пятница, 21 марта 2014 г.

Навруз – праздник весны и обновления традиций


        
В канун  Дня весеннего равноденствия – 20 03 14 – в Центральном выставочном зале АХ Уз открылась традиционная Республиканская выставка, посвящённая празднику Навруз. На протяжении многих веков на Востоке Навруз был всегда праздником,  связанным не только с началом Нового года, весенним настроением, тёплыми лучами солнца,  буйством красок, новыми мечтами, но и новыми открытиями.  В нашей стране уделяется огромное внимание сохранению и развитию национального наследия, стремительно развивается многогранное прикладное искусство. Ремесленники Узбекистана славятся своим неповторимым мастерством на весь мир.


Но прежде чем подняться на второй этаж на торжественное открытие вернисажа, посетители подолгу задерживались на юбилейной выставке монументальной скульптуры народного художника Уз. Джалалитдина Миртаджиева (1954). Монументальные образы  мыслителей эпохи Просвещения в Центральной  Азии -  Навои, Низами, Бабура,  Бехзада   не только вызывали чувство гордости за страну с богатейшим духовным наследием. Они напоминали о том, что, по мнению мыслителей, искусство должно служить  народным массам, гуманизму, формированию гармонически развитой личности. Говоря словами Ахмада Дониша, «С момента появления  человека его счастье будет связано со знанием и просвещением». Этот принцип остаётся актуальным кредо для  современных художников Узбекистана и для  многочисленных поклонников прикладного искусства.


В праздничной экспозиции на втором этаже Выставочного зала АХ Уз. представлены произведения прикладного искусства – гобелен, резьба по дереву и ганчу, батик, миниатюра, ювелирные изделия, декоративная керамика рядом со станковыми живописными произведения узбекистанских художников. Первые зрители увидели новые изделия известных мастеров – сузани бухарского мастера Рахмона Тошева, музыкальные инструменты Тахтамурада  Зуфарова, Умаржона Тахирова.  резьба по дереву Абдулатифа и Баходира Султановых, Камоллиддина Рахматуллаева, Эргаша Алиева. В центре выставочного зала привлекает к себе ширма  в знаменитой национальной технике «панджары». Назначение этих ажурных решёток  испокон века – усиливать приток свежего воздуха в жилище. Именно такой ажурной техникой выполнена выставленная в экспозиции трёхстворчатая ширма.  На примерах искусства панджары отчётливо ощущаются многовековые связи Центральной  Азии с Восточным Туркестаном.

Красочная керамика известного гиждуванского мастера Алишера Нарзуллаева соперничает с более монохромными  изделиями мастеров из Ташкента: Бахтиёра Усарова, Садыкджона Байматова и Абдурахима Гафурова. Мне удалось поговорить с А. Гафуровым (1954 г.р.), участником Всесоюзной и многих Республиканских выставок, обладателем многих наград, грамот и дипломов, об этапах его овладения секретами  не простого национального ремесла.

А. Гафуров начал  трудовую деятельность на  фаянсовом участке Ташкентского экспериментального творческого комбината прикладного искусства имени М. Рахимова в 1973 г. С годами его стали привлекать в качестве художника к работам оригинального и монументального характера. Большая трудоспособность, интерес к керамике  заставили его заниматься самообразованием, с интересом прислушиваться к советам старейших профессиональных художников. Целеустремлённость и исполнительское мастерство – отличительные личные  качества Гафурова  – позволили ему принять участие в создании дизайна (облицовка керамическими элементами) станции метро Навои в Ташкенте,  декоративных блюд для «Сада поэзии», керамической панджары для Дома отдыха «Румянцево» в Подмосковье, а также  многочисленных декоративных кашпо и ваз для многих  объектов инфраструктуры  как в Ташкенте, так и за его пределами.

В рамках вернисажа  торжественно была  открыта персональная выставка батика и гобелена известных  ферганских мастеров -  творческой династии Пучковских – Владимира (1952), его супруги Светланы Шиховой (1965) и  их дочери Яны Пучковской (1993), студентки второго курса монументального отделения Национального института художеств и дизайна имени Камилиддина Бехзода. Старшая дочь Юлия трудится в Фонде  Марджани в Москве.


Ферганские  мастера охотно рассказали о себе. Разработка  традиционной для Востока техники батика в разнообразных вариациях не случайно стала творческой стезёй для художников.  Три поколения семьи Пучковских тесными  узами связаны с Ферганой и Маргиланом – крупнейшими центрами производства шёлка в Узбекистане.  Их, как и древних мастеров, всегда вдохновляла роскошная  природа Ферганской долины с её богатым растительным миром и  горными отрогами на горизонте.

В ближайшем окружении художников потомственные мастера по выделке шёлковых тканей – «абрбанды»,  «наккоши», красильщики, ткачи, мастера керамики, набойки, резьбы по дереву – носители вековых традиций, и, конечно, ферганские художники-живописцы. Получив великолепную профессиональную школу, изучая и переосмысливая опыт традиционного ремесленничества, впитывая бесконечное разнообразие творческой жизни Ферганской долины, семейное трио создаёт собственные неповторимые шедевры батика – «ферганского», связанного отныне с именами этих талантливых мастеров. На выставке наглядно можно  увидеть, как ремесло в талантливых руках становится  непревзойдённым искусством. В экспозиции представлены только новые произведения, созданные художниками за последние годы. Они пленяют чёткостью незамысловатых рисунков, контрастным звучанием цветов, необыкновенной жизненной теплотой и органикой цветовой гаммы и материала.


Праздник «Навруз» только начинается. В рамках выставки 28 03 14 в 17-00 состоится концерт молодых музыкантов и оперных певцов Узбекистана. Экспозиция продлится до 15 04 14.

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий