«Для
того, кто умеет видеть, каждое мгновение жизни — остров счастья. Достаточно там
остановиться и не позволять унести себя круговоротами бурь, рокотом мира.
Создай остров для себя и тех, кого ты любишь, храм, неприступную крепость, но
оставляй дверь открытой и днём, и ночью» (Дугпа Ринпоче).
Это мудрое изречение современного восточного
духовного учителя я получила от своей новосибирской приятельницы Аллы Побединой
накануне отъезда на XYI-ый международный фестиваль авторской песни «Осенний
аккорд». До конца глубокий смысл афоризма я смогла разгадать только на месте в
горах под Ходжикентом, где на территории спортивно-оздоровительного лагеря
«Геолог» проходило традиционное ежегодное масштабное мероприятие,
охватившее людей разных
возрастов и специальностей из городов Центральной Азии – Алматы,
Самарканда, Зерафшана, а также России – Москвы и Краснодара. Всех участников и
гостей осеннего музыкально-поэтического фестиваля объединяла любовь к природе,
туристской песне возле костра, преданность бардовскому движению и его основе –
чистой возвышенной поэзии.
Открывая
фестиваль «Осенний аккорд-2015», председатель Ташкентского клуба авторской
песни и поэзии «Арча» Темур Валитов коротко рассказал о его предыстории и
перспективах – расширять во времени и
пространстве бардовское движение. Темур Шангареевич вспомнил тех, кто до конца жизни самозабвенно служил авторской песне и всячески поддерживал ежегодные
фестивали в горах Чимгана в середине июня и под Ходжикентом в конце сентября:
это Александр Файнберг, Владимир Баграмов,
Наталья Ерёменко, Степан Балакин и многие другие – «иных уж нет, а те
далече…». Их мечты, их стихи и песни и сегодня воплощаются в добрые дела, звучат
в программе фестиваля и призывают всех делиться с другими своим бесценным богатством души. Нынешний
фестиваль сохранил главное - преемственность классической авторской песни и
поэзии. В программе наряду с новыми сочинениями прозвучали произведения ветеранов авторской песни – Б. Окуджавы, А. Дольского, Ю. Кукина, О.
Митяева, Ю. Визбора, Вл. Высоцкого, А. Розенбаума, В. Канера.
Движение бардовской песни в Ташкенте
зародилось в 1975 году, когда возник
клуб «Апрель», предтеча «Арчи», куда вошли И. Бяльский, Вл. Шокодько, Вл.
Полищук, Вл. Попов, Гр. Гордин, Ст. Балакин. Позднее в 1993 году был создан Клуб «Арча» с активным
участием в нём поэтов Раима Фархади, Владимира Баграмова и многих
других энтузиастов самодеятельной песни. Гостями и участниками
международных фестивалей авторской песни
тогда были жители всего бывшего Союза – от Центральноазиатского региона до Приморского края.
Многих
разнесло ветром перемен 90-х годов прошлого
века по белому свету, но до сих пор съезжаются под кровлю «Арчи» его ветераны.
Так, в апреле 2012 г. осчастливила «арчовцев» своим пением под гитару Лариса
Плахова, более 10 лет назад уехавшая в Германию. Неоднократно почётными гостями
«Арчи» бывал Игорь Бяльский из Израиля, участник ташкентских открытых
фестивалей поэзии «Малый шёлковый путь»
(2001-2008); поэт и вокалист Ирина Шумакова из Орла (июль 2014 г.); бард Диана Черкашина из Кинеля Самарской
области гостила летом этого года.
В этом году
спустя пять лет порадовала своим визитом на фестиваль «Осенний аккорд» и
выступлением под овации публики известный
бард не только в нашей стране, но в ближнем и дальнем зарубежье, наша землячка Виктория
Мурадян, проживающая ныне в Краснодаре. Её проникновенные песни памяти Натальи
Ерёменко, лирические исповеди «Вовсе не стареет душа», «Я не знаю, как дальше
жить» и многие другие полны
огромного душевного накала, гармонии
слова и стройного аккомпанемента под
гитару. Такая приверженность отчему краю, «земле обетованной» внушает мысль о
том, что мы навсегда обретаем родину, лишь покинув её пределы. Эта преданность
не только дому, но и делу своему передаётся по эстафете и самым юным участникам
фестиваля «Осенний аккорд» - детскому вокально-инструментальному ансамблю «Арчонок» под руководством Сергея
Лиханова. В этом году на фестивале «Осенний аккорд» детский ансамбль наряду со старыми детскими
песнями порадовал новыми о родине, о
сказочной стране Александра Грина и о добрых пушистых котах.
Открытие фестиваля
сопровождалось концертом всех участников в первый день работы (25 09 15). На второй
день (26 09 15) после обеда на основной
сцене летней эстрады состоялся концерт мэтров авторской песни и вечером -
насыщенная четырёхчасовая конкурсная программа участников фестиваля. Знакомство с авторскими
песнями, вживание в них допоздна продолжалось и после концертной конкурсной
программы в павильонах, летних беседках и на разных площадках под открытым
звёздным небом и возле туристского костра за территорией лагеря.
Так, общепризнанный
мэтр авторской песни Александр Хайленко и его сын Юрий из Алматы познакомили
слушателей с песнями из двух своих новых альбомов, один из которых посвящён
70-летию Победы над фашизмом, другой
– сборник лирических авторских песен
(«Осень.RU»,
«Приходите на баранки вечерком» («Босиком по облаку») на стихи Вл. Баграмова,
«Я допою, всё допою – верните только молодость
мою» и др.). По многочисленным заявкам,
старинные алматинские друзья КАП
и поэзии «Арча» исполнили квартетом вместе с Темуром Валитовым и Андреем Цоем ставшую шлягером чарующую
песню об «искромётной осени с жёлто-багровыми листьями» на стихи Темура
Валитова (ник «Тим Осенний»). Председатель жюри Владимир Шабалин
своевременно представил актуальные песни о самом поэтическом времени года
классиков Николая Шипилова и Бориса Вайханского, а также песню Ю. Визбора «Улетаем-улетаем…».
Они дополнили наше представление о палитре
ярких осенних красок и спектре романтической души известного
ташкентского исполнителя. Мэтр поэзии и член жюри фестиваля Николай
Ильин, автор нескольких поэтических сборников,
внёс свои стихотворные штрихи,
как бодрящие лучики осеннего солнца, в живую
картину бытия. Поэт скандировал со
сцены: «Осенней власти повеленьем
прозрачен свет и воздух чист» - и эти трепетные стихи, по справедливому
замечанию Темура Валитова, надолго
западали в душу и невольно очищали сознание многих участников и гостей фестиваля.
Алматинец Александр Чумаченко,
организатор бардовских концертов в Казахстане, поделился с массовой аудиторией нынешнего фестиваля с песнями-ретро о
ностальгии («Возвращаюсь»), любовными романсами и военными песнями. Его земляк Владимир Гусар, директор алматинского театра
авторской песни «ВИГУС» затронул в своих песнях под гитару социальные мотивы,
общие для всех, и подсказал в них, как остаться романтиком-мечтателем в
новых сложных обстоятельствах
современного мира, раздираемого противоречиями. Пулат Маликов из Алматы дополнил
эту картину противостояния лириков и циников в современном мире. Усилила
впечатление победы романтики над суровой
жизнью песня Юрия Визбора «Речной трамвай» в исполнении недавно созданного дуэта Зафара Юсупова и Матлюбы Тулягановой,
стремительно набирающего свои обороты в завоевании успеха у публики, и песня
«Красная стена» А. Розенбаума в самобытной интерпретации Рубины Алиевой из
Самарканда.
Дуэт Михаила Михелева и Любы Кудрявцевой, выступивших с пародией на
песню московского барда Елены Фроловой, известной под псевдонимом «Воробышек»,
привлёк внимание к альбомам «Мой белый воробей», «Светлый праздник бездомности»
талантливого автора, ученицы Елены
Камбуровой, ныне служащей в первопрестольном камерном театре песни и поэзии своего
наставника. Авторская песня «Атаки Дженни Псаки» в стиле политической сатиры нашего
земляка Юрия Сучкова вызвала в публике гомерический смех и грохот овации. Александр
Якушев в который раз в гиперболической форме сатиры пошутил над начинающими
бардами и дал им несколько советов, как создать
песню, чтобы струны не лопнули на гитаре
и донести её смысл до слушателей.
Номинантами на гран-при фестиваля стали победители в
номинации «автор-исполнитель»: Баходыр Идрисов, Александр Палатин и
победитель в номинации мэтров Светлана Шейко.
Первая перепевка не выявила победителя. После второго перепева, в
котором выступали Александр Палатин и Светлана Шейко, и продолжительной дискуссии жюри победа была
присуждена Светлане Шейко. Гран-при
фестиваля стала гитара. Победитель фестиваля поблагодарила всех присутствующих за поддержку её целенаправленного творческого роста в создании и исполнении авторской песни.
Обо всех
лауреатах невозможно сказать в ограниченных рамках статьи. Самым юным победителем стала
арчонок-дошкольница Лиля
Закирова, получившая диплом за
исполнение детской песни. Звание
«Мисс Осень» получила старшеклассница Маша Денисова, выигравшая также в номинации «Бард со школьной скамьи».
В этом году в поэтическом конкурсе фестиваля
«Осенний аккорд» приняли активное участие
представители Литературно-творческого объединения «Данко» под эгидой РКЦ Узбекистана. Лауреатом
поэтического состязания стал Алексей Кирдянов, член Союза писателей России.
Специальные дипломы получили: за
успешный дебют - председатель ЛТО
«Данко» Армануш Маркарян и Елена
Алексеева-Тюрк; за интересное освещение
тем в поэзии - автор этой статьи.
Конкурс чтецов победила София Демидова. Она прочла поэтический авторизованный перевод
с датского Пиета Хейна из цикла «Лира сердца». София заняла второе место в поэтическом конкурсе.
Её друзья поздравили коллегу с двойной победой.
Судя по итогам фестиваля, мнению председателя
жюри Владимира Шабалина, откликам иногородних гостей, в частности, Бориса Богданова из Москвы, даже
сейчас клуб «Арча», несмотря на экономические
трудности нового времени, таможенные
пошлины, старается не только сохранить и приумножить лучшие
нравственные традиции классической
авторской песни, но главное – привлечь молодёжь и приобщить её к высокой
планке культуры русской напевной поэзии
и музыки для души.
Борис
Богданов, инженер по профессии, лауреат в номинации композитор за песню Марии Литвиновой про троллейбус (диплом 1-й степени) и как автор-исполнитель
переведённой с немецкого
юмористической песни «Ром с
Ямайки» (диплом 2-й степени) дал интервью сразу после закрытия фестиваля. Гость из Москвы отметил разницу столичных российских клубных тусовок и подмосковных
слётов авторской песни с нашим международным фестивалем «Осенний аккорд»,
которым, по его признанию, он был просто потрясён. Во-первых, его поразила
массовость такого мероприятия,
приверженность всех выступающих классическому жанру и гармоничное совмещение в программе двух конкурсов – музыкального и поэтического. Он приветствовал ту
неподражаемую особую атмосферу братства,
сочувствия и дружеской поддержки всех конкурсантов без исключения, их искреннюю со-радость победителям фестиваля и со-чувствие в виде бодрящих
комплиментов и слов утешения
побеждённым, а также знакомство с новыми песнями и их известными и
малоизвестными талантливыми авторами.
Нашего
гостя, воспитанного на песнях Михаила
Щербакова, Владимира Ланцберга, Сергея Труханова, его московского
друга Игоря Белого, поразило, как далеко от
Москвы – центра русской культуры – в Ташкенте бережно хранят и развивают
русскую речь, русскую поэзию и авторскую песню: «Этому стоит поучиться –
смелости и наивности самовыражения!». На фестивале Борис сделал для себя определённые
важные выводы – большой слушательский
спрос на «самую кондовую классику», которая, оказывается, ничуть не стареет.
Слово
и песня дали новый импульс душе каждого участника и слушателя, а это важнее и
труднее всего в искусстве. Самых
юных «арчат», молодых и зрелых опытных участников и гостей
фестиваля объединила любовь к авторской песне, которая дороже всяких вещей и
даже самой победы, потому что звучащая
поэзия сближает победителей и побеждённых и делает их сильными духом братьями и
сёстрами. Поэтому люди возвращались домой умиротворёнными и немножко другими,
чем были они прежде. Мы не можем выбирать время и страну, в которой живём. Но у
нас всегда есть выбор – мы можем сохранить
живой трепет души и сердца, честь, совесть, умение сострадать и любить.
Поэтому мы все романтики-единомышленники. Других на ежегодных традиционных
фестивалях авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» на узбекской
земле попросту не бывает.
Дома, когда я включила интернет, на
мою электронную почту пришло новое сообщение от моей новосибирской
приятельницы: оно вполне касалось пережитого знаменательного события в жизни
КАП и поэзии «Арча»: «Прошлое ушло, но
оно породило настоящее, в котором заложены корни будущего. Значит, вы должны,
начиная с сегодняшнего дня, подготавливать ваше будущее, улучшая настоящее (О. М. Айванхов). «Помни: сочувствие — это
одна из молчаливых форм счастья. Оно позволяет тебе соткать золотые нити между
тобой и другими людьми и увеличить горизонты твоей радости, расширить её.
Счастье не запирает. Оно освобождает» (Дугпа
Ринпоче).
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий