Ежегодно Ташкентский общественный
клуб-музей А. Ахматовой отмечает две даты – день рожденья (26 09 1892 - 8
октября, по новому стилю) и день гибели М. Цветаевой (31 08 1941)
всемирными «цветаевскими кострами»,
возле которых любители русской поэзии читают стихи выдающейся современницы А.
Ахматовой. Они загорятся в Москве, тихой калужской Тарусе, Новосибирске,
Ташкенте, Бухаре и других городах.
В этом году 09 10 14 тринадцатый
цветаевский костёр зажёгся в клубе «Мангалочий дворик А. Ахматовой» во дворе
Российского центра науки и культуры РУз. С приветственным словом к поклонникам
поэзии «серебряного века» обратился Руководитель РЦНК В.Н. Шулик. Он рассказал,
как в это время горит 35-ый символический цветаевский костёр в российской
столице, от искры которого загорелись костры на узбекской земле – Ташкенте и
Бухаре – как много это значит для светлой памяти Марины Цветаевой, однажды
сказавшей о своём дне рожденья: «Красною
кистью рябина зажглась./ Падали листья. Я родилась» и позднее о себе: «Иногда
вулканы взрываются сокровищами. Дать взорваться больше, чем добыть».
О параллелях и сложных пересечениях
в судьбах двух великих поэтов
«серебряного века» - Ахматовой и Цветаевой - хотя виделись они только однажды в
Москве - рассказала Руководитель клуба «Мангалочий дворик» А.В.
Маркевич. По её утверждению, как бы там
ни было, а имена Ахматовой и Цветаевой в истории русской поэзии «серебряного
века» стоят рядом, несмотря на различия,
которые были между ними в их творчестве. Анне Ахматовой Марина Цветаева
посвятила цикл стихов, среди которых были заветные строки:
«Бог меня —
одну поставил
Посреди большого света.
— Ты не женщина, а птица.
Посему: летай и пой!»
Посреди большого света.
— Ты не женщина, а птица.
Посему: летай и пой!»
Несмотря на разность творческих судеб и
противоположность поэтических интонаций – где у Ахматовой в любовной лирике камерность, строгая
гармония, тихая речь, молитвенный шёпот,
там у Цветаевой - обращённость ко
всему миру, резкие нарушения привычной гармонии, крик, «вопль вспоротого
нутра», - при всех этих расхождениях,
их объединяет много общего.
Это, прежде всего, незаурядный поэтический талант, их схожие литературные кумиры – А. Пушкин, А. Блок, Б.
Пастернак и, наконец, само время, полное политических коллизий – годы первой мировой
войны, революции, гражданской войны и начало
второй мировой войны. Оно
вдохнуло в их поэзию обжигающий гражданственный накал, вырастающий гуманизм из непреодолимой
любви к жизни и драматизм постижения большой правды ХХ века,
и как следствие, их значительный вклад в культуру русского стиха прошлого
столетия и их влияние на современное состояние русской литературы.
Интерес к поэзии М. Цветаевой возрастает
непрерывно, так как в ней есть
неразгаданная тайна, а её роман с собственной душой кажется неоконченным: «Вся моя
жизнь – роман с собственной душой» (Марина Цветаева). Она нашла формулу подлинной поэзии: «Равенство дара души и глагола – вот
поэт!». Читатели, декламаторы и
зрители на литературно-музыкальном вечере сошлись в одном: «Судьба поэта трагична, её поэзия – бессмертна. Руководитель
детского театра «Золотой ключик» Елена Кузнецова выразила своё отношение к М.
Цветаевой своими стихами: «Небес связующая нить почти незримо через года, через века - к тебе, Марина!»
В
литературно-музыкальной программе о Марине Цветаевой рассказывали, читали её стихи и пели песни на её стихи исполнители
авторской песни Геннадий Арефьев, Алина Денисова из Ташкентского клуба
авторской песни и поэзии «Арча», актриса Александра Андреева, а также молодые учащиеся гуманитарных курсов РЦНК,
среди которых особенно отличились артистизмом Кристина Азарных с песней
«Посвящение женщине» и ведущие программы,
третьекурсники гуманитарного направления РЦНК Малика Рахимова и Андрей Белевич.
Ташкентский
поэт Александр Курышев рассказал о дочери М. Цветаевой – Ариадне Эфрос и её непрерывной
духовной связи с матерью, результатом которой стала книга её воспоминаний. А.В.
Маркевич поведала – о сыне поэтессы –
Георгии Эфросе, тяжело переживавшем безвременную кончину матери 31август 1941
г., добровольно ушедшем на фронт и
погибшем в первом же бою.
Программу
украсила тематическая слайд-панорама, посвящённая жизни и вехам творческого
пути М.Цветаевой, связанным с Берлином,
Прагой, Парижем и, конечно, с Москвой и Тарусой. Здесь стоят памятники поэту,
вернувшемуся из эмиграции, не понятому никем, покончившему с собой в Елабуге в начале второй мировой войны, но
никогда не верившему в смерть как окончанию жизни:
«Мы
жаждем, обозрев под солнцем всё, что есть,
На
дно твоё нырнуть – Ад или Рай – едино! –
В
неведомого глубь – чтоб новое обресть!»
1940
Приятным
сюрпризом для всех собравшихся стали руссисты из Москвы, приехавшие на
научно-практическую конференцию в Ташкент, чтобы обменяться методическим опытом
с нашими отечественными филологами в обучении русскому языку иностранцев. Маргарита Сергеевна Берсенева, доцент Московского городского педагогического
университета, и литературовед Элеонора Фёдоровна Шафранская, выпускница Таш
ГУ, участники конференции, признались, что они поражены высоким
профессиональным уровнем и накопленным
практическим опытом узбекских коллег. Гости из Москвы поделились своими впечатлениями о Ташкенте: им очень понравились
современная архитектура, зелёные кварталы, «старый город» с его историческим
обликом, литературный Ташкент, традиционный красочный восточный базар,
национальная кухня и умение людей сохранять
национальные традиции и культуру, историческую память. Руссисты готовы приезжать к нам не только обмениваться
опытом, но и отдыхать: «Если Москва – 15-миллионный город с его пробками на дорогах и перегруженным
ежедневными заботами, спешащим на
высоких скоростях населением, то Ташкент – это город для счастливой жизни, самый тёплый город Земли».
Гости
и хозяева РЦНК ещё долго не расходились и
обменивались своими впечатлениями, а также бессмертными пророческими стихами М.
Цветаевой:
«Разбросанным
в пыли по магазинам
(Где
их никто не брал и не берёт!),
Моим
стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черёд».
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий