«Из всего, от
века сотворённого богом, нет ничего, что было бы божественнее Рождества
Христова».
Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама
"Священно одно: это душа
человеческая, его разум и его искание истины ..."
Лев Толстой
Лев Толстой
А. Усачёв. Откуда приходит Новый Год?
Новый
год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он,
наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать
залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но
всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!Новый
год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он,
наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать
залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но
всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
В
канун Рождества Христова – одного из великих
праздников для всех христиан в интернете снова разгорелась многолетняя дискуссия:
«Почему человечество не знает, что празднует в новый год?..»
Автор
статьи Юрий
Магаршак, президент международного комитета
интеллектуального сотрудничества, утверждает, что Новая Эра – как ее предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не
с Рождества Христова, а с другого
праздника Христианства, который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с
него: дня обрезания Господа. Иисус, по
мнению Ю. Магаршака, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой
день. Согласно иудейской традиции, в этот момент мальчик, принадлежащий к
Народу Книги, объединяется с Господом. В случае Иисуса это означало единение
Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее), отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика!
Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на
протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! Во время Крестовых
походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня (как и должно было
быть!). В книгах и летописях так и писали: то-то и то-то произошло через две
недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня.
И это правильно. Потому что именно
со дня Обрезания Иисуса ведет начало Новая Эра!…
Положительным следствием этого исторического
момента, считает автор, древний мир
религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали
так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии,
Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной
непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире,
подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками
современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом
случае, человечество должно, наконец, вспомнить, что празднует с приходом
Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И оттого, насколько трезво и
здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее.
Его оппонент И.Г. Яковенко – российский культуролог, философ, правозащитник, кандидат культурологических наук, доктор философских наук, преподаватель Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое», высказывает другую, не менее интересную точку зрения на один из великих церковных праздников, в последнее время приобретший исключительную популярность даже в среде простых мирян.
Его оппонент И.Г. Яковенко – российский культуролог, философ, правозащитник, кандидат культурологических наук, доктор философских наук, преподаватель Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое», высказывает другую, не менее интересную точку зрения на один из великих церковных праздников, в последнее время приобретший исключительную популярность даже в среде простых мирян.
По мнению И.
Яковенко, празднование Рождества устанавливается в IV веке и связано с зимним солнцестоянием. Символика
простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над
смертью. В это время одним из самых сильных конкурентов христианства был
митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты
в ритуалах и представлениях конкурирующих культов. Есть предположение – день
Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры[1],
который праздновался 25 декабря.
В любом случае, обряд обрезания падает на первое
января.
Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью, первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.
Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью, первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.
Обрезание Господне празднуется, но, как бы это
сказать, празднуется тихо. Если из Рождества и Нового года сделаны шумные
празднества, захватывающие и объединяющие все общество от атеистов до
кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной
церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу
включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания.
Заданная
идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это
– печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир.
Политеисты толерантны. Вера в иных богов не
затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец
отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием
секуляризации и снижением накала религиозного горения. Что же касается
национализма, то нации очевидным образом пришли на смену религиозным
идентичностям. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Кто знает, что лучше:
ненавидеть другого, видя в нем инаковерующего, или иноплеменника? Как говорил в
подобной ситуации Отец народов: «Оба хуже».
С. Савенков высказал своё
противоположное мнение по поводу
празднования Нового года и Рождества:
- Новый год у римлян начинался
1 марта. Поэтому, кстати, февраль - самый короткий месяц. С точки зрения ислама, последователи древних пророков
отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты
древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры
(ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе
Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является
Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.
Вот
и всё. Так что корни Ислама и Христианства одни. А национализм навязывается
только для насаждения экономических интересов только одного социального класса
и, соответственно, вырабатывается и политика, оправдывающая это. Недаром ведь и
Христианство разделилось, и Ислам
разделился, и другие религиозные
конфессии тоже разделены на секты. И всё по одной причине: ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ.
А
евреев невзлюбили за ростовщичество. И
когда ростовщичество переходило пределы разумного, начинались социальные
потрясения.
Деньги предназначены как инструмент развития, а не для порабощения других. Всё должно иметь меру[2].
Деньги предназначены как инструмент развития, а не для порабощения других. Всё должно иметь меру[2].
Сайт
Арминфо разместил информацию, касающуюся празднования Рождества Христова в
Армении.
Святая Армянская
Апостольская Церковь отмечает сегодня (06 01 14) праздник Святого Рождества и
Богоявления. Литургии по случаю этого церковного праздника будут отслужены не
только в Армении, но и в армянских общинах мира. «Христос
родился и нам явился. Вам и нам благая весть» – в этот день так
приветствуют друг друга верующие армяне всего мира.
Отметим, что армяне –
единственные в мире христиане, празднующие Рождество Христово по традиции
первых веков христианства, а именно вместе с Крещением, в ночь с пятого на
шестое января. Традиция отмечать Рождество совместно с Крещением Господним идет
еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. Связано это с тем, что, согласно Ветхому
завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста.
Таким образом, когда Христос начал проповедовать, ему было 30 лет. Из-за этого
церковь поначалу отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос
стал проповедовать после крещения.
В дальнейшем,
некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли
отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна
старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день служится
рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с
церемонией освящения воды. Накануне праздника Святого Рождества, вечером 5
января служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие
зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к
празднику Рождества Христова.
Таким образом, 5
января, во всех церквях была отслужена Праздничная месса Чрагалуйц – зажжение
лучин: в этот вечер в храмах зажигаются все лампады и свечи. Чрагалуйц
возвещает о Рождении Христа. В России этот день называют Сочельником от обычая
употреблять в пищу сочиво – замоченные в воде зерна злаков. Отметим, что только
две литургии – накануне Рождества Христова и Воскресения Господня – совершаются
вечером. Церковный хор исполняет гимн-шаракан «Великое дивное таинство»,
созданный в V веке епископом Мовсесом Хоренаци, после чего начинаются чтения из
библейской книги Бытия, повествующей о сотворении мира и человека, о его
грехопадении, искупленном кровью Сына Божия. Вечером после постного ужина
армяне семьями навещают близких, благовествуя им Рождество Господне.
Утром 6 января в
армянских церквях будет отслужена Праздничная месса Святого Рождества, после
которой будет исполнена церемония Водосвятия (Джрорнерк).
7 января – День
поминовения усопших. В этот день в церквях будет отслужена Поминальная месса,
после чего состоится панихида[3].
В
праздник Рождества Христова мы вспоминаем послание Святителя Луки, ежегодно произносимого в
этот великий праздник Митрополитом Ташкентским и
Узбекистанским, главой Среднеазиатского и Митрополичьего округа Викентием:
«…И
да побудит нас эта любовь, это трепетное благоговение пред Богом часто-часто
приходить туда, где слышим мы проповедь о Господе Иисусе Христе, где слышим Его
собственные святые слова, где присутствует он Сам среди нас, ибо он сказал:
«где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди них» Аминь.
Эхо
этой возвышенной Любви прозвучит в «Рождественской оратории» митрополита Илариона (10 01 14 в 19-00) в Большом зале Ташкентской Государственной
консерватории и в Рождественском концерте отдела по культуре «Сретенье» в
Конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской Епархии православной церкви с
участием ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои (12 01 14 в 17-00).
В
эти рождественские дни мы можем также насладиться отголосками священного праздника в
стихах, посвящённых этому историко-культурному событию:
***
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
А. Хомяков
***
Вслушайся в музыку вечера,
В зимние долгие сны.
Снег — это кисточка
вечности
В лёгкой руке тишины.
Вслушайся в музыку...
Вслушайся
В поступь ночной чистоты.
Так нас касается сущее,
Словно роняет цветы.
Словно тоска бессловесная
Перерождается в свет.
Музыка льётся небесная,
Медленно падает снег.
Медленно город меняется
В саване белого сна.
И в небесах отражается
Твой силуэт у окна.
Бах Ахмедов
***
Мои родные и друзья! Пишите письма!
И
не скупитесь на слова и ваши чувства!
Их ждёт ваш брат, и друг, и узник грешный!
Вы добрым словом укрепите путь Надежды.
Прорвётся Слово Бога сквозь все преграды,
Излечит и
согреет душу, внушит отвагу.
Затворы тяжкие спадут с ворот острога,
Когда мы обратимся с Верой в милость Бога.
«Бог есть Любовь!» - гласит Послание
Иоанна.
В любви мы совершенны, безгрешны и
безмерны.
Ключи от рая кругами ада пронесём сквозь
время
И страждущего исцелим и вызволим из плена!
Гуарик
Багдасарова
[1] Митра – божество верности и закона, впоследствии
Солнца, прототип древнеиранского царя. В Древнем Риме Митре посвящали мистерии,
ему поклонялись императоры Нерон и Коммод. Его д.р. считалось 25 декабря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий