Открытие
концертного сезона 10 09 16 в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана камерного
оркестра Туркистон прошло с аншлагом: билетов за неделю уже нельзя было
достать. Самые почётные гости, среди которых была Заслуженная артистка
Узбекистана Галина Мельникова, сидели на подставных стульях в переполненном зрительном
зале. В нём собрались не только столичные любители струнной музыки, но и
много иностранных гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Музыка, к счастью,
не имеет границ и доступна всем, а вечная классика прошла самый строгий
экзамен – времени – и сегодня способна покорить сердца слушателей XXI века и
обогатить наш духовный мир чувствами и переживаниями, которые вложили в свои творения композиторы прошлых времён.
В тот
осенний тёплый вечер приобщить к
большим музыкальным полотнам, мыслям, вдохновению творцов и подарить
слушателям огромное наслаждение, заполнить особым возвышенным настроением
неизведанные для них самих уголки души помогли вместе с камерным оркестром
Туркистон дирижер, художественный руководитель оркестра, Заслуженный деятель
искусств Узбекистана Элдар Азимов;
солист, лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле и призёр
престижных музыкальных конкурсов в
Италии и Греции Андрей
Галаян; ведущая концерта музыковед Инесса
Гульзарова.
В программе
прозвучали струнные произведения различных эпох и стилей: французского неоклассицизма
и романтизма, а также итальянского музыкального Ренессанса: Антуан-де-Лоер — концерт
для гитары в 2-х частях; Шарль Дойи –
концерт для гитары в 3-х частях; Оторино Респиги – античные танцы; Николо Паганини - Концерт для гитары с
оркестром в 3-х частях; «Кампанелла» Н. Паганини в обработке Ленгле для гитары. На бисс Андрей Галаян сыграл Каприс №1 для скрипки соло в
переложении американского гитариста Эллиота Фиска для гитары.
В музыке Возрождение раньше и ярче всего расцвело в Италии.
Итальянский народ уже тогда славился своею музыкальностью и в особенности
чудесным песенным искусством. В концерте прозвучала, в основном, музыка начала XIX в. и рубежа XIX-XX вв.
В «Античных
танцах» О. Респиги в исполнении
камерного оркестра Туркистон наиболее ярко прозвучали «жизнерадостное свободомыслие», народная
песенность, упоение жизнью. Они были полны чувственно-восторженным смыслом. У слушателей
сложилось впечатление, что французский неоклассицизм и романтизм по
гуманистическому духу были
родственны и созвучны
итальянскому Возрождению. В «Большой сонате для гитары и скрипки» Николо
Паганини современный немецкий композитор XX века
Вольвганг Ленгле переложил партию скрипки на оркестр и дополнительно
написал три коденции для гитары. Таким образом, родился Концерт для
гитары с оркестром в 3-х частях Н. Паганини, вызвавший неслыханную овацию
в зале.
В Ташкенте
все названные в программе
произведения с сольным
использованием гитары прозвучали
впервые. Андрей Галаян на протяжении уже десятка лет предпочитает
играть редко и сложно исполняемые произведения для гитары, рассчитанные на
виртуозное владение его
любимым инструментом. За свою недолгую тернистую творческую жизнь
молодой гитарист Андрей Галаян успел
выступить в качестве солиста на
концертах Национального оркестра Узбекистана под управлением
известного дирижера З. Хакназарова, популярного в республике ансамбля
«Омнибус» под руководством А. Абдурахманова и
Государственного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана».
В его
репертуарном арсенале: концерт
французского композитора и гитариста ХХ века Роландо Дьенса «Метис»,
произведения итальянца Л. Боккерини, фантазии М. Тедеско, произведения И.С.
Баха, Р. Диенса, Ф. Сора, Ф. Шопена, Ф. Тарреги, А. Пьяццолы, А. Бабаджаняна,
а также сочинения самых различных жанров ташкентских гитаристов: «Две пьесы», «Три прелюдии» и «Танец»
Виктора Цветкова; Сюита «Дождик»,
«Баллада» и фантазия на тему: «От полуночи до рассвета» Сергея Захарова; а
также четыре наигрыша «Уральский шуточный», «Былина», «По Волге» ; быстрый итальянский народный танец
«Тарантелла» и многое другое. Часто Андрей
совершенно безвозмездно выступает сольно и в дуэте со своим учителем,
гитаристом В. Цветковым или супругой
– пианисткой Викторией Терновых на разных
концертных площадках и в музеях
на творческих вечерах по приглашению и на радость многочисленных
друзей и поклонников его незаурядного
таланта.
По мнению его
первого профессионального учителя-гитариста
и старшего друга Виктора Александровича
Цветкова, которому по просьбе А. Галаяна отдельно заслуженно аплодировал зрительный
зал после концерта, играть с оркестром
намного сложнее, чем выступать сольно одному перед публикой. Солисту,
во-первых, приходится добросовестно следить за партитурой и хорошо читать с
листа и одновременно следовать указаниям дирижёра и, во-вторых, органично
контактировать с оркестром и при этом оставаться верным своему неповторимому
стилю. Репетиции, по словам В.А. Цветкова,
начались с 10 августа этого года и шли три раза в неделю. Три сольных концерта
сыграть за один вечер очень трудно: это требует полной самоотдачи со стороны
солиста. Впервые Андрей Галаян
солировал с камерным оркестром Туркистон под управлением Элдара
Азимова в 2009 году и поэтому хорошо знал дирижёра и всех оркестрантов, что
помогло ему с наибольшей душевной полнотой раскрыться на этом знаменательном
концерте, ставшем событием в музыкальной жизни узбекской столицы.
Классическая шестиструнная гитара «испанка» Андрея способна воспроизвести звучание целого оркестра: в
его руках она то плачет как скрипка, то смеётся как контрабас, то бодрым
шагом отстукивает по мостовой как ударные, то шёпотом, как арфа, извлекает из
струн молитву к небесам. Во время исполнения Концерта для гитары в 3-х частях и Кампанеллы Н. Паганини она звучала в полный голос, как подобает «королеве
инструментов»: именно так называл её непревзойдённый мастер и «король» скрипичной
и гитарной музыки Николо Паганини.
Благодаря энтузиазму, таланту, самоотверженности и чудесному искусству знаменитых артистов, концерт камерной музыки в Органном зале ГКУз и восторженная реакция слушателей показали, что лучшие
творения, несмотря на более чем вековую давность, живут и радуют слух наших
современников, а гитара, созданная ещё в античной Греции – инструмент
Аполлона - под названием «кифара», вновь обрела в наши дни свой престиж и
вызывает восхищение самой требовательной публики, критики и самих артистов.
Гуарик Багдасарова
|
Литературно-критические статьи, очерки, стихи, эссе о самом разном - всё, что составляет смысл нашей жизни и творческий портрет создателя этого сайта.
Всегда большое счастье слушать Андрея Галаяна.
ОтветитьУдалитьЯ восхищаюсь его талантом, скромностью, и открытостью души. Но больше всего, его виртуозной игре. Часто слышал в его исполнении классику, которую он исполнял даже без нот по памяти, и завидовал белой завистью. Он настоящий профессионал, повелитель гитарной струны, волшебник, открывающий нам двери в мир бессмертной классической музыки. Радостно то, что он постоянно совершенствует свой талант. Трудно как покоритель гордых вершин, но смело идёт вперёд, не боясь экспериментировать. Жаль, что сегодня наша молодёжь почти не интересуется классической музыкой. А ведь именно она обновляет нас и обогащает духовно.
Спасибо за статью Гуарик!
Александр Евсеев г.Чирчик