четверг, 12 декабря 2013 г.

В Ташкенте впервые - опера Бетховена «Фиделио»

 

 В Ташкенте 11  декабря 2013 г. впервые прозвучала  опера Людвига ван Бетховена «Фиделио». Единственное оперное произведение великого австрийского композитора было представлено на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана и имело колоссальный успех у зрителей.


Л.В. Бетховен (1770-1827)  стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. В школьные годы мы зачитывались им. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.

Л.В. Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Трудно себе представить, что  премьера оперы «Фиделио» состоялась  очень давно - 20 ноября 1805 года в театре «Ан дер Вин» в Вене под названием «Леонора» (Фиделио). Действие происходило в испанской тюрьме, близ Севильи в конце XVIII века. Либретто оперы И.Ф. Зоннлейтнера и Г.Ф. Трейчке по драме Ж.Н. Буйи «Леонора», или «Супружеская любовь» несколько раз вплоть до 1814 года  подвергалось композиторской редакции.
 «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения...» — так высказывался Бетховен об опере «Фиделио» незадолго до смерти. Опера «Фиделио» отразила отдельные этапы титаниче­ского труда Бетховена, поскольку она имела три редакции, каждая из которых была закреплена соответствующей теат­ральной постановкой. Несмотря на последующий успех оперы, она ставилась сравнительно редко на европейской сцене. 
 Нагляднее творческий процесс выяв­ляется в созданных композитором четырех увертюрах к этой опере — ведь все они входят в современный концертный репертуар. Одна из них прозвучала на премьерном спектакле в Академическом русском драматическом театре Узбекистана.
Новая постановка шедевра мирового музыкального театра  в двух действиях с небольшим антрактом является авторским проектом солиста Государственного Академического Большого театра имени А. Навои Георгия Дмитриева, где он выступает в качестве режиссера-постановщика и исполнителя одной из главных ролей – Рокко, тюремного смотрителя.
Выбор этой оперы Г. Дмитриев объясняет уникальным соединением в ней драматических и ораториальных сцен, чередующихся с бытовыми и комедийными. Авторы спектакля предлагают по-новому взглянуть на сюжет всемирно известной оперы. Интерпретация «Фиделио», по замыслу авторов спектакля, представлена как фантазия на тему создания очередной социальной сети. Многие люди, использующие подобные сети для общения,  «запутываются» в них и невольно становятся узниками виртуальной «тюрьмы».  Им становится сложно вернуться к обычной жизни. Её заменяет виртуальная реальность, в которой человек всегда может чувствовать себя «свободным», «смелым», «остроумным», «оригинальным» и т. д. Мало кто задумывается о том, что выложенная в сети информация (особенно личная) является и навсегда остается доступной для многих.
Спектакль  начи­нается в духе бытового зингшпиля и лишь к концу I дей­ствия вступает в сферу драматическую. Человек, раскрывший «секреты» сети, может стать опасным для её создателей, и подвергнуться преследованиям  как персонаж оперы Флорестан, узник (тенор Умид Исроилов). Пизарро, начальник тюрьмы  (баритон Джабраил Идрисов) узнаёт о намерении министра устроить в тюрьме ревизию. Он решается убить узника, т.к.  совесть его не чиста. Он самовольно  заключил  в тюрьму своего личного врага Флорестана, супруга  Леоноры за его  свободолюбие,  смелый поиск правды и желание разоблачить  Пизарро в его махинациях, благодаря доступу к персональной информации сетевых пользователей. Пизарро предлагает Рокко  принять участие в преступлении, но тот отказывается содействовать коварному замыслу своего начальника, однако малодушно соглашается «лишь вырыть яму» для Флорестана и берёт себе в помощники Леонору, появляющуюся в спектакле под видом юноши Фиделио (сопрано Асмик Арутюнянц).
Во втором действии страсти накаляются и достигают своей кульминации. В  подземелье, где томится невинный узник,   спускается закутанный в чёрный плащ Пизарро с намерением заколоть Флорестана.  Леонора с пистолетом бросается между палачом и жертвой с криком: «Убей сначала его жену!» Раздаётся сигнал, сообщающий о прибытии министра: Флорестана вместе с другими узниками освобождают, а Пизарро арестовывают.
Ликующий народ приветствует министра. Раздается речь Фернандо (снова Г. Дмитриев): «Я пришел к вам, страдальцы...».  Он помиловал всех осужденных. Леонора сама выводит на солнечный свет бледного Флорестана, и министр узнает в нем своего друга, пламенного борца за правду, которого считал давно умершим.
Марселина, дочь  Рокко, которая уже знает, что Фиделио — женщина, верная супруга Флорестана, смущенная, но счастливая, протягивает руку Жакино, своего ухажора, тюремного привратника. Пизарро постигает заслуженная кара: его бросают в то самое подземелье, в котором он мучил своих пленников.
По приказу министра Фернандо,  с рук всех узников сбивают оковы, ведь все они были безвинными жертвами произвола бесчеловечного тирана. В новой версии оперы зрители  воспринимают этот акт как освобождение от  произвола социальных сетей.
 Справедливость восторжествовала: добро побеждает зло. Спектакль завершается апофеозом: хор из освобождённых  узников и главных  героев спектакля  восхваляет бесстрашие, верность и любовь Фиделио-Леоноры, а также открытие новой социальной сети «Фернандо».
            Знаменитая опера прозвучала  в стенах Академического русского драматического театра Узбекистана в сопровождении хора Музыкальной театральной студии при Государственной консерватории Узбекистана (дирижер Камолиддин Уринбаев). Солисты: Асмик Арутюнянц (Леонора), Георгий Дмитриев (Рокко), Умид Исроилов (Флорестан), Джабраил Идрисов (Пиззаро), Ульяна Семенова (Марселина), Василий Николаенко (Жакино) исполняли  арии на немецком языке и только  иногда  по ходу  сюжета обменивались  друг с другом обыденными репликами на русском языке, придающими особую живость сценическому действию.
            В общем плане «Фиделио» подчиняется ведущей музыкальной бетховенской концеп­ции: от мрака к све­ту, через борьбу к победе.  Сочетание героической музыки Людвига ван Бетховена и блестящее исполнение  нашими артистами всех партий на языке оригинала придало особый драматизм и  значимость современной оперной постановке «Фиделио»  в  Узбекистане.
В спектакле были задействованы  современные визуальные технологии к решению сценического пространства, представляющие собой 3D – проекцию на физический объект окружающей среды. Они, во-первых,  облегчали  зрителям понимать значение каждой фразы на немецком языке, во-вторых, помогали  уловить скрытый подтекст каждой сцены  спектакля, связанный с угрозой интернета и, в целом,  придали современное звучание новой оперной постановке XХI в.
Рубеж XХ- XХI вв. вошёл в историю как век «информационного взрыва», как век формирования  мировой информационной структуры. Появление интернета позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделённые пространством и временем. Мы настолько привыкли к потоку разнообразной информации, объём которой  в начале  XХI века всё  более увеличивается, что не представляем себе жизни без газет, журналов, радио, интернета.
Для всё большего количества людей   Сеть становится не просто вспомогательным инструментом для получения информации, общения и развлечения, а главной сферой деятельности. Сеть для них -  основное место работы, источник заработка и жизненная среда.
Новая опера «Фиделио» в постановке Георгия Дмитриева при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству призывает всех пользователей интернета быть бдительными и не попасть с головой  в ловушку «всемирной паутины», потому что за её пределами бьёт кастальским ключом «живая жизнь», о которой нам напомнило бетховенское героическое творчество.

Гуарик Багдасарова







Комментариев нет:

Отправить комментарий