воскресенье, 27 октября 2013 г.

Классика.RU – сеанс одновременной игры


Art week style.Uz - первый и наиболее яркий крупномасштабный культурный проект Центральной Азии, направленный на дальнейшее развитие современного и традиционного искусства. В этом году неделя искусства - style.Uz – представляет Международный  театральный фестиваль Theatre.Uz (20-26 10 13), III-ий международный Ташкентский кинофорум «Золотой гепард» (19-24 10 13), дефиле от ведущих дизайнеров Узбекистана и зарубежных домов моды,  художественные выставки в области классического и современного искусства, биеннале, благотворительные акции, а также различные презентации, концерты, мастер-классы.
Главной целью фестиваля стала идея показать «национальное кино в глобальном мире» - этому была посвящена международная конференция в гостинице «City Palace» (23 10 13) и превратить столицу нашей республики Ташкент в крупный театральный центр международного масштаба. В этом году программа театрального  фестиваля состоит из двух частей:
-спектакли зарубежных, ташкентских и областных театров;
- мастер-классы для творческой молодёжи.



    Два вечера подряд – 21 10 13 и 22 10 13 на сцене Академического русского драматического театра шёл спектакль Классика.RU – сеанс одновременной игры (реж. Яков Рубин) Камерного драматического театра (Россия, Вологда).  Камерный спектакль  проходил в малом зале – «скворечнике»  - на третьем этаже,  т.к. был рассчитан на особый интимный откровенный диалог  с маленькой подготовленной аудиторией – это был не стадионный, а скорее всего, домашний спектакль
Проект создан на основе произведений русских писателей, уже давно ставших классиками мировой литературы: «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Воительница» Н.С. Лескова и фрагменты пушкинского «Евгения Онегина». Произведения трёх русских классиков сплетены в замысловатое кружево азартной театральной игры.
В необычайном пространстве «ночного» Петербурга разыгрываются столь же ирреальные сцены из жизни трёх персонажей – Мечтателя (Александра Сергеенко), Настеньки (Елены Смирновой), Домны Платоновны (иоины Джапаковой), охваченных страстным желанием СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ.
Минимум декорации, передающей один из трёхсот мостов над Невой –  место встречи, знакомства,  свиданий и душевных исповедальных бесед героев, сведённых в одной духовной точке литературного и драматического пространства. Почему режиссёр выбрал героев именно этих произведений  - становится понятно только в конце постановки: во-первых, они все жаждут любви, во-вторых, все трое несчастны в любви и. в-третьих, они до конца дней не предадут свои чувства -  тот свет возвышенных переживаний, который остаётся в нашем сознании после разлуки с любимым человеком.
Столкнув их на мосту, заставив пережить катарсис из-за утраченных собственных иллюзий и романтических чувств,   режиссёр показал в каждом  персонаже  сильное личностное начало, которое проявилось в их свободе, сопряжённой с ответственностью, а также в причастности человека к окружающему, его неравнодушии, его вовлечённости в бытие, единение с другими личностями. И при этом они вовсе не скучны, не трагичны, им не свойственна «односторонняя серьёзность»: им сопутствуют игровое начало, артистическая лёгкость, весёлость, смех, словами А.С. Пушкина: «и жизнь, и слёзы, и любовь».
Спектакль убеждает, что личностное начало  - удел не только избранных историей сильных выдающихся личностей, но и очень простых людей, которыми исполнена русская  классическая литература – от Пушкина до Чехова.
«У нас всё от Пушкина» - заявил Ф.М. Достоевский на открытии памятника русскому  поэту в Москве в 1880 г.,  помирив своей речью славянофилов с западниками. О самом Достоевском говорили, что «он вышел из шинели Гоголя» (В.Г. Белинский). Эту формулу  позднее раскрыл Бахтин: «Рождение Достоевского из Гоголя. Личности из характера». Это личностное начало задолго до них и полнее всего в русской классике запечатлело творчество Пушкина. В советское время личностное начало стало предметом  широкого и глубокого художественного освоения в творчестве  Н.С. Лескова (Рыжов в рассказе «Однодум»,  Савелий Туберозов в «Соборянах»),  М.А. Булгакова (Алексей Турбин в пьесе «Дни Турбинных»,  Мастер в романе «Мастер и Маргарита»),  Б. Пастернака (доктор Живаго в одноимённом романе).
В данной  современной  динамичной обобщающей постановке  с минимум использованных художественно-выразительных средств режиссёр Яков Рубин  показал, как в компьютерный век хорошая повествовательная проза в художественном синтезе с музыкой и  прекрасной динамичной игрой актёров  способна пробивать себе дорогу на сцену и к сердцам зрителей. Экспериментальный сеанс одновременной игры удался: он   обогатил наш духовный мир забытыми  литературными реминисценциями, окрасил их  личностным колоритом и живой энергией театрального представления.

Гуарик Багдасарова





Комментариев нет:

Отправить комментарий