Государственная
академическая хоровая капелла Узбекистана под художественным руководством
Шавката Джумаева открыла новый 64-ый сезон концертом: «Русская хоровая музыка
вчера, сегодня, завтра». Хоровая капелла Узбекистана была создана 15 марта 1952
года. За время существования капеллы было дано свыше восьми тысяч концертов как
на территории Узбекистана, так и в других странах. Основной задачей
академического хорового коллектива является пропаганда не только хорового
наследия Узбекистана, но и величайшей мировой хоровой классики. Коллектив
академической хоровой капеллы имеет свой неповторимый стиль, своё лицо, не
имеющее аналогов: они проявляются на каждом концерте.
В
настоящее время Художественным руководителем и главным дирижером является
молодой талантливый артист Шавкат Джумаев, обладающий не только дирижёрским
талантом, но и прекрасными вокальными данными и способностью художественно
перевоплощаться в инородную музыкальную культуру, будь то армянская,
австрийская или русская. Любители камерной хоровой музыки
высоко оценили впервые состоявшийся в
прошлом году концерт из произведений
армянского вокально-хорового искусства. В программе в исполнении Камерного хора
прозвучали сочинения классиков Комитаса, Макара Екмаляна и Александра
Арутюняна, а также современных авторов Даниэля Еражишта и Артура Бобикяна. На
том концерте солист хора Шавкат Джумаев выразил своё почтение древним напевам: "Покоряют
полифония и музыкальная выразительность старинных армянских песен. Они словно
просветляют душу".
В декабре прошлого года Государственная
академическая хоровая капелла Узбекистана под художественным руководством
Шавката Джумаева исполнила бессмертный «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. Большое
мастерство показал коллектив Государственной хоровой капеллы в исполнении
сложнейших хоровых частей, в частности, шестой «Confutatis» («Сокрушив») и
седьмой – знаменитой «Lacrymosa»
(«Слезная»), потрясших публику проникновенным драматизмом исполнения.
Концерт русской хоровой музыки состоялся 09 09 16 в Органном
зале Государственной консерватории Узбекистана и снова покорил публику новизной и разнообразием программы. В концерте
прозвучали хоровые произведения классиков: хоры a cappella Сергея Танеева; миниатюры Георгия Свиридова из его хорового
концерта «Пушкинский венок» («Мэри», «Зорю бьют») и на стихи А. Блока («Хоровод»);
маленькая кантата из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».
Публика также познакомилась и высоко оценила современных
малознакомых российских авторов. Контрастные по мелодике вокальные зарисовки,
близкие к духовным миниатюрам, Крестины Денисовой на стихи А. Блока и на цикл «танка»
из японской поэзии неизвестного вымышленного автора («Читая Рубоко Шо») и совершенно
новаторские хоровые зарисовки, в стиле фокстрота, - Юрия Фалиха на стихи А.
Блока «Незнакомка» - завораживали
смелостью вокально-инструментального
звучания капеллы как настоящего оркестра.
Неоднозначную
реакцию у публики вызвала современная джазовая трактовка известной всему миру
хрестоматийной песни Василия Соловьёва-Седого
«Подмосковные вечера» в
сопровождении концертмейстера В.Сафонова:
«Классику видоизменять – только портить оригинал», - по этому поводу
высказались отдельные зрители.
Восторг
и бурную овацию в зале у слушателей
вызвали любимые популярные народные песни: «Коробейники», «Барыня», «Калина
Красная», «Вдоль по Питерской…» и ставшая
вполне народной песня Игоря Матвиенко «Выйду в поле ночью с конём».
Классические
академические произведения и фольклорные песни объединяли широта, свобода и
распевность, идущие от мелодики народной песни. Концерт ещё раз подтвердил на
практике, что роль музыкального фольклора в любой культуре очень велика.
Великие композиторы постоянно отмечали, что источником их искусства является
народное творчество. Основоположник русской классической музыки М. Глинка любил
повторять: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Об
этом же писал П.И. Чайковский. Этот русский фольклорный элемент неизъяснимой
красоты и озорства был продемонстрирован в финале концерта - маленькой кантате
из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», которая фонтанировала многоголосием щуток-прибауток на островке
музыкального фольклора в его живом бытовании.
Публика
горячо встретила гостей программы - молодых солистов группы «Замин». Они исполнили эстрадную песню из репертуара
Николая Носкова «Я люблю тебя. Это здорово». Это было, действительно, здорово!
После
концерта публика долго не отпускала артистов
со сцены. Прощались ненадолго. В ближайших планах Государственной капеллы
Узбекистана – участие 16 09 16 в
концерте в большом зале ГКУз, посвящённом 125-летию Сергея Прокофьева, в котором
прозвучат знаменитая кантата «Александр Невский» и сюита из балета «Золушка»
выдающегося русского композитора.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий