Литературно-критические статьи, очерки, стихи, эссе о самом разном - всё, что составляет смысл нашей жизни и творческий портрет создателя этого сайта.
суббота, 31 января 2015 г.
среда, 28 января 2015 г.
Крещенский вечер
«Раз
в крещенский вечерок…»
В.
А. Жуковский
В
этом году узбекистанцы долго ждали снега, как пушкинские герои в бессмертной
поэме «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода / Стояла
долго на дворе,/ Зимы ждала, ждала
природа./ Снег выпал только в январе». Многие столичные жители
восприняли это долгожданное явление как небесный подарок к концерту «Крещенский
вечер», посвящённый Пресветлым праздникам Рождества, Крещения Господнего – Богоявления (19 января) и Дню
рожденья А.Е. Слонима – 25 января, совпавшему с другим церковным праздником – Святой
Татьяны, посвятившей свою подвижническую жизнь благотворительной и
просветительской деятельности. На Руси её издревле почитают не только больные и бедные, но и всё
студенческое собратство.
Авторам проекта - режиссеру-постановщику ГАБТ имени
А. Навои, заслуженному работнику культуры Узбекистана, режиссеру-постановщику
ГАБТ имени А. Навои Андрею Слониму и Иерею
Алексию Назарову, а также музыкальному
руководителю и концертмейстеру Людмиле Слоним удалось в обновлённой и обогащённой
новыми номерами вокально-музыкальной
программе реализовать основную идею «крещенского
вечера» - нерушимое единение духовного и
светского начал в устремленности человеческого духа ввысь. Поиск новых
произведений, выстройка каждого из них и подготовка их в качестве целостной
композиции были продиктованы концентрацией внимания на глубины философского
осмысления человеческого духа. Светлые Праздники Рождества и Крещения, помимо
своей высокой устремленности, несут с
незапамятных времён в будущее черты жизнеутверждающего оптимизма. Карнавальная
суть святок несет исконное стремление русской души к радости и светлый юмор.
В программе было достаточное количество
«исполнительских премьер». Так, прежде практически не звучало замечательное
произведение Р. Глиэра на стихи М.
Сабашниковой «На заре…» в исполнении
Надежды Банделет, «Французская серенада Коломбины» Р. Леонкавалло, которого мы
больше знаем как выдающегося автора оперы «Паяцы». Редко звучит сегодня и
поразительный по красоте и гармоничности «Цветочный дуэт» из оперы Л. Делиба
«Лакме». Помимо вещей, достаточно знакомых, в программе вечера впервые
прозвучали «Мелодия для Флейты и фортепиано» французского композитора Эмиля
Нобло, японская пьеса Т. Янады для
флейты «Дождь над Йогашимой». Неожиданной находкой стал романс «Минареты» Б.
Прозоровского на стихи великого тенора Леонида Собинова, написанные во время
пребывания певца в Туркестане, а также транскрипция «Розовой пантеры» Г.
Манчини для тубы.
Никогда
практически не исполняемые «Басни» А.Рубинштейна – И. Крылова на глазах у
зрителей превратились в весйлый и озорной спектакль, в котором раскрылись творческие
индивидуальности молодых певиц – и стала
еще более ясна актуальность остроты авторского текста. Наряду с известным
романсом «Ночь» А. Рубинштейна на стихи А. Пушкина в исполнении ведущего
мастера, заслуженной артистки Ольги Александровой прозвучал редкий
романс-мазурка А. Варламова «Чёрные очи…». В память безвременно ушедшей из земной жизни
выдающейся певицы Елены Образцовой был исполнен один из любимых ею современных
романсов-песен – «Кони-звери» М. Блантера. Редкостью предстал и романс-вокализ
Астора Пьяццолы «Ave Maria», ставший не только приношением Возвышенному,
но и одухотворённым просветленным итогом
«Крещенского вечера».
Два стихотворения,
написанные А.Е. Слонимом в преддверии
Рождества, органично вписались в ткань
замысла, как и совместная его с Людмилой
Слоним
работа – её романс на стихи «Рождество», в которой прозвучали
откровением такие слова:
Всё было так… Ни на один порог
Не допустили Их в ночном селенье.
Да, в первозданной простоте Творенья
Судил свершиться Главной тайне Бог.
И сквозь незримое дрожанье век
Весь небосвод, вершеньям этим внемля,
Смотрел в надежде и любви на Землю,
Где в этот миг рождался Человек…
В безбрежности пространства ни о чём
Не сожалея, свет Звезды струился.
В нём Дух Святой к Младенцу устремился,
Чтоб озарить Его своим лучом.
Верховных сил сияющий чертог
Вершил закон свой – Высший, непреложный.
Весь мир – то безмятежный, то – тревожный,
Затих, чтоб на Земле родился Бог…
Всё было так… Ни на один порог
Не допустили Их в ночном селенье.
Да, в первозданной простоте Творенья
Судил свершиться Главной тайне Бог.
И сквозь незримое дрожанье век
Весь небосвод, вершеньям этим внемля,
Смотрел в надежде и любви на Землю,
Где в этот миг рождался Человек…
В безбрежности пространства ни о чём
Не сожалея, свет Звезды струился.
В нём Дух Святой к Младенцу устремился,
Чтоб озарить Его своим лучом.
Верховных сил сияющий чертог
Вершил закон свой – Высший, непреложный.
Весь мир – то безмятежный, то – тревожный,
Затих, чтоб на Земле родился Бог…
В
ходе программы А.Е. Слоним рассказал собравшимся,
что концерт готовился как целостный
спектакль. Поэтому было особенно
отрадно, что этот труд был принят и понят многочисленными зрителями «Крещенского
вечера». А.Е. Слоним признался, как на духу, что в его жизни неоднократно
приходилось встречать дни рождения в творческом деле и непосредственно на сцене,
но этот вечер был полон для него особой
теплоты и трогательной «излучательности» многих, можно сказать, постоянных
поклонников русского классического искусства. Особую благодарность А.Е. Слоним высказал тем людям, простым мирянам и
служителям Православной церкви,
кто поздравил его с совпавшим с
пресветлыми праздниками волей счастливого случая - днем рождения. Среди них был Владыка Викентий, необыкновенно тепло
отозвавшийся о вечере и о том, что
довелось сделать отделу «Сретение» под
руководством А.Е. Слонима – объединить вокруг православных духовных ценностей
людей разных национальностей и приобщить их, таким образом, к русской цивилизационной общности.
После
концерта я попросила всеми любимого режиссёра-постановщика,
театрального сценографа, поэта, публициста, Заслуженного работника культуры Узбекистана, Магистра, Заслуженного художника и Кавалера ордена Международной
Ассоциации «Искусство народов мира» Андрея Евсеевича Слонима подробней рассказать
о себе. В Узбекистане и за его пределами
А.Е. Слонима очень хорошо знают в лицо
по его концертам, спектаклям, выступлениям на различных сценических площадках,
но мало кто хорошо знаком с его эволюционным жизненным и творческим путём, а
это всегда по-человечески интересно. Андрей Евсеевич любезно поделился яркими
этапами своего преданного служения
духовным идеалам, взращённым в его далёком детстве и отрочестве.
Кумир
многих поклонников классического искусства родился в Ташкенте в 1949 году.
Окончил в 1974 году Ташкентский Театрально-художественный институт, осуществил
на разных сценах постановки более, чем 65 спектаклей (опера, драма, сценография
балета), большинство которых поставлено им как в качестве режиссёра, так и
художника-сценографа. В их числе - «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди,
«Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» П.
Чайковского (Москва), «Флория Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Дж. Пуччини,
«Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Сельская
честь»
П.
Масканьи , «Чёрт и Кача» А. Дворжака, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н.
Римского-Корсакова и многие другие. С 1990 года - ведущий режиссёр-постановщик
и сценограф Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени
Алишера Навои.
В
настоящее время А.Е. Слоним признан одним
из ведущих мастеров оперной режиссуры
Узбекистана. В своих работах он сочетает стремление раскрыть музыкальную
драматургию и образность автора современным осмыслением. При этом он остаётся,
по его словам, всегда верен стилю композитора и характеристикам эпохи действия
произведения. В его спектаклях гармонично сочетается проникновение в стиль
композитора и времени действия оперы с наделением героев психологическими
чертами наших дней и современными стилистическими приёмами решения спектакля.
На сцене ГАБТ имени А. Навои он поставил за последние 20 лет более 25
произведений русской и мировой классики, а также – композиторов Узбекистана. В их числе –
впервые в Узбекистане поставленные «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти,
«Волшебная Флейта» В. Моцарта, «Сельская честь» П. Масканьи, «Мавра» И.
Стравинского, новая опера узбекского композитора Н. Закирова «Путь к трону» на
сюжеты трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Макбет», недавняя премьера оперы-сказки
Ф. Янов-Яновского «Принцесса на горошине». В числе произведений мировой
классики – новые постановки «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Мадам
Баттерфляй» и «Флории Тоски» Дж. Пуччини, «Сказок Гофмана» Ж. Оффенбаха,
«Алеко» С. Рахманинова, «Бориса Годунова» М. Мусоргского и недавнее воплощение «Царской невесты» Н.
Римского-Корсакова. Одна из самых новых работ – премьера новой постановки
«Богемы» Пуччини на сцене ГАБТ имени А. Навои в марте 2012 г. Автор сценографии
к балетам «Спартак» А. Хачатуряна на сцене ГАБТ имени А. Навои и к балетам «Дон
Кихот» Л. Минкуса и « Спящая красавица» П. Чайковского на сцене
«Тойота-сити-балет» (Япония, совместный проект «Тойота-сити- балет» и ГАБТ).
Автор и постановщик более 200
театрализованных проектов, вечеров, концертов-композиций сочетающих оперное,
камерное исполнительство и поэтическое слово. Организатор, постановщик и
участник многих вечеров, посвящённых творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Блока, Тургенева, Есенина,
Глинки, Чайковского, Шуберта, Шумана, Шаляпина, Обуховой. Козловского, Лемешева и многих других выдающихся деятелей
искусства. Во многих проектах А.Е. Слоним
выступает как автор и исполнитель лирической поэзии - от
Пушкина до поэтов ХХ века.
Около 40 лет занимался театральной
педагогикой (основы мастерства актёра, оперный класс и оперная студия в
Государственной консерватории Узбекистана) и руководил курсом оперного
мастерства в Ташкентском Театрально-художественном институте имени А.Н.
Островского. Часто его приглашали по договорам на постановки и педагогическую
деятельность в Российскую Академию музыки имени Гнесиных (театр-студия оперы,
кафедра оперной подготовки), а также на
проведение мастер-класса по мастерству оперного певца-актера в Рязань (2006). В
течение десяти лет являлся организатором
и руководителем Молодёжного театра-студии «Звезда юности» при Культурном кентре
немцев Узбекистана.
Организатор,
председатель и член жюри многих
театральных и музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе – международных.
Активно сотрудничает с различными Культурными Центрами Узбекистана – Русским
(Член Президиума и художественного совета), Украинским, Польским,
Немецким, Белорусским, Азербайджанским.
Мы
ежегодно видим А.Е. Слонима в парке Бабура на праздниках Мустакилик и Навруз: в эти дни
он успешно реализует творческие проекты как постоянный главный режиссёр и
руководитель многочисленных фестивалей и праздничных акций, проводимых
Интернациональным Культурным Центром Узбекистана. Неизменный председатель или
член жюри многих республиканских фестивалей и конкурсов. Постоянно выступает в отечественных и зарубежных изданиях и СМИ со
статьями по проблемам театра и искусства. Организатор и участник многих проектов
циклов просветительских вечеров по музыкальному и литературному искусству мира
в Ташкентской и Среднеазиатской Митрополии Православной церкви. Много лет
занимается поэтическим творчеством.
Автор трёх поэтических сборников: «Перекрёстки», «Мгновения», авторизованный
перевод цикла Г. Грасса «Страна ноября», а также многих поэтических публикаций в
журналах и альманахах Узбекистана и России. Лауреат ежегодной премии Союза
Писателей Узбекистана «Творить во имя Родины» (2013) за поэтическое и
публицистическое творчество. Много лет
А.Е. Слоним руководит Литературно-творческим объединением «Истоки» и поддерживает творческую дружбу с ЛТО «Данко»,
в этом году выпустившим коллективный
поэтический сборник «Созвездие» со вступительной статьёй и стихами А.Е.
Слонима.
Крещенский
вечер, длившийся два часа, незаметно подошёл к концу, но люди ещё долго не
расходились и поздравляли А.Е. Слонима с Днём рожденья и желали имениннику быть здоровым, долгие годы хранить внутренний огонь, верность своему
Пути, прекрасных встреч с тем лучшим,
что есть в нас, - мудростью, любовью,
сочувствием, благоговением перед Жизнью… Они желали Маэстро много новых озарений в
литературном, театральном и жизненном творчестве -
соприкосновения с глубиной своих
чувств, ума, интуиции… Света, радости и отваги в Новом 2015 году! «Нет слов, -
смущённо и с волнением признался А.Е. Слоним, - чтобы отблагодарить вас всех за понимание и теплоту».
Гуарик Багдасарова
Фото М. Левковича
суббота, 24 января 2015 г.
С Днём рожденья, Владимир Высоцкий!
«Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез…»
В. Высоцкий.
«Немного прошу взамен бессмертия:
Широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу, покорно голову склоня:
В тот день, когда отпустите меня,
Не плачьте вслед, во имя милосердия»
В. Высоцкий.
Общественный клуб-музей «Мангалочий
дворик А. Ахматовой» при Российском
центре науки и культуры Уз отметил день рожденья выдающегося поэта, актёра,
барда Владимира Семёновича Высоцкого.
Картины Ольги Харитоновой с изображением официально непризнанного всенародного
кумира-бунтаря воссоздали атмосферу оттепели 60-х, переходящую в «застойные» 70-е
годы прошлого столетия – эпохи Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Андрея Вознесенского,
Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Конец
пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, ориентированных на культуру устного
слова: стихотворство вернулось к своим истокам – поэзии звучащей, песенной.
Владимир
Семёнович родился 25 января 1938г. в Москве. В 1960 г. закончил
актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом
театре им. А.С. Пушкина, Московском театре
миниатюр, а с 1964 по 1980 гг. –
в московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много
выступал по всей стране и за рубежом, дважды гастролировал с концертами в
Ташкенте - в Доме знаний и Юбилейном
дворце. Как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных
фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 г. Первый
стихотворный сборник «Нерв» стараниями Р. Рождественского вышел посмертно. В 1987 г. удостоен звания лауреата
Государственной премии СССР, тоже посмертно.
При
жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов. Высоцкий
принимал участие в создании 11 радиоспектаклей, часть из них вышла на дисках
ещё при его жизни. Издано большое количество грампластинок. Наиболее крупным
изданием является выпущенная фирмой «Мелодия» серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на
21 диске, издаваемых с 1987 -1992 гг. В 1978 г. вышел диск-гигант «Баллады и
песни» для экспорта. В СССР этот диск с этикеткой «Made
in USSR»
не продавался. В
2000-е годы было выпущено 22 компакт-диска (альбома) с ремастированными песнями
Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу
которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и
наложенный на современные музыкальные аранжировки.
В
2008 году компания Bomba-Music выпустила специальное подарочное издание в виде
15 компакт дисков (15CD BoxSet). Это издание называется «Все Песни» и включает в себя песни В. Высоцкого, начиная с 1960 по 1980 год. По причинам,
связанным с охраной интеллектуальной собственности, слушатель не найдёт в этом
издании песню «Открытые двери больниц,
жандармерий…», фонограмма которой
принадлежит Михаилу Шемякину. Любители творчества были рады услышать ранее не издававшуюся песню —
посвящение Константину Симонову, исполненную Высоцким и актёрами Театра на
Таганке в Центральном Доме Литераторов на юбилейном вечере писателя 28 ноября
1965 года в его день рождения. Песни
В. Высоцкого выпускались в конце жизни и после его ухода за
рубежом: во Франции, США, Финляндии,
Германии, Болгарии, Японии, Израиле.
Ведущая
программы, директор клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о своих
встречах в Москве с Владимиром Высоцким, его матерью Ниной Максимовной Серёгиной
(Высоцкой) и позднее сыном поэта - Никитой
Высоцким. Альбина Витольдовна рассказала
о своих
впечатлениях от выступления в 70-ые годы молодого поэта. Высоцкий читал наизусть своё
программное стихотворение «Памятник» в учебном театре Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, где
он выразил авторскую смелую независимую жизненную
позицию, которой впоследствии оставался
верен до конца своей жизни:
«Я при жизни не
клал тем, кто хищный,
В пасти палец.
Подходившие с
меркой обычной –
Отступались, -
Но по снятии
маски посмертной –
Тут же в ванной
–
Гробовщик
подошёл ко мне с меркой
Деревянной.
………………………………..
Накренился я – гол,
безобразен –
Но и,
падая, вылез из кожи,
Дотянулся
железной клюкой, -
И когда уже
грохнули наземь,
Из разодранных
рупоров всё же
Прохрипел я
похоже – живой!
И паденье меня и
согнуло,
И сломало, -
Но торчат мои
острые скулы
Из металла.
Шито-крыто, -
Я, напротив,
ушёл всенародно –
Из гранита!
1973
После его
выступления наступила минутная тишина, и потом – шквал аплодисментов. Его не
признавала официальная власть, но он был награждён за свой безмерный талант
песенного поэта всенародной любовью. Свои песни Высоцкий называл «стихами под
гитару» и своим духовным отцом считал Б. Окуджаву.
Его песни для
кино тоже имели самостоятельную ценность. Но, к сожалению, по признанию В. Высоцкого, из пяти его песен для
кино только одна доходила до зрителя. Исключением, пожалуй, был фильм
«Вертикаль» (1966) С. Говорухина, который
снимали под Ушбой. В нём впервые на весь бывший Союз прозвучали песни Высоцкого: «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…»), «Вершина» («Здесь вам не равнина, здесь климат другой…»), «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки
машин / возвращаемся мы – просто некуда деться! -/ И спускаемся вниз с
покорённых вершин,/ оставляя в горах своё сердце». Никто лучше и точнее не
мог сказать до него в «Прощании с горами»
в финале фильма: «Лучше гор могут быть только горы…». Песни Высоцкого рассказали значительно
больше кинозрителям, чем незамысловатый сюжет этой художественной ленты
об альпинистах и очень скоро в 1968 г. вышли отдельной гибкой пластинкой «Песни
из к/ф «Вертикаль».
Мало кто знает,
что песня «Высота» («Здесь вам не
равнина…») посвящена погибшему альпинисту майору Живлюку, который в пятёрке
ЦСКА шёл на штурм пика Вольная Испания в то время, когда велись тренировки актёров, которых инструкторы-скалолазы приручали
к высокогорью. Высоцкому рассказали эту историю выжившие ребята из этой связки и
потом попросили С. Говорухина вставить в фильм правдивую песню Володи о жестком
трудном деле – альпинизме. Эти произведения имели роковое продолжение в смертельных случаях: на могилах погибших
альпинистов на камнях вырезали слова из этих песен. После ухода поэта они
вдохновляют новое молодое поколение не
только в спорте, но в любом деле смело идти
на риск и подвиг, но уже во имя жизни.
Это произошло
потому, что Высоцкий на съёмках фильма
«Вертикаль» проникся духом гор, страстью
к преодолению препятствий, о которых он пытался поведать в своих песнях. Ему
часто приходилось преодолевать бюрократические запреты его песен в жизни и в
кино, ведь даже «Песня о друге» была
названа в краснодарской газете тех лет «самой
вредной песней». Патриотическим песням повезло чуточку больше. При жизни
Высоцкого вышла одна маленькая виниловая пластинка с его военными и
лирическими песнями, а всего было двадцать альбомов из серии «На концертах
Владимира Высоцкого», выпущенных фирмой
«Мелодия», но уже посмертно.
В программе вечера
в «Мангалочьем дворике» прозвучали песни В. Высоцкого разных лет в
магнитофонной записи, позднее переписанные и сохранённые для потомков в
цифровом формате. Тиражи его песен, разошедшихся в любительской записи, уже не поддаются
никакому учёту. Эти записи на публике
передают своеобразие личности
поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории и живое дыхание ушедшего, но
ещё близкого нам по своему романтическому духу времени. Эти монологи Высоцкого
в жанре «авторской песни», рождённые в бурные шестидесятые годы, перешагнули
уже четыре десятилетия, прочно вошли в
современный обиход и протянулись в будущие времена. Их подготовил для
слушания в кругу друзей журналист и
детский поэт, поклонник творчества Высоцкого Владимир Дюев, испытавший на себе влияние своего кумира в его главной способности свободно
мыслить и говорить, оставаясь самим собой.
С рождения у
Высоцкого был голос с хрипотцей –
«разорванной аорты». Его хриплый рык, издаваемый лужёной глоткой, способной
петь даже согласные, никто не мог повторить из его подражателей. Песни Высоцкого… Мужественные и нежные, драматические и лирические, мудрые и шутливые, они всегда
таили в себе глубинный смысл и часто - неожиданный финал. Талант всегда остаётся тайной. Мы продолжаем
открывать глубокий социальный и эмоциональный смысл песен Высоцкого
по сей день: «Всё не так, ребята,… » - разве эта песня не о нравственном падении духовных
ценностей, которая сегодня эхом отозвалась в драме Андрея Звягинцева «Левиафан», получившем «Золотой глобус» и номинированном на
"Оскар"- жёсткая картина о коррумпированном
слиянии православной церкви с государством?
«Спасите наши
души!» - разве это не вызов Высоцкого из конца 60-х годов прошлого столетия
современному обществу XXI в., погружённому в летаргический
сон массового сознания, что позволяет
делать с населением всё, что угодно?.. «Кони
привередливые» («Что-то воздуху мне мало
– ветер пью, туман глотаю, - / Чую с гибельным восторгом: пропадаю,
пропадаю!»), «Я не успел» (Тоска по романтике) и многие другие монологи-притчи - разве это
не про нас с вами?
Иные жизнь закончили свою –
Не осознав вины, не скинув платья, -
И выкрикнув хвалу, а не проклятья,
Беззлобно чашу выпили свою.
Другие – знали, ведали и прочее, -
Но все они на взлёте, в нужный год –
Отплавали, отпели, отпророчили…
Я не успел – я прозевал свой взлёт!
Сейчас модно
говорить о «феномене» Высоцкого, а при жизни он был в душе более одиноким, чем
казался окружающим. Для всех он оставался «своим парнем», умевшим слушать
других и сумевшим прорваться к душам людей и объединить их вокруг своих песен.
В ответ они начинали биться в унисон с его большим благородным сердцем. Мы до
сих пор ведём диалоги с ним, и он отвечает на многие наши вопросы, вечные и
злободневные, вызванные его песнями: «Что
такое человек?», «Правильно ли мы живём?», «Как надо жить?»
В программе
приняли участие все желающие поделиться своим индивидуальным внутренним образом
Владимира Высоцкого, сложившимся за многие годы: артист Государственного театра
музыкальной комедии (оперетты) Владимир Стукалов, вокалист Государственной
Хоровой капеллы Уз. Людмила Александрова, поэты Геннадий Ковалёв, Олег Бордовский, Татьяна Попова, Гуарик Багдасарова, Евгения Абалян и другие. Олег
Бордовский рассказал о дружбе
Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча» с новосибирским
клубом поклонников творчества В.
Высоцкого и сообщил хорошую новость, что в сибирской столице открыли памятник
Владимиру Высоцкому. Своё сообщение он завершил трогательным стихотворным
посвящением памяти всенародного любимца. Певица Наталья Александрова испекла в честь дня рожденья Высоцкого праздничный яблочный пирог, который
все с удовольствием отведали. Были и такие гости, кто заново на вечере открыл для себя Владимира
Высоцкого и полюбил его.
В лучах безграничного таланта и всенародной любви, а также в плену многолетнего недуга –
алкоголизма и наркотической зависимости, Высоцкий разрывался бесконечными противоречиями между глухотой и
преследованием государственной власти и
всенародным признанием. Он сошёл с неровной
колеи, как одинокий иноходец, разрываемый удилами, на полном скаку, и потух, как вулкан, отдав миру до конца весь
свой внутренний огонь и ничего не оставив себе.
За два дня до
смерти Владимир Высоцкий позвонил жене Марине Влади, которой посвятил стихи: «Тобой и Господом 12 лет храним». С известной
французской актрисой, покорившей советских зрителей исполнением главной роли в
фильме «Колдунья», Владимира Высоцкого связывала
любовь с первого взгляда, большая и странная, протянувшаяся через расстояния, ссоры, взаимные упрёки,
обиды и очень сильное взаимное душевное
влечение. Об этом она расскажет в своей книге
«Прерванный полёт». Поэт, будучи очень
больным, сообщил Марине Влади, что взял билет на 29 июля в Париж. Володя,
услышав, что Марина рада его видеть, сказал: «Спасибо, любимая моя». Марина ответила: «Как часто я слышала эти слова раньше…
Как долго ты не повторял их мне…» Повторить эти слова он так и не успел.
В наше время альбомы с песнями В.
Высоцкого выпускаются огромными
тиражами. В списке «Кумиров XX в.» в 2010 г. он занял второе место после
Юрия Гагарина. Про него был снят фильм
«Владимир Высоцкий: «Спасибо, что живой…» вышедший и показанный на большом экране
в декабре 2011 г., споры о котором до сих пор не затихают.
В этом году 25
января, в день рожденья поэта, мы смогли увидеть его полную версию, а также услышать песни В. Высоцкого в премьере концерта «Своя
колея» в театре «Современник» с участием ведущих артистов эстрады, театра и кино на
телеэкране Первого российского канала. Про него снимают документальные фильмы и
ставят пьесы во многих театрах мира. Он остаётся вдохновителем и учителем для
многих нынешних бардов и рок-музыкантов. Высоцкий жив в сердцах людей, которые
поют его песни и смотрят фильмы о нём и с его участием.
В
этом же году мемориальную доску в память об актере, поэте и певце Владимире
Высоцком открыли в день его рождения в Московском областном
научно-исследовательском клиническом институте имени Владимирского (МОНИКИ) - в
московском роддоме №8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице, где
родился поэт. В открытии мемориальной
доски участвовали директор Государственного культурного центра Высоцкого Никита
Высоцкий, министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова и автор
памятного знака народный художник СССР Николай Никогосян. Время не обмануло поэта, не
напрасны были его слова: «Спасибо, что живой…» Сегодня мы благодарно
говорим: «С Днём рожденья, Владимир Высоцкий!»
Гуарик
Багдасарова
четверг, 22 января 2015 г.
Экскурсия в Геологический музей
Экскурсия
в Геологический музей Государственного
комитета Республики Узбекистан по геологии и минералогии открыла много нового
для объединённой группы из более сорока ветеранов Республиканского украинского
культурного центра «Славутич», его
Ташкентского областного отделения, а также
Центра пенсионеров «Ватан». Вот
уже много лет они под руководством председателя Ташкентского областного отделения РУКЦ «Славутич» энтузиаста Н.П. Динько путешествуют по заповедным
местам в урочище Чимган, долинам рек Чирчика, Угама; побывали в Самарканде, Бухаре, Ходжакенте,
Бричмулле, Шахрисабзе; посетили мусульманскую святыню в Занги-Ата, русские
православные церкви в Ташкенте и
Чирчике. В
этом «году внимания и заботы о старшем поколении» намечено провести многие
мероприятия вместе с другими национальными культурными центрами: активно посещать художественные выставки, театральные постановки, концертные залы в узбекской столице; съездить в знаменитый на весь мир музей
изобразительного искусства имени Г.К. Савицкого в Нукусе.
В
минувшую субботу (17 01 15) неугомонные краеведы посетили Геологический музей после его
переезда в новое просторное здание на пересечении улиц Шахрисабз и Тараса
Шевченко в центре узбекской столицы. Экскурсия длилась два часа. За это время посетители,
обойдя четыре выставочных зала, узнали
много интересного о девяностолетней без года
деятельности геологической службы Узбекистана от
директора музея Ахмаджона Шаякубовича Ахмедшаева, непосредственного
участника многих геолого-разведывательных
экспедиций в различных регионах республики,
и в частности, известных уникальными
ископаемыми ущелье Сая-Ходжа Курган и
долине Китоб, находящейся выше Шахрисабза.
Геологический
музей Госкомгеологии был открыт в системе геологической отрасли республики в
1988 г. В основу музея были положены
коллекции небольшого музея бывшей
Главгеологии Уз и обширные коллекционные материалы, собранные геологическими
организациями, известными геологами-исследователями недр Республики и
Центральной Азии с 1926 года. Ни много ни мало – 50 тысяч экспонатов –
охватывают все направления отечественной
геологической науки и практики. Не зря музей
служит научным и учебным центром
для учащихся и студентов геологической и смежных специальностей: в минувшем
году здесь побывало 13 тысяч детей старшего школьного возраста.
Экскурсанты
старшего поколения, как малые дети, восторженно знакомились с богатейшей коллекцией остатков древней фауны
и флоры в реликтовых камнях, пытались поздороваться с динозавром, чей скелет
выставлен в центре экспозиции, характеризующей различные теории
возникновения и становления Земли как планеты в увязке с общими космическими и
геологическими процессами.
Узбекским
учёным удалось законсервировать останки предков слонов и мамонтов. В
геологическом музее вниманию посетителей представлен новый экспонат – кости архидискодона, обитавшего на
территории современного Узбекистана. Его нашли в 2013 г. вблизи
селения Овжасай. Специалисты музея на
основе метакрилата разработали
специальный полимерный состав для обработки древнего животного. Этот
нанотехнологичный раствор заполняет пустоты в кости и таким образом скрепляет
твёрдые ткани, не даёт им рассыпаться. Было доказано, что архидискодоны обитали
в период от 2 млн 800 тыс. лет до 800
тыс лет. Точный возраст животного
идентифицируется в наши дни и будет скоро известен.
Особое
внимание экскурсантов привлекла к себе
богатейшая коллекция главного выставочного зала. Здесь собраны все основные
полезные ископаемые и виды минерального сырья,
выявленные в недрах Республики Узбекистан и Центральной Азии, а также
представлены редкие экземпляры месторождений зарубежных стран, благодаря
дубликатному и обменному фондам. В открытой экспозиции и хорошо освещённые под
стеклом, нашим глазам предстали
великолепные образцы самой матери-природы, щедрой на выдумку и художественную
фантазию. Тёплый свет излучали кристаллы киновари в друзе кварца с налётом
серы. Кристалл пирита окаменелого дерева был отполирован до блеска стихией воды
и ветра за миллионы лет. Друза самородной серы напоминала весенние белые цветы
бульданеш. Крупный кристалл молибденита в белом кварце был похож на
замурованного жука-короеда. Прожилки голубой бирюзы в горной породе напоминали
рассыпанную нитку бирюзовых бус, словно
их обронила в древности юная красавица, спешившая на свидание с
любимым человеком.
Н.П.
Динько вспомнил добрым словом бывшего директора и сотрудника музея Рустама Гумеровича Юсупова. Долгие годы
он в стенах музея и на радио «Ташкент» проводил лекции о целебных свойствах
минералов и камней. Преданный своему делу геолог и просветитель в душе, раз в
году организовывал экскурсии для всех желающих в долину реки Чирчик в поисках
кремния. Н.П. Динько пожелал, чтобы сотрудники музея продолжили эту традицию и
рассказывали людям о целебных свойствах
отдельных камней, особенно часто используемых в ювелирных украшениях и
канцелярских предметах.
Коралловые
красные бусы; халцедоны одноцветные; пёстрые агаты и многоцветные ониксы, отличающиеся концентрической
слоистостью; друза гипса («Розы Сахары») натурального алого цвета и рядом друза
белоснежного горного хрусталя (чистейшей воды кварц), напоминающая
нетронутые сталактиты в пещерах, своей
сказочной красотой привлекали особое внимание женщин. Заслуженная артистка Уз
Зинаида Соловей долго созерцала мистический аквамарин, ведь для многих артистов
он
служит верным талисманом. Оранжевый и жёлтый сердолик привлёк художника-дизайнера Фарида Гараева: его рекомендуют носить в браслете борцам и часто кладут на глаза при
головной боли; чёрный кусок сланцевой нефти – яблоко раздора современных нефтедобывающих империй - абсолютно всех заинтриговал неприхотливостью
внешнего вида и его промышленным
значением.
Сохранение
этого многоликого
богатства камней и минералов, необработанной руды, - заверил
экскурсовод, - это престиж нашего государства. В последнем зале на первом
этаже А.Ш. Ахмедшаев ознакомил посетителей с экспозицией, отражающей пути
дальнейшего развития минерально-сырьевой базы республики за годы независимости,
её значение в различных отраслях народного хозяйства.
Экскурсанты
в книге отзывов выразили благодарность
за экскурсию, обогатившую их знания в области геологии и минералогии Уз. Каждый
из них покидал музей с неизгладимыми впечатлениями и гордостью за богатство
недр и уникальность природы родного края, за самоотверженный труд
геологов-первопроходцев, открывателей земных кладовых.
Гуарик
Багдасарова