Этот концерт-спектакль ждали в узбекской столице не один год.
Георгий Дмитриев после повторного блестящего исполнения на «бис» русских
народных песен «Вдоль по Питерской». «Блоха» на
рождественском концерте в
Академическом русском драматическом театре Узбекистана 9 января 2012 г . обещал зрителям сделать сольный концерт из
репертуара Ф.И. Шаляпина.
Ф.И. Шаляпин (1873-1938) – выдающийся певец, бас, самоучка, был
певчим и хористом. С 1893 г .
стал выступать в Тифлисе солистом в опере. В 1896—98 гг. с огромным успехом пел
в Москве в опере Мамонтова и уже через год – в Московском Большом театре.
Шаляпин - даровитый музыкальный художник, внёсший много оригинального в
передаче и освещении исполняемых им ролей – Мефистофеля в «Фаусте» Ш.Ф. Гуно,
Ивана Грозного в «Псковитянке» Н.А. Римского-Корсакова, Бориса Годунова в
одноимённой опере М. Мусоргского, а также
двух партий - Моцарта и Сальери в одноимённой опере Н.А.
Римского-Корсакова. Он гастролировал по всей Европе и Америке. Большим успехом
его концерты пользовались в Милане и
Северной Америке.
Ажиотаж вокруг предстоящего концерта был вызван несколькими
причинами. Во-первых, всё меньше остаётся вокруг нас современников, которым
посчастливилось слышать и видеть Шаляпина на сцене и на концертной эстраде. Имя
прославленного русского певца обросло легендами, но одно осталось достоверным: его искусство пения,
вокального совершенства не устаревает.
Г.Дмитриев отдал дань этому
пению: в начале и в финале концерта
прозвучал голос непревзойдённого мэтра XX столетия. Публика с замиранием сердца услышала исполнение русских народных песен:
«Ах ты, ноченька» и «Прощай, радость…». Повторить его было бы нельзя, но
применить в своём искусстве те важнейшие
элементы синтеза в театральном искусстве, которые использовал и завещал
потомкам Шаляпин – пытались многие выдающиеся певцы: Л. Утёсов, Б. Штоколов, Ю.
Гуляев, Дм. Хворостовский и редко кто из
них достигал такого успеха, какой
продемонстрировал на концерте-спектакле Г. Дмитриев.
Во-вторых, Г. Дмиртиев, следуя традиции шаляпинской школы, включил в сольную программу не только русские народные песни: «Эх ты, Ванька!», «Дубинушка, эй, ухнем», «Из-за
острова на стрежень», «Вниз по матушке по Волге», «Легенда о двенадцати
разбойниках», но известные классические
оперные арии дон Базилио из «Севильского цирюльника» (Россини). Лепорелло
(«Дон-Жуан» Моцарта), «Серенада Мефистофеля («Фауст» Гуно), «Смерть Дон-Кихота» на музыку Ибера к
кинофильму «Дон Кихот», монолог Бориса «Скорбит душа» (М. Мусоргский).
Разумеется, нельзя было в одном сольном концерте охватить весь необъятный репертуар
Ф. Шаляпина. Но главного результата Г.
Дмитриев достиг строжайшим отбором
ролей-масок. Перед публикой пронеслись образы трагические и комические,
характеры трогательные и устрашающие, благородные и коварные, разгульные и
степенные, величественные и трусливые, страдающие, полные сочного юмора и неземной тоски. Они были отмечены шекспировской
широтой. О них можно было бы сказать словами Б.В. Асафьева, адресованными Ф. Шаляпину: «Это
всё не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом
спектакле русским великим актёром».
В-третьих, в истории мирового театра Шаляпин – явление уникальное,
не только в силу своего новаторского таланта и театральной реформы, которую он произвёл.
Современники его признавали артистом
музыкальной драмы в высшем выражении
русского реализма. Этому направлению он служил до конца и верил в его
неисчерпаемые возможности: «Никак не могу вообразить и признать возможным – писал
Шаляпин в своём дневнике, - чтобы в театральном искусстве могла
когда-нибудь одряхлеть та бессмертная традиция, которая в фокусе сцены ставит
живую душу актёра, душу человека и богоподобное слово».
Эти три ипостаси искусства
Шаляпина удалось соединить в нынешнем концерте-спектакле «Маски и душа».. И это не
случайно – ведь для ведущего солиста
Большого академического театра оперы и балета имени А. Навои Г.Дмитриева это
его собственный стиль, который он
проповедует на протяжении нескольких
лет в своих моноспектаклях, посвящённых М. Таривердиеву, А. Вертинскому
и вот теперь Ф. Шаляпину.
Многие шаляпинские открытия стали каноническими. Известен случай
из биографии певца, когда в сцене «бреда»
Бориса Годунова он попросил музыкантов
повторить так называемую мелодию
«курантов», чтобы заполнить это время замечательной актёрской
импровизацией: целый кусок он играл без пения. На это мог пойти только
гениально одарённый художник, завоевавший творческое право на это.
Шаляпин был также убеждён, что вся сила его пения заключена в
точности интонации, в верной окраске слова и фразы. В своих воспоминаниях
Шаляпин часто говорит об интонации как о
способе проникновения в существо роли, глубину романсов и песен. Диапазон голоса
его добросовестного преемника Г. Дмитриева необычно широк: он легко варьирует - от «высоких»
к низким звукам, переходящим в
шёпот. Для него, как и его кумира, в
правильности интонации, в окраске слова и фразы
заключена вся сила пения.
В заключение мы не будем подробно
останавливаться на мелких технических огрехах. Они связаны с отсутствием
необходимого экрана для
воспроизведения иллюстраций
шаляпинских театральных образов, его ценных высказываний об искусстве пения и сокровенных жизненных наблюдений. Из-за
отсутствия экрана на сцене они витали,
как тени, на стенах и потолке и напомнили тот курьезный случай, о котором в
своё время рассказал И. Андроников. В 1908 году, когда Париж готовился впервые увидеть «Бориса», на генеральной репетиции во время
исполнения драматической сцены
галлюцинации после слов: «Что это? Там!… В углу… Колышется!» Шаляпин услышал вдруг страшный
шум и косо взглянул в зал. Публика, не зная языка, единодушно поднялась, чтобы
посмотреть, что же на самом деле Шаляпин
увидел страшное и чему он так внезапно испугался.
Подводя итог состоявшемуся
знаменательному событию культуры в узбекской столице, мы можем сказать, действительно, народность Шаляпина в
музыкальном искусстве не может сравниться
ни с чем. Мой малограмотный отец, из Ташкента мобилизовавшийся добровольцем на
фронт и дошедший рядовым солдатом до Берлина,
привёз с фронта в своём вещевом мешке не немецкие трофеи, а русские народные и
военные патриотические песни. Его
любимая казачья песня была о Стеньке
Разине: «Из-за острова на стрежень». Помню до сих пор, с какой душой и какими голосовыми вибрациями он её пел
со слезами на глазах!..
Истинное явление искусства не может быть никогда до конца познано:
каждый раз мы его открываем заново. Вот и на юбилейном концерте Г.
Дмитриева в честь 140-летия Ф.И. Шаляпина собрались не меньше 400 слушателей.
Это были люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры,
исполнителей. Они оказались единодушны в оценке творчества Шаляпина и его талантливого исполнителя Г.
Дмитриева: «Это неумирающее ново. Доступно. Смело. Глубоко. Разнообразно…»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий