Art week style.Uz - первый и
наиболее яркий крупномасштабный культурный проект Центральной Азии,
направленный на дальнейшее развитие современного и традиционного искусства. В
этом году неделя искусства - style.Uz – представляет Международный театральный фестиваль Theatre.Uz (20-26 10 13),
III-ий международный Ташкентский кинофорум «Золотой
гепард» (19-24 10 13), дефиле от ведущих дизайнеров Узбекистана и зарубежных
домов моды, художественные выставки в
области классического и современного искусства, биеннале, благотворительные
акции, а также различные презентации, концерты, мастер-классы.
Главной целью фестиваля стала идея показать
«национальное кино в глобальном мире» - этому была посвящена международная
конференция в гостинице «City Palace» (23 10 13) и превратить столицу нашей республики
Ташкент в крупный театральный центр международного масштаба. В этом году
программа театрального фестиваля состоит
из двух частей:
-спектакли зарубежных, ташкентских и областных театров;
- мастер-классы для творческой молодёжи.
Два вечера подряд – 21 10 13 и 22 10 13 на
сцене Академического русского драматического театра шёл спектакль Классика.RU – сеанс
одновременной игры (реж. Яков Рубин) Камерного драматического театра (Россия,
Вологда). Камерный спектакль проходил в малом зале – «скворечнике» - на
третьем этаже, т.к. был рассчитан на
особый интимный откровенный диалог с
маленькой подготовленной аудиторией – это был не стадионный, а скорее всего,
домашний спектакль
Проект
создан на основе произведений русских писателей, уже давно ставших классиками
мировой литературы: «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Воительница» Н.С. Лескова
и фрагменты пушкинского «Евгения Онегина». Произведения трёх русских классиков
сплетены в замысловатое кружево азартной театральной игры.
В
необычайном пространстве «ночного» Петербурга разыгрываются столь же ирреальные
сцены из жизни трёх персонажей – Мечтателя (Александра Сергеенко), Настеньки
(Елены Смирновой), Домны Платоновны (иоины Джапаковой), охваченных страстным
желанием СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ.
Минимум
декорации, передающей один из трёхсот мостов над Невой – место встречи, знакомства, свиданий и душевных исповедальных бесед героев,
сведённых в одной духовной точке литературного и драматического пространства.
Почему режиссёр выбрал героев именно этих произведений - становится понятно только в конце
постановки: во-первых, они все жаждут любви, во-вторых, все трое несчастны в
любви и. в-третьих, они до конца дней не предадут свои чувства - тот свет возвышенных переживаний, который
остаётся в нашем сознании после разлуки с любимым человеком.
Столкнув
их на мосту, заставив пережить катарсис из-за утраченных собственных иллюзий и
романтических чувств, режиссёр показал
в каждом персонаже сильное личностное начало, которое проявилось
в их свободе, сопряжённой с ответственностью, а также в причастности человека к
окружающему, его неравнодушии, его вовлечённости в бытие, единение с другими
личностями. И при этом они вовсе не скучны, не трагичны, им не свойственна
«односторонняя серьёзность»: им сопутствуют игровое начало, артистическая
лёгкость, весёлость, смех, словами А.С. Пушкина: «и жизнь, и слёзы, и любовь».
Спектакль
убеждает, что личностное начало - удел
не только избранных историей сильных выдающихся личностей, но и очень простых
людей, которыми исполнена русская
классическая литература – от Пушкина до Чехова.
«У
нас всё от Пушкина» - заявил Ф.М. Достоевский на открытии памятника русскому поэту в Москве в 1880 г ., помирив своей речью славянофилов с
западниками. О самом Достоевском говорили, что «он вышел из шинели Гоголя»
(В.Г. Белинский). Эту формулу позднее
раскрыл Бахтин: «Рождение Достоевского из Гоголя. Личности из характера». Это
личностное начало задолго до них и полнее всего в русской классике запечатлело
творчество Пушкина. В советское время личностное начало стало предметом широкого и глубокого художественного освоения
в творчестве Н.С. Лескова (Рыжов в
рассказе «Однодум», Савелий Туберозов в
«Соборянах»), М.А. Булгакова (Алексей Турбин
в пьесе «Дни Турбинных», Мастер в романе
«Мастер и Маргарита»), Б. Пастернака
(доктор Живаго в одноимённом романе).
В
данной современной динамичной обобщающей постановке с минимум использованных
художественно-выразительных средств режиссёр Яков Рубин показал, как в компьютерный век хорошая
повествовательная проза в художественном синтезе с музыкой и прекрасной динамичной игрой актёров способна пробивать себе дорогу на сцену и к
сердцам зрителей. Экспериментальный сеанс одновременной игры удался: он обогатил
наш духовный мир забытыми литературными
реминисценциями, окрасил их личностным
колоритом и живой энергией театрального представления.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий