воскресенье, 27 октября 2013 г.

«Аршин Мал-Алан» на сцене театра имени Мукими


             

              Art week style.Uz  уверенно  шагает по узбекской столице, каждый день поражая  поклонников кино- театрального, изобразительного и прикладного  искусства новыми достижениями и формами искусства. Ташкент на наших глазах превращается в крупный театральный центр международного масштаба. Жители столицы откладывают свои хозяйственные дела, на время забывают о своём карьерном росте и спешат в лучшие кинотеатры и театры, чтобы окунуться  с головой в мир зрелищных искусств -  наиболее полного проживания объёма бытия. Отчасти задачи кинематографа и театрального искусства сходятся в одной точке пересечения – их задача восстанавливать эпохи, оживлять ушедших людей, и соответственно, вызывать дискуссии.
                В Узбекском Государственном музыкальном театре имени Мукими в рамках международного театрального фестиваля  24 10 13 состоялся показ феерического спектакля ««Аршин Мал-Алан» (композитор У. Гаджибеков, режиссёр Ахад Пармонов).


                Мои родители любили три кинофильма: «Чапаев», «Тихий Дон» и, пожалуй, больше всех – «Аршин Мал-Алан», вышедший на большой экран в разгар второй мировой войны в 1943 году и практически не сходивший с него и в послевоенные годы.
                Известно, что картина режиссёров Петра Лещенко и Рзы Тахмасиба сразу же после выхода была удостоена Сталинской премии. Она обошла 136 стран, только за полтора месяца проката в бывшем Союзе её посмотрели 16 миллионов зрителей. Успех фильма «Аршин Мал-Алан» в то время был в немалой степени
обусловлен единением культуры разных народов, единой страной, единым духовным пространством и даже единым бюджетом. Арии из музыкальной комедии многократно звучали на советском телевидении, радио – в Москве, Баку, Ташкенте.
«Аршин Мал-Алан» завоевал не только весь мир, как когда-то пророчествовал С. Эйзенштейн, но и завладел простыми сердцами моих родителей, всей нашей семьи и заодно всей моей многочисленной родни. Ни одно семейное застолье не обходилось без исполнения отцом его любимой главной арии Аскера - «Аршин Мал- Алан». Отец пел неподражаемо, запрокинув голову, прикрыв глаза, держа плоскую маленькую тарелку перед собой и отбивая пальцами на ней ритм, на восточный лад растягивая гласные, и главное, на языке оригинала – азербайджанском.
Много позднее в 80-х годах я увидела и услышала узбекский вариант музыкальной комедии (композитор Узеир Гаджибеков) на сцене музыкально-драматического театра имени Мукими в Ташкенте. Впечатление было не менее ошеломляющим, чем от фильма. Сценическая постановка воспринималась как первая музыкальная оперетта, ведь история её создания начинается в 1913 году в стенах Петербургской консерватории. В нулевых годах спектакль  был восстановлен на русском языке на сцене Ташкентского Государственного театра  музыкальной комедии- оперетты (реж. Сергей Каприелов).
И вот  любимая  оперетта при полном аншлаге с таким же успехом блистает  на узбекском языке на подмостках Узбекского  государственного драматического театра имени М. Мукими – в зале нет ни одного свободного места, зато сколько  улыбчивых лиц и поддержки аплодисментами каждого выхода любимых артистов.
В фойе поговаривают о создании «римейка» «Аршин Мал-Алан» с участием заслуженного артиста России Н. Баскова в главной роли. Дело осталось за малым – найти спонсора на осуществление этого дерзкого фантастического проекта. Прав был А. Блок, записавший  в своём дневнике когда-то: «Мы умираем, а искусство остаётся. И цели его нам не известны…»

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий