вторник, 7 октября 2014 г.

Седьмая Международная Ташкентская Фотобиеннале


«... Фотограф щёлкает, и птичка вылетает»
Б. Окуджава

         Седьмая международная  Ташкентская Фотобиеннале «Параллели, иллюзия и реальность»  открылась в Центральном выставочном зале  АХ Уз  06 10 14 и привлекла к себе много молодёжи. Она организована по инициативе АХ Уз и представляет зрителям серии работ ведущих фотохудожников из 32 стран мира: Узбекистана, Российской Федерации, Туркменистана, Киргизии, Франции, Италии, Индии, Японии, Армении, Саудовской Аравии и композицию Британского Совета «Инстаграмм». Торжественное открытие фотовыставки  состоялось у входа в   Центральный выставочный зал АХ Уз: в  концерте приняли участие ведущие оперные,   эстрадные  артисты и лучшие исполнители народной музыки и танца в Узбекистане. 



          Обращаясь к собравшимся,  председатель Академии художеств Народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов  говорил о важном значении этого творческого смотра  в деле дальнейшего развития узбекской культуры и искусства, всемерной поддержке фотобиеннале  руководством страны, разнообразии форм и методов фотомастеров мира, которые представлены на вернисажах в лучших залах Ташкента и Бухары.



         Главная отличительная особенность экспозиции YII Ташкентской международной биеннале –  её творческий экспериментальный характер и отсутствие даже намёка на парадность и лоск. Многие фотомастера сумели соединить документальность фотографии с художественной  и идейной ценностью, не прибегая к нарочитой компьютерной обработке снимков. Это относится, например, к калининградским снимкам Анны Тыщенко (Узбекистан), передающим не только суровую северную природу, но и её поэзию. Свои фотографии она комментирует  стихами И. Бродского, и это придаёт дополнительный философский  смысл романтическому циклу всей фотосерии:



Секвенция №3

Город холодного сильного ветра и моря,
Город Канта и тайн.
Город ветров и дождей.
Город кричащих чаек и молчаливых людей
Калининберг.
Замерзая, я вижу,
Как за моря солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит,
То ли снег закругляется под каблуком

    Большой интерес у зрителей вызвали талантливые работы Владимира Дубровского (Россия) – серия «Корешки». Автор убеждён, что нравственные духовные ценности  человека формирует, прежде всего, его  семья. Это очень личное размышление языком фотографии о наших корнях – бабушках и дедушках без каких-либо претензий на «истину в последней инстанции».


Его другая, не менее интересная,   фотосерия:  «Пастухи». Наблюдая за жизнью  казахов – пастухов Алтайского высокогорья, фотограф постигает простые и вечные истины. Он открывает ритмы и законы   изначального бытия. Их удел – неустроенность сезонных стоянок. Но в этом нет тягостной обречённости. Их жизнь словно подчинена высшему предназначению, избранному горами, реками или самим Богом.
Владея законами отражённого света, фотограф постигает скрытый свет пастушеских стоянок Алтая и его обитателей. Его проекции являют пастухов как пастырей, хранителей, защитников. Таким образом,  фотограф разгадывает многообразие бесконечного мира среди простого народа и делится своим откровением с нами.
На первый взгляд, бытовые снимки, но они были исполнены  жизненной неприкрашенной правды кочевого быта и маленьких радостей большой души людей. Улыбчивые обветренные  лица пастухов под открытым небом, их жён, занятых мирным привычным приготовлением   национальной пищи в  юртах и ожидающих своих кормильцев  с далёких пастбищ, мне напомнили страницы сокровенной айтматовской прозы («И дольше века длится день»). Его герои,  коренные сарозекцы – казахские номады, в самые трудные времена не покинули свой край, держались до конца в тех местах, где удавалось добыть воду и заново прорыть колодцы. Именно на таких людях, возможно, и  держится земля.




Концептуальные городские пейзажи Дианы Миндубаевой  средствами фотоискусства отразили убыстряющиеся темпы изменения городской среды, окружающей человека. В них было всё знакомо,  и одновременно в них присутствовал свежий взгляд художника, когда неожиданный ракурс знакомых предметов преображает их знакомый образ и делает их  уже  произведением искусства, рождающим новые чувства и художественные ассоциации.
Экспозиция ЦВЗ поражает своим разнообразием. Итальянские мастера знакомят нас с памятниками архитектуры  эпохи Ренессанса                             - Ватиканом с его росписями Рафаэля и Микеланджело – и демонстрируют с помощью фотокамеры, как это великое искусство старых мастеров вписывается в современные ритмы города на семи холмах. Инна Сандлер продолжает практику живописца-автора своей серией «Память» (холст, масло). Светлана Янчук предлагает оценить реальную красоту окружающего мира  - без компьютерной «подчистки». 



Павел Большаков из Киргизии в фотосерии «Памятники» отразил сосуществование людей и вечных памятников и выразил  своеобразный взгляд на проблему существования человека в гармонии с природой. Гайрат Ибрагимов (Узбекистан) представил четырёхминутный видеоарт «Дети песков». Автор видеоролика без слов  делится своими идеями-фантазиями, предшествующими созданию его живописной картины и надеется, что его поймут даже  обычные зрители, далёкие от мира искусства.


Рафаэль Еналиев вводит в оборот современную разновидность конструктивизма: его бесконечные переплетения электрических проводов на телеграфных столбах в центре фотоэкспозиции создают на глазах у ошеломлённых зрителей новую реальность. Здесь мы  видим, как  предельно сблизились  документ и образ, публицистика и своеобразное скрупулёзное исследование натуры.  Р. Еналиев в оригинальной чёрно-белой фотосерии смело  преобразил окружающую  инфраструктуру в новом художественном контексте. Таким образом, он  смог  показать,  как   встречаются в одном ряду, лицом к лицу не как противопоставление, а как взаимопритяжение,   художественный вымысел с  брутальной реальностью, поэзия и проза жизни:
Когда стена возникает,
Уже нет смысла искать Вход-выход,
Я выключаю свет
И в тишине у стены вспоминаю
Сотни проводов-проводников связывают меня  с ним, с ней,
              С  видимыми или  уже невидимыми
               другими временами- мирами.
              Из воспоминаний возникают лучи-улицы,
              Из нитей – свет.
              Стена расступается…
              И путь вновь ведёт к горизонту,
              Где возникнет стена,
              Чтобы  я снова выключил свет.

               Браво, маэстро!






Никто из зрителей не мог остаться равнодушным к фотосерии  «Путешествие в Узбекистан»  Пайрама (Франция). Французский фотограф родом из Тегерана, - рассказывал на открытии фотобиеннале, - Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Узбекистане Жак-Анри Эльс, -  предпринял путешествие в Центральную Азию  по следам Поля Надара, сына Феликса Надара.
В 1890 году путешествие Поля Надара в Туркестан по Закаспийской железной дороге позволило ему создать уникальный фотоархив по Центральной Азии. С этими фотографиями  жители и гости узбекской столицы неоднократно были знакомы по прошлым экспозициям в ташкентском Доме фотографии. Запечатлённые портреты и пейзажи не только отображают тягу к восточным мотивам, но и стали плодом технического эксперимента. Фотограф должен был протестировать   более лёгкие и простые в пользовании аппараты  фирмы  «Кодак».
Именно с такими же техническими   возможностями  - фотокамерами и пластинами 20х25 –  Пайрам приехал фотографировать современный Узбекистан. Он увидел своими глазами Ташкент, Бухару и Самарканд и по-своему запечатлел эти древнейшие города и их жителей  в своих снимках как очевидец новой эпохи.
В наше время, когда фотоплёнка повсюду заменяется цифровой фотографией, Пайрам напомнил нам, насколько фотоснимок является результатом череды технических жестов, «неспешной хореографии  плёнки и затвора, возводящих окружающий мир до уровня поэзии».
Для многих  поклонников фотоискусства стало настоящим счастьем встреча на  YII международном фотобиеннале с Владимиром Жирновым и Виктором Аном из Ташкента. Это настоящие профессионалы своего дела. «Что бы они ни снимали,  –  по мнению историка и знатока художественной фотографии Б.А. Голендера, - получаются  великолепные произведения фотоискусства, без привлечения фотошопа и иных изысков».
Их  жизненные фотосерии  напомнили   мастеров другой старейшей   генерации достойных профессионалов  –  несравненного Юрия Роста с его рубрикой «Взгляд» в газете «Комсомолькая правда», Валентина Пескова, Валерия Аграновского и многих других  журналистов с их  пронзительными, полными любви и душевного тепла рассказами (которые сопровождали фотошедевры) о людях. Юрия Роста  всегда интересовал ЧЕЛОВЕК. И только ЧЕЛОВЕК. А вожди, политика, партии и прочее  он старался пропускать мимо себя: «И правильно делал - сберёг душу…» - говорят его бывшие коллеги-журналисты.
Владимир Жирнов – профессиональный фотожурналист и фотохудожник представил серию «Лики Центральной Азии». Долгое время он работал в информационном агентстве и в редакции журнала «Саодат». Фотограф переживает с распадом бывшего Союза, как его следствие,  разрыв поколений. Теперь, в отличие от мощной советской прессы с её огромным количеством снимков, стимулирующим профессиональный рост фотокорреспондентов,  ныне  возобладало ремесло – люди полагаются на автоматику, хотя нужно снимать головой и душой. «Фотография – это сплав техники, ремесла и искусства, - формулирует Владимир. - В жанровой фотографии необходимо «оказаться здесь и сейчас». Искусство возникает тогда, когда мир отражается  в личности художника».




Сейчас Владимир Жирнов  - один из немногих фотохудожников Узбекистана, интенсивно осваивающих пространство мирового фотоискусства. Его работы включены  в галерею престижного сайта профессиональной фотографии «Профотос». О нём можно сказать стихами А. Вознесенского, слегка перефразировав их:
«Аристократизм в красоте,
Не среди родословных дубрав,
Сын плотника - на кресте,
Владимир Жирнов - фото-Граф».

Виктор Ан – художник, преобразивший свою собственную жизнь и своего народа  в предмет искусства. Он в своей фотосерии рассказывает о драматической судьбе советских корейцев. В его серии преобладает тема стены, символизирующая советскую систему ограничений  и внутреннюю жизненную коллизию художника. Виктор Ан – автор многочисленных серий фоторабот: «До востребования», «Памяти минувших дней», «Между мигом и вечностью», «Самарканд» и др. В них отражаемый мир незаметно становится его собственным, творимым, созидаемым им миром.
Есть фотографы-репортёры (их искусство – мгновенно схваченная кульминация событий), есть фотографы, приближающие снимок к графике или живописи. Виктор Ан -   фотограф-режиссёр. Он задумывает фотографию как постановку. Вглядываясь в предмет, он  открывает духовную атмосферу, в которой мы можем обнаружить  черты его особой внутренней жизни, генетически связанной с историей корейского народа.


       Представленные в ЦВЗ АХ Уз  фотоработы в целом наглядно свидетельствуют об интенсивной творческой жизни в мире фотоискусства Узбекистана, а также о резонансе с поисками мастеров зарубежья и о глубокой заинтересованности современных фотографов в художественном освоении  действительности. Судя по  массовому потоку людей, пришедших на YII фотобиеннале, ни одна эпоха, как наша, не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности жизненного материала. Небывалая мега-фотовыставка  продлится до 12 октября этого года на разных столичных музейных  площадках  и в выставочных залах в Ташкенте и Бухаре. В рамках биеннале открыта  также выставка по итогам конкурса «Территория детства», посвященная году «Здорового ребенка». Седьмого октября , в соответствии с программой , проходили  выставки, мастер –классы  фотохудожников из Англии, Японии, Италии,  России, Белоруссии, Узбекистана, Румынии и Казахстана.  Восьмого  октября любителей искусств ожидают  мастер-класс Томаса Элсина (Германия), выставка к столетию Тель-Авива, вернисажи Владимира Соколова и Владимира Шлосберга (Узбекистан), а также их коллег из Латвии и Японии.
       YII Ташкентская международная фотобиеннале,  несомненно, привлечёт к себе сотни молодых  любителей и зрелых мастеров фотоискусства новаторскими  исканиями фотографов не только из нашей  страны, но ближнего и дальнего  зарубежья: это и есть наглядная интеграция нашей страны в мировое сообщество.

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет:

Отправить комментарий