понедельник, 6 января 2014 г.

Что мы знаем о РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ?



«Из всего, от века сотворённого богом, нет ничего, что было бы божественнее Рождества Христова».
Святитель Григорий Палама

"Священно одно: это душа человеческая, его разум и его искание истины ..."
Лев Толстой




А. Усачёв. Откуда приходит Новый Год?

Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!

В канун Рождества Христова – одного из великих  праздников для всех христиан в интернете снова разгорелась многолетняя дискуссия: «Почему человечество не знает, что празднует в новый год?..»
Автор  статьи Юрий Магаршак, президент международного комитета интеллектуального сотрудничества, утверждает, что Новая Эра – как ее предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не с Рождества Христова, а  с другого праздника Христианства, который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него: дня обрезания Господа. Иисус, по мнению Ю. Магаршака, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой день. Согласно иудейской традиции, в этот момент мальчик, принадлежащий к Народу Книги, объединяется с Господом. В случае Иисуса это означало единение Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее),  отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика! Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! Во время Крестовых походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня (как и должно было быть!). В книгах и летописях так и писали: то-то и то-то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня. И это правильно. Потому что именно со дня Обрезания Иисуса ведет начало Новая Эра!
Положительным следствием этого исторического момента, считает автор,  древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом случае, человечество должно, наконец, вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И оттого, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее. 
         Его оппонент И.Г. Яковенкороссийский культуролог, философ, правозащитник, кандидат культурологических наук, доктор философских наук, преподаватель Московского Государственного Университета  им. М.В. Ломоносова, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое»,  высказывает другую, не менее интересную точку зрения на  один из великих церковных праздников, в последнее время приобретший исключительную популярность даже в среде простых мирян.
По мнению И. Яковенко, празднование Рождества устанавливается в IV веке и  связано с зимним солнцестоянием. Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. В это время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов. Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры[1], который праздновался 25 декабря.
В любом случае, обряд обрезания падает на первое января.
Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью, первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.
Обрезание Господне празднуется, но, как бы это сказать, празднуется тихо. Если из Рождества и Нового года сделаны шумные празднества, захватывающие и объединяющие все общество от атеистов до кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания.
Заданная идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это – печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир.
Политеисты толерантны. Вера в иных богов не затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием секуляризации и снижением накала религиозного горения. Что же касается национализма, то нации очевидным образом пришли на смену религиозным идентичностям. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Кто знает, что лучше: ненавидеть другого, видя в нем инаковерующего, или иноплеменника? Как говорил в подобной ситуации Отец народов: «Оба хуже».
С. Савенков  высказал своё противоположное мнение по  поводу празднования Нового года и Рождества:
- Новый год у римлян начинался 1 марта. Поэтому, кстати, февраль - самый короткий месяц. С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались.  Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.
Вот и всё. Так что корни Ислама и Христианства одни. А национализм навязывается только для насаждения экономических интересов только одного социального класса и, соответственно, вырабатывается и политика, оправдывающая это. Недаром ведь и Христианство разделилось,  и Ислам разделился,  и другие религиозные конфессии тоже разделены на секты. И всё по одной причине: ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ.
А евреев  невзлюбили за ростовщичество. И когда ростовщичество переходило пределы разумного, начинались социальные потрясения.
Деньги предназначены как инструмент развития, а не для порабощения других. Всё должно иметь меру[2].



Сайт Арминфо разместил информацию, касающуюся празднования Рождества Христова в Армении.
Святая Армянская Апостольская Церковь отмечает сегодня (06 01 14) праздник Святого Рождества и Богоявления. Литургии по случаю этого церковного праздника будут отслужены не только в Армении, но и в армянских общинах мира. «Христос родился и нам явился. Вам и нам благая весть» – в этот день так приветствуют друг друга верующие армяне всего мира.
Отметим, что армяне – единственные в мире христиане, празднующие Рождество Христово по традиции первых веков христианства, а именно вместе с Крещением, в ночь с пятого на шестое января. Традиция отмечать Рождество совместно с Крещением Господним идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. Связано это с тем, что, согласно Ветхому завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Таким образом, когда Христос начал проповедовать, ему было 30 лет. Из-за этого церковь поначалу отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос стал проповедовать после крещения.
В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. Накануне праздника Святого Рождества, вечером 5 января служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.
Таким образом, 5 января, во всех церквях была отслужена Праздничная месса Чрагалуйц – зажжение лучин: в этот вечер в храмах зажигаются все лампады и свечи. Чрагалуйц возвещает о Рождении Христа. В России этот день называют Сочельником от обычая употреблять в пищу сочиво – замоченные в воде зерна злаков. Отметим, что только две литургии – накануне Рождества Христова и Воскресения Господня – совершаются вечером. Церковный хор исполняет гимн-шаракан «Великое дивное таинство», созданный в V веке епископом Мовсесом Хоренаци, после чего начинаются чтения из библейской книги Бытия, повествующей о сотворении мира и человека, о его грехопадении, искупленном кровью Сына Божия. Вечером после постного ужина армяне семьями навещают близких, благовествуя им Рождество Господне.
Утром 6 января в армянских церквях будет отслужена Праздничная месса Святого Рождества, после которой будет исполнена церемония Водосвятия (Джрорнерк).
7 января – День поминовения усопших. В этот день в церквях будет отслужена Поминальная месса, после чего состоится панихида[3].


В праздник Рождества Христова мы  вспоминаем послание  Святителя Луки, ежегодно произносимого в этот  великий  праздник Митрополитом Ташкентским и Узбекистанским, главой Среднеазиатского и Митрополичьего округа Викентием: 
«…И да побудит нас эта любовь, это трепетное благоговение пред Богом часто-часто приходить туда, где слышим мы проповедь о Господе Иисусе Христе, где слышим Его собственные святые слова, где присутствует он Сам среди нас, ибо он сказал: «где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди них» Аминь.
Эхо этой  возвышенной  Любви прозвучит  в «Рождественской  оратории» митрополита Илариона (10 01 14 в 19-00)  в Большом зале Ташкентской Государственной консерватории и в Рождественском концерте отдела по культуре «Сретенье» в Конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской Епархии православной церкви с участием ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои (12 01 14  в 17-00).
В эти рождественские дни мы можем также  насладиться отголосками священного  праздника в  стихах, посвящённых этому историко-культурному событию:
***
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
А. Хомяков
***
Вслушайся в музыку вечера,
В зимние долгие сны.
Снег — это кисточка вечности
В лёгкой руке тишины.
Вслушайся в музыку...
Вслушайся
В поступь ночной чистоты.
Так нас касается сущее,
Словно роняет цветы.
Словно тоска бессловесная
Перерождается в свет.
Музыка льётся небесная,
Медленно падает снег.
Медленно город меняется
В саване белого сна.
И в небесах отражается
Твой силуэт у окна.
Бах Ахмедов

***
Мои родные и друзья! Пишите письма!
И  не скупитесь на слова и ваши чувства!
Их ждёт ваш брат, и друг, и узник грешный!
Вы добрым словом укрепите путь Надежды.

Прорвётся Слово Бога сквозь все преграды,
Излечит и  согреет душу, внушит отвагу.
Затворы тяжкие спадут с ворот острога,
Когда мы обратимся с Верой в милость Бога.

«Бог есть Любовь!» - гласит Послание Иоанна.
В любви мы совершенны, безгрешны и безмерны.
Ключи от рая кругами ада пронесём сквозь время
И страждущего исцелим и вызволим из плена!


Гуарик Багдасарова






[1] Митра – божество верности и закона, впоследствии Солнца, прототип древнеиранского царя. В Древнем Риме Митре посвящали мистерии, ему поклонялись императоры Нерон и Коммод. Его д.р. считалось 25 декабря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий