понедельник, 3 ноября 2014 г.

 4 ноября – День народного единства

"Приходите на баранки вечерком..."

«С Днем народного единства поздравляю,
Пусть над нами светит мир и благодать,
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,
Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Не разрушит нашу мощь никто и силу,
Только вместе сможем все преодолеть,
И расскажем всей планете, всему миру,
Что народ един, его не одолеть!»
(WWW. Мой мир)


Вот я и дома. Съездила удачно на недельку в Алматы (современное произношение на казахский лад), расположенный у подножия небесных гор Тянь-Шаня, с 1997 г после переноса столицы в Астану достойно оправдывающий  в глазах туристов почётный статус города республиканского значения. История города насчитывает более тысячи лет и поэтому, по признанию алматинцев, он имеет свою душу и свой нрав, надо только получше вглядеться в него.
 Каждому приезжему с первых шагов от «идите вверх» (к горам в южном направлении) до «идите вниз» (в северном направлении) он дарит множество положительных эмоций и впечатлений!  В октябрьскую пору задержавшегося «бабьего лета» здесь поражает мягкий климат,  прозрачный  горный  воздух  и красочная многоцветная природа утопающего в осенней листве совершенно чистого,  умытого переменными дождями  города, с юга обрамлённого снежными вершинами Заилийского Алатау – северного хребта Тянь-Шаня.
Знакомство с бывшей казахской столицей  (1927-1997) я начала  с  главной площади города -  площади Республики. На ней в ярком утреннем освещении в небесную синь упирались высотные здания акимата (центральная исполнительная власть города) и резиденция  Президента Республики Казахстан. Этот парадный официоз современной архитектуры из стекла и бетона разбавляли окружающие уютные зелёные и вперемежку с ними огненно-оранжевые  скверы с фонтанами и главная достопримечательность площади – Монумент независимости.  Я подошла как можно ближе к  двадцати восьмиметровой стеле, которую венчает «Золотой воин» верхом на крылатом барсе.

В этот же день я увидела его документальный прототип - «Золотого человека» из Иссыкского кургана – находку, датируемую 5-6 вв до н.э. - в Центральном государственном музее, в котором в четырёх экспозиционных залах были представлены археологические  и природные свидетельства многовековой истории Казахстана. Надо отдать должное эстетическому вкусу местных  архитекторов  и скульпторов, придавших монументальной вертикали  в центре города неожиданно камерный,  сказочный,  домашний характер.  У подножия стелы уютно по-семейному  разместилась скульптурная группа из аллегорических фигур: «Мудреца-неба», «Матери-земли» и двоих детей на жеребятах. Фигуры размещены по четырём сторонам света  и символизируют семью – основу государства и рода человеческого, а также молодость и светлое будущее.


Здесь в яблочном городе я встретилась с моей бывшей однокурсницей Милкой Шевченко-философом, подругой моей и Жанки Жамеловой  со студенческих лет журфака МГУ. Поработав на центральном радиоканале  «Юность» в Москве, моя закадычная  подруга вскоре  переквалифицировалась в философа, защитила кандидатскую диссертацию по социальной философии. В Алмате она находилась  в длительной научной командировке, собирала  материал по социальной  философии и культурологи на тему: «Тюркский мир».



Несмотря на прожитые годы,  в душе моя подруга для меня осталась прежней наивной, солнечной искромётной славянкой, очень эмоциональной,  сердечной и внутренне свободной, открытой для всего многополярного мира. Мы с ней весь день  бродили по Ботаническому саду КазГУ и говорили без конца обо всём на свете. Её глаза искрились, как в далёкой юности, а рот ни на секунду не замолкал: «А ещё я хотела тебе рассказать… Мы бродяги и нищие, но мы романтики», - в конце нашей встречи заключила она. 
С талантливой семьёй коренных алматинцев в шестом поколении  Александра  Дмитриевича Хайленко я была знакома давно, но общалась с ними  достаточно поверхностно на международных фестивалях авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд», ежегодно организуемых  Ташкентским  клубом   авторской песни «Арча». На  фестивали Хайленко  приезжали в разном семейном составе и всегда поражали собравшихся неповторимым  профессиональным  исполнением авторской песни, подкреплённым желанием помогать в организации и спонсировании фестивалей самодеятельной песни.  
По профессии А.Д. Хайленко, его супруга Галина и их двое взрослых сыновей – Алексей и Юрий  потомственные медики, а по интересам –  талантливые исполнители авторской песни, дающие семейные концерты на сценах различных самодеятельных клубов. В этот раз мы  особенно душевно сблизились на уровне  совместной загородной поездки на Медеу и Шымбулак с соответствующей фотосъёмкой и дружеского затяжного застолья, когда все его участники пьянеют от музыки, хотя и умеренно употребляют горячительные напитки с хорошей вкусной домашней закуской, искусно приготовленной супругой А.Д. Хайленко –  прекрасной хлебосольной Галиной.

Меня  встречали на широкую ногу: весь вечер угощали  чудесными напитками и кормили до отвала деликатесами, пели на гитаре свои и чужие песни – так что я очень даже была растрогана таким тёплым приёмом алматинцев. В преддверии 75-летнего юбилея А. Файнберга Алексей под гитару спел песню: "Колдует ночь, на то и ночь она" и вспомнил, как  автор этих трепетных стихов поднялся к нему на сцену и обнял его в знак признательности. Старший Хайленко спел песню на стихи Александра Файнберга: "На горе лес велик, тает зимний снег. Ты родник,  я родник и преграды нет...".  


Гвоздём импровизированного домашнего концерта была песня главы семьи Александра Хайленко на стихи его любимого поэта и друга Владимира Баграмова:

«Приходите на баранки вечерком,
Приходите! Жизнь обидно коротка.
Я по облаку гуляю босиком.
Только режутся, как бритвы, облака»





















Белый «джип», несмотря на непогоду, стремительно и легко мчался вверх на перевал высотой 1700 м  над уровнем моря,  и уже через полчаса езды от центра города мы достигли крупнейшего в мире высокогорного комплекса для зимних видов спорта «Медеу»,  получившего мировое признание. Он был построен в 1972 г. Ледовое поле  площадью 10,5 тысяч  квадратных метров и в одном километре от него в 15 минутах езды - Шымбулак – станция подвесной гондольной дороги на горнолыжный курорт
мирового класса на высоте более 2 260 метров над уровнем моря – это самые популярные места отдыха жителей и гостей Алматы. И мы здесь были!





 Прощаясь, А.Д. Хайленко  назвал меня и моего старинного друга из Новосибирска Евгения  членами своей большой семьи. В ответ я написала экспромт  и посвятила его А.Д. Хайленко и его семье: 
Моим алматинским друзьям

Алматы – город счастья и любви.
                                     Алматы – город яблок и домбры.
                                     Здесь я встретила своих друзей.
                                     Здесь сбылись заветные мечты.

                           Поднялись мы на ледовую арену
                           Под названьем сказочным Медеу.
                           Сквозь мглу,  туман и облака
                            Пробивался перевал  Шымбулак.

                   Воздух здесь сухой и лёгкий.
                   Липы, ясень, ели, мачты-сосны
                   Приодели яркий огненный наряд.
                    Хороводит, звеня и шурша, листопад.

                     Дастархан для гостей издалёка накрыт.
                     На столе баурсаки, казы и шашлык,
                     Куырдак и шубат, лагман и манты,
                     Знаменитый кочевний напиток кумыс
                     И, конечно, пряный казахский коньяк.

              Бабье лето в разгаре над городом дышит.
               И следы наши прячет в осенней листве.
               Дирижируют судьбами ангелы свыше
               И даруют нам музыку вечной любви.
                      24 10 14



В Алматы в конце сентября в рамках межгосударственной программы "Алматы – культурная столица Содружества 2014 года" прошел объединенный музейный форум с участием музейных специалистов и творческих работников из Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Семь проектных групп смешанного состава под руководством приглашенных экспертов работали над тем, как "оживить" музеи, сделать их более интересными для посетителя.
Форум объединил в себе два значимых события – международную конференцию по музейному делу "Метаморфозы памяти: от наследия к современности" и IV Региональный центральноазиатский фестиваль "Открытая Азия – Открытый Музей". Многочисленные дискуссии, которые проходили в рамках этого мероприятия, по сути, сводились к одному – каким должен быть музей в современных условиях: «Кунсткамера или аудитория?»
         Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что на земле казахов много священных мест, поэтому одна из главных задач отечественных музеев:  "оживить" эти места, создав на их территории своеобразные этно-мемориальные комплексы, чтобы не только молодые граждане нашей страны, но и люди всех возрастов и национальностей, а также гости, которые приезжают в Казахстан, могли прикоснуться к прошлому, осознав его величие и значимость для дня сегодняшнего.





         В Алмате я посетила Центральный  государственный музей РК, Государственный  музей искусств им. А. Кастеева, Музей национальных музыкальных инструментов, Научно-культурный центр (Литературно-мемориальный дом-музей М.О. Ауэзова, автора эпопеи «Путь Абая», Свято-Вознесенский  кафедральный собор, расположенный  в парке 28-и гвардейцев-панфиловцев,   памятник деревянного зодчества начала ХХ в. (инженер А. П. Зенков),  выдержавший  землетрясение 1910 г., практически разрушившее весь одноэтажный город Верный. 
         "Рубежным" в новейшей истории музеев Казахстана  стал 2005 год, когда открылся Музей Первого Президента Казахстана, когда Центральный государственный музей РК получил статус научно-исследовательского учреждения. В  последние десятилетия молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на социум. В музеях было достаточно комфортно, светло, многолюдно, только молодёжи было сравнительно мало.
         – Нынешние молодые люди считают, что музей, где отсутствует мультимедийное оборудование в виде плазменной панели, сенсорного киоска, является несовременным. Даже некоторые музейные сотрудники так думают. Конечно, современные технологии идут вперед, но связывать напрямую развитие музея с развитием технологий, я считаю, не стоит. Более того, неистовый интерес детей к новомодным гаджетам заставляет бить тревогу психологов, ведь современные дети порой реагируют только на двигающиеся картинки. В то же время маленькие музеи – самые активные, -  считает главный редактор журнала "Музей", ведущий научный сотрудник Московского центра музейного развития, кандидат исторических наук Елена Медведева.




Музеи Казахстана работают в русле Государственной программы "Культурное наследие". В стране создаются историко-культурные музеи-заповедники, такие, например, как "Иссык" в Алматинской, "Берель" в Восточно-Казахстанской и "Сарайшик" в Атырауской области. Деятельность таких музеев под открытым небом направлена, в первую очередь, на изучение археологических памятников своих регионов.
         Как рассказала Лариса Плетнева, директор Центра современной культуры Дешт-и-Арт, созданного в Караганде, центр занимается реализацией масштабного проекта "MUSEUMстан" ("Музеи Центральной Азии"), направленного на развитие сети музеев сразу в четырёх  странах – Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане. Они должны служить, в конечном итоге,  объединению народов в центральноазиатском регионе в современной непростой ситуации массового отчуждения из-за  отсутствия единой общей наднациональной идеи.
             …Судя по данным ученых, миграционные факторы будут решающими не только в плане изменения политической обстановки в тех или иных странах, но и в качестве предпосылок для пассионарного катаклизма. А этот катаклизм, если не пытаться изменить культурную ситуацию сейчас, может произойти уже завтра.
         В интернете появилась информация  о том, что узбекская таможня проверяет файлы в ноутбуках и смартфонах. Узбекистанские таможенники занялись тотальной проверкой информации, содержащейся в ноутбуках и смартфонах, завозимых в республику.
После того, как 11 августа 2014 года в силу вступила новая форма пассажирской таможенной декларации (ранее форма Т-6), таможенники Узбекистана стали проверять содержимое всех без исключения смартфонов и жестких дисков ноутбуков, которые пассажиры завозят на территорию республики. Владельцев ноутбуков и смартфонов, въезжающих в Узбекистан, просят пройти в отдельный кабинет, включить устройство и предоставить доступ к его содержимому. Такое происходит, по крайней мере, на сухопутных пограничных контрольно-пропускных пунктах. Проверки необоснованны, по мнению юристов и правозащитников.
Они ссылаются на 45 статью Таможенного кодекса, которая гласит, что сотрудники таможни могут провести личный досмотр, только если у таможенника есть основания полагать, что пересекающий границу скрывает запрещенные к ввозу товары. Руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов назвал новую инициативу таможенников неправильной.
«Это же личная информация. Такие проверки попахивают 37-м годом того столетия», - сказал правозащитник.
Пользуясь случаем, хочу предупредить всех  мигрантов, пересекающих Казахстан: если ваша регистрация заканчивается конкретной датой, допустим, 4 ноября, то  вы должны в этот день не только выехать из страны, а пересечь уже её границу. В противном случае, вас среди ночи бесцеремонно  высадят из поезда пограничники в Сарагаче и предъявят административный штраф в 40 средних казахских зарплат. Потом заново оформят вам за определённую мзду новую миграционную карту. Без постановления суда и миграционной карты вы не сможете пересечь казахскую границу в Черняевке. Вы потеряете  свой некомпостированный своевременно билет на поезд (никто его вам не закомпостирует в ночной сутолоке и суете, когда вас принуждают сойти с поезда), время в ожидании суда,  финансовые средства и невосполнимые нервные клетки. Будьте бдительны: на  войне как на  войне. Всем желаю добраться домой живыми и здоровыми!...
          Алматы, несмотря на непредвиденные перипетии, могущие возникнуть на пограничной  заставе в Сарагаче, всегда будет привлекать тысячи туристов красотой пейзажей,  мягким климатом, первозданной чистотой природы, богатым и интересным историческим прошлым, самобытной культурой и национальным колоритом, а также  гостеприимством и радушием  коренных алматинцев. Как поёт сейчас в аудиозаписи  А.Д. Хайленко в моей ташкентской квартире:
«Мы уходим-уходим от рутинной хандры, суеты…».


Гуарик Багдасарова

3 комментария:

  1. Гуарик, я коренной алма-атинец, тем не менее, с огромным интересом прочитал твою статью о нашем, действительно, прекрасном городе. Твои фотографии и краткий рассказ о нашей поездки в горы заставил что-то "шевельнуться внутри", вроде это было недавно, но... это уже История. Это событие останется в моей памяти навсегда и, что самое главное, в памяти моих детей и внуков. Такие встречи не проходят бесследно, особенно если встречаются творческие и думающие люди. Я рад, что кратковременная встреча с нашей семьей вдохновила тебя на написание стихотворения. Общий с тобой фотоснимок займет достойное место в нашем архиве фотографий с известными творческими людьми. Успеха и всего тебе доброго. С любовью и уважением, Александр Хайленко.

    ОтветитьУдалить
  2. Читал, и буквально путешествовал с автором статьи по Алматинским красивым местам. прочувствовал с каким добрым сердцем там живут люди, для которых гостеприимство это святость. Конечно, трудности в поездке бывают разными и порой ужасными. Из - за многих факторов. Но всё таки те впечатления, с которыми Гуарик вернулась из поездки, не сравнить ни с чем. Искренне радуюсь за автора статьи. Желаю Гуарик здоровья, и новых будущих интересных встреч с дальними и ближними друзьями. Такие встречи помогают нам жить и творить.
    С уважением и любовью
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить