Два дня
подряд – 20 и 21 октября 2013
г . «Золотой
гепард» порадовал любителей европейского
кино программой французских фильмов.
Примечательно,
что перед показом и после демонстрации документального фильма «Жюльет Бинош нашими
глазами» (2009) состоялась встреча с
режиссёром-документалистом, фотографом Марион Сталенс. Зрители получили ответы
на самые волнующие вопросы, связанные не
только с историей создания фильма – от замысла к результату её воплощения, но и проблемами
современного документального кино, его маргинального места в современном
кинематографе и перспективами развития, а также первыми впечатлениями
нашего зарубежного гостя об узбекской земле и её жителях.
- Это мой
четвёртый документальный фильм, после него я сделала пять краткометражных и один полнометражный художественный фильм. Героиня
этой документальной ленты – моя родная сестра, французская актриса с мировым
именем, обладательница премии «Оскар» за
главную роль в фильме «Английский пациент», работавшая с разными режиссёрами и
никогда не повторявшая себя ни в одном фильме.
Мы обе из семьи артистов, поэтому главным творческим кредо, объдиняющим нас в этом фильме - режиссёра и мою главную героиню – и объясняющим
замысел этой документальной
эпопеи - это самоотверженное служение искусству без
остатка. Мы выросли на театральных подмостках, поэтому с детства впитали в
себя театральную систему К.С. Станиславского. Моя сестра
в 25 лет сыграла главную героиню в пьесе «Чайка» А.П. Чехова.
Я считаю, каждый человек достоин
правдивого кинорассказа о нём, потому
что в каждом из нас есть изюминка, нечто необычное, что отличает нас от других
людей. В каждом кроется индивидуальность,
свой собственный жизненный и духовный
опыт – всё то, что способно в хорошем профессиональном воплощении расширить
наше познание не только жизни в её обыденном смысле, но открыть для себя
сверхличные законы бытия. Для моей героини важно самовыражение. Творческая
самореализация – для этой высшей задачи для
неё не существует никаких преград.
Именно по этим возвышенным законам внутреннего горения, неудовлетворённого ТВОРЧЕСТВА живёт моя экстравагантная героиня,
которую в фильме я старалась приблизить
к народу. Она, прежде всего, человек-созидатель,
желающая жить в гармонии с самой собой и высокими требованиями искусства. Я пытаюсь показать мою героиню не только через фрагменты
её киноролей и публичного триумфа, её
всенародного признания, но и в обыденной жизни - без всякого грима,
непосредственную, в простых диалогах, в молчании и в мучительном непрерывном творческом
поиске.
С
этой целью по требованию режиссёра оператор
не боится снимать известную французскую актрису крупным планом без скидки на возраст после
сорока… в домашней будничной одежде и
обстановке. Режиссёр пытается приблизить
к нам свою героиню в бытовых сценах – на кухне во время готовки простой пищи
или на репетиции; на ходу за рулём
легковой машины; в домашней обстановке,
когда она фиксирует молниеносными, скупыми мазками тушью эскизы её любимых сыгранных
киноперсонажей. Роли со временем забываются, но остаётся память о внутреннем их
переживании в этих точных стремительных рисунках, словно просвеченных рентгеновыми лучами, зафиксировавших
душевное состояние актрисы и её героинь.
Режиссёр
по просьбе героини отказалась снимать успешную персональную выставку её
рисунков. Перед ними стояла другая задача – показать муки и
радости актёрской профессии, раскрыть
психологию художественного творчества в целом. Благодаря многомерному показу
героини документальной ленты, большинство
зрителей смогли понять внутреннюю
пружину самореализации Жюльет Бинош не только в чисто актёрском искусстве, но и
в живописи, и в хореографии. Она не просто актриса с мировым именем – она
художник. Эту психологическую и духовную многомерность показа героини
документальной ленты углубляет классическая музыка в фильме.
Режиссёр
вместе со своей героиней и зрителями открывают в документальном фильме в
течение чуть менее часа тайну творческого начала, тайну свободы воли и загадку
творческой личности, а этот процесс никого не может оставить равнодушным,
несмотря на разность восприятия массового зрителя. Для молодой ташкентской аудиторией, не искушённой в шедеврах классического европейского кино,
отличного от голливудских блокбастеров, предназначенных для попкорнового
просмотра, фильм показался грустным, а его героиня очень одинокой. Для других,
относительно подготовленных зрителей, как и для самого режиссёра, напротив, фильм
воплощал жизненный оптимизм, а «героиня была пронизана семицветной радугой»,
как её необыкновенные глаза и доверчивый лучистый взгляд, обращённый к миру с вечным вопросом о своём личном
предназначении в нём и детским доверием.
Поэтому
на вопрос журналистов, есть ли правила в искусстве, режиссёр уверенно ответила:
«Правила
в искусстве есть, но я стараюсь им не подчиняться.
Документальное кино в наше время незаслуженно
уступает коммерческому. Для меня же это
более свободный вид киноискусства, т.к. он требует меньше затрат, а значит,
меньше зависит от государства или частного заказчика, с которым я всегда стараюсь найти консенсус и
при этом не предать своих идей, не изменить
своему мировоззрению на тот период: оно
у меня тоже меняется с каждым новым фильмом. По натуре я, как и моя
героиня, в жизни и в искусстве – борец.
Я
от каждого нового фильма, как моя
героиня, жду внутренних перемен: для меня не существуют границы эволюции
сознания. А значит, для меня нет никаких
клише в киноискусстве.
В
этом году мы Вам покажем ретроспективу
французских фильмов. Я рада сегодня представлять Францию в моём фильме, который
обошёл уже пол-Европы. Надеюсь, он
заразит ташкентских зрителей своим
творческим вирусом. Тем более, что с
первых часов пребывания в Узбекистане мне показался ваш народ, как и здешний
климат, очень тёплым. Я благодарна организаторам III-го международного кинофорума «Золотой гепард» за
такую счастливую возможность – вновь представить в Узбекистане вне конкурса моё
документальное кинотворчество и вам,
зрителям, благодарна за активный обмен мнениями после завершения
показа моего фильма. Мои фильмы были показаны в Узбекистане и на предыдущих
кинофорумах в 2011-12 гг. Поэтому я с вами не прощаюсь, а говорю до свидания,
до новых встреч на гостеприимной узбекской земле!
В
рамках программы нынешнего
международного кинофорума зрители посмотрели художественные фильмы французского
производства:
- «Три цвета: Синий» (1992),
реж. Кшиштоф Кеслевский;
- «Летнее время» (2008), реж.
Оливье Ассайяс; «Шахматистка» (2009), реж.Каролин Боттаро; короткометражный
фильм «Будь что будет»(2012). реж. Максим Мэйерс.
Европейское
кино с французским «лица необщим выраженьем»
показалось очень интересным и разнообразным. Его счастливо обошёл кризис
сценариев со сплошными спецэффектами и ничего больше, характерным для
Голливуда. Оно смотрится легко, как
читается хорошая книга. Одновременно
французское кино западает в сознание зрителей не только своей эмоциональной
наполненностью, общечеловеческими проблемами дефицита общения и взаимопонимания
людей, но и философским осмыслением жизни и притяжением высокого классического
искусства. Значит, не всё в современном
мире и кинематографе – зеркале
жизни - сводится к бесконечному потреблению,
обогащению и жажде наживы.
Значит,
можно надеяться, что «задача нынешнего
кинофорума – камертона правды и лжи, слабости и
силы, ломки старых стереотипов в искусстве, одновременно зрелищном и
философском, – как заметил А.А. Хакимов,
- даст реальный импульс национальному
кинематографу многообразной и глубокой палитрой мирового кино и заодно привлечёт
молодёжь в кинотеатры. Мы готовы
заимствовать зарубежный опыт, чтобы поднять национальный уровень нашего
кинематографа».
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий