четверг, 9 октября 2014 г.

Цветаевские костры. К 122-летию со дня рождения Марины Цветаевой



Ежегодно Ташкентский общественный клуб-музей А. Ахматовой отмечает две даты – день рожденья (26 09 1892 - 8 октября, по новому стилю) и день гибели М. Цветаевой (31 08 1941) всемирными  «цветаевскими кострами», возле которых любители русской поэзии читают стихи выдающейся современницы А. Ахматовой. Они загорятся в Москве, тихой калужской Тарусе, Новосибирске, Ташкенте, Бухаре и других городах.


В этом году 09 10 14 тринадцатый цветаевский костёр зажёгся в клубе «Мангалочий дворик А. Ахматовой» во дворе Российского центра науки и культуры РУз. С приветственным словом к поклонникам поэзии «серебряного века» обратился Руководитель РЦНК В.Н. Шулик. Он рассказал, как в это время горит 35-ый символический цветаевский костёр в российской столице, от искры которого загорелись костры на узбекской земле – Ташкенте и Бухаре – как много это значит для светлой памяти Марины Цветаевой, однажды сказавшей о своём дне рожденья: «Красною кистью рябина зажглась./ Падали листья. Я родилась» и позднее  о себе: «Иногда вулканы взрываются сокровищами. Дать взорваться больше, чем добыть».


О параллелях и сложных пересечениях в  судьбах двух великих поэтов «серебряного века» - Ахматовой и Цветаевой - хотя виделись они только однажды в Москве -  рассказала  Руководитель клуба «Мангалочий дворик» А.В. Маркевич.  По её утверждению, как бы там ни было, а имена Ахматовой и Цветаевой в истории русской поэзии «серебряного века» стоят рядом, несмотря на  различия, которые были между ними в их творчестве. Анне Ахматовой Марина Цветаева посвятила цикл стихов, среди которых были заветные строки:
«Бог меня — одну поставил
Посреди большого света.
— Ты не женщина, а птица.
Посему: летай и пой!»
Несмотря на разность творческих судеб и противоположность поэтических интонаций – где у Ахматовой  в любовной лирике камерность, строгая гармония, тихая речь, молитвенный шёпот,  там у Цветаевой -  обращённость ко всему миру, резкие нарушения привычной гармонии, крик, «вопль вспоротого нутра»,  - при всех этих расхождениях, их  объединяет много общего.
Это, прежде всего, незаурядный поэтический   талант, их схожие  литературные кумиры – А. Пушкин, А. Блок, Б. Пастернак и, наконец,  само время, полное  политических коллизий – годы первой мировой войны, революции, гражданской войны и начало  второй мировой войны. Оно  вдохнуло в их поэзию обжигающий гражданственный  накал, вырастающий гуманизм из непреодолимой любви к жизни  и  драматизм постижения большой правды ХХ века, и как следствие, их значительный вклад в культуру русского стиха прошлого столетия и их влияние на современное состояние русской  литературы. 
Интерес к поэзии М. Цветаевой возрастает непрерывно, так как в ней есть  неразгаданная тайна, а её роман с собственной душой кажется неоконченным: «Вся моя  жизнь – роман с собственной душой» (Марина Цветаева). Она нашла формулу подлинной поэзии: «Равенство дара души и глагола – вот поэт!». Читатели, декламаторы  и зрители  на литературно-музыкальном  вечере сошлись в одном: «Судьба поэта трагична, её поэзия – бессмертна. Руководитель детского театра «Золотой ключик» Елена Кузнецова выразила своё отношение к М. Цветаевой своими стихами: «Небес связующая нить почти незримо  через года, через века - к тебе, Марина!» 
В литературно-музыкальной программе о Марине Цветаевой рассказывали,  читали её стихи и пели песни на её стихи исполнители авторской песни Геннадий Арефьев, Алина Денисова из Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча», актриса Александра Андреева, а также  молодые учащиеся гуманитарных курсов РЦНК, среди которых особенно отличились артистизмом Кристина Азарных с песней «Посвящение женщине» и  ведущие программы, третьекурсники гуманитарного направления РЦНК  Малика Рахимова и Андрей Белевич.
Ташкентский поэт Александр Курышев рассказал о дочери М. Цветаевой – Ариадне Эфрос и её непрерывной духовной связи с матерью, результатом которой стала книга её воспоминаний. А.В. Маркевич поведала  – о сыне поэтессы – Георгии Эфросе, тяжело переживавшем безвременную кончину матери 31август 1941 г.,   добровольно ушедшем на фронт и погибшем в первом же бою.
Программу украсила тематическая слайд-панорама, посвящённая жизни и вехам творческого пути М.Цветаевой, связанным с  Берлином, Прагой, Парижем и, конечно, с Москвой и  Тарусой. Здесь стоят памятники поэту, вернувшемуся из эмиграции, не понятому никем, покончившему с собой в  Елабуге в начале второй мировой войны, но никогда не верившему в смерть как окончанию жизни:
«Мы жаждем, обозрев под солнцем всё, что есть,
На дно твоё нырнуть – Ад или Рай – едино! –
В неведомого глубь – чтоб новое обресть!»
1940


Приятным сюрпризом для всех собравшихся стали руссисты из Москвы, приехавшие на научно-практическую конференцию в Ташкент, чтобы обменяться методическим опытом с нашими отечественными филологами в обучении русскому языку иностранцев.  Маргарита Сергеевна Берсенева, доцент  Московского городского педагогического университета, и литературовед Элеонора Фёдоровна Шафранская, выпускница Таш ГУ,  участники  конференции,  признались, что они поражены высоким профессиональным уровнем  и накопленным практическим опытом узбекских коллег. Гости из Москвы  поделились своими  впечатлениями о Ташкенте: им очень понравились современная архитектура, зелёные кварталы, «старый город» с его историческим обликом, литературный Ташкент, традиционный красочный восточный базар, национальная кухня и умение людей сохранять  национальные традиции и культуру, историческую память. Руссисты  готовы приезжать к нам не только обмениваться опытом, но и отдыхать: «Если Москва – 15-миллионный город с его  пробками на дорогах и перегруженным ежедневными заботами, спешащим  на высоких скоростях населением, то Ташкент – это город для счастливой  жизни, самый тёплый город Земли».

Гости и хозяева РЦНК ещё долго не расходились и  обменивались своими впечатлениями, а также  бессмертными пророческими стихами М. Цветаевой:
«Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд».

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет:

Отправить комментарий