С недавних пор ветхое, не отапливаемое
зимой и не проветриваемое летом помещение Греческого культурного центра в
узбекской столице с наглухо забитыми и зашторенными окнами, допотопными
скрипучими фанерными стульями, старым расстроенным пианино с отбитой правой
педалью стало самым популярным местом сборов творческой интеллигенции. Здесь
вот уже около года собираются поэты и барды КАП и поэзии «Арча», а теперь к ним
примкнули музыканты Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва.
История иногда повторяется. Во время
проведения первого джазового фестиваля в Ташкенте в 1968 году в концертном зале
имени Я. Свердлова возникла идея создать джаз-клуб. Однако для этого не было
выделено помещение, и функционирование джаз-клуба могло ещё долго оставаться на
бумаге … Но джаз-клуб существовал благодяря энтузиастам. Вл. Сафаров
вспоминает, что в разные годы любители джаза собирались в театре ОДО, в Доме
Знаний, у поклонника джаза Марка Вайля в «Ильхоме», где проводились встречи с
гостями столицы Узбекистана, организовывались тематические лектории. В 1968 году
Вл.Сафаров создал мини-джаз-клуб в Институте связи, в котором устраивались
фестивали, проводились джем-сейшены с известными тогда джазменами Сергеем Гилёвым,
Эдуардом Каландаровым, Василием Упоровым, Геннадием Садовниковым, начинающей
певицей Натальей Нурмухамедовой.
С 2002 года Вл. Сафаров является
руководителем Ташкентского джаз-клуба, который базировался в Центре
современного искусства, позже в Ташкентском Доме фотографии, где проводились
тематические концерты, творческие встречи с зарубежными джазменами из США,
Европы, России, Казахстана, Киргизии, организовывалось участие коллективов
Узбекистана на международных джаз-фестивалях. Нынешняя администрация
ташкентского Дома фотографии отказала опытным энтузиастам, проводникам
самодеятельного искусства в аренде здания, в котором испокон века наши
прославленные барды и джазмены, лауреаты многих международных фестивалей,
проводили интересные творческие встречи с любителями лёгкой музыки и авторской
песни, встречали известных зарубежных гостей и обменивались с ними новыми
вокально-музыкальными проектами. Наш народ хлебом не корми – дай хорошую музыку
послушать - во дворце или в сарае – всё равно, это бальзам на сердце и праздник
для души!
Ташкентские поэты Гуарик Багдасарова (в
прямом эфире на радио «Ташкент» 15 10 16) Леонард Баюков и Евгения Абалян в
день открытия нового сезона со сцены Ташкентского городского общества греческой
культуры выразили от имени любителей лёгкой музыки в своих стихотворных
посвящениях братьям Сафаровым светлое чувство благодарности преданным
энтузиастам, идущим с джазом по жизни:
Джаз сквозь время
Президенту Ташкентского джаз-клуба имени
Сергея Гилёва и руководителю легендарного джаз-ансамбля "Братья Сафаровы и
друзья" («Арцах») Владимиру Сафарову
Сквозь время больше полувека играет джаз.
О, эта музыка весны, стихии ветра и дождя.
О, эта музыка рокочущей любви - в тиши,
Когда аккорды расплескались на дне души.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Тогда услышишь и познаешь смысл любви,
Как отсвет запоздалый загадочной судьбы.
Мелодия проникнет пылающим восходом
И светом дух ваш ободрит в любую непогоду.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Романтики и бунтари, подвижники и бессребреники!
Искусство джаза пронесли сквозь
политические тернии.
Менялось всё вокруг - названья века, улиц
и страны.
А вы поныне «горячей музыке» верны -
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Сквозь время больше полувека играет джаз
«Арцах».
(Гуарик Багдасарова)
В третье воскресенье октября (16 10 16) в
15-00 в Греческом культурном центре собрались любители импровизационной музыки
на открытие XV сезона: это было 134 заседание
ташкентского Джаз-клуба. Гастролирующие в Ташкенте и просто приезжающие по
частным делам любители джаза считают своим долгом посетить Ташкентский
джаз-клуб, где проводятся творческие встречи.
На этот раз гостями Ташкентского джаз-клуба были контрабасист Александр Курцев из Калининграда, пианисты -
руководитель ансамбля «Шёлковый путь» Обид
Джумаев из Бухары и Илья Макаров из Екатеринбурга.
Открыла концерт юная восходящая звёздочка
из студии «Детская дорога к джазу» (рук. Алина Алибекова), обладательница
красивого джазового бельканто, учащаяся Республиканского специализированного
музыкального академического лицея им. Р.Глиэра – Навруза Махамаджанова, темпераментно исполнившая две
классические композиции: «Я люблю» из репертуара Лары Фабиан и «Пусть будет
так» из репертуара легендарного ансамбля «Битлз».
С большой
программой выступили учащиеся второго и третьего курсов Республиканского
эстрадно-циркового колледжа под руководством самобытного аранжировщика Виктора Курницкого. Кроме произведений
этно-джаза, как всегда, ярко прозвучали
произведения классического джаза «Мекки-нож» Курта Вайля и душевная пьеса Рей
Чарльза «Джорджия», посвященные ушедшему из жизни весной этого года
талантливого пианиста Евгения
Аренберга, которого добрым
благодарным словом вспоминают постоянные зрители – участники заседаний
джаз-клуба.
Программу концерта
также украсили мягкие блюзы для души в исполнении Герата Исанбаева на саксофоне.
Гость
из Бухары Обид Джумаев представил на суд взыскательной
публики: «Концерт для фортепиано с оркестром фа-минор (1 часть) Иоганна Баха в
барокко-джазовой обработке, «Блюз-воспоминание», «Джазовый этюд» (Манфред Шмитц
и Милан Дворжак) и «Время играть блюз» (М. Шмитц). Джазовая аранжировка
органично обогатила классические истоки сложных произведений музыкального
Ренессанса и приблизила их к сегодняшнему дню во всём богатстве заложенных в
них человеческих переживаний. Донести это богатство чувств солисту помогли Александр Курцев (контрабас) и Александр Багдасарян (ударные).
Гость из России Илья Макаров по просьбе Вл. Сафарова перед своим
выступлением рассказал немного о себе. Выпускник Уральской государственной
консерватории, профессионально играющий классическую музыку в государственном
оркестре, с юности был увлечён джазом и впоследствии создал два трио, с
которыми гастролирует по стране и играет как авторские произведения, так и
музыку стиля «фанк». Он является резидентом Екатеринбургского джаз-клуба.
Илья Макаров приехал в Ташкент впервые по
частным делам. Он восхищён красотой нашего современного города, добротой людей
и высоким уровнем исполнительского искусства джаза наших музыкантов. Его
тронула необычная музыка джаз-ансамбля Республиканского эстрадно-циркового
колледжа под руководством Виктора
Курницкого, в которой прозвучали не только классический джаз, но и местный
фольклор - заводные мотивы нестареющей андижанской польки, хорезмского танца и
других произведений узбекской народной музыки в современной джазовой обработке.
Многие молодые музыканты владели сразу несколькими инструментами и легко меняли
их в ходе своих стремительных лёгких импровизаций. «Ваш альт-саксофонист –
блестящий музыкант очень высокого класса, обладающий яркой стилистикой джаза»,
- сказал Илья Макаров. Он имел в виду учащегося колледжа Данияра Ризаева.
Владимир Сафаров и Обид Джумаев рассказали об участии в фестивале
«Джаз-Транзит-Шос» в Екатеринбурге ансамбля «Шёлковый путь» (Бухара) в 2009 г.
В приглашении было отмечено, что проект позволяет джазовым музыкантам, где бы
они ни жили, не терять творческих контактов. Руководитель квартета «Шёлковый
путь» Обид Джумаев снова повторил слова, сказанные тогда им в интервью в газете
«Вечерний Екатеринбург»: «В древности по Великому шёлковому пути – с Востока на
Запад и обратно на Восток – шли не только караваны с товарами. Это было великое
узнавание народов, великий культурный обмен. Так, в нашей музыке публика
услышит диалог культур: наших национальных мелодий с классикой мирового джаза,
наших узбекских инструментов – с трубой, контрабасом, фортепиано...».
Илья Макаров из Екатеринбурга познакомил ташкентских
зрителей с авторским сольным произведением в ритме вальса – играл он вначале
довольно напряжённо. Потом с азартом свинговал вместе с участниками ансамбля
«Братья Сафаровы и друзья». В программе, кроме инструментальных импровизаций
были темы, исполненные скетом (слоговая импровизация) Геннадием Сафаровым.
Зрители под конец разогрелись окончательно под воздействием таких ярких
экспромтов: сменяющихся сольных партий отдельных инструментов – клавишных Владимира Сафарова, ударных Александра Багдасаряна,
контрабаса Александра Курцева и
пения без слов на отдельных слогах саксофониста Геннадия Сафарова. Музыканты,
буквально, генерировали эту вдохновляющую энергию джаза в зал. Это было
здорово! В заключение на «джеме» прозвучали темы «Опавшие листья» Жозефа Косма
и «Время пришло» Чарли Паркера.
Присутствовавшая
на концерте вдова первого президента Ташкентского джаз-клуба Сергея Гилева, ведущая вокалистка ГАБТ им. А. Навои, а ныне педагог вокала Нина Александровна Семизвонкина, преподнесла в подарок гостю из
Екатеринбурга книгу-раритет «Беседы о джазе», изданную после безвременного
ухода автора - Сергея Гилёва.
В заключительной речи Вл. Сафаров ещё раз подчеркнул: «Джаз объединяет
людей, рождает братские, дружеские, человеческие чувства. Мы любим эту великую
музыку и более полувека популяризируем её. От имени любителей джаза хочу
поблагодарить за гостеприимство директора греческого клуба Евстафия Ивановича Козьмиди. Дай, Бог, нам всем довольно скоро
встретить и отметить 50-летие со дня первого ташкентского фестиваля, а пока мы
поздравляем любителей джаза с открытием XV сезона ташкентского Джаз-клуба!»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий