суббота, 31 января 2015 г.

155 лет со дня рождения А.П. Чехова



                                                                        
            «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  при Российском центре науки и культуры Уз  29 01 15 отметил два юбилея: 155 лет со дня рождения А.П. Чехова (1860-1904) и 135 лет с начала его литературной деятельности.



         Директор  общественного клуба-музея А.В. Маркевич предложила собравшимся любителям русской литературы вспомнить свои впечатления от чеховских героев из всего прочитанного со школьной скамьи, увиденного на театральной сцене и на кино-телеэкранах.


Поэт и литературный критик Николай Ильин отметил особое место русского писателя – «мастера короткого рассказа» и повествовательной формы в историческом литературном процессе рубежа веков рядом с корифеями русского романа – Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским. Привязанность  А.П. Чехова к  теме повседневной жизни средних обывателей, фактически нас с вами, и его природный юмор, по мнению Ильина, делают его актуальным  и в наши дни. Жизненной почвой для типов в новейшей литературе становятся не столько крупно выраженные проявления всеобъемлющих страстей или пороков, сколько усреднённые формы того и другого, слабо тлеющая жизнь «толпы», «виды духовной стадности», характерные и для нашей современной литературы XX-XXI вв.
В то время Ф.М. Достоевский провозгласил: «Красота спасёт мир».  Л. Н. Толстой в трактате «Что такое искусство?» писал: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее, противоположно ему. Чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы удаляемся от добра». А.П. Чехов по этому  поводу  спародировал: «Безнравственно носить бороду, если из неё можешь сделать подушку для бедного». Это был «крестовый поход нравственности против эстетики» (И. Виноградов),  в котором победу одержала  простая заповедь А.П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».


            Облик писателя и его жизнь нередко оказываются для его современников и потомков, т.е. нас с вами, предметом пристального интереса и уважительного внимания, становясь самостоятельно значимой культурной ценностью. Писательский лик становится в один ряд с его «лучшими созданиями» - об этом на юбилейном вечере  говорили Вадим Фомичёв, Марина Храмова, Александр Курышев и автор этой статьи. Писатель необходимо причастен внехудожественному бытию как своими поступками, умонастроениями, переживаниями, так и  созданными им произведениями. Для нас сегодня важно всё: принадлежность писателя его поколению, наследуемые им традиции, его причастность к национальной и общественной жизни, а также «микросреда» (условия воспитания, семья,  бытовое окружение), в которой он обитал.
 В детстве Антон отличался живостью характера и остроумием. Мать мальчика, Евгения Яковлевна Чехова, очень любила своих шестерых детей и постоянно защищала их от самовластности мужа - Павла Егоровича. Она воспитывала в них любовь к природе и к людям, сострадание к угнетенным и обездоленным.Творческая деятельность будущего всемирно известного писателя и драматурга началась в школьные годы в Таганрогской гимназии. Рукописный журнал разместил на своих страницах первое стихотворение, написанное Чеховым. Подписано оно было псевдонимом Чехонте. В 1876 году его отец Павел Егорович разоряется и, чтобы спрятаться от кредиторов, перебирается вместе с семьей в Москву. Антон остается в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Деньги для проживания он зарабатывает репетиторством. Тема первого рассказа  "Толстый и тонкий" раннего Чехова – чинопочитание, причем, чинопочитание низменное.
В 1884 году Антон заканчивает медицинский факультет Московского университета и переезжает в Вознесенск, где становится уездным врачом, но от творчества он не отказывается. Здесь будущий писатель написал много рассказов, среди них – «Хирургия» и «Беглец». Спустя некоторое время Антона Павловича назначают заведующим больницей в Звенигороде. В это время рассказы писателя отражают его медицинскую работу: «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена».
            А.В. Маркевич отметила, что Чехов не был таким ярым критическим реалистом, как Гоголь,  автор так называемой поэмы «Мёртвые души» и пьесы «Ревизор». А.П. Чехов мог только  описать  разрушающую пошлость  обывательского существования  уходящей дворянской  интеллигенции предреволюционной эпохи («Попрыгунья», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой»). Он также мог  высветить  своим талантом душевную чистоту и  безысходность существования простых  крепостных людей:   Ваньки Жукова в одном из двух  одноимённых рассказов: «Ванька»,  Герасима в «Муму», извозчика, похоронившего единственного сына,  в самом печальном его рассказе «Тоска». Персонажи его повести «Степь»,  пьес («Иванов», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня») были  проникнуты человечностью, добротой и грустным  лиризмом 
В 1885 году Чехов совместно с семьей едет в гости в усадьбу Бабкино, расположенную среди замечательной природы под Воскресенском, где остается надолго. Здесь он получает возможность общаться с высокоинтеллектуальными людьми. Особенно дружественные отношения сложились у писателя с художником Левитаном, что благоприятно отразилось на творчестве писателя. В 1886 году писателя приглашают стать сотрудником газеты «Новое время». Он начинает писать материалы для издания, подписываясь настоящим именем.
         Каждый из выступавших на юбилейном вечере в «Мангалочьем дворике» вспомнил для него особые дорогие произведения. А. Курышев прочитал два одноимённых рассказа «Ванька», знакомых нам с детства. В. Фомичёв отметил доброту,  милосердие и всепрощение в книгах Чехова и  отличающую его писательскую скромность человека, который видел, описал, но не знал рецепта от пошлой жизни. Вадим прочитал фрагменты чеховского рассказа «День за городом».
Раиса Крапаней вспомнила рассказы «Хочется спать» и  «Каштанку» и призналась, что без слёз их читать невозможно. «Каштанка» была  написана  в 1887 году и  по праву  считается одним из самых известных и трогательных рассказов А. П. Чехова о  бродячих цирковых артистах, о нашей любви к братьям меньшим – домашним животным и о нашей ответственности за  «тех, кого мы приручили».
Николай Ильин признался, что, в целом, он равнодушен к драматургии русского писателя и ценит его, прежде всего, как « короткого рассказа», особенно ценит юмор и самоиронию А.П. Чехова. Из всей драматургии русского писателя  Н. Ильин выше всех ценит первую пьесу Чехова – «Иванов», которая была  поставлена в 1887 году московским театром  Корша. Постановка увенчалась успехом, несмотря на то, что реакция публики была неоднозначной. С этого времени начинается становление Чехова как драматурга.
         В это время самопознание автора, художественное постижение и претворение им собственного духовно-биографического опыта и черт своей индивидуальности составляет неотъемлемое звено литературы. В 1890 году Антон Павлович отправляется на Сахалин, где проделывает колоссальную работу: переписывает местное население, собирает материал о жизни каторжников и других обитателей острова, о произволе, который творят здешние чиновники. На основании полученной информации Чехов пишет книгу «Остров Сахалин», которая послужила причиной колоссального резонанса и начавшегося расследования по фактам чиновничьего произвола. Но после поездки на остров у писателя начинается обострение туберкулеза, тревожащего его еще с детских лет. Побывав на Сахалине, писатель не хочет оставаться на месте и отправляется в путешествие, во время которого посещает Японию, Китай, Турцию, Италию и Францию.
         1892 год выдался неудачным для жителей средней полосы России: все посевы были уничтожены засухой. Чтобы помочь голодающим, Чехов собирает для них пожертвования. В этом же году писатель покупает усадьбу в подмосковном Мелихово (сейчас в ней работает музей писателя, который мне посчастливилось посетить, будучи в Москве). Здесь он за свои деньги открывает медицинский пункт и школы для крестьянских детей, проводит борьбу с холерой в 25 близлежащих деревнях, принимает участие в строительстве дороги, способствует открытию почты и телеграфа, организовывает посадки вишен, лиственниц, вязов, кленов, сосен и дубов. В Мелихово писатель написал 42 произведения, среди которых особо известны «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». «Вишнёвый сад» с успехом идёт много лет в Академическом русском драматическом театре  Узбекистана. На «Чеховскую лабораторию» в Молодёжном экспериментальном театре «Ильхом»,  органично в одном спектакле  объединившем мотивы разных пьес, - всегда неизбежный  аншлаг.
Хотя добраться до усадьбы было весьма затруднительно, в Чеховых постоянно обитали гости. Их дом был всегда заполнен родственниками, писателями, артистами, музыкантами, деятелями науки.
В то же время Антон Павлович часто посещает Москву и Петербург, где общается с художниками, писателями и артистами, ходит в театры, на концерты и литературные вечера, официальные обеды и юбилеи, в редакции газет и журналов. Чехов решает создать общественную библиотеку в Таганроге и отправляет в родной город свыше 2000 книг из личной библиотеки, среди которых были редкие экземпляры. Позже он продолжает пополнять коллекцию.
В 1895 году Чехов едет в Ясную Поляну для знакомства со Львом Николаевичем Толстым. Их встреча перерастает в дружбу, несмотря на сдержанное и порой откровенно критическое  отношение Толстого к своему другу, особенно его драматургии. В 1896 году Александрийский театр в Петербурге ставит пьесу Чехова «Чайка». Спектакль закончился неудачей, что принесло писателю много переживаний. Но через два года пьеса в постановке Московского Художественного театра получает значительный успех. Вскоре «Чайка» стала одной из самых известных пьес драматурга и по сей день не сходит со сцены МХАТа.
В 1898 году Чехов покупает участок земли в Ялте, где начинает строительство дома. Осенью умирает отец писателя. Спустя некоторое время Антон Павлович продает имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Крым. В Ялте писатель окунается в активную общественную жизнь. Его выбирают одним из попечителей женской гимназии. Антон Павлович жертвует деньги на строительство школ, заботится о приезжих больных, хотя сам болеет туберкулезом. Чехова часто навещают А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн и В.Г. Короленко.
         В 1900 году Чехова выбирают Почетным академиком Императорской Академии наук по изящной словесности. Но в 1902 году Академия приняла решение исключить из своих рядов Горького из-за политической неблагонадежности, и в знак протеста Антон Павлович отказывается от членства в Академии. В 1900 году наблюдается обострение туберкулеза, и Антон Павлович едет в Европу для поправки здоровья. Несмотря на плохое самочувствие, писатель продолжает заниматься общественной и благотворительной работой, создает новые творения и лечит чахоточных больных. Но состояние здоровья писателя продолжает ухудшаться, и он возвращается в Ялту, но крымский воздух тоже не дает облегчения.
Антон Павлович 25 мая 1901 года венчается с Ольгой Леонардовной Книппер – ведущей актрисой Московского Художественного театра, исполняющей ведущие роли в пьесах Чехова. После свадьбы Ольга едет с мужем в Уфимскую губернию для лечения кумысом. Но болезнь продолжает прогрессировать. В 1904 году на сцене появляется пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение писателя, ставшее самым знаменитым. В этом спектакле роль Раневской играла Книппер.


В конце весны писатель вместе с женой едет в Германию на курорт Баденвейлер. Но болезнь подходит к завершающей стадии, и выздоровление становится невозможным. Антону Павловичу 15 июля 1904 года в 2 часа ночи стало очень плохо, и к нему вызвали доктора. Чехов сказал врачу, что он умирает и попросил шампанского. Опустошив бокал, писатель лег в кровать и почти сразу же умер. Об этом символическом эпизоде рассказала ташкентский поэт Татьяна Попова, подчеркнув жизнерадостный оптимизм этого неординарного человека, встретившего свой конец с бокалом шампанского. В «Вишнёвом саде», - заметила  Т. Попова, -  на руинах старой ветхой дворянской усадьбы и вырубаемого вишнёвого сада тоже происходит прощание с прошлой жизнью, и предчувствие, и закладывание новой. Известно, что по произведениям Антона Павловича Чехова снято 235 художественных и 10 анимационных фильмов. С именем драматурга связано появление Московского художественного театра, первыми спектаклями которого стали драмы "Чайка", "Три сестры" и "Вишневый сад".
В целом,  для всего литературного творчества А.П. Чехова характерна   особая эмоциональная атмосфера. Эта атмосфера  объединяет  русского писателя переходной эпохи с его отечественными великими  классиками XIX века. Если сравнить  произведения:  «Живые мощи» И.С. Тургенева, «Тишина» А.Н. Некрасова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Соборяне» Н.С. Лескова, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Святою ночью»  и «Студент» А.П. Чехова, - мы обнаружим   исполненное благодарности мироприятие. Оно   неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же – с состраданием, простирающимся на всё и вся. «Обнимающая весь мир слёзная жалость» (С. Аверинцев) понимается здесь не как временный аффект, а как  непреходящее состояние души и притом как путь одухотворения, уподобления Богу. Эта атмосфера, к счастью, присутствует и в русской литературе ХХ в. – прозе И.С. Шмелёва, позднем творчестве Б.Л. Пастернака (романы «Доктор Живаго», «Охранная грамота», стихотворения «Рождественская звезда», «Когда разгуляется»).
Когда мне случается бывать в Москве, я стараюсь поклониться  скромной могиле русского писателя на  Новодевичьем кладбище –  от центрального входа в некрополь  надо повернуть направо к  надгробному памятнику народного артиста Ю. Никулина и потом, пройдя под  узкой аркой, снова направо -  к последнему приюту Антона Павловича Чехова.
Гуарик Багдасарова


1 комментарий:

  1. Я очень люблю рассказы А .П.Чехова. Особенно те в которых юмор тесно соседствует с правдивостью. В этих рассказах каждый герой особенный и жизнь его трудна и насыщена. Ну а сегодняшние экранизации его произведений к сожалению не всегда интересны.
    Мы сегодня должны прочитывая произведения Чехова впитывать всё то чему эти рассказы нас наглядно учат.
    Спасибо за статью Гуарик!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить