Art week style.Uz уверенно шагает по узбекской столице, каждый день
поражая поклонников кино- театрального,
изобразительного и прикладного искусства
новыми достижениями и формами искусства. Ташкент на наших глазах превращается в
крупный театральный центр международного масштаба. Жители столицы откладывают
свои хозяйственные дела, на время забывают о своём карьерном росте и спешат в
лучшие кинотеатры и театры, чтобы окунуться
с головой в мир зрелищных искусств -
наиболее полного проживания объёма бытия. Отчасти задачи кинематографа и
театрального искусства сходятся в одной точке пересечения – их задача
восстанавливать эпохи, оживлять ушедших людей, и соответственно, вызывать
дискуссии.
В
Узбекском Государственном музыкальном театре имени Мукими в рамках
международного театрального фестиваля 24
10 13 состоялся показ феерического спектакля ««Аршин Мал-Алан» (композитор У. Гаджибеков, режиссёр Ахад Пармонов).
Мои родители любили три кинофильма: «Чапаев», «Тихий
Дон» и, пожалуй, больше всех – «Аршин Мал-Алан», вышедший на большой экран в
разгар второй мировой войны в 1943 году и практически не сходивший с него и в
послевоенные годы.
Известно, что картина режиссёров
Петра Лещенко и Рзы Тахмасиба сразу же после выхода была удостоена Сталинской
премии. Она обошла 136 стран, только за полтора месяца проката в бывшем Союзе
её посмотрели 16 миллионов зрителей. Успех фильма «Аршин Мал-Алан» в то время
был в немалой степени
обусловлен
единением культуры разных народов, единой страной, единым духовным пространством
и даже единым бюджетом. Арии из музыкальной комедии многократно звучали на
советском телевидении, радио – в Москве, Баку, Ташкенте.
«Аршин Мал-Алан» завоевал не только весь мир, как
когда-то пророчествовал С. Эйзенштейн, но и завладел простыми сердцами моих
родителей, всей нашей семьи и заодно всей моей многочисленной родни. Ни одно
семейное застолье не обходилось без исполнения отцом его любимой главной арии
Аскера - «Аршин Мал- Алан». Отец пел неподражаемо, запрокинув голову, прикрыв
глаза, держа плоскую маленькую тарелку перед собой и отбивая пальцами на ней
ритм, на восточный лад растягивая гласные, и главное, на языке оригинала –
азербайджанском.
Много позднее в 80-х годах я увидела и услышала узбекский
вариант музыкальной комедии (композитор Узеир Гаджибеков) на сцене
музыкально-драматического театра имени Мукими в Ташкенте. Впечатление было не
менее ошеломляющим, чем от фильма. Сценическая постановка воспринималась как
первая музыкальная оперетта, ведь история её создания начинается в 1913 году в
стенах Петербургской консерватории. В нулевых годах спектакль был восстановлен на русском языке на сцене
Ташкентского Государственного театра
музыкальной комедии- оперетты (реж. Сергей Каприелов).
И вот любимая оперетта при полном аншлаге с таким же
успехом блистает на узбекском языке на
подмостках Узбекского государственного
драматического театра имени М. Мукими – в зале нет ни одного свободного места,
зато сколько улыбчивых лиц и поддержки
аплодисментами каждого выхода любимых артистов.
В фойе поговаривают о создании «римейка» «Аршин
Мал-Алан» с участием заслуженного артиста России Н. Баскова в главной роли.
Дело осталось за малым – найти спонсора на осуществление этого дерзкого
фантастического проекта. Прав был А. Блок, записавший в своём дневнике когда-то: «Мы умираем, а
искусство остаётся. И цели его нам не известны…»
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий