воскресенье, 27 октября 2013 г.

ЖИЗНЬ И БЫТИЕ. Выбранные места из переписки с ведущим библиотекарем АХЛ НБ НГУ Аллой Фёдоровной Побединой





Привет, Аллочка!
Я пребываю в странном состоянии: днём летаю по городу, бываю на разных литературных  и культурно-массовых мероприятиях, выступаю, а ночью моё подсознание уносит меня в новосибирский Академгородок,  по-прежнему снятся  родные, друзья и знакомые, и продолжаются мои диалоги с ними.

Чтобы разобраться в этом новом для себя чувстве, во-первых, до конца дочитала (перечитала) Эриха Ремарка «Триумфальную арку» (последние страницы оросила слезами и немного расслабилась, сняла нервное  напряжение). Во-вторых, перечитала «Лекции  по античной философии» Мераба Мамардашвили (М., 1997.), которые дали мне ответ на главный вопрос о различии понятий обыденной жизни и бытия. Когда-то он помог мне определиться с  третьей  книгой, которую я так и назвала: «Жизнь в свете бытия». Сейчас выдающийся философ прошлого  века  мне опять напомнил об этом.
«Для греков «бытие» есть нечто полностью актуально развёрнутое. Бытие есть актуальная полнота и жизнь того, что возможно.
Реальность или существование в   полноте, скажем, человека в его полноте. У человека ведь есть некоторая полнота существования или исполнения жизни, в том числе, исполнения целостности сознательной жизни, в которой есть свои антиномии – между пониманием и непониманием, между духом и телом, между жизнью и смертью, которые мы в процессе своей жизни пытаемся разрешить, достигая какой-то полноты или исполненности нашей жизни.
Это существо  в том виде, в каком оно исполнится, - и есть результат того внутреннего стержня, который мы называем поиском возможного, а поиск предполагает выпадение из стереотипов, из привычно сцепившихся связей (в том числе привычек мышления, привычек культуры) – из знаковых культурных систем.
Бытие и есть свобода (в понимании древних греков):
-  «Свободный человек не делает ошибок» (Платон);
-  «В области неделимого нет лжи и заблуждений» (Аристотель).
Эта идея свободы хорошо проясняет идею бытия:
СОБРАННОСТЬ и ЕСТЬ БЫТИЕ.
Что значит «бытие» – в отличие от «потока»? Это значит, что внутри этой собранности, ни в каком моменте – потому что бытие есть везде и всегда, нет ни одной точки времени и пространства, о котором мы могли бы сказать, что там бытия нет, - если бытие есть, оно неделимо, и всё полностью и  целиком, как говорит Парменид.
Так вот, ни в каком разрезе этого бытия нет ничего такого, что не самим бытием порождалось  бы, что порождалось бы потоком или стихийно.
Ум – это то, что мы думаем, а глупость – то,  что думается в нас само собой. Сама собой проявляется глупость, а для того, чтобы проявился ум, нужно очень постараться (Указ. соч. С. 67).
Идея о том, что свободный человек не делает ошибок, существовала и в восточной философии независимо от греков. Мастера дзюдо и каратэ утверждают, что один человек способен победить двадцать (Там же. С.68).
Следовательно, Мастером  можно назвать того, кто не рассуждая, приостановил действие всех спонтанно вторгающихся факторов и прочертил своей рукой одну-единственную необходимую траекторию.
Это  и есть то, что называется «Бытием», т.е. образ полностью собравшего себя, которое все свои части держит и пребывает над потоком времени и потоком действий и сцеплений действий, как бы простёршись над  этим потоком. И если есть такое простирание, то и сама жизнь организуется иначе.
Наша жизнь никогда не может быть полностью бытием, но она может быть жизнью, проживаемой  в свете бытия» (М. Мамардашвили. Там же. С. 68).
Очень хочется эти мысли в доходчивой форме донести до массового читателя в поэзии, прозе, публицистике,  конкретно, в беседах под рубрикой «Поговорим о Культуре!» на сайте «Культура. Уз».
Гуарик.

****
Милая Гуарик! Я прочитала о встрече! Спасибо! Я рада, что встреча с новосибирцами, любителями поэзии, удалась, удалась на славу!  Действительно,  было общее поле радости и единения. Такая чудесная атмосфера! Замечательно, что тебе удалось собрать таких людей, которые вместе так гармонично «звучали».   В твоих новых стихах и в тексте «Бесед о культуре»  на сайте «Культура.Уз» чувствуется воодушевление, с которым ты уехала из Сибири и которое ты привезла  в Узбекистан.
    Сегодня случайно прочитала текст,  в чем-то созвучный твоим настроениям. Он  посвящен тем  болезненным, ужасным, несправедливым явлениям, что происходят сейчас на Земле.  В конце автор  задает вопрос – что может сделать культура? А дальше цитирую:

    «… Человеческая психика, человеческая воля тайным и сложным образом соединяется со всеми процессами земли. Недаром один из древних полагал, что неосторожное, в гневе произнесенное слово способно погасить звезду небесную.
    Что может сделать культура, чтобы остановить попрание справедливости? Ведь она сама подвержена тлению и разложению. Множатся те ее формы, которые воспевают насилие, безудержное потребление, растление и святотатство. Культура распада и насилия занимается попранием справедливости.
    Но мы не должны отчаиваться. Великая мировая культура составляет могучую ноосферу Земли, которая регулирует и гармонизирует отношения человеческих идей и представлений с миром материальным, миром машинным, с живой и неживой природой, самим звездным мирозданием. Культура Гомера и Фидия, Шекспира и Достоевского, Баха и Стравинского, Навои и Омара Хайяма является величайшей гармонизирующей силой, школой, где вольно или невольно берут уроки технократы и политики, военные и ученые.
   Мы,  деятели современной культуры, продолжаем проповедь наших великих предшественников. Мы не можем остановить войны или заставить могущественные корпорации прекратить вырубку лесов и загрязнять океаны. Но мы можем объединиться и,  объединившись, многократно усилить свое культурное поле, свое присутствие в современном мире. И этим усиленным полем, самим фактом своего присутствия в современном человечестве заставить помедлить стрелка, положившего палец на спусковой крючок, остановить взрывника, бездумно подрывающего лесистую гору…
    Мы не обращаемся с увещеваниями к миру. Продолжая писать свои стихи и романы, сочинять симфонии и песни, создавать религиозные и философские трактаты, исполненные надежды, объединенные в этих трудах заботой о нашей матери-земле. Мы восстановим божественный принцип справедливости, без которого невозможно бытие» (Александр Проханов. Благоговение перед жизнью.  «Завтра». 29. 09.2010). http://zavtra.ru/content/view/2010-09-2911/)


      Алла, с  самыми добрыми чувствами.
19 09 13
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий