четверг, 23 января 2014 г.

Мастер-класс от юбиляра А.Е. Слонима

      
В этот день – 22 01 14 -  в канун 65-летнего юбилея (25 01 14) режиссёра-постановщика и сценографа Государственного академического Большого театра имени А. Навои, Заслуженного работника культуры Узбекистана  А.Е. Слонима на улице стояла особенно сырая  неприглядная погода. С утра моросил дождь, который ближе к вечеру  перешёл в обильный мокрый снегопад. Лишний раз без крайней надобности из дома выходить никому не хотелось. Но, к моему удивлению, читальный зал Национальной библиотеки Узбекистана был заполнен до отказа любителями поэзии из разных литературных объединений нашей узбекской столицы. Все с нетерпением ждали очередного  мастер-класса от  А.Е. Слонима,  Лауреата  литературного конкурса "Ватан учун яшайлик" ("Во славу родины"),  ежегодной премии Союза писателей Узбекистана за творчество в области поэзии и публицистики.


Председатель ЛТО «Данко» Армануш Маркарян поздравила А.Е. Слонима от имени всех собравшихся поклонников его многогранного таланта с  грядущим юбилеем и преподнесла неожиданный подарок – ананас, сопроводив торжественный момент его вручения блестящим дружеским экспромтом:

«
Ананас на столе стоял сам по себе.
И он думал о том, что ведь тоже рождён,
Что могли бы куплет сложить и о нём».

 София Демидова прочитала своё  посвящение-акростих  «светочу музыкального и  поэтического искусства». Торжественный вечер, посвящённый  65-летию юбиляра, самостоятельно значимой культурной ценности  в современном национальном музыкальном мире, планируется провести в марте в ГАБТ имени А. Навои. В преддверии предстоящего официального торжества дружеские поздравления и пожелания  ташкентских поэтов прозвучали своеобразной камерной символической   прелюдией. Так  весело и непринуждённо начался мастер-класс А.Е. Слонима на тему: «Значение метафоры в поэтическом искусстве».
Это  была отнюдь не скучная академическая лекция, а захватившая всех и сразу воодушевлённая игра в художественные образы, имеющая серьёзные цели: на собственной практике стихотворной импровизации, играя воображением, открыть для себя метафору – от греч. «перенос». Неожиданно на глазах у всех присутствующие по мановению волшебной палочки превратились в заданные Слонимом  случайные образы – орех, чайник, будильник, трамвай, этажерку, книгу, вилку и другие окружающие нас предметы. Они  заговорили одушевлённым  поэтическим языком и даже вступали в диалоги друг с другом.
Искусство не требует признания его произведений за действительность: оно само создаёт свою художественную действительность. Поэтическое высказывание, по словам Гегеля,  само выступает как действие, а не сообщает о действительности. Поэтическая речь полностью сохраняет видимость непринуждённости, непосредственной свободы, необходимой искусству, несмотря на то, что ей приходится действовать преднамеренно. Стихотворная речь должна быть непринуждённой, естественной. Без этого свойства не возникнет та, обладающая внутренней свободой и самостоятельностью, поэтическая действительность. В подлинной поэзии, по Гегелю, сама жизнь, сама реальность воссоздаваемого события или переживания свободно осознаёт себя и говорит о себе.


Над всеми участниками царила атмосфера забытого детства: отрешённость и восторг, чувства подъёма и напряжения, несущие с собой радость и разрядку. Участники мастер-класса заново узнавали друг друга, потому что в полной мере становились самими собой. И только в заключение  этой захватывающей игры   словесного искусства -  риторических фигур его модератор А.Е. Слоним сделал серьёзные выводы, что игровое начало в поистине художественных произведениях наличествует, главным образом,  в качестве «оболочки»  авторской серьёзности. Ярчайшее свидетельство тому – поэзия Пушкина, в частности,  роман в стихах – «Евгений Онегин».


А.Е. Слоним пожелал всем ценить ту особую художественную среду, которую создают сами  творческие люди в непосредственном общении и вдохновляют друг друга искрами своего индивидуального таланта, гранями художнической субъективности:
- Цените, уважайте  друг друга,  «лица необщим выраженьем» (Е. Баратынский), т.к. «автор-творец» помогает нам разобраться в «авторе-человеке» (М. Бахтин). По-моему,  нам удалось сегодня достичь этого.

Мастер-класс логично и демократично завершился чтением собственных стихов всех его участников по кругу без исключения и  каких-либо пристрастий к литературным  авторитетам.  Литературно-культурное  событие в узбекской столице, пусть даже скромного масштаба и общественного  звучания, ещё раз подтвердило правоту  жизненной установки в искусстве   А.Е. Слонима:
Поэт советовал: «Сотри случайны черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (А. Блок). Быть может, именно в этом свете современным    предстаёт именно тот, кто может пройти сквозь миражи «кажущегося» к обновлению своего духа.
Кто в искании и труде будет способен удивиться красоте солнечного восхода или завораживающему музыкальному мотиву, кто умеет понять гармонию мира.
Кто умеет любить и ценить единение с ближними.
Кто сумеет стереть всё случайное, наносное и подарить окружающим в любом виде творчества и жизни красоту своего видения своей родины и мира и потому сможет быть, а не казаться истинно современным в пути приобретения и каждым из нас, и нашей страной новых ступеней и высот».



            Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий