пятница, 18 ноября 2016 г.

Вечер поэзии под пушкинским названьем «Унылая пора! Очей очарованье!» в ахматовском музее


Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)




Этими стихами директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  А.В. Маркевич открыла вечер поэзии, в котором приняли участие активисты и гости музея, читавшие  классические и свои стихи об осени. А.В. Маркевич вспомнила, как писала А. Ахматова об осени и весне в Ташкенте, ведь она здесь пробыла с осени 1941 по май 1944 гг. во время своей вынужденной южной эвакуации. Они о разных временах года, но их сближает чувство благодарности русского поэта азиатскому краю, приютившему своих  соотечественников, попавших в беду, лишившихся на время войны родного крова:

Третью весну встречаю вдали
От Ленинграда.
Третью? И кажется мне, она
 Будет последней.
Но не забуду я никогда,
 До часа смерти,
Как был  отраден мне звук воды
В тени древесной.
         Персик зацвёл, а фиалок дым
                            Всё благовонней.
         Кто мне посмеет сказать, что здесь
Я на чужбине?!



(Луна в зените, 1942-1944)

Из перламутра и агата,
Из задымлённого стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, -
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.

(Явление луны, 25 сентября 1944 г.)




         В продолжение темы Олег Бордовский прочитал свои лирико-философские стихи  «Природы видеть красоту» о временах года и отдельно об осени, в которых ташкентский поэт размышлял не только о красоте природы – «желанной, нежной, не случайной», но ещё и о  ценности неповторимых мгновений жизни «в созвучии с листвой опавшей».


Умида Каримова впервые осмелилась озвучить на публике свои стихотворные опыты, в которых слушатели  оценили её  поэтическую  свежесть восприятия природы, смелые метафоры, осеннюю грусть, и они сразу же стали близки всем. Поэзия на то и поэзия, чтобы читатели и слушатели могли чужие стихи применить к своей жизни, подумать о времени и о себе и отнести чувства автора к себе самим. Так это случилось в этот раз со стихами Умиды: они смогли покорить разновозрастную аудиторию своей искренностью, метафоричностью и доверительной интонацией. «На алтарь вознесённая жертва – Осень. Краски кровавой мазки».


Галина Козлова  представила на суд  любителей изящной словесности  свою «Осеннюю зарисовку». Словно живописец водил  пером автора  стихотворного наброска с городских улиц, похожих на «оранжевое, жёлтое осеннее созвучье». Автор в изумленье замирает перед «осенью золотой» -  «пред той, что так ликующе, так гордо умирает».



Гостья   «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» профессор Киргызского Российского славянского университета Екатерина Евгеньевна Озмитель рассказала о своих впечатлениях от поездки в осенний Самарканд, о своём посещении в вечерних сумерках ансамбля мемориальных и культовых зданий на склоне  Афрасиаба - Шахи-Зинда. Путешественница оказалась в древнем Самарканде, к её радости, без фотоаппарата и могла  полностью погрузиться в духовную область  богатейшего историко-культурного наследия. Там  её изумили  строгая сдержанность средневековых архитектурных форм мавзолеев эмиров и богатый яркий растительный декор четырёхарочного однокупольного вестибюля со стройным порталом на главной оси. Кирпичные мозаики перекликались с огненным цветом  осенних деревьев  в лучах заходящего солнца и оставили в душе жительницы из Бешкека неизгладимое впечатление о культурном наследии Средней Азии, в котором исторические судьбы населявших этот регион народов Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении были тесно переплетены вплоть до 90-годов прошлого века – эпохи Независимости.




Гостью из Бишкека сопровождал всегда желанный  гость и друг ахматовского музея, сотрудник Института истории при Национальном университете Узбекистана имени М. Улугбека Равшан Ринатович Назаров. Он исполнил «а капелла» на память несколько старинных русских песен и по настоятельной просьбе собравшихся -  одну из программных песен «Охота на волков» любимого поэта и  композитора, одним слом, барда - Вл. Высоцкого.  В импровизированной программе музыкально-поэтического вечера приняли участие также член правления РКЦ, ст. преподаватель кафедры «История Узбекистана»  ТГТУ им. Беруни Ольга Цагараева,  библиофил Александр  Ступак, филолог  Малика Расулова, чтецы-декламаторы Геннадий Ковалёв, Татьяна Касьяненко, молодые курсанты РЦНК. Поэт Светлана Демидова прочитала свои детские и взрослые осенние стихи и принесла в подарок музею прижизненное издание А.П. Чехова из его тринадцатитомного собрания сочинений 1903 года. По этому поводу Равшан Назаров заметил: «Свежими должны быть хлеб и газеты, а книги и друзья – лучше старыми».








Автор этих строк прочитала  «19 октября» А.С. Пушкина, два своих стихотворения из цикла «Осенняя сюита» и посвящение лауреату  XYII фестиваля «Осенний аккорд» Ольге Абишевой, исполнившей на вечере три авторских песни, взорвавших зал бурными аплодисментами своей  душевной открытостью и искренним  призывом любить людей и каждое счастливое мгновение жизни.


В программу внёс свои искромётные нотки бард из КАП и поэзии «Арча»   Арнольд Смородин, исполнивший авторские песни на осеннюю тематику («Когда приходит грусть – я вспоминаю осень…»). В заключение вечера, на котором открылись так много новых талантов,  все хором под аккомпанемент гитары в руках А. Смородина  спели песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая». Музыкально-поэтический вечер в ахматовском музее дал возможность ещё раз всем ощутить живое дыхание осени в поэзии и музыке – гул  нашего  скоротечного времени.

Гуарик Багдасарова



Комментариев нет:

Отправить комментарий