«... Фотограф щёлкает, и
птичка вылетает»
Б. Окуджава
Седьмая международная Ташкентская Фотобиеннале «Параллели, иллюзия
и реальность» открылась в Центральном выставочном зале АХ Уз
06 10 14 и привлекла к себе много молодёжи. Она организована по
инициативе АХ Уз и представляет зрителям серии работ ведущих фотохудожников из
32 стран мира: Узбекистана, Российской Федерации, Туркменистана, Киргизии,
Франции, Италии, Индии, Японии, Армении, Саудовской Аравии и композицию Британского Совета
«Инстаграмм». Торжественное открытие фотовыставки состоялось у входа в Центральный выставочный зал АХ Уз: в концерте приняли участие ведущие
оперные, эстрадные артисты и лучшие исполнители народной музыки
и танца в Узбекистане.
Обращаясь к собравшимся, председатель Академии художеств Народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов говорил о важном значении этого творческого смотра в деле дальнейшего развития узбекской культуры и искусства, всемерной поддержке фотобиеннале руководством страны, разнообразии форм и методов фотомастеров мира, которые представлены на вернисажах в лучших залах Ташкента и Бухары.
Обращаясь к собравшимся, председатель Академии художеств Народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов говорил о важном значении этого творческого смотра в деле дальнейшего развития узбекской культуры и искусства, всемерной поддержке фотобиеннале руководством страны, разнообразии форм и методов фотомастеров мира, которые представлены на вернисажах в лучших залах Ташкента и Бухары.
Главная
отличительная особенность экспозиции YII Ташкентской международной биеннале – её творческий экспериментальный характер и
отсутствие даже намёка на парадность и лоск. Многие фотомастера сумели
соединить документальность фотографии с художественной и идейной ценностью, не прибегая к нарочитой
компьютерной обработке снимков. Это относится, например, к калининградским
снимкам Анны Тыщенко (Узбекистан),
передающим не только суровую северную природу, но и её поэзию. Свои фотографии
она комментирует стихами И. Бродского, и
это придаёт дополнительный философский смысл романтическому циклу всей фотосерии:
Секвенция
№3
Город холодного сильного ветра и моря,
Город Канта и тайн.
Город ветров и дождей.
Город кричащих чаек и молчаливых людей
Калининберг.
Замерзая, я вижу,
Как за моря солнце садится и никого
кругом.
То ли по льду каблук скользит,
То ли снег закругляется под каблуком
Большой интерес у зрителей вызвали талантливые работы Владимира Дубровского (Россия) – серия «Корешки». Автор убеждён, что нравственные духовные ценности человека формирует, прежде всего, его семья. Это очень личное размышление языком
фотографии о наших корнях – бабушках и дедушках без каких-либо претензий на
«истину в последней инстанции».
Его другая, не
менее интересная, фотосерия: «Пастухи».
Наблюдая за жизнью казахов – пастухов
Алтайского высокогорья, фотограф постигает простые и вечные истины. Он
открывает ритмы и законы изначального бытия. Их удел – неустроенность
сезонных стоянок. Но в этом нет тягостной обречённости. Их жизнь словно
подчинена высшему предназначению, избранному горами, реками или самим Богом.
Владея законами
отражённого света, фотограф постигает скрытый свет пастушеских стоянок Алтая и
его обитателей. Его проекции являют пастухов как пастырей, хранителей,
защитников. Таким образом, фотограф
разгадывает многообразие бесконечного мира среди простого народа и делится
своим откровением с нами.
На первый
взгляд, бытовые снимки, но они были исполнены
жизненной неприкрашенной правды кочевого быта и маленьких радостей
большой души людей. Улыбчивые обветренные
лица пастухов под открытым небом, их жён, занятых мирным привычным приготовлением национальной пищи в юртах и ожидающих своих кормильцев с далёких пастбищ, мне напомнили страницы
сокровенной айтматовской прозы («И дольше века длится день»). Его герои, коренные сарозекцы – казахские номады, в
самые трудные времена не покинули свой край, держались до конца в тех местах,
где удавалось добыть воду и заново прорыть колодцы. Именно на таких людях,
возможно, и держится земля.
Концептуальные
городские пейзажи Дианы Миндубаевой средствами фотоискусства отразили
убыстряющиеся темпы изменения городской среды, окружающей человека. В них было
всё знакомо, и одновременно в них
присутствовал свежий взгляд художника, когда неожиданный ракурс знакомых
предметов преображает их знакомый образ и делает их уже
произведением искусства, рождающим новые чувства и художественные
ассоциации.
Экспозиция ЦВЗ
поражает своим разнообразием. Итальянские мастера знакомят нас с памятниками
архитектуры эпохи Ренессанса - Ватиканом с его
росписями Рафаэля и Микеланджело – и демонстрируют с помощью фотокамеры, как
это великое искусство старых мастеров вписывается в современные ритмы города на
семи холмах. Инна Сандлер продолжает
практику живописца-автора своей серией «Память» (холст, масло). Светлана Янчук предлагает оценить реальную
красоту окружающего мира - без
компьютерной «подчистки».
Павел
Большаков из Киргизии в фотосерии «Памятники» отразил сосуществование людей
и вечных памятников и выразил
своеобразный взгляд на проблему существования человека в гармонии с
природой. Гайрат Ибрагимов
(Узбекистан) представил четырёхминутный видеоарт «Дети песков». Автор
видеоролика без слов делится своими
идеями-фантазиями, предшествующими созданию его живописной картины и надеется,
что его поймут даже обычные зрители,
далёкие от мира искусства.
Рафаэль Еналиев вводит в оборот современную
разновидность конструктивизма: его бесконечные переплетения электрических
проводов на телеграфных столбах в центре фотоэкспозиции создают на глазах у
ошеломлённых зрителей новую реальность. Здесь мы видим, как
предельно сблизились документ и
образ, публицистика и своеобразное скрупулёзное исследование натуры. Р. Еналиев в оригинальной чёрно-белой фотосерии
смело преобразил окружающую инфраструктуру в новом художественном контексте.
Таким образом, он смог показать,
как встречаются в одном ряду,
лицом к лицу не как противопоставление, а как взаимопритяжение, художественный
вымысел с брутальной реальностью, поэзия
и проза жизни:
Когда стена возникает,
Уже нет смысла искать
Вход-выход,
Я выключаю свет
И в тишине у стены
вспоминаю
Сотни проводов-проводников
связывают меня с ним, с ней,
С видимыми
или уже невидимыми
другими
временами- мирами.
Из воспоминаний возникают лучи-улицы,
Из нитей – свет.
Стена расступается…
И путь вновь ведёт к горизонту,
Где возникнет стена,
Чтобы я снова
выключил свет.
Браво, маэстро!
Никто из
зрителей не мог остаться равнодушным к фотосерии «Путешествие
в Узбекистан» Пайрама (Франция). Французский
фотограф родом из Тегерана, - рассказывал на открытии фотобиеннале, -
Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Узбекистане Жак-Анри Эльс, - предпринял путешествие в Центральную Азию по следам Поля Надара, сына Феликса Надара.
В 1890 году
путешествие Поля Надара в Туркестан по Закаспийской железной дороге позволило
ему создать уникальный фотоархив по Центральной Азии. С этими
фотографиями жители и гости узбекской
столицы неоднократно были знакомы по прошлым экспозициям в ташкентском Доме
фотографии. Запечатлённые портреты и пейзажи не только отображают тягу к
восточным мотивам, но и стали плодом технического эксперимента. Фотограф должен
был протестировать более лёгкие и
простые в пользовании аппараты фирмы «Кодак».
Именно с такими
же техническими возможностями - фотокамерами и пластинами 20х25 – Пайрам приехал фотографировать современный Узбекистан.
Он увидел своими глазами Ташкент, Бухару и Самарканд и по-своему запечатлел эти
древнейшие города и их жителей в своих
снимках как очевидец новой эпохи.
В наше время,
когда фотоплёнка повсюду заменяется цифровой фотографией, Пайрам напомнил нам,
насколько фотоснимок является результатом череды технических жестов, «неспешной
хореографии плёнки
и затвора, возводящих окружающий мир до уровня поэзии».
Для многих поклонников фотоискусства стало настоящим
счастьем встреча на YII международном фотобиеннале с Владимиром Жирновым и Виктором Аном из Ташкента. Это
настоящие профессионалы своего дела. «Что бы они ни снимали, – по
мнению историка и знатока художественной фотографии Б.А. Голендера, -
получаются великолепные произведения
фотоискусства, без привлечения фотошопа и иных изысков».
Их жизненные фотосерии напомнили мастеров другой старейшей генерации
достойных профессионалов – несравненного Юрия Роста с его рубрикой
«Взгляд» в газете «Комсомолькая правда», Валентина Пескова, Валерия
Аграновского и многих других журналистов
с их пронзительными, полными любви и
душевного тепла рассказами (которые сопровождали фотошедевры) о людях. Юрия
Роста всегда интересовал ЧЕЛОВЕК. И
только ЧЕЛОВЕК. А вожди, политика, партии и прочее он старался пропускать мимо себя: «И правильно
делал - сберёг душу…» - говорят его бывшие коллеги-журналисты.
Владимир Жирнов – профессиональный фотожурналист и
фотохудожник представил серию «Лики Центральной Азии». Долгое время он работал
в информационном агентстве и в редакции журнала «Саодат». Фотограф переживает с
распадом бывшего Союза, как его следствие,
разрыв поколений. Теперь, в отличие от мощной советской прессы с её
огромным количеством снимков, стимулирующим профессиональный рост
фотокорреспондентов, ныне возобладало ремесло – люди полагаются на
автоматику, хотя нужно снимать головой и душой. «Фотография – это сплав техники,
ремесла и искусства, - формулирует Владимир. - В жанровой фотографии необходимо
«оказаться здесь и сейчас». Искусство возникает тогда, когда мир
отражается в личности художника».
Сейчас Владимир
Жирнов - один из немногих фотохудожников
Узбекистана, интенсивно осваивающих пространство мирового фотоискусства. Его
работы включены в галерею престижного
сайта профессиональной фотографии «Профотос». О нём можно сказать стихами А.
Вознесенского, слегка перефразировав их:
«Аристократизм в красоте,
Не среди родословных дубрав,
Сын плотника - на кресте,
Владимир
Жирнов - фото-Граф».
Виктор Ан – художник, преобразивший свою собственную жизнь и
своего народа в предмет искусства. Он в
своей фотосерии рассказывает о драматической судьбе советских корейцев. В его
серии преобладает тема стены, символизирующая советскую систему
ограничений и внутреннюю жизненную
коллизию художника. Виктор Ан – автор многочисленных серий фоторабот: «До
востребования», «Памяти минувших дней», «Между мигом и вечностью», «Самарканд»
и др. В них отражаемый мир незаметно становится его собственным, творимым,
созидаемым им миром.
Есть
фотографы-репортёры (их искусство – мгновенно схваченная кульминация событий),
есть фотографы, приближающие снимок к графике или живописи. Виктор Ан - фотограф-режиссёр. Он задумывает фотографию
как постановку. Вглядываясь в предмет, он открывает духовную атмосферу, в которой мы
можем обнаружить черты его особой внутренней
жизни, генетически связанной с историей корейского народа.
Представленные в ЦВЗ АХ Уз фотоработы в целом наглядно свидетельствуют
об интенсивной творческой жизни в мире фотоискусства Узбекистана, а также о
резонансе с поисками мастеров зарубежья и о глубокой заинтересованности
современных фотографов в художественном освоении действительности. Судя
по массовому потоку людей, пришедших на YII фотобиеннале, ни одна эпоха, как наша,
не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности
жизненного материала. Небывалая
мега-фотовыставка продлится до 12
октября этого года на разных столичных музейных
площадках и в выставочных залах в
Ташкенте и Бухаре. В рамках биеннале открыта
также выставка по итогам конкурса «Территория детства», посвященная году
«Здорового ребенка». Седьмого октября , в соответствии с программой ,
проходили выставки, мастер –классы фотохудожников из Англии, Японии, Италии, России, Белоруссии, Узбекистана, Румынии и
Казахстана. Восьмого октября любителей искусств ожидают мастер-класс Томаса Элсина (Германия),
выставка к столетию Тель-Авива, вернисажи Владимира Соколова и Владимира
Шлосберга (Узбекистан), а также их коллег из Латвии и Японии.
YII Ташкентская
международная фотобиеннале, несомненно,
привлечёт к себе сотни молодых любителей
и зрелых мастеров фотоискусства новаторскими
исканиями фотографов не только из нашей
страны, но ближнего и дальнего зарубежья: это и есть наглядная интеграция
нашей страны в мировое сообщество.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий