Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)
Этими
стихами директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» А.В.
Маркевич открыла вечер поэзии, в котором приняли участие активисты и гости
музея, читавшие классические и свои
стихи об осени. А.В. Маркевич вспомнила, как писала А. Ахматова об осени и
весне в Ташкенте, ведь она здесь пробыла с осени 1941 по май 1944 гг. во время
своей вынужденной южной эвакуации. Они о разных временах года, но их сближает
чувство благодарности русского поэта азиатскому краю, приютившему своих соотечественников, попавших в беду,
лишившихся на время войны родного крова:
Третью весну
встречаю вдали
От Ленинграда.
Третью? И
кажется мне, она
Будет
последней.
Но не забуду я
никогда,
До часа
смерти,
Как был отраден мне звук воды
В тени древесной.
Персик
зацвёл, а фиалок дым
Всё
благовонней.
Кто
мне посмеет сказать, что здесь
Я на чужбине?!
(Луна в зените,
1942-1944)
Из перламутра и агата,
Из задымлённого стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, -
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.
(Явление луны,
25 сентября 1944 г.)
В продолжение темы Олег Бордовский прочитал свои
лирико-философские стихи «Природы видеть
красоту» о временах года и отдельно об осени, в которых ташкентский поэт
размышлял не только о красоте природы – «желанной, нежной, не случайной», но
ещё и о ценности неповторимых мгновений
жизни «в созвучии с листвой опавшей».
Умида Каримова впервые
осмелилась озвучить на публике свои стихотворные опыты, в которых
слушатели оценили её поэтическую
свежесть восприятия природы, смелые метафоры, осеннюю грусть, и они
сразу же стали близки всем. Поэзия на то и поэзия, чтобы читатели и слушатели
могли чужие стихи применить к своей жизни, подумать о времени и о себе и
отнести чувства автора к себе самим. Так это случилось в этот раз со стихами
Умиды: они смогли покорить разновозрастную аудиторию своей искренностью,
метафоричностью и доверительной интонацией.
«На алтарь вознесённая жертва – Осень. Краски кровавой мазки».
Галина Козлова представила на суд любителей изящной словесности свою «Осеннюю зарисовку». Словно живописец
водил пером автора стихотворного наброска с городских улиц,
похожих на «оранжевое, жёлтое осеннее созвучье». Автор в изумленье замирает
перед «осенью золотой» - «пред той, что так ликующе, так гордо
умирает».
Гостья
«Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»
профессор Киргызского Российского славянского университета Екатерина Евгеньевна Озмитель рассказала о своих впечатлениях от
поездки в осенний Самарканд, о своём посещении в вечерних сумерках ансамбля
мемориальных и культовых зданий на склоне
Афрасиаба - Шахи-Зинда. Путешественница оказалась в древнем Самарканде,
к её радости, без фотоаппарата и могла
полностью погрузиться в духовную область богатейшего историко-культурного наследия. Там
её изумили строгая сдержанность средневековых архитектурных
форм мавзолеев эмиров и богатый яркий растительный декор четырёхарочного
однокупольного вестибюля со стройным порталом на главной оси. Кирпичные мозаики
перекликались с огненным цветом осенних
деревьев в лучах заходящего солнца и
оставили в душе жительницы из Бешкека неизгладимое впечатление о культурном
наследии Средней Азии, в котором исторические судьбы населявших этот регион
народов Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении были тесно переплетены
вплоть до 90-годов прошлого века – эпохи Независимости.
Гостью
из Бишкека сопровождал всегда желанный
гость и друг ахматовского музея, сотрудник Института истории при
Национальном университете Узбекистана имени М. Улугбека Равшан Ринатович Назаров. Он исполнил «а капелла» на память несколько старинных русских песен и по
настоятельной просьбе собравшихся - одну
из программных песен «Охота на волков» любимого поэта и композитора, одним слом, барда - Вл.
Высоцкого. В импровизированной программе
музыкально-поэтического вечера приняли участие также член правления РКЦ, ст.
преподаватель кафедры «История Узбекистана»
ТГТУ им. Беруни Ольга Цагараева, библиофил Александр
Ступак, филолог Малика
Расулова, чтецы-декламаторы Геннадий
Ковалёв, Татьяна Касьяненко, молодые курсанты РЦНК. Поэт Светлана Демидова прочитала свои детские
и взрослые осенние стихи и принесла в подарок музею прижизненное издание А.П.
Чехова из его тринадцатитомного собрания сочинений 1903 года. По этому поводу
Равшан Назаров заметил: «Свежими должны
быть хлеб и газеты, а книги и друзья – лучше старыми».
Автор
этих строк прочитала «19 октября» А.С.
Пушкина, два своих стихотворения из цикла «Осенняя сюита» и посвящение
лауреату XYII
фестиваля «Осенний аккорд» Ольге
Абишевой, исполнившей на вечере три авторских песни, взорвавших зал бурными
аплодисментами своей душевной
открытостью и искренним призывом любить
людей и каждое счастливое мгновение жизни.
В
программу внёс свои искромётные нотки бард из КАП и поэзии «Арча» Арнольд Смородин, исполнивший авторские
песни на осеннюю тематику («Когда приходит грусть – я вспоминаю осень…»). В
заключение вечера, на котором открылись так много новых талантов, все хором под аккомпанемент гитары в руках А.
Смородина спели песню на стихи С.
Есенина «Отговорила роща золотая». Музыкально-поэтический вечер в ахматовском
музее дал возможность ещё раз всем ощутить живое дыхание осени в поэзии и
музыке – гул нашего скоротечного времени.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий