Привет, Аллочка!
Я пребываю в странном состоянии: днём летаю по городу,
бываю на разных литературных и культурно-массовых
мероприятиях, выступаю, а ночью моё подсознание уносит меня в новосибирский Академгородок, по-прежнему снятся родные, друзья и знакомые, и продолжаются мои
диалоги с ними.
Чтобы разобраться в этом новом для себя чувстве,
во-первых, до конца дочитала (перечитала) Эриха Ремарка «Триумфальную арку» (последние страницы оросила слезами и немного
расслабилась, сняла нервное напряжение).
Во-вторых, перечитала «Лекции по античной философии» Мераба Мамардашвили
(М., 1997.), которые дали мне ответ на главный вопрос о различии понятий
обыденной жизни и бытия. Когда-то он помог мне определиться с третьей книгой, которую я так и назвала: «Жизнь в свете бытия». Сейчас
выдающийся философ прошлого века мне опять напомнил об этом.
«Для греков «бытие» есть нечто полностью
актуально развёрнутое. Бытие есть актуальная полнота и жизнь того, что
возможно.
Реальность или существование в полноте, скажем, человека в его полноте. У
человека ведь есть некоторая полнота существования или исполнения жизни, в том
числе, исполнения целостности сознательной жизни, в которой есть свои антиномии
– между пониманием и непониманием, между духом и телом, между жизнью и смертью,
которые мы в процессе своей жизни пытаемся разрешить, достигая какой-то полноты
или исполненности нашей жизни.
Это существо
в том виде, в каком оно исполнится, - и есть результат того внутреннего
стержня, который мы называем поиском возможного, а поиск предполагает выпадение
из стереотипов, из привычно сцепившихся связей (в том числе привычек мышления,
привычек культуры) – из знаковых культурных систем.
Бытие и есть свобода (в понимании древних
греков):
- «Свободный человек не делает ошибок» (Платон);
- «В области неделимого нет лжи и заблуждений»
(Аристотель).
Эта идея свободы хорошо
проясняет идею бытия:
СОБРАННОСТЬ и ЕСТЬ БЫТИЕ.
Что значит «бытие» – в отличие от «потока»? Это значит, что внутри этой
собранности, ни в каком моменте – потому что бытие есть везде и всегда, нет ни
одной точки времени и пространства, о котором мы могли бы сказать, что там
бытия нет, - если бытие есть, оно неделимо, и всё полностью и целиком, как говорит Парменид.
Так вот, ни в каком
разрезе этого бытия нет ничего такого, что не самим бытием порождалось бы, что порождалось бы потоком или стихийно.
Ум – это то, что мы
думаем, а глупость – то, что думается в
нас само собой. Сама собой проявляется глупость, а для того, чтобы проявился
ум, нужно очень постараться (Указ. соч. С. 67).
Идея о том, что
свободный человек не делает ошибок, существовала и в восточной философии
независимо от греков. Мастера дзюдо и каратэ утверждают, что один человек
способен победить двадцать (Там же. С.68).
Следовательно, Мастером
можно назвать того, кто не рассуждая, приостановил действие всех
спонтанно вторгающихся факторов и прочертил своей рукой одну-единственную
необходимую траекторию.
Это и есть то, что называется «Бытием», т.е. образ полностью
собравшего себя, которое все свои части держит и пребывает над потоком времени
и потоком действий и сцеплений действий, как бы простёршись над этим потоком. И если есть такое простирание,
то и сама жизнь организуется иначе.
Наша жизнь никогда не может быть полностью бытием, но она
может быть жизнью, проживаемой в свете
бытия» (М.
Мамардашвили. Там же. С. 68).
Очень хочется эти мысли в
доходчивой форме донести до массового читателя в поэзии, прозе,
публицистике, конкретно, в беседах под
рубрикой «Поговорим о Культуре!» на сайте «Культура. Уз».
Гуарик.
****
Милая Гуарик! Я прочитала о встрече! Спасибо! Я
рада, что встреча с новосибирцами, любителями поэзии, удалась, удалась на
славу! Действительно, было общее поле радости и единения. Такая
чудесная атмосфера! Замечательно, что тебе удалось собрать таких людей, которые
вместе так гармонично «звучали». В
твоих новых стихах и в тексте «Бесед о культуре» на сайте «Культура.Уз» чувствуется
воодушевление, с которым ты уехала из Сибири и которое ты привезла в Узбекистан.
Сегодня случайно прочитала текст, в чем-то созвучный твоим настроениям. Он посвящен тем
болезненным, ужасным, несправедливым явлениям, что происходят сейчас на
Земле. В конце автор задает вопрос – что может сделать культура? А
дальше цитирую:
«… Человеческая психика, человеческая воля
тайным и сложным образом соединяется со всеми процессами земли. Недаром один из
древних полагал, что неосторожное, в гневе произнесенное слово способно
погасить звезду небесную.
Что может сделать культура, чтобы
остановить попрание справедливости? Ведь она сама подвержена тлению и
разложению. Множатся те ее формы, которые воспевают насилие, безудержное
потребление, растление и святотатство. Культура распада и насилия занимается
попранием справедливости.
Но мы
не должны отчаиваться. Великая мировая культура составляет могучую ноосферу
Земли, которая регулирует и гармонизирует отношения человеческих идей и
представлений с миром материальным, миром машинным, с живой и неживой природой,
самим звездным мирозданием. Культура Гомера и Фидия, Шекспира и Достоевского,
Баха и Стравинского, Навои и Омара Хайяма является величайшей гармонизирующей
силой, школой, где вольно или невольно берут уроки технократы и политики,
военные и ученые.
Мы, деятели современной культуры,
продолжаем проповедь наших великих предшественников. Мы не можем остановить
войны или заставить могущественные корпорации прекратить вырубку лесов и
загрязнять океаны. Но мы можем объединиться и,
объединившись, многократно усилить свое культурное поле, свое
присутствие в современном мире. И этим усиленным полем, самим фактом своего
присутствия в современном человечестве заставить помедлить стрелка, положившего
палец на спусковой крючок, остановить взрывника, бездумно подрывающего лесистую
гору…
Мы не
обращаемся с увещеваниями к миру. Продолжая писать свои стихи и романы,
сочинять симфонии и песни, создавать религиозные и философские трактаты,
исполненные надежды, объединенные в этих трудах заботой о нашей матери-земле.
Мы восстановим божественный принцип справедливости, без которого невозможно
бытие» (Александр Проханов. Благоговение
перед жизнью. «Завтра». 29.
09.2010). http://zavtra.ru/content/view/2010-09-2911/)
Алла, с самыми добрыми чувствами.
19 09 13
(продолжение
следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий