среда, 28 января 2015 г.

Крещенский вечер



«Раз в крещенский вечерок…»
                                                В. А. Жуковский  

              
В этом году узбекистанцы долго ждали снега, как пушкинские герои в бессмертной поэме «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода / Стояла долго  на дворе,/ Зимы ждала, ждала природа./ Снег выпал только в январе». Многие столичные жители восприняли это долгожданное явление как небесный подарок к концерту «Крещенский вечер», посвящённый Пресветлым праздникам Рождества, Крещения  Господнего – Богоявления (19 января) и Дню рожденья А.Е. Слонима – 25 января, совпавшему с другим церковным праздником – Святой Татьяны, посвятившей свою подвижническую жизнь благотворительной и просветительской деятельности. На Руси её издревле  почитают не только больные и бедные, но и всё студенческое собратство.

Авторам  проекта - режиссеру-постановщику ГАБТ имени А. Навои, заслуженному работнику культуры Узбекистана, режиссеру-постановщику ГАБТ имени А. Навои Андрею Слониму и  Иерею Алексию Назарову, а также  музыкальному руководителю и концертмейстеру Людмиле Слоним         удалось в обновлённой и обогащённой новыми номерами  вокально-музыкальной программе  реализовать основную идею «крещенского вечера» -  нерушимое единение духовного и светского начал в устремленности человеческого духа ввысь. Поиск новых произведений, выстройка каждого из них и подготовка их в качестве целостной композиции были продиктованы концентрацией внимания на глубины философского осмысления человеческого духа. Светлые Праздники Рождества и Крещения, помимо своей высокой устремленности,  несут с незапамятных времён в будущее черты жизнеутверждающего оптимизма. Карнавальная суть святок несет исконное стремление  русской души к радости и  светлый юмор.




    В программе было достаточное количество «исполнительских премьер». Так, прежде практически не звучало замечательное произведение Р.  Глиэра на стихи М. Сабашниковой «На заре…»  в исполнении Надежды Банделет, «Французская серенада Коломбины» Р. Леонкавалло, которого мы больше знаем как выдающегося автора оперы «Паяцы». Редко звучит сегодня и поразительный по красоте и гармоничности «Цветочный дуэт» из оперы Л. Делиба «Лакме». Помимо вещей, достаточно знакомых, в программе вечера впервые прозвучали «Мелодия для Флейты и фортепиано» французского композитора Эмиля Нобло, японская пьеса  Т. Янады для флейты «Дождь над Йогашимой». Неожиданной  находкой стал романс «Минареты» Б. Прозоровского на стихи великого тенора Леонида Собинова, написанные во время пребывания певца в Туркестане, а также транскрипция «Розовой пантеры» Г. Манчини для тубы.



Никогда практически не исполняемые «Басни» А.Рубинштейна – И. Крылова на глазах у зрителей превратились в весйлый и озорной спектакль, в котором раскрылись творческие индивидуальности  молодых певиц – и стала еще более ясна актуальность остроты авторского текста. Наряду с известным романсом «Ночь» А. Рубинштейна на стихи А. Пушкина в исполнении ведущего мастера, заслуженной артистки Ольги Александровой прозвучал редкий романс-мазурка А. Варламова «Чёрные очи…».  В память безвременно ушедшей из земной жизни выдающейся певицы Елены Образцовой был исполнен один из любимых ею современных романсов-песен – «Кони-звери» М. Блантера. Редкостью предстал и романс-вокализ Астора Пьяццолы «Ave Maria», ставший не только приношением Возвышенному, но  и одухотворённым просветленным итогом «Крещенского вечера».


Два стихотворения, написанные А.Е. Слонимом  в преддверии Рождества,  органично вписались в ткань замысла, как и совместная его с  Людмилой  Слоним  работа –  её романс на  стихи «Рождество», в которой прозвучали откровением такие  слова:

Всё было так…   Ни на один порог
Не допустили Их в ночном селенье.
Да, в первозданной простоте Творенья
Судил свершиться Главной тайне Бог.

И сквозь незримое дрожанье век
Весь небосвод, вершеньям этим внемля,
Смотрел в надежде и любви на Землю,
Где в этот миг рождался Человек…

В безбрежности пространства ни о чём
Не сожалея, свет Звезды струился.
В нём Дух Святой к Младенцу устремился,
Чтоб озарить Его своим лучом.

Верховных сил сияющий чертог
Вершил закон свой – Высший, непреложный.
Весь мир – то безмятежный, то – тревожный,
Затих, чтоб на Земле родился Бог…


                                            



В ходе программы А.Е. Слоним рассказал  собравшимся, что концерт  готовился как целостный спектакль. Поэтому  было особенно отрадно, что этот труд был принят и понят многочисленными зрителями «Крещенского вечера». А.Е. Слоним признался, как на духу, что в его жизни неоднократно приходилось встречать дни рождения в творческом деле и непосредственно на сцене, но этот вечер был полон для него  особой теплоты и трогательной «излучательности» многих, можно сказать, постоянных поклонников русского классического искусства. Особую благодарность А.Е. Слоним  высказал тем людям, простым мирянам и служителям  Православной  церкви,  кто поздравил его   с совпавшим с  пресветлыми праздниками волей счастливого случая  - днем рождения. Среди них был  Владыка Викентий, необыкновенно тепло отозвавшийся  о вечере и о том, что довелось сделать  отделу «Сретение» под руководством А.Е. Слонима – объединить вокруг православных духовных ценностей людей разных национальностей и приобщить их, таким образом,  к  русской цивилизационной общности.


После концерта я  попросила  всеми любимого режиссёра-постановщика, театрального сценографа, поэта, публициста, Заслуженного  работника культуры Узбекистана, Магистра,  Заслуженного художника и Кавалера ордена Международной Ассоциации «Искусство народов мира» Андрея Евсеевича Слонима подробней рассказать о себе. В Узбекистане и за его  пределами А.Е. Слонима очень хорошо знают  в лицо по его концертам, спектаклям, выступлениям на различных сценических площадках, но мало кто хорошо знаком с его эволюционным жизненным и творческим путём, а это всегда по-человечески интересно. Андрей Евсеевич любезно поделился яркими этапами своего преданного служения  духовным идеалам, взращённым в его далёком детстве и  отрочестве.
Кумир многих поклонников классического искусства родился в Ташкенте в 1949 году. Окончил в 1974 году Ташкентский Театрально-художественный институт, осуществил на разных сценах постановки более, чем 65 спектаклей (опера, драма, сценография балета), большинство которых поставлено им как в качестве режиссёра, так и художника-сценографа. В их числе - «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» П. Чайковского (Москва), «Флория Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Дж. Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Сельская честь»
П. Масканьи , «Чёрт и Кача» А. Дворжака, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и многие другие. С 1990 года - ведущий режиссёр-постановщик и сценограф Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.
В настоящее время А.Е. Слоним признан  одним  из ведущих мастеров оперной режиссуры Узбекистана. В своих работах он сочетает стремление раскрыть музыкальную драматургию и образность автора современным осмыслением. При этом он остаётся, по его словам, всегда верен стилю композитора и характеристикам эпохи действия произведения. В его спектаклях гармонично сочетается проникновение в стиль композитора и времени действия оперы с наделением героев психологическими чертами наших дней и современными стилистическими приёмами решения спектакля.
       На сцене ГАБТ имени А. Навои  он поставил за последние 20 лет более 25 произведений русской и мировой классики, а также –  композиторов Узбекистана. В их числе – впервые в Узбекистане поставленные «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Волшебная Флейта» В. Моцарта, «Сельская честь» П. Масканьи, «Мавра» И. Стравинского, новая опера узбекского композитора Н. Закирова «Путь к трону» на сюжеты трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Макбет», недавняя премьера оперы-сказки Ф. Янов-Яновского «Принцесса на горошине». В числе произведений мировой классики – новые постановки «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Мадам Баттерфляй» и «Флории Тоски» Дж. Пуччини, «Сказок Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Алеко» С. Рахманинова, «Бориса Годунова» М. Мусоргского  и недавнее воплощение «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова. Одна из самых новых работ – премьера новой постановки «Богемы» Пуччини на сцене ГАБТ имени А. Навои в марте 2012 г. Автор сценографии к балетам «Спартак» А. Хачатуряна на сцене ГАБТ имени А. Навои и к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса и « Спящая красавица» П. Чайковского на сцене «Тойота-сити-балет» (Япония, совместный проект «Тойота-сити- балет» и ГАБТ). 
   Автор и постановщик более 200 театрализованных проектов, вечеров, концертов-композиций сочетающих оперное, камерное исполнительство и поэтическое слово. Организатор, постановщик и участник многих вечеров, посвящённых  творчеству Пушкина, Лермонтова,  Гоголя, Достоевского, Блока, Тургенева, Есенина, Глинки, Чайковского, Шуберта, Шумана, Шаляпина, Обуховой.  Козловского,  Лемешева и многих других выдающихся деятелей искусства. Во многих проектах А.Е. Слоним  выступает  как  автор и исполнитель лирической поэзии - от Пушкина до поэтов ХХ века.
   Около 40 лет занимался театральной педагогикой (основы мастерства актёра, оперный класс и оперная студия в Государственной консерватории Узбекистана) и руководил курсом оперного мастерства в Ташкентском Театрально-художественном институте имени А.Н. Островского. Часто его приглашали по договорам на постановки и педагогическую деятельность в Российскую Академию музыки имени Гнесиных (театр-студия оперы, кафедра оперной     подготовки), а также на проведение мастер-класса по мастерству оперного певца-актера в Рязань (2006). В течение десяти  лет являлся организатором и руководителем Молодёжного театра-студии «Звезда юности» при Культурном кентре немцев Узбекистана.
Организатор, председатель  и член жюри многих театральных и музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе – международных. Активно сотрудничает с различными Культурными Центрами Узбекистана – Русским (Член Президиума и художественного совета), Украинским, Польским, Немецким,  Белорусским, Азербайджанским.
Мы ежегодно  видим  А.Е. Слонима в парке Бабура  на праздниках Мустакилик и Навруз: в эти дни он успешно реализует творческие проекты как постоянный главный режиссёр и руководитель многочисленных фестивалей и праздничных акций, проводимых Интернациональным Культурным Центром Узбекистана. Неизменный председатель или член жюри многих республиканских фестивалей и конкурсов.   Постоянно выступает в  отечественных и зарубежных изданиях и СМИ со статьями по проблемам театра и искусства. Организатор и участник многих проектов циклов просветительских вечеров по музыкальному и литературному искусству мира в Ташкентской и Среднеазиатской Митрополии Православной церкви. Много лет занимается  поэтическим творчеством. Автор трёх поэтических сборников: «Перекрёстки», «Мгновения», авторизованный перевод цикла Г. Грасса «Страна ноября»,   а также многих поэтических публикаций в журналах и альманахах Узбекистана и России. Лауреат ежегодной премии Союза Писателей Узбекистана «Творить во имя Родины» (2013) за поэтическое и публицистическое творчество.  Много лет А.Е. Слоним руководит Литературно-творческим объединением «Истоки» и  поддерживает творческую дружбу с ЛТО «Данко», в этом году выпустившим  коллективный поэтический сборник «Созвездие» со вступительной статьёй и стихами А.Е. Слонима.



Крещенский вечер, длившийся два часа, незаметно подошёл к концу, но люди ещё долго не расходились и поздравляли А.Е. Слонима с Днём рожденья и желали  имениннику быть здоровым,  долгие годы  хранить внутренний огонь, верность своему Пути,  прекрасных встреч с тем лучшим, что есть в нас, -  мудростью, любовью, сочувствием, благоговением перед Жизнью…  Они желали Маэстро много новых озарений в литературном, театральном и жизненном творчестве  -  соприкосновения с  глубиной своих чувств, ума, интуиции… Света, радости и отваги в Новом 2015 году! «Нет слов, - смущённо и с волнением признался А.Е. Слоним, - чтобы отблагодарить вас всех  за понимание и теплоту».


Гуарик Багдасарова

Фото М. Левковича
                   






Комментариев нет:

Отправить комментарий