.

ТРИ В ОДНОМ




В  фойе  Духовно-административного центра   Ташкентской и Узбекистанской епархии русской православной церкви действуют одновременно три экспозиции: «Паломничество по святым местам православия: Древняя Византия (фотовыставка Евгения  Белькова продлится до 6 апреля); «Выставка работ В.М. Валиева, преподавателя Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном  соборе»; «Выставка работ воспитанников Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном  соборе». Выставка-триптих в преддверии православной  «Пасхи» (05 05 13) и в дни празднования католической  «Пасхи» (31 03 13-07 04 13) приобрела особенное актуальное значение. Она вызвала интерес не только у прихожан, но  всей столичной культурной общественности. 


Чем могли взволновать  экспонаты  современного зрителя, искушённого новейшими  компьютерными технологиями, расширением информации в  интерактивной прессе о событиях культурной жизни в других странах? Неубывающий интерес к  синкретической выставке в Ташкентской и Узбекистанской епархии   доказывает  неистребимое стремление  масс к подлинной культуре, желание знать исторические  истоки современного  православия, что способствует расширению  кругозора людей и их объединению на духовной основе.
Первая персональная выставка епархиального фотографа Евгения Белькова, сумевшего запечатлеть незабываемую поездку в Византию (нынешняя Турция) в декабре 2012 года, знакомит посетителей с местами паломничества,  связанными с жизнью Пресвятой Богородицы, святителя Николая  Мир Ликийского  чудотворца, святых Апостолов и первыми вселенскими соборами.
Чтобы до конца понять  историко-культурное значение фотовыставки, а значит, и наш современный многоликий и многоконфессиональный мир, в котором мы живём, посетителям придётся поработать над собой и ответить на несколько вопросов, прежде всего: Что такое Православие?
В переводе с греческого «ортодоксия»  - «правильное суждение», т.е. умение правильно славить Бога. Определение «православная» закрепилось за Восточной церковью в позднем средневековье.
Второй вопрос возникает, почему  именно Древняя (точнее, средневековая) Византия  стала объектом  «паломничества по святым местам Православия» и, соответственно,  главной темой  фотовыставки?
Ранние церковные общины  долгое  время общались друг с другом практически «на равных». Однако церкви, у истоков которых стояли апостолы,  пользовались большим авторитетом, особенно самые многолюдные из них, находившиеся в крупнейших культурных центрах.
Например, Римская епископия, основанная апостолом Петром, была признанным центром для христиан Запада;  Александрийская, созданная трудами апостола Марка,  - для Египта;  Антиохийская, ведущая своё начало от  святых апостолов Петра и Павла, - для Сирии; Эфесская церковь апостола Иоанна Богослова – для Малой Азии; Кессарии Палестинской – для Палестины.
Двухмесячная осада сломила сопротивление немногочисленных защитников Константинополя, столицы Византийской империи, оплота Православной христианской церкви, и 29 мая 1453 г. войска султана турок-османов Мехмеда II ворвались в город. Император Константин XI погиб в бою. В 1461 г. Османское государство поглотило осколки территорий Византии, разбросанных по Балканскому полуострову и островам Эгейского моря. Тысячелетняя держава, почитавшая себя ойкуменой («вселенной»), перестала существовать. В 15 в. с Византийской империей покончило затопившее всю  Южную Европу  турецкое нашествие.
Однако формы  культуры и духовной жизни не погибли вместе с империей. Задолго до её краха  к византийской традиции приобщились народы, вовлечённые в орбиту имперской «вселенной». Поэтому облик и  внутренний строй Православной церкви, утвердившейся в Византии и благодаря этому на Руси, в Молдавии, Грузии, на Балканах и Ближнем Востоке, шагнувшей на другие континенты, во многом, обусловлены  так называемым «византизмом» - системой культурных и идейных особенностей, имеющих византийские корни. Не составляет исключение и наша Ташкентская и Среднеазиатская епархия,  торжественно отметившая  своё 140-летие два года назад.

Ташкентская и Туркестанская епархия  официально была основана и утверждена Указом российского императора Александром II от 4 мая 1871 г. Но кафедра правящего архиерея первоначально находилась не в Ташкенте, а в городе Верном (Алматы). Только в 1916 г. архиепископ Иннокентий (Пустынский) добился указа о переносе резиденции туркестанских архиереев в Ташкент.
Первым епископом Ташкентским и Туркестанским был назначен бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге преосвященный Софония (Сокольский) – очень начитанный, образованный, много знающий человек, имеющий уважение в самых высоких кругах.
Епископ Софония приехал в Туркестан с глубокими знаниями ислама. Сохранились воспоминания о том, что он сумел сразу же поразить мусульманское духовенство, свободно общаясь с местным населением по-арабски. Выразительные и умные речи владыки произвели яркое впечатление на местных жителей. Недаром преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домулло», что значит «наставник».
В 1936 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя  митрополит Сергий издал указ о разделении епархии. Титулом архиереев с кафедрой в Ташкенте стало наименование «Ташкентский и Среднеазиатский».
Двадцать седьмого  июля 2011 г.  в ходе состоявшегося в Свято-Успенской Киево-Печёрской лавре заседания  Священного синода Русской православной Церкви был рассмотрен вопрос об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа в границах Киргизской  Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Узбекистана. Главой митрополичьего округа, объединяющего Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане, определено быть Преосвященному  Ташкентскому и Узбекистанскому митрополиту.
В Академическом русском драматическом театре Узбекистана состоялся праздничный концерт, посвящённый 140-летию Ташкентской и Среднеазиатской (Туркестанской) епархии (05 12 11). Во время торжественной церемонии открытия праздника наряду с официальными представителями с приветственным словом и кратким докладом об истории Русской  Православной Церкви в Средней Азии выступил глава Среднеазиатского митрополичьего округа архипастырь Викентий:
«Сто сорок лет – славная и знаменательная дата, которая повествует о незабываемых страницах нашей истории, свидетельствует о повсеместном развитии и утверждении Святого православия, давшего плодородные всходы на дружелюбной среднеазиатской земле, - отметил митрополит Викентий. – Архипастырски приветствую и поздравляю всех с этим славным 140-летним юбилеем! Будем помнить о том, что Господь сторицей воздаст каждому человеку за его труды, за его ревностное служение Богу и ближним, основанное на милосердии, благочестии и самоотверженной христианской любви. Молитвенно призываю никогда не забывать событий и личностей славной истории нашей епархии, добрыми делами стремиться вписать ещё более яркие страницы в грандиозную летопись утверждения православия на благословенной Среднеазиатской земле».
Представители разных  конфессий в нашей стране  не могут оставаться равнодушными к историческим артефактам и их современным действующим формам, запечатлённым на фото. Отлившись в определённые, твёрдо установленные формы, обряд церковной коронации в средневековой Византии, как увидели посетители фотовыставки,  оставался веками неизменным. Только после завоевания  Константинополя крестоносцами в 1204 году и установления на Босфоре латинского владычества появились, как минимум, два значительных дополнения в византийском обряде коронования под влиянием западных обычаев. Примером послужила состоявшаяся в завоёванной византийской столице в 1204 году торжественная коронация Балдуина  Фландрского, первого латинского императора в Константинополе, который был сперва поднят на щите, а затем коронован и миропомазан.   Пережив  и Латинскую, и Никейскую империю, они продолжали соблюдаться в империи Палеологов, представляя важные и неотъемлемые элементы коронационного обряда поздней Византии.
Для вступления на престол императора, по мнению исследователя О. Трейтингера, необходимо было согласие сената, войска и народа и что это согласие было «во все времена единственной юридической базой императорской власти, тогда как в церковном короновании император не нуждался никогда». Учёные уверены, что основное значение до конца VI века имело военное провозглашение, а с начала VII века – церковное коронование.
Фотокамера Е. Бельчикова зафиксировала  праздничное шествие священнослужителей и прихожан с оркестром – часть обряда «обряжения патриарха», который  обычно проводится на следующий день после праздника «Пасхи». История  возникновения обряда связана с пребыванием  Греции  под мусульманским владычеством. Даже тогда христианская  община на Пасху обряжала своего главу в праздничные одежды первосвященника, затем патриарх выходил на улицу и, окружённый плотным кольцом христиан, шествовал  через весь остров Родос. Турецкие воины ни разу не смогли остановить шествие.

Е. Бельчиков  так характеризует значение фотоэкспозиции  в наши дни: "Эта выставка будет интересна многим. Те, кто не был в Турции (исторической Византии), получат возможность увидеть и осознать  историю, культуру, духовность Византии – государства, которого давно уже не обозначено на карте современного мира, но которое занимает одно из важных мест в нашей исторической памяти. Те, кто уже посетил эти удивительные места, смогут снова взглянуть на них и наверняка вспомнить те приятные, благодатные ощущения от поездки. Живые и трогательные фотографии передают атмосферу этих мест". 


         Впечатление от фотовыставки Е. Бельчикова дополняют и обогащают  живописные работы В. Валиева. Это не только парадные картины на религиозную тему, но и простые пейзажи на тему «Времена года» и  жанровые композиции на бытовые темы. В них  мы узнаём наших земляков-дехкан, сидящих за достарханом в летнем саду и мирно беседующих в вечерних сумерках после трудового дня. Эта житейская атмосфера большинства «домашних»  картин художника Валиева вносит простую  живую интонацию в общую торжественную симфонию мироздания.


Детские работы воспитанников Воскресной школы, посвящённых минувшей Масленице – встрече весны, сохранили  в ярких акварельных красках душевный праздник их авторов. Он  навсегда останется с ними и  со зрителями,  которые  могут приобщиться  к  чистому наивному миру  Красоты и Гармонии  с Богом и самими собой.





Выставка-триптих в фойе  Духовно-административного центра   Ташкентской и Узбекистанской епархии русской православной церкви ещё раз продемонстрировала, что с первых дней независимости страны вопрос укрепления межрелигиозного и межкультурного согласия был определен руководством республики в качестве приоритетной задачи государственной политики. Благодаря такому подходу узбекское общество сегодня является уникальным примером культурного плюрализма и толерантности. Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества - отличительная черта современного Узбекистана. Именно эти принципы легли в основу национальной политики, сформированной за годы независимости. 

С 5 по 10 апреля 2013 г. на территории соборной площади Свято-Успенского кафедрального собора по благословению митрополита  Ташкентского и Узбекистанского Викентия будет работать первая православная выставка «От добродетельной  жизни к благополучию и процветанию». Организаторы выставки  - Ташкентская  и Узбекистанская  епархия  Русской православной  церкви, ZAR EXPO, а также Российское выставочное общество «Уральские выставки» - приглашают всех желающих посетить её.
         Спешите на выставки в Свято-Успенском  кафедральном соборе в нашем городе и Вы обретёте здоровый вкус к качественной  духовной жизни под Богом. В ней заложено  начало бессмертия: «Мирами правит жалость,/Любовью внушена/Вселенной небывалость/И жизни новизна» (Б. Пастернак).

Гуарик  Багдасарова, 
http://guarik-guhar.blogspot.com


Гуарик Багдасарова,
guarik-guhar.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий